Лакокрасочные покрытия представляют собой сложные многокомпонентные системы1 и являются одними из тех следов транспортных средств, которые нередко обнаруживают на месте совершения дорожнотранспортного происшествия.
Так, за 2015 год в Приморском крае с участием специалистов ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю проведено 376 осмотров мест происшествий, связанных с нарушениями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, из них лишь 86 осмотров (22,8%) с изъятием следов, в дальнейшем явившихся объектами КЭВМИ, в том числе следов ЛКП. Проведено по ним 15 экспертиз ЛКМ-ЛКП-ОП.
Анализ материалов уголовных дел по ст. 264 УК РФ с 2010 по 2015 годы показал, что в Приморском крае экспертиза ЛКМ-ЛКП-ОП по данной категории уголовных дел проводится достаточно редко (в среднем в ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю выполняется 20 экспертиз ЛКМ-ЛКП-ОП по ДТП в год). Предварительное же исследование следов ЛКП при осмотре мест совершения ДТП вообще не проводится. Причин этому множество, но одной из основных, наряду с упущениями профессиональной подготовки субъектов осмотров и КЭВМИ (академическая система подготовки судебных экспертов по специальности «Судебная экспертиза» со специализацией «криминалистические экспертизы» не предусматривает получения естественнонаучных знаний (естественные науки в качестве самостоятельных учебных дисциплин в этой форме обучения отсутствуют), незначительное внимание уделяется лишь практическому использованию положений естественных наук при решении некоторых экспертных задач; при подготовке следователей и оперативных [1] [2] работников в образовательных учреждениях высшего профессионального образования юридического профиля примерные программы по учебной дисциплине «Криминалистика» не предполагают наличие темы «Криминалистическое материаловедение» в разделе «Криминалистическая техника» и другие)1 - это отсутствие алгоритмизированной методики проведения предварительного исследования следов ЛКП в полевых условиях и современных информационно-аналитических баз данных, которые можно было бы для этого применять.
Различные методические рекомендации и справочно-информационные фонды, которые потенциально можно было бы использовать при проведении предварительного исследования следов ЛКП: определения типа и марки автотранспортного средства по частицам автомобильных лакокрасочных покрытий[3] [4], методикам предварительного исследования ЛКМ-ЛКП-ОП[5] [6],
справочно-информационные фонды об автомобильных покрытиях в экспертной практике4, криминалистической экспертизе современных автомобильных лакокрасочных покрытий[7] и другие, содержат давно уже устаревшую информацию о заводских и ремонтных технологиях окраски транспортных средств. В них представлены сведения о лаках, эмалях, грунтовках, шпатлевках и других материалах, которые в настоящее время практически не применяются. Кроме того, ранее разработанные методические рекомендации и справочноинформационные фонды содержат в большей степени информацию о ЛКП транспортных средств отечественного производства, и очень скудные данные о ЛКП иномарок.
На основании этого можно сделать неутешительный вывод о том, что имеющиеся в распоряжении специалистов, экспертов, следователей и оперативных сотрудников сведения о транспортных средствах и их лакокрасочных покрытиях, используемые в раскрытии и расследовании преступлений, не актуальны. Это значит, что применение указанных методических рекомендаций и справочно-информационных фондов в следственной, оперативно-розыскной и экспертной деятельности может быть не только бесполезным, но и вредным, поскольку усилия на проверку выдвинутых на основе результатов их использования следственных и экспертных версий будут потрачены впустую[8].
Выход из данной ситуации видится в необходимости актуализации ранее разработанных методик предварительного исследования следов ЛКП, создании нового комплексного подхода к проведению предварительного исследования этих следов, и должного информационного обеспечения предварительного и экспертного исследования ЛКМ-ЛКП-ОП и следов ЛКП. Нами предпринята попытка решения этих проблем.
Полагаем, что предварительное исследование следов ЛКП, проводимое на месте совершения ДТП, должно являться неотъемлемой частью комплексной методики предварительного исследования совокупности разнообразных материальных следов на месте ДТП. Для совершенствования процесса проведения предварительного исследования следов ЛКП нами была разработана комплексная информационно-аналитическая база данных следов транспортных средств, включающая следы ЛКП (Приложение 4), на основе которой планируется создание информационно-поисковой системы.
При исследовании ЛКП эмпирической региональной выборки транспортных средств (в основном иномарок, представляющих микромодель оцениваемой генеральной совокупности реально существующих и функционирующих в Приморском крае транспортных средств), выявлены информационно-познавательные закономерности, которые послужили основой для создания обозначенной ниже алгоритмизированной методики проведения предварительного исследования следов ЛКП при осмотре места ДТП, с применением современных научно-технических средств и техникокриминалистических методов.
Предварительное исследование следов ЛКП включает в себя аналитическую, сравнительную и заключительную стадии.
На аналитической стадии:
уточняется расположение и взаиморасположение отдельных частиц, похожих на фрагменты ЛКП, или наслоений ЛКП относительно друг друга и других следов на месте ДТП;
оцениваются форма и размеры следов ЛКП;
диагностируется контактное происхождение следов - наслоений ЛКП1;
устанавливается принадлежность исследуемых следов ЛКП к лакокрасочным покрытиям транспортного средства и определяется тип покрытия;
определяется способ окраски автомобиля (заводской, в условиях лицензированных (государственных) авторемонтных мастерских, «кустарный»), и факт подкраски, перекраски[9] [10] [11].
Установление принадлежности исследуемых следов ЛКП к лакокрасочным покрытиям транспортного средства и определение типа покрытия (визуальным осмотром, микроскопическим исследованием, исследованием в ультрафиолетовой и инфракрасной зонах спектра) включает следующие этапы.
Этап 1 - оценка состояния морфологических признаков внешней и внутренней поверхности частицы ЛКП, ее послойного строения.
Обычно микроскопическим исследованием ЛКП определяются :
цвет и фактура ЛКП - строение поверхности внешнего слоя ЛКП (наличие блеска, как правило, характерно для поверхности внешнего слоя покрытия);
состояние внутренней поверхности частиц ЛКП;
наличие на их внешней и внутренней стороне загрязнений;
число слоев;
цвет, микроструктура (мелко-, средне- или крупнозернистость пигментов и наполнителей, наличие, цвет и характер распределения включений, наличие и размеры пустот в материалах слоев);
механические свойства материалов слоев (твердость, эластичность, хрупкость);
общая и послойная толщина;
характер границ между слоями (адгезия, границы четкие или размытые, ровные или извилистые, наличие включений и пустот между слоями).
Мы считаем необходимым данные этапы уточнить и конкретизировать с учетом настоящего состояния ЛКП ТС (в силу ограниченности материала рамками диссертационного исследования остановимся только на некоторых этапах):
Этап 1.1 - цветовые характеристики ЛКП следует определять одним из следующих способов: при сравнении с криминалистическим атласом цветов1; при сравнении с коллекцией цветов автоэмалей для криминалистического исследования лакокрасочных покрытий автомобилей (фирмы Sikkens концерна «AkzoNobel» (Нидерланды) , определение цвета денситометрическим методом . Считаем, что в свете современных реалий методы установления цвета, основанные на визуальном сравнении, имеют определенные недостатки, зависящие от следующих факторов: [12] [13] [14]
характера самой поверхности, условий ее освещения и угла зрения. Особенно это актуально для эффектных покрытий транспортных средств, меняющих цвет в зависимости от освещения, угла обзора и формы окрашенного элемента. В связи с этим для более точного установления цвета разыскиваемого транспортного средства предлагаем осматривать обнаруженные частицы эффектных ЛКП, хорошо сохранившие поверхность внешнего слоя ЛКП и имеющие значительные размеры (не менее 1,5х1,5 мм), под различными углами зрения к источнику освещения, а именно 15, 45 и 110 градусов1. Для удобства удержания ЛКП под различными углами возможно использовать лупу «ТР», оснащенную гнущимися держателями с шаровыми шарнирами для всех углов.
Для адекватной оценки цвета ЛКП вне зависимости от времени суток, погоды и других условий возможно воспользоваться мобильным световым коробом колориста (например, Spectrum и других), содержащим систему эталонных ламп (WW30: один час после (или до) восхода (захода) Солнца (примерно 6 или 20-21 час), NW40: утренний или вечерний свет (примерно 8-9 или 18-19 часов), D50: прямой полуденный солнечный свет (примерно 12-14 часов), D65: полуденный дневной свет в тени, BLB: ультрафиолетовую лампу UV-A);
особенностей цветового зрения специалиста (следователя) или другого субъекта осмотра и предварительного исследования ЛКП на месте ДТП. Значительное число людей имеют дефекты цветового зрения, вследствие чего неправильно воспринимают и различают цвета, однако, зачастую даже не догадываются об этом. В связи с этим рекомендуется всем субъектам осмотра и предварительного исследования ЛКП на месте ДТП в обязательном порядке проверять цветовое зрение (например, с помощью аномалоскопа, теста Фарнсворта Манселла «Farnsworth-Munsell 100 Hue Test» (фирмы X-Rite), таблиц для исследования цветоощущения Е.Б. Рабкина)[15] [16]. Это позволит субъектам, имеющим дефекты цветового зрения, знать об этом и, в частности, не указывать визуально определенные ими искаженные цветовые характеристики в процессуальных документах, что позволит избежать в дальнейшем противоречий в цвете одних и тех же объектов, приведенных, например, в протоколе осмотра места происшествия и заключении эксперта.
Перспективным инструментальным методом определения цвета ЛКП при проведении предварительного исследования ЛКП на месте осмотра ДТП считаем денситометрический метод. Он основан на использовании цветных портативных денситометров (например, денситометра ДОН-21 (Россия) с размером фотометрируемого участка 3х3 мм, временем измерения оптической плотности объекта 30 секунд; денситометра X-Rite DensiEye 700 (Германия) с размером фотометрируемого участка 3х3 мм или 1,6х1,6 мм и временем измерения оптической плотности объектов 0,5 секунды). Денситометрическое измерение позволяет не только дать количественную оценку цвета в цифровых значениях, но и наглядно представить цвет (в том числе, посредством составления диаграммы).
Хочется отметить, что, как показало изучение материалов уголовных дел по ДТП - протоколов осмотра мест ДТП и экспертиз ЛКМ-ЛКП-ОП, для установления цвета ЛКП ни один из вышеуказанных методов не используется.
Этап 1.2 - оценка блеска (матовости) поверхности ЛКП. Исследования эмпирической региональной выборки транспортных средств и изучение материалов экспертиз ЛКМ-ЛКП-ОП показали, что оценочные параметры характера внешней поверхности ЛКП транспортного средства нужно существенно изменить. За последние пять лет в Приморском крае, да и по всей России, появилось множество иномарок с внешней матовой поверхностью ЛКП. В данной связи считаем целесообразным оценивать при проведении предварительных исследований и экспертиз не только блеск внешнего слоя ЛКП, но и его матовость. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что одним из отличительных признаков строительного ЛКП является отсутствие блеска поверхности внешнего слоя[17]. С учетом появления ЛКП транспортных средств с внешней матовой поверхностью, при проведении предварительных исследований нельзя брать за основу отличия ЛКП строительных и транспортных средств только данный признак, а исследовать ЛКП по совокупности всех дифференцирующих признаков.
Приданию внешней поверхности автомобиля матовости или, наоборот, нестандартного очень глубокого блеска («зеркальности») могут способствовать как современные заводские ЛКП, так и дополнительные внешние декоративнозащитные покрытия, наносимые на заводские покрытия транспортных средств в условиях автомастерских.
Матовое ЛКП - это специальная лакокрасочная система покрытия, включающая наружный слой матового лака или матового керамолака, матовой декоративной эмали, наносимый как в заводских условиях - на некоторые модели автомобилей (Mitsubishi, Mercedes, BMW, Audi, и другие), так и в условиях сертифицированных ремонтных мастерских (например, путем нанесения на предварительно зачищенное заводское ЛКП (с помощью шлифовальной эксцентриковой машинки с абразивным кругом градацией 500 или серого скотч- брайта с водой вручную) слоя или нескольких слоев двухкомпонентной эмали и лака Cromax с добавлением универсального матового связующего AU175, или формированием лакокрасочной системы фирмы Standox путем нанесения на предварительно зачищенное от глянца заводское ЛКП (с помощью шлифовальной машинки с абразивным матирующим кругом Trizact градацией 1000 с водой) матового лака 2K Special Matt). Информация по технологии нанесения матовых ЛКП получена при интервьюировании специалистов (маляров и колористов) сертифицированных авторемонтных мастерских Приморского края, а также при изучении их внутренней технической документации по работе с ЛКМ (Cromax, Standox, Brulex, RockPaint).
Поверхность транспортного средства может приобрести матовость и за счет нанесения на ЛКП дополнительных декоративных покрытий: матовых поливинилхлоридных (ПВХ) пленок (например, Startech-films (Тайвань), покрытия «резиновой краской» - жидкой резиной1 (например, «Plasti Dip» фирмы Plasti Dip Deutschland GmbH (Германия) или жидким винилом (например, «Liquid Rubber Coating» фирмы «Smart Rubber Technology Limited» (Китай), как в условиях сертифицированных авторемонтных мастерских, так и в гаражных условиях (Приложение 14, фото 1, 2).
Другой оценочной характеристикой внешнего слоя ЛКП является блеск. Стандартный блеск имеют: неэффектные ЛКП (одноцветные, «солидные»), и эффектные ЛКП - «металлики» и «перламутры» .
Нестандартный глубокий блеск или, как его еще называют, «абсолютный глянец», имеют ЛКП:
окрашенные в заводских условиях путем формирования ЛКП, представляющего собой систему покрытия, верхний слой которого нанесен с использованием самозатягивающегося керамолака, или в условиях государственных авторемонтных мастерских (например, нанесением дополнительно слоя керамолака RockPaint);
покрытые в условиях сертифицированных мастерских или в гаражных условиях глянцевой ПВХ пленкой (например, Hi-S Cal Metal Face производства Nippon Carbide Industries (Япония). Композиции на основе ПВХ применяются для декоративной отделки транспортных средств, а также для антикоррозионной
3
защиты ;
имеющие специальные покрытия типа «жидкое стекло» (например, Hikari Daimond (Япония), нанокерамические покрытия (Ceramic pro 9h (Япония), нанесенные в условиях сертифицированных мастерских или в гаражных условиях. [18] [19] [20]
Матовая поверхность ЛКП транспортного средства или поверхность ЛКП с нестандартным глубоким блеском («абсолютным глянцем») во многом определяют специфические свойства соответствующих транспортных средств, которые принципиально важно учитывать при расследовании ДТП:
матовый и глянцевый самозатягивающийся керамолак содержит особые пластификаторы, придающие ему свойство самозатягивания. Поэтому царапины, потертости и небольшие сколы по лаку на транспортном средстве при его нагревании (на солнце, строительным феном или другим способом) затягиваются, исчезают. Вследствие этого на автомобиле, получившем такие повреждения ЛКП и скрывшемся с места ДТП, в последующем эти повреждения могут быть не обнаружены;
отличительной чертой технологии нанесения керамолаков и матовых ЛКП является отсутствие заключительной стадии процесса полирования ЛКП, вследствие чего процесс окраски обязательно должен проходить в окрасочносушильной камере (ОСК) и не допускать появления «сора» - посторонних включений в виде частиц различной величины (пыли, грязи, продуктов шлифования, ворса от спец. одежды и других) и образующих выпуклости на поверхности ЛКП[21]. Поэтому покрытие транспортных средств матовым ЛКМ и керамолаком в условиях кустарных гаражных мастерских не проводится;
технология покрытия транспортных средств матовой ПВХ пленкой, жидкой резиной, жидким винилом не требует дополнительной подготовки автомобиля (осуществляется в течение одного дня), а удаление данных покрытий в условиях автомастерских не оставляет на ЛКП никаких следов. Данную информацию обязательно нужно учитывать при поиске транспортного средства, скрывшегося с места ДТП;
транспортное средство, покрытое матовым ЛКП неярких цветов, в темное время суток практически незаметно на дороге (не бликует), что и создает опасность столкновения со стоящим, неосвещенным транспортным средством, и затрудняет образование идеальных следов ДТП. Кроме того, на матовой поверхности темных автомобилей при осмотре достаточно тяжело обнаружить царапины и потертости, в отличие от темных глянцевых автомобилей;
если транспортное средство покрыто ПВХ пленкой, жидкой резиной или винилом, то на месте ДТП обнаружить отдельные фрагменты ЛКП достаточно сложно, так как в силу высокой адгезии между декоративным слоем эмали и нанесенной на него эластичной пленкой при ударе, деформации кузова частицы ЛКП отделяются от металла, но не переходят на контактирующий с кузовом предмет, а остаются зафиксированными на пленке. Поверхностный слой ПВХ пленки, жидкой резины или винила при сравнительно слабом ударе о преграду (другое транспортное средство, человека, дерево и пр.) вследствие высокой эластичности и прочности на разрыв не повреждается. Однако в отдельных случаях на одежде потерпевшего, преграде, другом транспортном средстве могут быть обнаружены следы-наслоения (внедрения, притертости) не ЛКП, а жидкой резины, винила или ПВХ пленки. Такие случаи были неоднократно зафиксированы нами в ходе визуального осмотра деформированных вследствие ДТП транспортных средств с данными покрытиями;
специальные покрытия типа «жидкое стекло», нанокерамические покрытия, которые могут наноситься на транспортные средства как в условиях лицензированных (государственных) авторемонтных мастерских, так и в гаражных условиях, обладают ударопрочностью, гидрофобностью, грязеотталкивающими свойствами, антистатическим эффектом, защищают ЛКП от выцветания (защита от ультрафиолетовых излучений). Поэтому, если транспортное средство, имеющее данные покрытия, скрывалось с места ДТП по труднопроходимым местам (лес, кусты, болото, поля и другие), попало в плохие погодные условия (снег, дождь, град и другие), на его поверхности не останется множества мелких царапин, грязи и пыли (влага, снег, капли дождя быстро и легко будут скатываться, незадерживаясь на гидрофобной поверхности автомобиля, забирая с собой пыль и грязь). Таким образом, при розыске транспортного средства, скрывшегося с места ДТП, нужно обязательно учитывать, что транспортные средства с разнообразными покрытиями, побывавшие в одинаковых условиях, могут по-разному выглядеть при их визуальном осмотре.
Этап 1.3 - оценка фактуры поверхности ЛКП транспортного средства: ровная (рельефная), однородная (неоднородная) по тону. Рельефность поверхности кузова автомобиля при визуальном восприятии может появляться как за счет дефектов ЛКП: пор, микровспучиваний, морщин, царапин на поверхности ЛКП, так и посредством нанесенной на поверхность автомобиля рельефной ПВХ пленки (типа «Карбон 3D», «Алмазная крошка», «Шлифованный алюминий», «Под кожу» (Китай), или специального полиуретанового защитного покрытия (например, Line-X (США). Самыми ударопрочными покрытиями являются рельефные полиуретановые защитные покрытия (толщина покрытия от 1,5 до 2,5 мм) и пленка «под кожу» (толщиной 350 микрон). С помощью нанесенных после ДТП на поверхность кузова транспортного средства рельефных ПВХ пленок можно завуалировать небольшие дефекты, возникшие в результате ДТП (потертости, царапины, сколы, задиры). Такую возможность обязательно нужно учитывать при розыске транспортного средства, скрывшегося с места ДТП, и не спешить вычеркивать из списка проверяемых транспортных средств автомашину с рельефным пленочным покрытием на основании отсутствия на ее поверхности следов ДТП, а уточнить время и место нанесения этого покрытия. Если это произошло после ДТП, следует обязательно проверить, не наносилось ли это покрытие именно с целью сокрытия следов ее участия в ДТП.
Этап 2 - установление типа внешнего слоя ЛКП транспортного средства (визуальным и микроскопическим исследованием наружной поверхности ЛКП). В настоящее время в криминалистической литературе не используется такое понятие, как тип ЛКП. В технической же литературе, разработанной для колористов и других специалистов авторемонтных мастерских, этот термин регулярно употребляется. Тип ЛКП зависит от того, из каких пигментов состоит покрытие и, следовательно, как распределяется световой поток после попадания на частицы входящего в состав эмали пигмента. Наличие частиц пигментов, распределенных по поверхности ЛКП, обуславливает оптические свойства ЛКП1.
Предлагаем ввести в криминалистический оборот для описания ЛКП при проведении предварительного исследования и экспертизы ЛКМ-ЛКП-ОП понятие «тип ЛКП», подразделяя их на следующие виды: неэффектные «солидные» ЛКП, и эффектные ЛКП - «металлики» и «перламутры».
Проанализировав техническую литературу, предназначенную для колористов и других специалистов авторемонтных мастерских[22] [23], предлагаем следующие обобщенные определения типов эффектных ЛКП:
«солидные» ЛКП - это неэффектные одноцветные ЛКП, неизменяющие свой цвет в зависимости от угла осмотра, состоящие из смеси нескольких цветных, черных, белых пигментов, и несодержащие металлические и перламутровые частицы (Приложение 14, фото 3);
«металлики» - это эффектные ЛКП, содержащие металлические пигменты (алюминиевые частицы или частицы алюминия, покрытые пленкой оксида железа) неправильной формы «кукурузные хлопья» или правильной формы «серебряный доллар», размерами от 25 до 60 микрон, и изменяющие свой цвет в зависимости от угла осмотра (Приложение 14, фото 4, 5);
«перламутры» - это эффектные ЛКП, содержащие прозрачные частицы минеральной слюды (мусковит), либо синтетические оксиды металлов (титана, хрома, железа), покрытые тончайшей оксидной пленкой, размерами от 10 до 50 микрон и изменяющие свой цвет в зависимости от угла осмотра (Приложение 14, фото 6,7).
Исследование эмпирической региональной выборки заводских и ремонтных ЛКП транспортных средств (иномарок и отечественных автомобилей) показало, что 84,5% ЛКП современных транспортных средств - это эффектные покрытия «металлики» (32,5%) и «перламутры» (52%), остальные же 15,5% приходятся на «солидные» ЛКП (в основном белого и черного цвета) (Приложение 10).
Этап 3 - исследование ЛКП в УФ и ИК зоне спектра. Проведенный нами люминесцентный анализ и исследование в ИК зоне спектра с использованием видеоспектрального компаратора VC-30 фирмы «Vildis» эмпирической региональной выборки заводских и ремонтных ЛКП транспортных средств (современных иномарок и отечественных автомобилей), и развернутое исследование люминесценции материалов ЛКП (шпатлевок и грунтов различных брендов (DuPont (Cromax), Standox, Brulex, RockPaint, JetaPro, Novol и других) показали: отсутствие видимой люминесценции материалов ЛКП и отсутствие поглощения ИК лучей материалами ЛКП при различной длине УФ и ИК волны (в диапазоне от 450 до 750 нм).
Следует отметить, что исследование в УФ и ИК зоне спектра ЛКП транспортных средств (в основном отечественного производства), проведенное в девяностых годах 20 века Г.В. Майоровой, показало обратную картину - видимую люминесценцию различных материалов в ЛКП и поглощение ИК лучей ЛКП типа «металлик», темными и черными (саженаполненными) ЛКП[24]. С учетом этого исследование следов ЛКП в УФ и ИК зоне спектра позволяет дифференцировать эксплуатируемые до настоящего времени транспортные средства отечественного производства старых годов выпуска, ЛКП которых содержало люминесцирующие компоненты, и современные иномарки и отечественные автомобили, материалы ЛКП которых не люминесцируют. Кроме того, можно дифференцировать транспортные средства с ЛКП темного, черного цвета и типа «металлик» отечественного производства старых годов выпуска с саженаполненными ЛКП, и современные иномарки и отечественные автомобили, материалы ЛКП которых не поглощают ИК лучи (не содержат в своем составе технический углерод или другие ИК-поглощающие компоненты).
Этап 4 - установление способа окраски автомобиля и факта подкраски, перекраски. Исследованием ЛКП эмпирической региональной выборки транспортных средств, нанесенных заводским способом, установлено, что ЛКП современных иномарок (Toyota, Daihatsu, Honda, Infiniti, Land Rover, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, Renault, Shevrolet, Ssang Yong, Subaru, Suzuki и других), присущи следующие признаки:
наличие определенной системы ЛКП, представляющей собой сочетание последовательно нанесенных слоев грунтов (два слоя грунта, разных по цвету и составу), слой эмали и слой лака, иногда на нижней стороне грунта, прилегающего к подложке (металлу, алюминию) наблюдается присутствие отпечатков фосфатных кристаллов (Приложение 14, фото 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15);
общая толщина ЛКП от 75 до 150 мкм (Приложение 11);
гладкая, блестящая (матовая), плотная, однородная по тону поверхность внешнего декоративного слоя, возможно наличие тонкодисперсных включений пигментов, распределенных равномерно;
матовая, однородная по тону нижняя поверхность грунта (при исследовании нижней поверхности фрагмента ЛКП);
ровные и четкие границы между слоями ЛКП;
слой лака достаточно тонкий (измерить его толщину удается лишь в единичных случаях и только окуляр-микрометром микроскопа), прозрачный, иногда с желтоватым оттенком;
адгезия первой степени (высокая) между подложкой и грунтовкой и между отдельными слоями покрытия (при отборе образцов ЛКП эмпирической региональной выборки транспортных средств установлено, что заводские ЛКП с очень большим трудом механическим способом отделяются от подложки в виде стружки, слои ЛКП как бы внедрены друг в друга);
у европейских автомобилей заводская шагрень более крупная и покатая, чем у японских (Приложение 14, фото 16, 17);
заводские ЛКП устойчивы к действию растворителя (нами неоднократно проводился «Solventtest»[25] - тест на растворитель, который рекомендуется проводить всегда перед выполнением ремонтно-окрасочных работ в целях выявления слоев ЛКП, наиболее чувствительных к воздействию растворителя и, следовательно, требующих соответствующих методов при обработке. К заводским ЛКП иномарок и отечественных автомобилей (Toyota, Daihatsu, Honda, Infiniti, Land Rover, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, Renault, Shevrolet, Ssang Yong, Subaru, Suzuki, Lada и других) на 1 минуту прикладывалась салфетка «Santara» с растворителем «352-50». В итоге ЛКП не претерпевало никаких изменений (не набухало, не вспучивалось, не «коробилось»), заводские ЛКП современных иномарок и отечественных автомобилей устойчивы к действию данного растворителя.
Исследование авторемонтных технологий окраски транспортных средств в условиях лицензированных (государственных) авторемонтных мастерских в Приморском крае показало, что автосервисы дилерских центров автомобилей на Дальнем Востоке: Mercedes-Benz, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Suzuki, Hyundai, Renault, Chevrolet, Kia, Volkswagen, ВАЗ (Lada), автосервис завода «Соллерс» по производству автомобилей и большинство сертифицированных авторемонтных мастерских проводят покрасочные работы с использованием эмалей, шпатлевок, грунтов и других лакокрасочных материалов (ЛКМ) следующих брендов: Cromax, Standox (Brulex) и RockPaint.
При окраске транспортных средств ЛКМ данных брендов с использованием авторемонтных технологий наблюдаются следующие морфологические признаки ЛКП:
различное количество слоев покрытий и неравномерность толщины отдельных слоев (Приложение 14, фото 34, 35);
наличие слоев местной шпатлевки (Приложение 14, фото 18, 19, 20, 21);
общая толщина ЛКП в среднем от 200 нм и до нескольких миллиметров (Приложение 11);
наличие на нижней поверхности грунта (шпатлевки) многочисленных трасс по типу «кучеряшки» (признаки дополнительной обработки поверхности перед нанесением грунта) от эксцентриковых шлифовальных машинок в процессе шлифования «по-сухому» (например, фирм Festool, Mirka, 3М с ходом эксцентрика 3, 5, 7 мм) (Приложение 14, фото 22, 23). При нарушении технологии ремонтно-окрасочных работ (например, не соблюдались технологии шлифования, использовался при шлифовании слишком грубый абразив, не выдерживались периоды сушки грунта или шпатлевки и другие), данные следы от шлифовальных машинок могут быть видимыми в верхних слоях ЛКП - эмали и лака, особенно на светлых покрытиях типа «металлик» (Приложение 14, фото 24);
наличие определенной линейки материалов (шпатлевок, грунтов, эмалей, лаков), предусмотренных ремонтной технологией окрашивания определенной окрасочной системы: (Cromax, Standox (Brulex) и RockPaint (Panarock, Protouch) и непредусмотренных заводской технологией окраски;
адгезия второй степени между подложкой и грунтовкой и между отдельными слоями покрытия (при отборе образцов ЛКП установлено, что ЛКП, нанесенное в условиях ремонтных сертифицированных мастерских, механическим способом (получением сколов) отделяется от подложки в виде пластин, материал одного слоя покрытия отделяется от другого способом скобления);
ЛКП, сформированные ЛКМ (Cromax, Standox (Brulex) и RockPaint) - устойчивы к действию растворителя «352-50» (при проведении «Solventtestа» в течение 1 минуты ЛКП не претерпевало никаких изменений: не набухало, не вспучивалось, не «коробилось»).
Диагностировать окрасочную систему можно по ее некоторым отличительным признаками, например:
в окрасочной системе RockPaint имеется часто применяемый протравливающий грунт Wash Primer Base (051-0006) ядовито-желтого цвета;
- в окрасочной системе Cromax имеется запатентованная система серых подложек ValueShade. Каждому коду цвета соответствует подложка одного из семи оттенков серого. В других исследуемых окрасочных системах существуют два или, максимум, три цвета грунтов - наполнителей (белый и черный или белый, серый, черный).
Хочется подчеркнуть, что при сравнительном исследовании ассортимента ЛКМ, используемых в условиях сертифицированных автомастерских в Приморском крае и в западной части страны, было установлено их кардинальное отличие (например, в Саратове в условиях сертифицированных авторемонтных мастерских используются ЛКМ следующих брендов: Vika, Duxone. Dynacoat, Quickline, Helios, Rand, Otrix. Автомобили (чаще всего японские) с целью продажи постоянно перегоняются с Дальнего Востока в западные регионы. В этой связи при совершении ДТП в Саратове транспортным средством, имеющим ремонтную технологию окраски в условиях авторемонтных мастерских в Приморском крае с ЛКМ Cromax, Standox (Brulex) и RockPaint, можно будет предварительным исследованием ЛКП на месте ДТП установить очень важную розыскную информацию о том, что транспортное средство, скрывшееся с места ДТП, ранее подвергалось ремонтно-окрасочным работам в другом регионе. В связи с этим, предлагается экспертно-криминалистическим подразделениям в различных регионах страны вести мониторинг за ассортиментом ЛКМ, используемых при ремонтно-окрасочных работах транспортных средств, исследовать данные ЛКМ и при помощи компьютерной сети обмениваться полученной информацией.
Изучением окрасочных ремонтных гаражных технологий в Приморском крае установлено следующее.
Первое место по распространенности занимают так называемые «китайские гаражные мастерские», отличающиеся быстрыми сроками исполнения окрасочных ремонтных работ и низким их качеством. Их технологиям свойственны следующие характерные черты:
технологии окраски транспортных средств, реализуемые в условиях лицензированных авторемонтных мастерских, при проведении покрасочных работ в китайских гаражных мастерских не соблюдаются, окрасочно-сушильные камеры отсутствуют (Приложение 14, фото 25);
используются китайские эмали, грунты, шпатлевки, лаки, не представленные в торговой сети Приморского края (Приложение 14, фото 26);
китайские шпатлевки и грунты чаще всего розового цвета (Приложение 14, фото 27, 28);
применение материалов, непредназначенных вообще для ремонтного окрашивания транспортных средств. Например, для шпатлевания в целях экономии материала может использоваться китайский стиральный порошок (фирмы «Liby»), смешанный с прозрачным китайским суперклеем «101»);
поверхность старого ЛКП перед перекраской, в большинстве случаев, «матится», а не зачищается полностью до металла;
для разбавления эмали и лака чаще всего вместо разбавителя добавляется растворитель «646» Ангара-реактив (Россия);
превалирует ручная шлифовка поверхности «мокрым по мокрому» некачественными китайскими абразивами (с большой долей некалиброванных зерен);
ЛКП, сформированные ЛКМ китайского производства, неустойчивы к действию растворителя «352-50» (при неоднократном проведении «Solventtestа» в течение 1 минуты эмаль «коробилась», набухала и вспучивалась (Приложение 14, фото 29).
На втором месте по распространенности - гаражные мастерские, в которых используются эмали и иные ЛКМ следующих фирм: Lesonal, Dynacoat, Body, Novol, Sadolin, De Beer, Kansai и Nippon Paint, Normex, JetaPro и других. В единичных случаях применяются отечественные эмали QRS «ЗАО Волжские краски».
Как показало проведенное нами исследование, ремонтные гаражные технологии обуславливают следующие морфологические признаки ЛКП:
наличие на поверхности слоев дефектов[26]: «эффекта апельсиновой корки», неоднородности по тону, пор, кратеров, пузырей, волнистости, потеков, и других (Приложение 14, фото 30, 31, 32, 33);
нерегламентированное количество слоев и неравномерность толщины каждого слоя (Приложение 14, фото 35);
присутствие загрязнений на внешней поверхности покрытия и между слоями;
неровные извилистые границы между слоями (Приложение 14, фото 34);
наличие на нижней поверхности грунта (шпатлевки) многочисленных хаотично расположенных трасс (Приложение 14, фото 37, 38) и на металле транспортного средства, контактирущем с ним (Приложение 14, фото 36); трассы могут быть видимыми даже с наружной стороны ЛКП, особенно типа «металлик» (Приложение 14, фото 39);
использование ЛКМ, предназначенных для точечного шпатлевания - комбифилера «Kombi Filler» (однокомпонентная быстросохнущая шпатлевка с тонкой текстурой для заполнения небольших поверхностных дефектов и царапин), (например, «Body» зеленого цвета). Информация по применению данного материала получена в результате опросов маляров гаражных мастерских;
низкая адгезия (3-й степени) между подложкой и грунтовкой и между отдельными слоями покрытия (при отборе образцов ЛКП установлено, что ремонтное ЛКП, полученное в гаражных условиях, очень легко отделяется механическим способом от подложки - «отлетает» в виде пластин, слои легко поддаются разделению, покрытие расслаивается);
ЛКП, сформированные различными ЛКМ (Lesonal, Dynacoat, Body, Novol, Sadolin, De Beer, Kansai и Nippon Paint, Normex, JetaPro) - устойчивы к действию растворителя «352-50» (при проведении «Solventteste» в течение 1 минуты ЛКП не претерпевало никаких изменений: не набухало, не вспучивалось, не «коробилось»);
Установление факта подкраски или перекраски (микроскопическим исследованием ЛКП) проводится по наличию комплекса признаков морфологии ЛКП, полученных в условиях лицензированных (государственных) авторемонтных мастерских и в гаражных условиях.
По нашему мнению, при установлении факта подкраски или перекраски необходимо учитывать, что:
ЛКП без перекраски могут иметь детали кузова, замененные на новые[27]. Оригинальные детали кузова японских автомобилей (Toyota, Daihatsu, Honda, Subaru, Suzuki и других) имеют защитный «транспортировочный» однослойный грунт темно-зеленого «болотного» или «серого» цвета, и черный у Европейских и отечественных автомобилей. Новые неоригинальные детали транспортных средств, произведенные в Тайване, Корее также имеют защитный грунт, но черного цвета. Проведенным исследованием было установлено, что транспортировочный грунт в условиях лицензированных (государственных) авторемонтных мастерских и в гаражных условиях не зачищается, а чаще всего «матится», или на него сразу наносится грунт с высокой адгезионной способностью (например, Standox 2K грунт-порозаполнитель Nonstop (2K Nonstop-Fullprimer).
Владелец транспортного средства может самостоятельно осуществить так называемую «подкраску» сколов, царапин, задиров на ЛКП транспортного средства:
применяя ремонтную технологию косметической маскировки повреждений транспортных средств Kwik Color (Cromax), заключающуюся в следующем: при ремонтной окраске транспортного средства в автосервисе одновременно окрашивается специально разработанная пленка из гибкого пластика - Kwik Color, которая передается владельцу вместе с отремонтированным автомобилем. Из имеющейся окрашенной в цвет автомобиля пленки владелец автомобиля самостоятельно вырезает «заплатку» нужного размера, отделяет ее от подложки и наклеивает на повреждение ЛКП транспортного средства;
- применяя ремонтную технологию косметической маскировки мелких повреждений транспортных средств (царапин, сколов, задиров) с помощью реставрационных карандашей: карандашей-лаков (например, Fix it Pro (США), карандашей-эмалей (например, компании Nippon Paint (Япония) или карандашей, уже содержащих в своем составе эмаль и лак (например, TouchUp компании SOFT 99 (Япония), специально разработанных для японских и корейских автомобилей (Toyota, Lexus, Mazda, Nissan, Infiniti, Mitsubishi, Subaru, Suzuki, Honda, Hyundai и других). На каждом карандаше-эмали имеется код, соответствующий заводскому коду эмали автомобиля. При использовании реставрационных карандашей (например, карандашей Newton (Украина) марка автомобиля или цвет подбираются по специальному каталогу. Изучением технической документации, представленных на рынке Приморского края реставрационных карандашей TouchUp компании Soft 99 (Япония) и Newton (Украина), установлена следующая технология косметической маскировки мелких повреждений транспортных средств (царапин, сколов): место повреждения промывается, обезжиривается и, если есть ржавчина, то зачищается с помощью наждачной бумаги. Затем на очищенную салфеткой поверхность кисточкой «карандаша наносится несколько слоев эмали. Если карандаш не содержит в своем составе лака, то после высыхания эмали наносится несколько слоев карандашного лака.
На сравнительной стадии предварительного исследования: проводится сравнение выявленных признаков исследуемых фрагментов ЛКП со справочными данными (информационно-аналитической базой следов транспортных средств, включающей следы ЛКП) для ориентировочного определения по фрагментам ЛКП модели, марки автотранспортного средства или его групповой принадлежности; между собой (с целью установления однотипного механизма следообразования).
Ориентировочное определение по фрагментам ЛКП модели, марки автотранспортного средства или его групповой принадлежности (например, отнесение к группе транспортных средств, проводивших ремонтно-окрасочные работы в условиях китайских гаражных мастерских, в условиях сертифицированных мастерских, применяющих конкретные ЛКМ (Cromax, Standox(Brnlex) и RockPaint) включает следующие этапы:
определение цвета ЛКП по его фрагментам малых размеров (1,5 мм х 1,5 мм) с применением портативного светодиодного бесконтактного спектрофотометра, например, eXact Standartфирмы X-rite (Германия) с апертурой (1,5 мм, 2 мм, 4 мм и 6 мм), позволяющего измерить коэффициент спектрального отражения ЛКП;
анализ и обработка результатов спектрофотометрического исследования с помощью ноутбука с программным обеспечением, специально разработанным для колористов по подбору авторемонтных составов (рецептов) красок: Color Quick Pro, Color Net, Color Quick Pro Asia Version (фирма Cromax) или Standowin, Standowin Asia Version (фирмы «Standox» концерна «AkzoNobel»). После ввода данных спектрофотометра в окно поиска программа выдаст все соответствующие данному лакокрасочному покрытию марки и модели автомобилей, годы их выпуска;
при отсутствии спектрофотометра возможно сравнение ЛКП транспортного средства с фандеками (выкрасками) фирмы Cromax или «Standox» концерна «AkzoNobel». Фандек представляет собой портативный металлический корпус с расположенными внутри коллекциями вееров с оттенками основных цветов ЛКП европейских и азиатских автомобилей, сгруппированных по производителю. С оборотной стороны каждого образца выкраски приведена информация о марке автомобиля, коде эмали, названии цвета (оттенка), годе, с которого автомобили этой марки окрашивались эмалью этого оттенка. Затем код эмали и, по возможности, марку автомобиля вводят в поисковое окно одной из вышеуказанных программ, разработанных для колористов. Кроме того, существует возможность введения кода эмали в информационно-аналитическую базу данных следов транспортных средств, содержащую марку, модель, год выпуска транспортного средства, цвет автомобиля (при сравнении его с криминалистическим определителем цвета), код эмали автомобиля по шилдику и характеристику фрагментов их ЛКП (Приложение 10, 11). Данная база также может оказать существенную помощь при розыске автомобиля.
На заключительной стадии исследования: обобщаются результаты предварительных исследований следов ЛКП, других следов транспортных средств и сопутствующих следов для получения информации о транспортном средстве, скрывшемся с места ДТП, и других обстоятельствах совершенного преступления. Затем результаты предварительных исследований оформляются в виде справки специалиста «по результатам предварительного исследования материальных следов на месте ДТП», формируются версии специалиста, которые вносятся в число оперативно-следственных версий, организуется поиск водителя, скрывшегося с места ДТП, и самого транспортного средства, осуществляется раскрытие преступления по горячим следам.
В заключение следует подчеркнуть, что именно предварительное исследование следов ЛКП, проведенное за короткое время на месте совершения ДТП, может дать важную розыскную информацию о транспортном средстве, скрывшемся с места происшествия: о первоначальном цвете автомобиля, типе ЛКП покрытия (эффектное, неэффектное), заводской или ремонтной технологии его окраски, подвергался ли он подкраске, перекраске, и позволяет установить модель, марку или групповую принадлежность транспортного средства.
См.: Яковлев А.Д. Химия и технология лакокрасочных покрытий: учебник для вузов.
[2] изд., исправл. Спб.: Химиздат, 2010. С. 7-10.
[3] Хрусталев В.Н. Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий: современное состояние, проблемы и перспективы. С. 119-122.
[4] Кошелева Л.И. Определение типа и марки автотранспортного средства по частицам автомобильных лакокрасочных покрытий // Вопросы теории криминалистики и экспертнокриминалистических проблем. М.: ВНИИ МВД СССР, 1987. С. 62-70.
[5] Митричев В.С., Хрусталев В.Н. СПб.: Питер, 2003. Указ. соч. С. 160-174.
[6] Кошелева Л.И., Горшенин Ю.А. Использование справочно-информационного фонда об автомобильных покрытиях в экспертной практике. М.: ВНИИ МВД СССР, 1986.
[7] Беляев А.В., Кимстач Т.Б., Орлова О.С. [и др]. Криминалистическая экспертиза современных автомобильных лакокрасочных покрытий: методические рекомендации. М: ЭКЦ МВД России, 1998.
[8] Сыромля Л.Б. Современные возможности предварительного исследования следов лакокрасочных покрытий на месте совершения дорожно-транспортного происшествия // Пробелы в российском законодательстве. 2015. №1. С. 249-256.
[9] См.: Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов, покрытий и окрашенных предметов: учеб.- метод. пособие для образовательных учреждений МВД России. Саратов: СЮИ МВД России, 1999. С. 46.
[10] См.: Митричев В.С., Хрусталев В.Н. СПб.: Питер, 2003. Указ. соч. С. 160-171.
[11]
См.: Хрусталев В.Н., Райгородский В.М. Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий: курс лекций. Саратов: СЮИ МВД России, 2005. С. 120-123.
[12] См.: Криминалистический атлас цветов. М.: ОТУ МВД СССР, 1981.
[13] См.: Использование коллекции цветов автоэмалей для криминалистического исследования лакокрасочных покрытий автомобилей: Инф. письмо ЭКЦ МВД России № 37/9 - 6071 от 11.11.96 г.
[14]
См.: Кошелева. Л.И. Денситометрический метод определения цвета автомобильных лакокрасочных покрытий // Экспертная практика. 1991. Вып. (31). С. 29-33.
[15] Пособие для колористов. М.: Дюпон. Наука и технологии, 2012. С. 36.
[16] См.: ГОСТ 29319-92. Материалы лакокрасочные. Метод визуального сравнения цвета. [Электронный ресурс] // Standart Gost.ru - открытая база ГОСТов. URL: http: // standartgost.ru/g/23319-92 (дата обращения 10.11.2015).
[17] См.: Хрусталев В.Н., Зайцев В.В. Указ. соч. С. 154.
[18] См., например: Фьоре Р.Б. Жидкая резина? // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века, 2005. № 8. С. 16-17.
[19] См.: Иванова И.Н. Указ. соч. С. 38-105.
[20]
См.: Галимова Н.Я. Модифицированные поливинилхлоридные композиции и порошковые покрытия специального назначения: автореф. канд. ... дис. наук. Набережные Челны. 2010. С. 5.
[21] См.: Кузовной ремонт на базе материалов RockPaint. ООО «Звезда М». Владивосток. 2012. С. 62-63.
[22] См. например: Гуревич М.М., Ицко Э.Ф., Середенко М.М. Оптические свойства лакокрасочных покрытий. Изд-во: «Профессия», 2010. Брок Т., Гротэкглаус М., Мишке П. Европейское руководство по лакокрасочным материалам и покрытиям. М: «Пэйнт-Медиа»,
2015. С. 192-198.
[23]
См.: Справочник колориста. Брюлекс. М., 2011. С. 39-52. Иванова И.Н. Указ. соч. С. 38105. Кузовной ремонт на базе материалов RockPaint. Указ. соч. С. 62-63. Пособие для колористов. М.: Дюпон Наука и технологии, 2012. С. 36.
[24] См.: Майорова. Г.В. Использование следов лакокрасочных покрытий в расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 1999. С. 63, 103-113.
[25] Zeno W. Wicks, Jr., Frank N. Jones, S. Peter Pappas, Douglas A. Wicks. Organic Coatings: Science and Technology. John Wiley & Sons, 2007. P. 94.
[26] См.: Петер фон ден Керкхофф., Гельмут Хааген. Каталог повреждений лакокрасочных покрытий. М.: Третий Рим, 2004. С. 190-246.
[27] Митричев В.С., Хрусталев В.Н. СПб.: Питер, 2003. Указ. соч. С. 166.
|