Вторник, 26.11.2024, 15:25
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Предварительное исследование следов фарных рассеивателей и иных сопутствующих следов на месте дорожно-транспортного происшествия

Осколки или отдельные фрагменты изделий из светотехнического и автомобильного травмобезопасного (закаленного, триплекс) стекла, следы- отображения фарных рассеивателей занимают важное место при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Триплекс в основном используется для изготовления передних ветровых стекол, закаленное стекло - для задних ветровых и боковых стекол1. Из светотехнического стекла обычно изготавливается внешняя осветительная арматура транспортных средств.

Так, сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений Приморского края за 2015 год в результате осмотров мест ДТП изъято 62 следа (фрагменты, осколки) светотехнического и автомобильного травмобезопасного стекла, проведено по ним 12 трасологических экспертиз целого по частям. Однако криминалистические экспертизы стекла и изделий из него с 2011 по 2015 годы в ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю по рассматриваемой категории уголовных дел вообще не проводились.

Проведенные нами исследования эмпирической выборки транспортных средств, показали, что большинство фарных рассеивателей автомобилей различных марок и моделей (особенно, японского производства) изготавливают из полимерного материала - пластика, который является объектом экспертизы полимерных материалов и изделий из них[1] [2]. Однако за последние пять лет также не зафиксировано ни одного случая проведения сотрудниками экспертнокриминалистических подразделений Приморского края данного вида экспертизы по делам, связанным с расследованием дорожно-транспортных преступлений.

Предварительное исследование следов фарных рассеивателей на месте ДТП также не проводится.

Необходимо отметить, что в криминалистической литературе достаточно подробно изложена методика предварительного исследования фарных рассеивателей, изготовленных из стекла, описаны морфологические признаки, по которым можно установить родовую принадлежность данного стеклянного изделия по его осколкам[3]: наличие на внешних поверхностях бортика рассеивателя трасс в виде параллельных полос, являющихся следами механической обработки матрицы и кольца пресс-формы; гладкая наружная выпуклая оптическая часть рассеивателя с маркировочными обозначениями; на внутренней поверхности рассеивателей имеется призматура в виде призм, линз, грануляций и других оптических элементов, наблюдаются дефекты в виде кованности или полосности.

В связи с появлением в России большого количества иномарок, проведение предварительных исследований фрагментов светотехнического стекла внешней осветительной арматуры транспортных средств (фар дальнего и ближнего света, противотуманных фар, передних фар (габаритных огней, указателей поворота, стояночных огней), задних фар (габаритных огней, указателей поворота, сигналов торможения, огней заднего хода, стояночных огней, противотуманных огней), боковых фонарей (боковых указателей поворота, стояночных огней), дополнительных фар (прожекторов, фар-искателей), фонарей освещения номерного знака, световозвращателей), на месте ДТП затруднительно в силу следующих причин:

- отнесение фрагментов стекла малых размеров именно к внешней светотехнической осветительной арматуре транспортного средства в полевых условиях является для специалиста чаще всего невыполнимой задачей. В современных условиях фарные рассеиватели (круглые или прямоугольные выпуклые стекла, закрывающие световое отверстие отражателя) чаще всего изготавливают из пластика, не имеют ярко выраженных морфологических особенностей поверхности, характерных для рассеивателей (Приложение 15, фото 1, 2);

на многие транспортные средства в Приморском крае устанавливаются нештатные фары дальнего и ближнего света, передние, задние фары, противотуманные фары производства Тайвань без каких-либо маркировочных обозначений на самом рассеивателе, маркировка чаще всего проставляется лишь на корпусе фары;

противотуманные фары автомобилей разных марок, особенно японских производителей, не всегда различаются по размерам и посадочному диаметру, вследствие чего являются взаимозаменяемыми. Подавляющее большинство японских автомобилей имеют задние противотуманные фары в стандартной комплектации, а передние предлагаются в качестве опции, да и то не ко всем автомобилям (Приложение 15, фото 3). Так, 55% эмпирической выборки транспортных средств составляют автомобили без передних противотуманных фар.

Таким образом, ориентировочное установление модели, марки автомобиля или его групповой принадлежности на месте ДТП по фрагментам фарных рассеивателей возможно только при наличии фрагментов пластика (стекла) больших размеров, позволяющих определить форму, общие размеры и конструктивные особенности осветительной арматуры и имеющих соответствующую маркировку (знак международного утверждения с кодом сраны, категория фары, яркость фары в люксах, фирма производитель, дополнительные обозначения - на габаритных огнях ставится буква «А», на передних противотуманных фарах - буква «В», а на фарах с пластмассовым рассеивателем - буквы «PL» и другие)1.

При осмотре места ДТП, связанного с наездом на пешехода, на предметах окружающей обстановки, одежде и теле пострадавшего часто остаются следы от выступающих деталей транспортных средств, а на дорожном покрытии и обочинах дороги можно обнаружить следы-предметы, являющиеся частями и деталями транспортного средства (бампер или его части (молдинг, защитный уголок, решетка, накладка на бампер и другие), боковые наружные зеркала заднего вида, ручки дверей, решетки радиатора, обвесы, спойлер, антенна, насадка на выхлопную трубу, щетка стеклоочистителя, дефлектор заднего стекла и другие). Так, сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений Приморского края за 2015 год с мест ДТП было изъято всего лишь 25 следов от выступающих деталей транспортных средств и 80 следов-предметов, являющихся частями и деталями транспортного средства. Предварительные же исследования данных следов на месте ДТП вообще не проводились.

Причин этому множество, но одной из основных служит отсутствие алгоритмизированных методик проведения предварительного исследования следов от выступающих деталей транспортных средств и следов, являющихся деталями и частями транспортных средств, в полевых условиях и современных информационноаналитических баз данных, которые можно было бы для этого применять.

Так, методические рекомендации, которые можно было бы потенциально использовать при проведении предварительного исследования следов-предметов, являющихся частями и деталями транспортного средства: установление автомобиля по деталям и частям, отделившимся при дорожно-транспортном происшествии[4] [5], судебная транспортно-трасологическая экспертиза (методическое пособие для экспертов)1 и другие в основном содержат информацию о деталях и частях транспортных средств только отечественного производства. Отдельные аспекты изучения отделившихся частей современных транспортных средств в экспертной практике с учетом способа их маркирования рассматриваются М.В. Беляевым .

Основными же методическими рекомендациями, содержащими справочные данные по следам от выступающих деталей транспортных средств отечественного производства, является пособие, разработанное еще в 1987 году учеными ВНИИ МВД СССР: А.Л. Чубченко, А.А. Нагайцевым, Л.С. Митричевым, А.В Пушновым .

Выход из данной ситуации видится в необходимости актуализации ранее разработанных методик предварительного исследования следов от выступающих деталей транспортных средств, и создании нового комплексного подхода к проведению предварительного исследования этих следов и должного информационного обеспечения предварительного исследования. Так, А.Л. Чубченко и другие справедливо отмечали, что большое количество моделей транспортных средств и многообразие их конструкций делают невозможным их дифференцирование по следам без информационного массива данных[6] [7] [8] [9].

Нами предпринята попытка решения данных проблем.

Представляется, что предварительные исследования следов от выступающих деталей транспортных средств, и следов-предметов, являющихся деталями и частями транспортных средств, проводимые на месте совершения ДТП, должны являться неотъемлемой частью комплексной методики предварительного исследования совокупности разнообразных материальных следов на месте ДТП. Для совершенствования процесса проведения данных предварительных исследований была разработана информационно-аналитическая база данных следов транспортных средств.

При исследовании эмпирической региональной выборки транспортных средств, представляющих микромодель оцениваемой генеральной совокупности

реально существующих и функционирующих транспортных средств в Приморском крае, выявлены информационно-познавательные закономерности, которые явились основой для создания обозначенных ниже алгоритмизированных методик проведения предварительного исследования следов от выступающих деталей транспортных средств и следов-предметов, при осмотре места ДТП, с применением современных научно-технических средств и техникокриминалистических методов.

Предварительное исследование следов от выступающих деталей транспортного средства включает следующие этапы[10]:

- ориентировочное установление, какой выступающей деталью (частью детали) транспортного средства были оставлены данные следы на месте ДТП, методом мысленного моделирования вещной обстановки по форме, размерам, особенностям следа-отображения на преграде (дереве, столбе, заборе, стене здания, другом автомобиле и др.) и высоте следа от дорожного покрытия. Измеряем расстояние (высоту) от данного следа до дорожного покрытия (асфальта, грунта) и вносим результаты данных измерений в базу данных следов транспортных средств. В ней указаны расстояния от следующих деталей транспортного средства до земли: боковых наружных зеркал заднего вида, выступающих ручек дверей, выпирающих ребер переднего и заднего бампера, малого зеркала на капоте - «рожка», фендеров, боковых порогов, запасного колеса на задней части кузова автомобиля, выхлопной трубы (их количество, диаметр наконечника или его длина, ширина), обвесов, спойлера, а также габаритные размеры транспортного средства (высота, ширина, длина), клиренс (Приложение 8, 12). При этом необходимо установить соотношение следов от выступающих деталей транспортного средства между собой, учитывая механизм

следообразования и взаимное расположение (если установлено, что данные следы нанесены одномоментно, необходимо сравнить расстояние между ними с разностью высот выступающих частей в информационно-аналитической базе данных);

отнесение по полученным данным автомобиля, скрывшегося с места ДТП, к определенной группе (группам): грузовые (фуры, цистерны, самосвалы, автовозы, рефрижераторы и др.), автобусы (миниавтобусы, микроавтобусы), паркетники (кроссоверы), внедорожники (джипы, пикапы), легковые (седаны, универсалы, минивэны, купе, хэтчбэки, лимузины, гоночные «спортивные»), и ориентировочное установление модели и марки транспортного средства;

установление по следам-отображениям на преградах, на каких деталях скрывшегося автомобиля имеются повреждения и определение их характера.

При работе с базой данных необходимо учитывать следующие особенности, выявленные в процессе исследования указанной эмпирической выборки транспортных средств:

одинаковые расстояния от выступающих деталей транспортного средства до земли могут иметь сразу несколько автомобилей разных марок и моделей, например: расстояние 1050 мм от боковых наружных зеркал заднего вида до дорожного покрытия имеют: HondaCR-V 1997 года выпуска, Lada 2137 2005 года, Mitsubishi Chariot 1997 года, Nissan Juke 2012 года и другие; расстояние 870 мм от выпирающих ручек дверей до земли имеют: Chevrolet Aveo 2012 года, Nissan Note 2008 года, Nissan Preria 1998 года, Toyota Wish 2012 года и другие; расстояние 230 мм от нижнего выпирающего ребра переднего бампера до земли имеют: Infiniti FX 35 2003 года, Ford Transit Connect 2011 года, Honda Fit 2001 года, Subaru Forester 2008 года, Nissan Skyline 1993 года, Toyota Prius 2010 года и другие; расстояние 500 мм от верхнего выпирающего ребра переднего бампера до земли имеют: Toyota Vitz 2014 года, Toyota Ractis 2012 года, Renault Symbol 2011, Nissan AD 2009 года, Mitsubishi Padgero Mini 2011 года, Lada Granta 2012 года и другие; расстояние 350 мм от нижнего выпирающего ребра заднего бампера до земли имеют: Toyota Aqua 2012 года, Nissan Teana 2012 года, Mitsubishi Dion 2000 года, Mazda CX-5 2012 года, Land Rover Range Rover Sport 2007 года и другие;

расстояние 650 мм от верхнего выпирающего ребра заднего бампера до земли имеют: Toyota Lаnd Cruiser 200 2013 года, Suzuki Escudo 2007 года,

Nissan X-Trail 2012 года, Opel Antara 2011 года и другие; расстояние 300 мм от выхлопной трубы до земли имеют: Renault Megans 2012 года, Suzuki Jimny 1997 года, Toyota Taun Ais 2006 года, Mitsubishi Padgero Mini 2009 года, Toyota Noah 2013 года и другие; расстояние 1090 мм от малого зеркала на капоте рожка до земли имеют: Daihatsu Be-Go 2013 года, Honda CR-V 1996 года, Toyota Land Cruiser Prado 2006 года и другие; расстояние 300 мм от боковых порогов до земли имеют: Nissan Terrano 1996 года, Mercedes-Benz GL 500 2007 года, Toyota Land Cruiser Prado 2006 года, Subaru XV 2013 года и другие; расстояние 820 мм от фендеров до земли имеют: Toyota Hilux Surf 1991 года, Nissan Terrano 1996 года, Ssang Yong Rexton 2011 года и другие; расстояние 1130 мм до земли от спойлера имеют: Toyota Mark 2 1996 года, Toyota Аristo 1999 года, Subaru Impreza WRX 2001 года и другие; расстояние 550 мм от нижней части запасного колеса на задней части кузова автомобиля до земли имеют: Mitsubishi Padgero Mini 2011 года, Toyota Rav 4 1994 года, Suzuki Jimny 2008 года и другие;

расстояния от выступающих деталей транспортных средств до земли у автомобилей одной марки, модели и года выпуска могут различаться (например, расстояние от боковых наружных зеркал заднего вида до земли у Toyota Land Cruiser 200 2013 года составляет 1230 мм, у другого автомобиля той же марки, модели, года выпуска - 1220 мм, и другие);

у транспортного средства может быть от 1 до 4 выхлопных труб, диаметром в среднем от 28 до 140 мм. На выхлопную трубу может одеваться насадка (круглой или прямоугольной формы), увеличивающая ее номинальные размеры. Насадка может быть предусмотрена как заводской комплектацией автомобиля, так и может устанавливаться водителем транспортного средства по собственной инициативе;

высота от следа, оставленного выступающей деталью транспортного средства на преграде до дорожного покрытия может отличаться от указанной в базе данных в зависимости от размера шин, установленных на автомобиль, загруженности транспортного средства, режима движения транспортного средства и других особенностей;

дорожный просвет транспортного средства (клиренс) - расстояние между самой нижней точкой автомобиля и поверхностью дороги[11], позволяет ориентировочно дифференцировать автомобили по типу: у легковых автомобилей (седаны, универсалы, минивэны, купе, хэтчбэки, лимузины, гоночные «спортивные») клиренс составляет от 120 до 200 мм, у кроссоверов (паркетников) от 175 до 225 мм, у внедорожников (джипов, пикапов) от 200 до 231 мм (по данным в таблице, но может быть и выше) (Приложение 8).

Необходимо учитывать, что водитель транспортного средства может самостоятельно увеличить клиренс (за счет установки колес и дисков большего размера, с помощью проставок, устанавливаемых на опору амортизатора, и другими способами). Данная информация получена в результате проведенного нами опроса специалистов сервисных центров Приморского края по ремонту ходовой части транспортного средства.

Итак, предварительное исследование следов от выступающих деталей транспортных средств на месте ДТП позволяет за короткое время ориентировочно установить тип, марку, модель транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, или отнести его к группе транспортных средств, среди которых может находиться разыскиваемое.

Модернизированная методика предварительного исследования следов- предметов, являющихся деталями и частями транспортных средств, состоит из следующих этапов:

изучение следов-предметов на месте ДТП с целью отнесения их к частям и деталям транспортных средств;

предварительное исследование каталожного номера в виде маркировки на деталях и частях транспортных средств, обнаруженных на месте ДТП, с использованием информационно-поисковой системы (сборника электронных каталогов частей и деталей транспортных средств), с целью установления модели, марки транспортного средстсва, скрывшегося с места происшествия. Многие производители современных автомобилей иностранного производства (Toyota, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki, Land Rover, Mazda, Ssang Yong, Audi, BMW, Mercedes и другие) дополнительно указывают на деталях и частях кузова транспортного средства каталожные номера (маркированием). Компаниями- производителями автомобилей, сответственно, разработаны информационнопоисковые системы - электронные каталоги оригинальных запчастей (например, PET Porshe, Toyota EPC All, GM Global, Nissan FAST, и другие), содержащие каталожные номера деталей и частей автомобиля, для удобства их заказа владельцами транспортных средств. Кроме того в Приморском крае достаточно распространены и сборники каталогов не оригинальных запчастей (например, Japan EPC, VMware All Japan, Tecdoc, LaserCat 2000, Atris и другие).

Таким образом, специалист-криминалист или другой участник СОГ, обнаружив на месте ДТП деталь с каталожным кодом, для определения марки, модели и периода выпуска транспортного средства, скрывшего с места ДТП, должен внести каталожный буквенно-цифровой или цифровой код в информационно-поиковую систему, содержащую сборник электронных каталогов частей и деталей транспортных средств различных компаний-производителей автомобилей. Считаем, что данная информационно-поисковая система должна быть установлена на ноутбуке у специалиста-криминалиста, и при выезде на место ДТП любой участник СОГ, прошедший несложную подготовку, смог бы воспользоваться ею. Кроме того, субъекту предварительного исследования необходимо обращать внимание на то, что на деталях транспортных средств могут быть указаны: название или символика (знак) бренда изготовителя детали транспортного средства, если деталь оригинальная (Приложение 16, фото 2), название фирмы изготовителя детали (Приложение 16, фото 1), год выпуска детали. На автомобилях отечественного производства до 1991 года может быть надпись «сделано в СССР» и символика-завода изготовителя (Приложение 16, фото 3);

если на месте ДТП обнаружены: спойлер, обвесы, малое зеркало на капоте, боковые пороги, запасное колесо, фендера, колесо (запаска), крепящееся сзади к кузову автомобиля, то необходимо с помощью разработанной нами базы данных следов транспортных средств, включающую «расстояния от деталей транспортного средства до земли» (Приложение 12) установить, на какие марки, модели возможно могли быть установлены обнаруженные детали и части транспортного средства. При работе с данной базой необходимо принимать во внимание следующие закономерности, выявленные в процессе предварительного исследования эмпирической выборки транспортных средств:

малое зеркало на капоте - «рожок» устанавливается на кроссоверы и внедорожники (например, на Toyota Harrier (в заводской комплектации AIRS с 1998 по 2007 годы), Honda CR-V (в заводской комплектации до 2003 года), Toyota Land Cruiser Prado (в заводской комплектации с 1996 по 2009 годы), Suzuki Escudo (в заводской комплектации с 1997 года), Daihatsu Be-Go 2013 года, Toyota Kluger 2002 года, Toyota HiluxSurf 1991 года, Suzuki Jimni Sierra 2007 года, Mitsubishi Padgero Evolution 1997, 1999 года, Mitsubishi Padgero Mini 2011 года, Toyota Rush 2011 года, Subaru Forester 2008 года и другие);

спойлер в основном устанавливается на спортивые автомобили и автомобили с характеристиками преспективного совершенстования в области внешнего тюнинга[12] (например, Toyota Supra 1989 года, Toyota Mark 2 1996 года, Toyota Corolla Levin 1995, 1998,1999 годов, Toyota Cresta 1992 года, Toyota Cavalier 1998 года, Toyota Aristo 1999 года, Subaru Impreza WRX 2001 года, Nissan Skyline 1993 года, Honda Inspaer 1997 года, Honda Insight 2009 года и другие;

фендера в основном устанавливаются на кроссоверы и внедорожники (например, BMW X 6 2010, Chevrolet Tahoe 2011 Toyota Hilux Surf 1991 года, Ford Transit Connect 2011, Nissan Terrano 1996 года, Honda CR-V 2003, Ssang Yong Rexton 2011 года, Mazda CX-5 2012 и другие);

обвесы устанавливаюся на автомобили с характеристиками перспективного совершенстования в области внешнего тюнинга (Nissan Laurel 1991 года, Toyota Cavalier 1998 года, Daihatsu Terios 2008 года, Honda Fit 2010 года, Mitsubishi Padgero Evolution 1997, 1999 годов, и другие;

запасное колесо устанавливается на заднюю часть кузова некоторых моделей кроссоверов и внедорожников (например, Honda CR-V с 1996 по 2006 годы, Daihatsu Be-Go 2013 года, Daihatsu Terios 2008 года, Mitsubishi Padgero Mini 2009, 2011 года, Nissan Safari 1999 года, Suzuki Escudo 2006 года, Suzuki Grand Vitara 2012 года, Suzuki Jimni Sierra 2007 года, Suzuki Jimny 2008 года, Toyota Hilux Surf 1991 года, Toyota Rav 4 1994 года, Toyota Rush 2011 года и другие;

дефлектор заднего стекла в основном устанавливается на минивэны, хэтчбэки, универсалы, кроссоверы, джипы (например, Toyota Noah 2008 года, Nissan Elgrand 2002 года, Honda CR-V 2.0 1996 года, Honda Fit 2010 года, Lexus GX460 2014 года, Lexus LX 570 2008 года, Mazda Demio 2002 года, Mazda CX-5 2012 года, Mitsubishi Chariot 1997 года, Toyota Caldina 1993года, Toyota Corolla Fielder 2010 года и другие).

Таким образом, предварительным исследованием отделившихся деталей и частей транспортных средств на месте ДТП можно установить тип, марку, модель транспортного средств или отнести к группе транспортных среств, среди которых может находится разыскиваемое (например, к группе автомобилей с установленными на них спойлером, выпирающими дугами, фендерами, малым зеркалом заднего вида «рожком» на капоте и другими).

При осмотре места ДТП могут быть обнаружены и другие сопутствующие следы: ГСМ, микрочастицы резины протектора, фрагменты почвы, отделившиеся при ударе от деталей нижней части кузова и сохранившие их форму, частицы перевозимого груза. Данные следы могут способствовать установлению направления движения автомобиля, скрывшегося с места ДТП, иных данных, но по ним не представляется возможным определить марку, модель или групповую принадлежность транспортного средства.

Так, на месте ДТП исследованием микрочастиц резины протекторов шины в следах на одежде пострадавшего с помощью стереоскопического микроскопа можно установить направление движения транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, и изношенность протектора шины, оставившей след (по исследованиям С.Ю. Сашко, о признаках изношенности шины свидетельствует обнаружение в следах протекторов шин на одежде большого количества микрочастиц резины (до нескольких десятков) размерами от 0,04х0,03х0,01 мм до 0,9х0,6х0,3 мм. В зонах следов от перекатывания колесами транспортных средств с признаками износа следообразующей поверхности отмечается значительное количество (более 14) микрочастиц резины, среди которых имеются «крупные» частицы размерами более 0,1 х0,5х0,2 мм. В области перекатывания автошинами без признаков износа резины количество микрочастиц не превышает 10, причем «крупные» микрочастицы практически не обнаруживаются. В областях накатывания колес количество частиц значительно (в 2 раза и более) превышает таковое в областях скатывания колес)1.

Если транспортное средство, водитель которого совершил ДТП, осталось на месте, а сам водитель скрылся с места происшествия (по изученным уголовным делам по ст. 264 УК РФ (наезд на пешехода) процент оставления транспортного средства водителем на месте ДТП составил лишь 0,5%), то предварительным исследованием следов рук, обуви, следов биологического происхождения, микроволокон одежды и других следов, обнаруженных при осмотре транспортного средства и других предметов вещной обстановки, возможно установление пола, возраста, профессии и других признаков и свойств водителя по различным методикам . Для эффективного диагностического исследования [13] [14] возможно применение на месте происшествия компьютерной программы по моделированию личности неизвестного преступника[15].

Таким образом, комплексный подход к проведению предварительных исследований следов транспортных средств и сопутствующих следов при осмотре места ДТП достаточно аргументировано демонстрирует существенное увеличение возможности установления модели, марки или групповой принадлежности транспортного средства, скрывшегося с места ДТП, а также определение свойств и признаков водителя, скрывшего с места ДТП и оставившего на нем транспортное средство.

 

[1] См: Комкова Е.А., Ромакина М.Ю., Зайцев В.В. Диагностическое исследование

повреждений остекления салонов автомобилей // Судебная экспертиза. 2011. № 4 (28). С. 80.

[2]

См., напр.: Моисеева Т.Ф. Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий из них. М.: «Щит и М», 2005. С. 92-99.

[3] См.: Митричев В.С., Хрусталев. В.Н. СПб.: Питер, 2003. Указ. соч. С. 239-240; Чубченко А.Л., Нагайцев А.А., Митричев Л.С., Пушнов А.В. Указ. соч. С. 36-69; Гончаренко В.И. Использование некоторых признаков производственного происхождения при исследовании рассеивателя фар // Криминалистика и судебная экспертиза. Республиканский межведомственный сборник научных и научно-методических работ. Киев 1964. Вып. 1. С. 159163; Гусев А.А. Криминалистическое исследование фарного стекла // Материалы научной конференции, посвященной проблемам криминалистической экспертизы. М., 1958. С. 111-119.

См.: ГОСТ Р 41.19-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения противотуманных фар для автотранспортных средств» (Правила ЕЭК ООН № 19) [Электронный ресурс] // Standart Gost.ru - открытая база ГОСТов. URL: http: // standartgost.ru/g/ Р 41.19-99 (дата обращения: 11.12.2015).

[5] См.: Голдованский Ю.П., Горская И.В. Установление автомобиля по деталям и частям, отделившимся при дорожно-транспортном происшествии // Теоретические проблемы и практика трасологических и баллистических исследований. Сборник научных трудов. М., 1975. Вып. 14. С. 3-33.

[6] См.: Судебная транспортно-трасологическая экспертиза. Указ. соч. С. 49-61.

[7] Беляев М.В. Указ. соч. С. 94-102.

[8]

См.: Чубченко А.Л., Нагайцев А.А., Митричев Л.С., Пушнов А.В. Указ. соч. С. 70-79.

[9] См.: Там же. С. 70.

[10] Сыромля Л.Б. Особенности проведения предварительного исследования следов от выступающих деталей транспортных средств на месте дорожно-транспортного происшествия // Закон и право. 2016. № 10. С. 130-133.

[11] См.: Дмитриев В.Я. [и др.]. Безопасность дорожного движения и основы управления автомобилем в различных условиях: учебное пособие / под ред. В.Я. Дмитриева. Омск: Омская академия МВД России, 2010. С. 33.

[12] См.: Стуканов В.А. Сервисное обслуживание автомобильного транспорта: учебное пособие. М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2013. С. 30.

[13] См.: Сашко С.Ю. Судебно-медицинская экспертиза повреждений и следов от воздействия объектов с резиновой следообразующей поверхностью: дис. ... д-ра. медицин.

наук. Санкт-Петербург. 2014. С. 205-207, 239-240.

[14]

См., например: Челяпов Л.Ю. Возможности определения руки и пальца, оставивших следы. Министерство внутренних дел СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт. М., 1978; Аминев Ф.Г., Тимофеева А.В. О методике определения роста по длине и ширине стопы // Актуальные вопросы развития юридической науки и практики в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции: в 4 ч. Уфа: РИО БашГУ, 2009. Ч.3. С. 23-27.

[15] См.: Тимофеева А.В. Криминалистическое моделирование неизвестного преступника по признакам и свойствам, отображаемым в следах преступления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2010. С. 23.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (19.06.2017)
Просмотров: 730 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%