Одним из видов преступлений, при осмотре места происшествия которого наиболее часто встречаются следы протекторов шин, являются преступления, связанные с нарушениями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Так, за 2015 год в Приморском крае с участием специалистов ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю проведено 376 осмотров мест происшествий, связанных с нарушениями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, из них лишь 143 (38%) ОМП с изъятием следов, в дальнейшем явившихся объектами трасологических экспертиз, в том числе следов протекторов шин, по ним проведено 14 трасологических экспертиз.
Шина - основной конструктивный элемент большинства транспортных средств. Шинные компании по производству пневматических шин были созданы во всех развивающихся индустриальных странах к концу 19-го века, и в результате сегодня шинная промышленность имеет глубокие корни производства и проектирования шин в таких странах, как Россия, Япония, Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Австралия и других1. Ежедневно более 2 млн. новых шин производится мировой шинной промышленностью. Более 4 млрд. шин одновременно находятся в эксплуатации[1] [2].
Предварительным исследованием следов протекторов шин на месте ДТП по определенным признакам (количеству колес, базе транспортного средства, колее передних и задних колес, модели шины) возможно установление типа, модели, марки транспортного средства или его групповой принадлежности. Изучением уголовно-процессуальной практики по ст. 264 УК РФ с 2010 по 2015 годы нами установлено, что в Приморском крае предварительное исследование следов протекторов шин при осмотре мест совершения ДТП не проводится вообще. Причин этому множество, но одной из основных, наряду с упущениями профессиональной подготовки субъектов осмотров, является отсутствие алгоритмизированной методики проведения предварительного исследования следов протекторов шин и современных информационно-аналитических баз данных, которые можно было бы для этого применять.
Справочные данные, содержащиеся в различных методических рекомендациях, которые потенциально можно было бы использовать при проведении предварительного исследования следов протекторов шин: определения типов и моделей автотранспортных средств по следам протекторов шин1, следы шин автотранспортных средств и их использование в розыскной и следственной практике[3] [4] [5] [6], получения розыскной и доказательственной информации
-3
в ходе предварительного исследования следов преступлений и технико-
4
криминалистические средства и методы розыска автотранспортных средств и другие, содержат давно уже устаревшую информацию о шинах, технических характеристиках транспортных средств, рисунках протектора и о других параметрах). Кроме того, ранее разработанные методические рекомендации и справочники содержат в большей степени информацию о шинах транспортных средств отечественного производства, и очень скудные данные о шинах иномарок. В настоящее время доля иномарок легковых автомобилей от всего автопарка в России составляет практически 50%. При этом, в западной части страны преобладают европейские, корейские и американские бренды автомобилей, а на Востоке - практически полностью доминируют японские марки1.
На основании этого можно сделать неутешительный вывод о том, что имеющиеся в настоящее время в распоряжении специалистов, экспертов, следователей и оперативных сотрудников сведения о транспортных средствах и их шинах, используемые в раскрытии и расследовании преступлений, не актуальны.
Выход из данной ситуации видится в необходимости актуализации ранее разработанных методик предварительного исследования следов шин, создания нового комплексного подхода к проведению предварительного исследования этих следов, и должного информационного обеспечения предварительного и экспертного исследования следов протекторов шин. Нами предпринята попытка решения этих проблем.
Считаем, что предварительное исследование следов протекторов шин проводимое на месте совершения ДТП, должно стать неотъемлемой частью комплексной методики предварительного исследования совокупности разнообразных материальных следов на месте ДТП. Это обусловлено тем, что вероятность установления модели, марки или групповой принадлежности транспортного средства значительно возрастает, если следы транспортных средств (следы протекторов шин, следы от выступающих деталей транспортного средства, следы ЛКП и другие) подвергать предварительному исследованию не разрозненно, а в совокупности, используя комплексный подход[7] [8]. Для совершенствования процесса проведения предварительного исследования следов протекторов шин нами была разработана база данных следов транспортных средств, на основе которой планируется создание информационно-поисковой системы.
При исследовании эмпирической региональной выборки транспортных средств (в основном иномарок: Toyota, Daihatsu, Honda, Infiniti, Land Rover, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, Renault, Shevrolet, Ssang Yong, Subaru, Suzuki и других), представляющих микромодель оцениваемой генеральной совокупности реально существующих и функционирующих в Приморском крае транспортных средств) (Приложение 7), выявлены информационно-познавательные закономерности, которые явились основной для создания обозначенной ниже алгоритмизированной методики проведения предварительного исследования следов протекторов шин при осмотре места ДТП.
Представляется, что модернизированная методика предварительного исследования следов протекторов шин должна включать в себя следующие этапы:
уточнение расположения и взаиморасположения следов протекторов шин относительно друг друга и других следов на месте ДТП;
установление направления движения транспортного средства по следам, им оставленным на месте ДТП1;
определение количества колес транспортных средств на месте ДТП (по следам протекторов шин, образованным при стоянке автомобиля или при развороте с применением заднего хода)[9] [10];
определение по следам протекторов шин признаков ходовой части транспортного средства (базы и колеи передних, задних колес) и радиуса (диаметра) поворота транспортного средства, установление по ним типа транспортного средства и отнесение к группе транспортных средств, среди которых находится разыскиваемое, с использованием соответствующей аналитической базы данных;
определение модели (группы моделей шин) или размерной группы шины (отнесение шины к ряду размерных групп), устанавливаемых на автомобиль, на основе технических признаков шины, выявленных в ходе предварительного исследования следов протектора шины (ширины беговой дорожки, вида рисунка и его шага, диаметра шины) и специфических признаков (степени и вида изношенности протектора, наличие шипов противоскольжения или гнезд под шипы, производственных и эксплутационных дефектов протектора и других) с использованием соответствующей аналитической базы данных;
определение типа, марки, модели или групповой принадлежности транспортного средства, на которые монтируются шины установленной модели (группы моделей шин) и размера (ряда размеров) с использованием соответствующей аналитической базы данных.
Мы считаем необходимым данные этапы уточнить и конкретизировать с учетом настоящего состояния шин транспортных средств (в силу ограниченности материала диссертационным исследованием остановимся только на некоторых этапах):
Этап 1 - определение по следам протекторов шин признаков ходовой части (базы и колеи передних, задних колес) и радиуса (диаметра) поворота транспортного средства, скрывшегося с места ДТП, установление по ним типа транспортного средства и отнесение к группе транспортных средств, среди которых находится разыскиваемое (с использованием соответствующей базы данных следов транспортных средств) включает следующие этапы.
Этап 1.1 - определение по следам протекторов шин признаков ходовой части транспортного средства (базы и колеи передних, задних колес) предполагает следующие действия:
измерение величины базы и колеи транспортного средства[11];
сравнение размеров колеи передних, задних колес, базы транспортного средства с данными в базе следов транспортных средств, содержащей: модель, марку, год выпуска автомобиля и размерные характеристики базы, передней, задней колеи автомобиля (Приложение 7 - для удобства использования данные в справочной Таблице 1 систематизированы по возрастанию задней колеи транспортного средства (от меньшего к большему). При работе с базой данных необходимо учитывать следующие особенности, выявленные в процессе исследования эмпирической региональной выборки транспортных средств:
база транспортного средства - величина постоянная, в процессе эксплуатации транспортного средства не изменяется;
колея передних и задних колес транспортного средства может быть как одинаковой (например, Toyota Tacoma 2011 года выпуска имеет колею передних и задних колес 1549 мм и другие), так и различной - у многих современных японских автомобилей (например, Honda Fit 2011 года - колея передних колес 1455 мм, задних 1465 мм; Toyota Wish 2009 года - колея передних колес 1505 мм, задних 1470 мм и другие);
колеи или базы одной и той же марки и модели, но разных годов выпуска часто совпадают (например, Toyota Ractis 2006 года, Toyota Ractis 2009 и Toyota Ractis 2012 года имеет базу 2550 мм, колею передних колес 1485 мм, колею задних колес 1475 мм и другие);
колеи или базы разных марок, моделей и годов выпуска транспортных средств могут совпадать (например, Toyota Land Cruiser 200 2013 года выпуска и Lexus LX 570 2012 года выпуска имеют базу 2850 мм, колею передних колес 1640 мм, колею задних колес 1635 мм и другие);
колеи или базы разных марок и моделей могут различаться незначительно (например, Nissan Note 2008 года имеет базу 2600 мм, колею передних колес 1470 мм, колею задних колес 1460 мм, а Toyota Corolla Fielder 2010 имеет базу 2600 мм, колею передних колес 1480 мм, колею задних колес 1465 мм и другие);
при сравнении колеи передних и задних колес транспортного средства с данными в базе следов транспортных средств следует иметь в виду, что колея транспортного средства может изменяться и не совпадать с данными в базе по различным причинам:
из-за загруженности автомобиля, механизма аварии (торможения, наезда на препятствие и других)1;
за счет изменения параметров устанавливаемых дисков (до 200 мм). Нами был проведен эксперимент, в процессе которого на Toyota Corolla Axio 2010 года с базой 2600 мм, колеей передних колес 1480 мм, колеей задних колес 1465 мм, были заменены все 4 диска бренда Toyota с оригинальными размерными характеристиками: 6JJ с вылетом ЕТ-45 на диски 6,5 JJ с вылетом ЕТ-35 (под вылетом понимается расстояние от плоскости симметрии обода до привалочной ступицы колеса (международное обозначение ЕТ). Чем меньше вылет, тем больше колесо выступает из колесной арки автомобиля) . Вследствие этого колея передних колес транспортного средства стала 1520 мм, колея задних колес транспортного средства стала 1505 мм, таким образом, колея передних и задних колес увеличилась на 40 мм;
за счет износа элементов ходовой части транспортного средства: сайлентблоков, стоек стабилизатора, шаровых опор и других элементов (в среднем колея может увеличиться до 10 мм);
за счет установки дополнительной шайбы-проставки на заводскую ступицу колея может увеличиться от 10 до 20 мм. Данная информация была получена в результате опроса специалистов сервисных центров по ремонту ходовой части транспортных средств Приморского края.
На основании вышеизложенного, считаем утверждение Т.Т. Павленко о том, что «ширина колеи автомобиля является величиной постоянной и в процессе эксплуатации автомобиля изменить ее нельзя» необоснованным[12] [13] [14].
Таким образом, одинаковую базу и колею передних, задних колес или только одну из данных размерных характеристик ходовой части транспортного средства, как правило, в базе данных будут иметь сразу несколько автомобилей.
Определение по следам протекторов шин размерных характеристик ходовой части автомобиля позволит значительно сузить группу транспортных средств, среди которых находится скрывшийся с места ДТП автомобиль. И одновременно полученные результаты позволяют оценить реальную возможность определения тех или иных параметров скрывшегося транспортного средства и тем самым оградить следователей и оперативных работников от выдвижения неоправданных версий.
Этап 1.2 - определение радиуса (диаметра) поворота транспортного средства. Полицией штата Мичиган и Королевской конной Канадской полицией создана база данных для хранения и использования «автомобильной информации» на месте происшествия, которая кроме базы и колеи транспортного средства включает еще один параметр - данные радиуса поворота для большинства легковых автомобилей и легких грузовиков1. Радиус поворота транспортного средства зависит от базы автомобиля и угла поворота управляемых колёс. Автомобили с меньшими габаритами имеют значительно меньший радиус поворота, чем более крупные автомобили. Так, американские ученые James Stuart H., Nordby Jon J предлагают измерять диаметр поворота автомобиля по следам протекторов шин только передних колес, поскольку они в основном являются вращающимися колесами, и вычислять его по определенной формуле[15] [16]. Российские же ученые предлагают вычислять радиус поворота транспортного средства в основном с целью определения критической скорости автомобиля различными способами (например, берется дуга следов от передних или задних следов протекторов шин транспортного средства (в зависимости от четкости отображения), и в точках начала и окончания закругления дуги соединяется хордой, затем из центра дуги на середину хорды опускается перпендикуляр; замерив длину хорды и перпендикуляра по расчетной формуле определяется радиус поворота транспортного средства)[17]. Считаем, что при вычислении радиуса или диаметра поворота транспортного средства можно применять любые из формул, предлагаемых как российскими, так и американскими учеными.
Таким образом, на месте ДТП необходимо:
установить минимальный радиус или диаметр поворота транспортного средства (впоследствии установив по нему радиус);
провести сравнение с данными в базе следов транспортных средств, содержащей: модель, марку, год выпуска автомобиля, габаритные размеры транспортного средства (длина, ширина, высота), минимальный радиус поворота и клиренс (Приложение 8 - для удобства использования данные в справочной Таблице 2 систематизированы по возрастанию клиренса транспортного средства (от меньшего к большему)). При работе с базой данных необходимо учитывать следующие особенности, выявленные в процессе исследования эмпирической выборки транспортных средств:
одинаковый минимальный радиус поворота могут иметь сразу несколько автомобилей различных марок и моделей (например, минимальным радиусом поворота 5200 мм обладают: Nissan Cedric 1997 года, Toyota Prius 2009 года, Toyota Auris 2013 года, Toyota Corolla Fielder 2010, Mitsubishi Dion 2000 года и другие; минимальный радиус поворота 6000 мм имеют: Toyota Land Cruiser 1999 года, Lexus LX- 470 2012, Mitsubisi Delica 2007 года, Ford Transit Connect 2011 года и другие) (Приложение 8);
по минимальному радиусу поворота не представляется возможным определить конкретную марку и модель транспортного средства, скрывшегося с места ДТП, но можно определить группу транспортных средств, среди которых может находиться разыскиваемое, и тип транспортного средства. Для определения типа предлагается применение «европейской» классификации автомобилей (в основу которой положены габаритные размерные характеристики транспортного средства): автомобили «А»-класса (малогабаритные автомобили длиной не более 3600 мм, шириной не более 1520 мм, тип кузова - 3-дверный и реже 5-дверный хэтчбек), «В»-класса (в основном хэтчбеки, реже седаны, универсалы длиной 3600-3900 мм, шириной 1520-1630 мм), «С»-класса (автомобили с типом кузова - хэтчбек, седан, универсал, длиной 3900-4400 мм, шириной 1600-1750 мм), <Ю»-класса (средний класс, автомобили длиной 44004700 мм, шириной - 1700-1800 мм, с типом кузова - хэтчбек, седан, универсал и универсал повышенной вместимости), «Е»-класс (высший, средний класс, бизнескласс, автомобили длиной более 4600 мм, шириной более 1700 мм, типы кузовов - седаны и универсалы (редко 5-дверный хэтчбек), <^»-класса (автомобили, с кузовом купе: подкласса G1 - серийные, подкласса G2 - автомобили ручной сборки), «Н»-класса (родстеры и кабриолеты: подкласс Н1-серийные автомобили, подкласс Н2 - собранные вручную), «1»-класса (полноприводные универсальные авто с высоким клиренсом), «К»-класса (подклассы: К1 -кроссоверы, паркетники, легкие внедорожники, К2 - средние внедорожники, K3 - тяжелые внедорожники, К4 - пикапы), «Ь»-класса (минивэны), «М»-класса (коммерческий малый транспорт)[18]. Так, малогабаритные легковые автомобили (3-дверный и реже 5дверный хэтчбек) имеют минимальный радиус поворота - в среднем от 4000 до 5600 мм, легковые автомобили (хэтчбеки, купе, универсалы, седаны, кабриолеты, бизнес-класс, гольф-класс) имеют минимальный радиус поворота - в среднем от 4500 до 5700 мм; кроссоверы, внедорожники, минивэны, пикапы - от 5700 мм до 6800 мм (Приложение 8).
Этап 2 - определение модели (группы моделей) или размерной группы (ряда размерных групп) шин, устанавливаемых на автомобиль на основе технических признаков шины, выявленных в ходе предварительного исследования следов протектора шины (ширины беговой дорожки, диаметра шины, вида рисунка и его шага) и специфических признаков (степени и вида изношенности протектора, наличие шипов противоскольжения или гнезд под шипы, производственных и эксплуатационных дефектов протектора и других) с использованием соответствующей аналитической базы данных:
Этап 2.1 - предварительное исследование следа протектора шины при условии, что имеется возможность установления ширины беговой дорожки и наружного диаметра шины, но весь рисунок протектора отчетливо не отобразился:
- определение ширины беговой дорожки и наружного диаметра шины. В поверхностных следах ширина беговой дорожки устанавливается измерением ширины следа (при отображении изолированных выступов, расположенных вдоль боковых границ протектора, ширина беговой дорожки измеряется между данными выступами). Ширина дна объемного следа, измеренная по перпендикуляру к продольной оси следа, является шириной беговой дорожки1. Если на месте ДТП обнаружен след протектора шины значительной протяженности, то предварительным исследованием можно установить длину окружности шины (пересчетом длины его беговой дорожки, определенной по расстоянию в следе между двумя ближайшими отображениями одной особенности протектора), а затем по формуле вычисляется ее наружный диаметр[19] [20];
- сравнение ширины беговой дорожки и наружного диаметра шины с данными в информационно-аналитической базе (содержащей размер, ширину беговой дорожки, наружный диаметр шины (под нагрузкой автомобиля) (Приложение 9 - данные в справочной Таблице 3 систематизированы по возрастанию ширины беговой дорожки (от меньшего к большему), с целью определения типа и размерной группы (нескольких размерных групп) шин, устанавливаемых на автомобиль, скрывшийся с места ДТП. При работе с информационно-аналитической базой необходимо учитывать некоторые особенности, выявленные в процессе исследования эмпирической региональной выборки транспортных средств:
одинаковую ширину беговой дорожки могут иметь одна или несколько размерных групп шин различных брендов (например, ширину беговой дорожки 160 мм могут иметь модели шин разных брендов, но одной размерной группы 195/65 R 15: Bridgestone В250, Yokohama E70, Goodiear ZEA II и другие; ширину беговой дорожки 130 мм могут иметь шины различных брендов и размерных групп: Falken ЕР 03 размерами 145/80 R 12; Bridgestone Reva 2 размерами 165/80 R 13, Bridgestone MZ-3 175/70 R 14 и другие);
шины, относящиеся к разным размерным группам, установленные на автомобили под нагрузкой, могут иметь одинаковый наружный диаметр шины и одинаковую ширину беговой дорожки (например, Goodiear Integriti размером 225/65 R 17 и Falken S112 215/70 R 16 - имеют ширину беговой дорожки 180 мм и наружный диметр шины 680 мм, шины Dunlop SP Sport 2030 размером 175/60 R 16 и Dunlop LM 703 размером 175/65 R 15 имеют ширину беговой дорожки 140 мм и наружный диметр 590 мм, и другие;
шины, относящиеся к одной размерной группе могут отличаться друг от друга наружным диаметром шины как незначительно (например, шины размером 235/55 R 18: Yokohama G-051 имеют наружный диаметр 680 мм, шины Bridgestone DMV-1 690 мм, Dunlop SJ6 710 мм), так и существенно (например, шины размером 235/55 R 18 Dunlop SP SPORT 270 имеют наружный диаметр 800 мм (данные наружного диаметра шины указаны под нагрузкой автомобиля);
ширина беговой дорожки и наружный диаметр шины, установленные по следу на месте ДТП, могут не совпадать с размерами беговой дорожки и диаметром шины, указанным в базе данных, по различным причинам. Так, в специальной литературе указывается, что ширина беговой дорожки может отличаться на 3-5 % в зависимости от нагрузки на шину, давления воздуха в шине
1 2 3
и других условий , может изменяться от 5 до 15 мм , 10-15мм . Согласно исследований шин отечественных автомобилей, проведенных Ф.П. Совой в 80-х годах 20 века, было установлено, что диаметр шины неподвижного нагруженного колеса уменьшается против свободного диаметра в пределах от 29 до 35 мм (для легковых автомобилей) и от 22 мм до 90 мм (для грузовых шин)4.
Нами были проведены экспериментальные исследования с целью установления закономерностей изменения ширины беговой дорожки и наружного диаметра шины в поверхностных следах, оставляемых современными иностранными шинами транспортных средств в зависимости от изменения величины их внутреннего давления. В качестве объекта исследования были выбраны новые летние шины: Bridgestone Dueler 697 (A/T - универсальные), Dunlop Grandtrek MT 2 (М/Т - грязевые), Bridgestone Ecopia EP 850 (Н/Т - шоссейные) и зимние фрикционные шины Dunlop Grandtrek SJ 6. Рабочее давление воздуха в шинах с помощью стрелочного манометра пружинного типа было определено 2,2 атмосферы (атм.), 1 атм., 0,1 атм. Шины покрывались дактилоскопической краской и поочередно устанавливались на автомобиль Mitsubishi Pajero Evolution 1997 года выпуска, который проезжал по экспериментально установленному пути в 1,5 метра (в качестве подложки использовались рулонные обои). В результате проведенного эксперимента было установлено:
- ширина беговой дорожки шины: Bridgestone Dueler A/T 697 при 2,2 атм. составляет 190 мм, при 1 атм. - 195мм, при 0,1 атм. - 200 мм; Dunlop Grandtrek MT 2 при 2,2 атм. составляет 190 мм при 1 атм. - 195 мм , при 0,1атм. - 205 мм, Bridgestone Ecopia EP 850 при 2,2 атм. составляет 180 мм, при 1атм. - 200мм, при [21] 0,1 атм. - 210 мм, Dunlop Grandtrek SJ 6 при 2,2 атм. составляет 200 мм , при 1атм. - 205 мм, при 0,1 атм. - 210 мм.
Итак, экспериментальным путем установлено, что в зависимости от давления в шине ширина беговой дорожки может изменяться от 5 до 30 мм. При этом наибольшему изменению ширины беговой дорожки в зависимости от давления в шине подвержены летние шины Bridgestone Ecopia EP 850 (до 30 мм), наименьшему - зимние шины Dunlop Grandtrek SJ 6 и шины Bridgestone Dueler A/T 697 (до 10 мм);
наружный свободный диаметр шины (под свободным диаметром понимается диаметр шины при максимальном внутреннем давлении без нагрузки) Bridgestone Dueler A/T 697 составляет 770 мм, с нагрузкой автомобиля при давлении в шине 2,2 атм. составляет - 760 мм, при 1 атм. - 740 мм, при 0,1 атм. - 730 мм;
наружный свободный диаметр шины Dunlop Grandtrek MT2 составляет 750 мм, в нагруженном состоянии при давлении в шине 2,2 атм. составляет 740 мм, при 1 атм. - 725 мм, при 0,1 атм. - 720 мм;
наружный свободный диаметр шины Bridgestone Ecopia EP 850 составляет 770 мм, в нагруженном состоянии при давлении в шине 2,2 атм. составляет 745 мм, при 1 атм. - 735 мм , при 0,1 атм. - 720 мм;
наружный свободный диаметр шины Dunlop Grandtrek SJ 6 составляет 760 мм, в нагруженном состоянии при давлении в шине 2,2 атм. составляет 740 мм, при 1 атм. - 730 мм, при 0,1 атм. - 710 мм.
Итак, экспериментальным путем установлено, что в зависимости от давления в шине под нагрузкой (установленной на транспортное средство) наружный диаметр шины может изменяться на величину от 5 до 30 мм, а относительно свободного диаметра шины разница может достигать 50 мм.
Ширина беговой дорожки играет важную роль для дифференциации устанавливаемых моделей шин на транспортное средство по типу. Так, Ф.П. Сова выделял два основных типа шин: для легковых и грузовых автомобилей (для легковых автомобилей и легких грузовиков ширина беговой дорожки составляет от 92 до 160 мм, для грузовых автомобилей, автобусов - от 140 до 590 мм)[22]. В связи с появлением в России большого количества иномарок автопроизводителями и автодилерами стала применяться «европейская классификация» легковых автомобилей. На основе вариации данной европейской классификации легковых автомобилей и проведенного исследования эмпирической региональной выборки шин современных транспортных средств нами предлагается деление шин на следующие типы (с соответствующей градацией по ширине беговой дорожки) при условии, что шины являются штатными (устанавливаемыми заводом изготовителем) к вышеуказанным транспортным средствам):
шины для легковых и легкогрузовых автомобилей (седанов, универсалов, минивэнов, купе (родстеры, кабриолеты, гоночные «спортивные») хэтчбэков, лимузинов, микроавтобусов) имеют ширину беговой дорожки варьирующую от 120 до 170 мм;
шины для кроссоверов, паркетников имеют ширину беговой дорожки, варьирующую от 170 до 220 мм;
шины для внедорожников (легких, средних и тяжелых внедорожников, пикапов) имеют ширину беговой дорожки, варьирующую от 200 до 280 мм;
шины для грузовых автомобилей и автобусов имеют ширину беговой дорожки, варьирующую от 200 до 525 мм.
При проведении предварительного исследования следов беговой дорожки шины на месте ДТП необходимо учитывать, что на автомобиле, скрывшемся с места происшествия, могут стоять и нештатные модели шин:
на легковые автомобили (седаны, универсалы, минивэны, купе (родстеры, кабриолеты, гоночные «спортивные») хэтчбэки, лимузины, микроавтобусы) могут устанавливаться шины с шириной беговой дорожки от 190 до 250 мм;
на кроссоверы и паркетники могут устанавливаться шины с шириной беговой дорожки от 220 до 270 мм;
- на внедорожники могут устанавливаться шины с шириной беговой дорожки от 240 до 320 мм.
Таким образом, по ширине беговой дорожки шины не представляется возможным определить конкретную модель шины, когда рисунок протектора шины не просматривается, но можно определить тип шины транспортного средства или принадлежность ее к ряду размерных групп (например, след протектора шины, обнаруженный на месте ДТП, мог быть образован шиной размером 205/70 R 15, размером 215/70 R 16, размером 225/60 R 17).
Этап 2.2 - предварительное исследование следа протектора шины при условии, что рисунок протектора отчетливо отобразился, включает следующие этапы:
Этап 2.2.1 - установление рисунка протектора шины при помощи разработанной классификации рисунков шин. Если ранее в криминалистической литературе рассматривалось совсем скудное количество рисунков протекторов, имеющихся на моделях шин отечественных автомобилей (например, 45 рисунков протекторов , 87 рисунков , 120 рисунков , и другое, сравнительно небольшое их количество), то реалии сегодняшнего времени таковы, что производители шин, как правило, предпочитают изменять рисунок протектора и (или) конструкцию шины каждые два или три года, в то время как производители автомобилей вообще требуют новые шины на каждую новую модель автомобиля4.
Хотелось бы отметить, что при изучении протоколов осмотров мест ДТП было установлено, что следы протекторов шин, в которых даже достаточно полно и четко, а не фрагментарно отобразился рисунок протектора, описываются довольно поверхностно (какая-либо классификация следов по рисунку протектора не применяется). Е.А. Лушин справедливо отметил, что в криминалистической [23] [24] [25] [26] литературе на сегодняшний день отсутствует общепринятая методика описания рисунков протектора шины1.
Классификация шин с различными рисунками протекторов: на шины с дорожным рисунком протектора, шины с универсальным (комбинированным) рисунком протектора, шины с рисунком протектора повышенной проходимости, арочные шины, шины с регулируемым внутренним давлением воздуха, широкопрофильные шины, шины со съемным протектором, шины для спортивных и гоночных автомобилей, шины с зимним рисунком протектора[27] [28] [29] [30] устоялась в криминалистике и используется как общепринятая. Считаем, что данную классификацию следует модернизировать и дополнить, так как она не позволяет в полной мере учесть все многообразие современных рисунков протекторов шин.
Так, исходя из анализа ГОСТов по пневматическим шинам: (ГОСТ 22374-77 «Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения»; ГОСТ Р 529002007 «Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним»; ГОСТ Р 54916-2012 «Шины пневматические ошипованные. Основные показатели качества») , технической литературы, посвященной исследованиям шин транспортных средств , закономерностей, выявленных нами в процессе исследований рисунков протекторов шин эмпирической региональной выборки транспортных средств, предлагаем ввести в криминалистический оборот классификацию рисунков протекторов шин по следующим основаниям:
по типу рисунка беговой дорожки протектора шины: симметричный, асимметричный, направленный (может быть как симметричный, так и асимметричный):
симметричный - рисунок протектора шины симметричен относительно центральной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения и имеет одинаковый дизайн (одинаковое количество аналогичных по форме и размерам составляющих его элементов) на каждой половине беговой дорожки (Приложение 13, фото 1);
асимметричный - рисунок протектора шины не симметричен относительно центральной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения и имеет различный дизайн (неодинаковое количество разнообразных по форме и размерам составляющих его элементов) на каждой половине беговой дорожки (Приложение 13, фото 2);
направленный - рисунок протектора шины состоит из элементов, расположенных под углом к направлению движения (рисунок образует форму «елочки») может быть симметричным относительно плоскости, проходящей через середину протектора, или имеет различный дизайн на каждой половине беговой дорожки (Приложение 13, фото 3).
по соответствию рисунка протектора шины типу дорожного полотна (асфальт, грунтовые дороги, пересеченная местность, песок, грязь и другие): шоссейный (дорожный H/T (Half Terrain), вседорожный (унивесальный A/T (All Terrain), грязевой (внедорожный M/T (Mud Terrain):
шоссейный (H/T (Half Terrain) - рисунок протектора предназначен для эксплуатации шины по городскому асфальту (шоссе), но может использоваться по грунтовым дорогам, и состоит из плотно прилегающих друг к другу блоков протектора (часто пятишаговая вариация) с явно выраженными продольными канавками (в основном от 1 до 5 штук прямой и извилистой формы) и множеством поперечных пересекающихся и непересекающихся канавок (выемок), расположенных под различным углом, блоки протектора имеют плавный скругленный переход от центральной к плечевой зоне шины (Приложение 13, фото 4);
вседорожный (унивесальный A/T (All Terrain) - рисунок протектора предназначен для эксплуатации шины на шоссе, грунтовых дорогах, в условиях бездорожья и состоит из расположенных в центральной части разреженных блоков протектора (часто пятишаговая вариация) с широкими продольными канавками (в основном от 3 до 5 штук прямой и извилистой формы) и многочисленными пересекающимися и непересекающимися канавками под различным углом (спиралевидной формы, скошенные грани алмазной формы и другие), часто присутствуют изогнутые центральные ребра, по плечевой зоне шины расположены изолированные выступы (грунтозацепы в основном с рифлеными краями) (Приложение 13, фото 5);
грязевой (внедорожный M/T Mud Terrain) рисунок протектора предназначен для эксплуатации шины в условиях бездорожья (грязи) и состоит из крупных и высоких блоков протектора (грунтозацепов, чаще всего, ступенчатого типа), более близко расположенных друг к другу в центральной части, и более изолированно друг от друга по плечевой зоне шины, разделенных глубокими и широкими выемками (Приложение 13, фото 6).
- по соответствию рисунка протектора шины сезонности применения:
зимние: фрикционные (Скандинавского и Европейского типа) и шипованные;
летние (шины с шоссейным, вседорожным и грязевым рисунком протектора).
Отображение ламелей (узких и глубоких прорезей на шашках, расположенных поперечно шине в виде множества рядов) в следе протектора шины является дифференцирующим признаком, позволяющим отличить зимние фрикционные шины от летних по рисунку протектора беговой дорожки (Приложение 13, фото 7). Так, В.А. Васильев, М.В. Поздняков и М.Е. Пахомов справедливо отмечают, что четкое отображение ламелей в следах протекторов шин позволяет выделять следы, образованные фрикционными шинами, и при производстве предварительного исследования на месте происшествия данный факт способствует сужению круга поиска автотранспортного средства, оставившего эти следы[31].
Зимний рисунок протектора Скандинавского типа предназначен для эксплуатации фрикционной шины на обледенелой и заснеженной дороге, имеет достаточно крупные блоки протектора (с заостренными зубчатыми краями) включающими большое количество прямоугольных и ромбовидных шашек, продольных и поперечных канавок, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, с плотно нарезанными ламелями, по бокам располагаются угловатые грунтозацепы (Приложение 13, фото 7).
Зимний рисунок протектора Европейского типа предназначен для эксплуатации фрикционной шины в умеренной климатической зоне центральноевропейского региона и представляет собой диагональный рисунок протектора с большим количеством крупных шашек (зачастую не разделенных на секции) и водоотводных каналов, расположенных близко друг к другу в центральной зоне, которые, соединяясь, образуют вместе разветвленную сеть, в плечевой зоне пролегают крупные закругленные грунтозацепы, блоки протектора имеют множество длинных мелких ламелей.
Зимний рисунок протектора с шипами, кроме большого количества ламелей, содержит дополнительные элементы - ряды шипов (Приложение 13, фото 8).
Летний рисунок протектора шины предназначен для эксплуатации шины в летнее время года, либо при положительных температурах весной и осенью, и отличается от зимнего главным образом отсутствием ламелей. Летние шины по соответствию рисунка протектора типу дорожного полотна подразделяются на шоссейные (H/T (Half Terrain), вседорожные (унивесальные A/T (All Terrain) и грязевые (внедорожные M/T (Mud Terrain).
Полагаем, что данную классификацию рисунков протекторов шин в обязательном порядке необходимо использовать при описании следов протекторов шин в процессе проведения предварительного исследования на месте ДТП, в протоколе осмотра места ДТП, при проведении трасологической экспертизы по следам протекторов шин.
Этап 2.2.2 - сравнение рисунка протектора шины с рисунками шин в базе данных для определения модели шины (группы моделей шин). Для облегчения поиска шин нами была создана база данных наиболее распространенных рисунков протекторов моделей шин автомобилей следующих производителей: Yokohama, Bridgestone, Dunlop, Nitto, Toyo, Nancang, Goodiear, Michelin, Falken, Kumho, Hankook, Triangle, Nokian, содержащая фотографию протектора модели шины, информацию о модели шины (наименование бренда и модели, год производства, страна-производитель, глубина рисунка протектора). В базу данных вошли более 100 моделей самых популярных шин различных брендов, устанавливаемых на транспортные средства (в основном на легковые и легкогрузовые автомобили) на Дальнем Востоке. Данные модели шин при необходимости могут вноситься и в ранее разработанные экспертные системы следов шин[32] в журнал моделей протекторов шин, по которым возможно проводить поиск типа «след-шина».
Следует подчеркнуть, что в различных странах мира создаются информационно-поисковые системы и базы данных рисунков протекторов шин, например:
- в Китае существует база данных протекторов шин, разработанная компаниями Qingdao Rubber Valley Intellectual Property и Intellectual Property Publishing House. В нее входят 520 тысяч рисунков протекторов из Евросоюза,
Южной Кореи, Японии, Китая и США. Данная база позволяет производить поиск шины по изображению рисунка протектора1;
в Великобритании создана база данных Treadmate, включающая 10700 моделей протекторов шин, в том числе 753 модели японских шин и 690 моделей корейских шин), и являющаяся составной частью трасологической системы для определения следов протекторов шин с мест происшествий SICAR 6 компании Foster+Freeman[33] [34] [35];
в США (штат Мичиган) создана база данных на электронных носителях (CD-ROM), включающая более 18000 рисунков протекторов моделей шин, и содержащая фотографию протектора модели шины, информацию о производителе
3
и стране производства .
Представляется, что наличие базы международного уровня в экспертных и следственных подразделениях МВД России и, главным образом, ее использование при проведении предварительных исследований следов протекторов шин на месте ДТП наряду с информационно-поисковой системой следов ДТП регионального уровня позволило бы на качественно новом уровне расследовать и раскрывать дорожно-транспортные преступления.
Этап 2.3 - предварительное исследование следа протектора шины при отображении в нем специфических признаков шины (степени изношенности рисунка протектора,наличия шипов противоскольжения или гнезд под шипы, броских дефектов производственного и эксплутационного характера и других особенностей).
Этап 2.3.1 - установление степени изношенности рисунка протектора шины в объемных и поверхностных следах (по глубине рисунка протектора, по отображениям признаков выпрессовок и индикаторов износа).
Изношенность протектора шины в объемных следах ориентировочно можно установить путем измерения глубины рисунка протектора и сравнением ее с глубиной рисунка протектора соответствующей новой модели шины1 (с использованием вышеуказанной базы рисунков протекторов шин). Так, измерением глубины рисунка протектора новых моделей шин различных брендов (Yokohama, Bridgestone, Dunlop, Nitto, Toyo, Nancang, Goodiear, Michelin, Falken, Pirelli, Kumho, Hankook, Triangle, Nokian, Tiger, Goodride, Hifly, Jinyu, Maxxis, Sonny, Zeetex, Firestown, Integro и других) с использованием электронного глубиномера «Digital Tread Depth Gauge, Ravge: 0-25,4 mm/ 0-1» установлено, что глубина протектора шин для легковых автомобилей в среднем варьируется от 6 мм до 9 мм, для паркетников (кроссоверов) от 8 мм до 11 мм, для внедорожников от 9 мм до 24 мм.
Таким образом, предварительным исследованием на месте ДТП, установив глубину объемного следа протектора шины и сравнив ее с номинальной глубиной рисунка протектора новой модели шины, можно ориентировочно установить не только степень изношенности, но и тип шины, которой они оставлены (для легковых автомобилей, для паркетников (кроссоверов), для внедорожников (джипов).
Оценивать изношенность протектора шины в поверхностных и объемных следах возможно и по наличию или отсутствию отображения в следе «выпрессовок» (круглых выступов диаметром до 2 мм, и «гребешков» - тонких полосок, расположенных на выступающих элементах протектора) и всех границ выступов, расположенных в средней части беговой дорожки, выделяя при этом три степени изношенности протектора: малоизношенный - характеризуется наличием отображения в следе выпрессовок, при среднем износе - выпрессовки отсутствуют, границы всех выступающих элементов протектора различаются, при сильном износе - границы большинства выступов, расположенных в средней части беговой дорожки, истерты[36] [37].
Предлагаемая оценка изношенности актуальна и на сегодняшний день, но требует некоторой модернизации в связи с тем, что современные технологии изготовления шин иностранными компаниями имеют свои особенности (в связи с огромным разнообразием различных пресс-форм) поэтому и так называемые «выпрессовки», отличаются друг от друга. В большинстве своем это круглые или конусовидные выступы диаметром от 1 до 2 мм и высотой до 2 мм, иногда заканчивающиеся «волоском» длиной от 2 до 10 мм, и поперечные или продольные полосы, пересекающие беговую дорожку (в основном от 1 до 9 полос, расположенные на выступающих элементах протектора) (Приложение 13, фото 9).
В настоящее время продолжаются исследования в области совершенствования конструкции воздухоотводящих отверстий в пресс-формах с целью полного исключения образования выпрессовок (например, мировым лидером по изготовлению двудольных и секторных пресс-форм компанией «A-Z» и другими)1. Представляется, что если в скором времени пресс-формы перестанут содержать выпрессовки, то доминирующую роль в определении степени износа протектора по следу шины (особенно в поверхностных следах) займут отображения разнообразных видов индикаторов износа.
В России с 1993 года, а за рубежом еще ранее, перестали производить шины без индикаторов износа . С учетом этого нами разработана система признаков современных индикаторов износа (предельных, предупредительных и дополнительных (буквенных, буквенно-цифровых, знаковых), позволяющая субъекту проведения предварительного исследования следов протекторов шин на месте ДТП определить в вероятной форме степень изношенности протектора шины: сильный износ, средний износ, малый износ). Признаки индикаторов износа могут отображаться как в поверхностных, так и в объемных следах (в зависимости от условий следообразования): [38] [39]
признаки, указывающие в следе на малый износ протектора шины:
отображение в центральной части следа беговой дорожки буквенных или буквенно-цифровых обозначений в виде: названий брендов шин (например Hankook, Dunlop, Zeetex и других) (Приложение 13, фото 10, 11); брендовой линейки компании (например, Kumho - Ecsta, Ventus и других) (Приложение 13, фото 12); модели шины (например, Nitto NT 650, Dunlop SP Sport Maxx, Nankang NS-20 и других) (Приложение 13, фото 13, 14, 15), размера шины (например, «235/45 ZR 17» на шине Jinyu YU 61 и других), (Приложение 13, фото 16);
отображение в центральной части следа беговой дорожки цифр и знаков: «2, 3 «капли» и 4, 5, 6, 7, 8» или «2, 3, 4, 5, 6, 7, 8» - в следах от легковых летних шин Nokian (Приложение 13, фото 17, 18); «4, 6, 8» и «снежинка» или «4, 6, 8» - в следах от легковых зимних шин Nokian (Приложение 13, фото 19, 20); «16, 12, 8, 4» или «12, 8, 4» - в следах от грузовых шин Nokian (Приложение 13, фото 21); «100%, 80%, 60%, 40%» и «снежинки» - в следах от легковых зимних шин Nokian; «2 «снежинка» 5» - в следах от легковых китайских шин Maxxis NP 3 (Приложение 13, фото 22); сегментированной «8»1 - в следах от легковых российских шин Matador (Приложение 13, фото 23);
отображение по бокам следа беговой дорожки кругляшков: диаметром 5 мм - в следах от шин некоторых моделей Falken) (Приложение 13, фото 24); отображение 4 кругляшков диаметром 2 мм, расположенных поперек следа беговой дорожки шины - в следах от некоторых моделей шин Kumho) (Приложение 13, фото 25);
отображение в центральной части следа «прорези» (полосы) длиной 42 мм, шириной 1,5 мм[40] [41] - в следах от российских шин Кама для легковых автомобилей) (Приложение 13, фото 26);
признаки, указывающие в следе на средний износ протектора шины:
отображение в различных частях следа предупредительных ребристых индикаторов износа в виде «мостиков» в канавках беговой дорожки протектора: с продольными полосами от 3 до 4 штук во всю длину (например, в следах от некоторых моделей шин Dunlop, Bridgestone, Michelin, Kumho и других) (Приложение 13, фото 27), с 3 продольными полосами в центральной части (например, на некоторых моделях шин Yokohama) (Приложение 13, фото 28), с рисунком по типу «клетка» (например, на некоторых моделях шин Toyo) (Приложение 13, фото 29), с пересекающимися полосами в виде «х» (например, на некоторых моделях шин Continental), с рисунком в виде снежинки (например, на некоторых моделях шин Bridgestone, Кама и других) (Приложение 13, фото 30, 31);
отображение в центральной части следа буквенных или буквенноцифровых обозначений: «2, 3 «капля» и 4, 5, 6» или «2, 3, 4, 5, 6» или «2, 3, 4, 5» в следах от легковых летних шин Nokian; «4, 6» и «снежинка» или «4, 6» - в следах от легковых зимних шин Nokian; «8, 4» - в следах от грузовых шин Nokian; 60%, 40%» и «снежинка» - в следах от легковых зимних шин Nokian; «снежинка» 5» - в следах от легковых китайских шин Maxxis NP 3; «6» - в следах от легковых российских шин Matador; букв «nkang» (в следах от шин Nankang NS 20);
отображение по бокам беговой дорожки в следе «квадратиков» (в следах от шин Falken (при стирании шины на 50% кругляшки становятся квадратами) с размерами сторон 5х5 мм;
отображение в центральной части следа полосы в виде «прорези» длиной от 20 до 30 мм и шириной 1,5 мм (в следах от шин Кама для легковых автомобилей);
признаки, указывающие в следе на сильный или критический износ протектора шины:
отображение в различных частях следа предельного поперечного гладкого индикатора износа в виде «мостика» в канавке или выемке (Приложение 13, фото 32);
отображение в центральной части следа цифр: «2, 3 «капля» или «2, 3» или только цифры «2» - в следах от легковых летних шин Nokian; «4» и «снежинка» или «только «4» - в следах от легковых зимних шин Nokian; «4» - в следах от грузовых шин Nokian; «40%» и «снежинка» или только «40%» - в следах от легковых зимних шин Nokian; «5» - в следах от легковых китайских шин Maxxis NP 3; «4» - в следах от легковых российских шин Matador; букв «ng» (в следах от шин Nankang NS 20);
отображение в центральной части следа полосы в виде «прорези» длиной до 10 мм, шириной 1,5 мм (в следах от российских шин Кама);
отображение в центральной части следа мостика в канавке или выемке с рисунком в виде «ножа» (в следах от российских грузовых шин Кама) (Приложение 13, фото 31).
Таким образом, отображение в следе предельного, предупредительного или дополнительного (цифрового, буквенного, в виде полос, пиктограмм и других обозначений) индикаторов износа являются специфическими признаками рисунка протектора шины, позволяющими значительно сузить группу шин, которые были установлены на транспортное средство, скрывшееся с места ДТП, а именно, отнести к шинам с малым, средним, сильным износом рисунка протектора, а также ориентировочно установить размер шины, ее бренд, определенную линию бренда или даже модель шины.
2.3.2 - установление наличия шипов противоскольжения. Для обеспечения эксплуатационной надежности автомобилей при движении по скользким дорогам на шинах применяют шипы[42]. Следы шипов
противоскольжения могут быть использованы как для розыска транспортного средства, причастного к ДТП, так и для его идентификации. Исследованием эмпирической выборки было установлено, что современные ошипованные шины претерпели значительные изменения по сравнению с шинами отечественого производста, описаными в криминалистической литературе, например:
на шинах стали устанавливать шипы разнообразной формы, а не только круглой (например, на шинах Nokian Hakkapeliitta 8 - шип имеет форму вытянутого шестигранника, ориентированного поперек направления движения (Приложение 13, фото 33), на шине Yokohama IG 55, Bridgestone !се Cruiser 7000 в виде правильного шестигранника (Приложение 13, фото 34, 35), на шине Nokian Hakkapeliitta 5 - шип с четырехгранным сердечником (Приложение 13, фото 36), на шине Nitto Therma Spike шип с насечкой в виде пятилучевой звезды и четырехгранным сердечником (Приложение 13, фото 37), на шине Bridgestone Blizzak Spike-01 сердечник шипа с насечкой в виде креста (Приложение 13, фото 38) и другие;
на некоторых моделях шин вокруг шипа появился специальный рисунок, несущий функциональную нагрузку при сцеплении шины с дорожным полотном (например, на шинах Nokian Hakkapeliitta 7, Nokian Hakkapeliitta 8 имеется объемный (выпуклый) рисунок «медвежьего когтя», который во время торможения удерживает шип в вертикальном положении, препятствуя наклону, что улучшает сцепление со льдом1 (Приложение 13, фото 33), на шинах Nitto Therma Spike для этих же целей около шипа предусмотрен рисунок пятилучевой звезды в виде углублений каждого луча[43] [44] [45], (Приложение 13, фото 37) и другие);
на многих моделях ошипованных шин вокруг шипов имеются индикаторы обкатки (например, в виде снежинок на шинах Nancang SW-7 (Приложение 13, фото 39), в виде структурированных полосок на шине Nokian Hakkapeliitta 5 (Приложение 13, фото 36) и другие).
В связи с изложенным, признаки, указывающие, в имеющейся криминалистической литературе, на отображение шипов в следе протектора шины - вмятины (кружки) в следе качения и полосы (царапины) в следах
■j
скольжения, образованные при торможении , необходимо модернизировать. Мы
предлагаем к признакам, по которым можно установить, что след оставлен шипованной шиной, отнести:
признаки, указывающие непосредственно на наличие шипов на шине - отображение в следе вмятин (кружков, овалов, четырехгранников, многогранников, трапеций (треугольников), четырехлучевых или трехлучевых звезд), а также полос (царапин) в следе скольжения, образованном при торможении;
дополнительные признаки: отображение индикаторов обкатки около шипа в следе протектора шины (в виде прерывистых кружков, снежинок, ромбов и других фигур); отображение около шипа специальных рисунков, несущих функциональную нагрузку при эксплуатации шины (в виде «медвежьего когтя», пятилучевой звезды, двойного круга с перемычками внутри и других), позволяющие ориентировочно установить бренд шины, линию бренда или даже модель шины, а так же определить, что шины, установленные на автомобиле, скрывшемся с места ДТП, новые и еще не прошли путь обкатки
При проведении предварительного исследования необходимо обращать внимание на следующие особенности отображения шипов в следе, которые важно учитывать при розыске транспортного средства, скрывшегося с места ДТП:
на размеры, конфигурацию, форму как самих шипов, так и их сердечников;
на количество рядов шипов (например, на шине Nankang SW 5 имеется 8 рядов шипованных дорожек, на шине Yokohama IG 35 - 10 рядов шипованных дорожек, на шине Pirelli Winter Carving - 12 рядов шипованных дорожек, на шине Michelin Latitude X-ICE North 2 и на шине Nitto Therma Spike - 14 рядов шипованных дорожек, на Nokian Hakkapeliitta 7 SUV - 16 рядов шипованных дорожек, на шине Continental Ice Contact 2 - 18 шипованных дорожек, на шине Yokohama IG 55 и Toyo Observe G3-Ice - 20 рядов шипованных дорожек, на шинах Dunlop Ice Touch и Goodyear Ultra Grip Ice Arctic - 22 ряда шипованных дорожек и другие), их расположения по вертикали и горизонтали в следе;
на наличие в следах индикаторов обкатки около шипа. Данный признак будет сведетельствовать о том, что шины, установленые на автомобиле, скрывшемся с места ДТП, новые и еще не прошли путь обкатки в 1000 км (информация получена при опросе специалистов торговых шинных сетей в Приморском крае);
на каких колесах транспортного средства установлены шипы (передних, задних) или на всех, так как, согласно законодательным изменениям в России1, вступившим в силу 1 января 2015 года все 4 колеса на транспортном средстве должны быть обязательно ошипованы (ошиповка только передних или задних колес будет являться признаком, существенно сужающим группу транспортных средств, среди которых может находиться разыскиваемое).
Этап 2.3.3 - установление в следе протекора шины броских дефектов производственного и эксплутационного характера. Так, проведенным исследованием новых моделей шин в Дальневосточной торговой шинной сети на одной из партий иностранных шин нами был выявлен производственный дефект в виде недопрессовки одного элемента - «когтя» объемного рисунка «медвежьего когтя» (запатентованного компанией Nokian) на шинах Nokian Hakkapeliitta 7. Сотрудниками кафедры трасологии и баллистики Волгоградской академии МВД России Д.Ю. Донцовым и Е.В. Китаевым на новых бескамерных шинах отечественного производства выделены дефекты производственного характера в виде недопрессовки стыка и отображении пресс-формы (обусловлены нарушением технологии сборки шины) . В следе протектора шины могут отобразиться и дефекты эксплуатационного характера (например, различного рода заплаты (в виде жгута, грибка и другие), выкрошенности резины и другие особенности). [46] [47]
Таким образом, установление в следе специфических признаков шины позволяет значительно сузить группу транспортных средств, среди которых находится автомобиль, скрывшийся с места ДТП.
Этап 3 - определение типа, марки и модели транспортного средства, отнесение к группе транспортных среств, на которые монтируются шины установленной модели (группы моделей шин) и размера (ряда размеров), с использованием соответствующей аналитической базы данных. База содержит сведения о моделях автомобилей и устанавливаемых на них моделях шин (систематизированных по: бренду производителя шины; модели шины, стране- производителю шины; году производства шины, размеру шины; штатности к транспортному средству; по типу рисунка протектора шины: по сезонности применения (зимний, летний); по соответствию рисунка протектора шины типу дорожного полотна: шоссейный (дорожный H/T (Half Terrain), вседорожный (унивесальный A/T (All Terrain), грязевой (внедорожный M/T (Mud Тerrain); по рисунку беговой дорожки (симметричный, ассиметричный и направленный (симметричный или ассиметричный), по индексу скорости и нагрузки шины, по размерным техническим характеристикам шины - наружному диаметру шины, ширине беговой дорожки (Приложение 9).
Если по следу протектора на месте ДТП удалось установить только размер шины (размерный ряд шин), то с помощью базы данных можно ориентировочно определить тип транспортного средства и отнести его к группе транспортных средств, среди которых находится автомобиль, совершивший ДТП и скрывшийся с места преступления. Так, исходя из анализа эмпирической выборки транспортных средств (Приложение 9) нами установлено, что:
- на легковые автомобили (седаны, универсалы, минивэны, купе хэтчбэки, лимузины, микроавтобусы) наиболее часто устанавливаются иностранные шины следующих типоразмеров: 175/70 R 13, 175/70 R 14, 175/65 R 14, 195/65 R 15, 185/70 R 14, 195/65 R 15, 195/65 R 15, 185/65 R 15, 205/70 R 15, 205/65 R 15, 205/55 R 16, 215/45 R 17 и другие;
на паркетники и кроссоверы наиболее часто устанавливаются иностранные шины следующих типоразмеров: 205/70 R 16, 215/65 R 16, 225/65 R 17, 225/55 R 18, 235/55 R 19 и другие;
на внедорожники (джипы) и пикапы наиболее часто устанавливаются иностранные шины следующих типоразмеров: 265/70 R 16, 235/55 R 17, 265/65 R 17, 265/60 R 18, 285/60 R 18, 245/55R19; 285/50 R 20 и другие.
Таким образом, предварительное исследование следов протекторов шин на месте совершения ДТП в короткие сроки позволяет получить достаточно важную розыскную информацию о транспортном средстве, скрывшемся с места ДТП, а именно - установить тип транспортного средства, определить марку, модель, или групповую принадлежность транспортного средства (например, отнести его к группе транспортных средств, на которые установлены шипованные шины с многогранным по форме шипом, шины с цифровым индикатором износа, и другие).
|