Вторник, 26.11.2024, 15:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Использование результатов предварительного исследования материальных следов дорожно-транспортного происшествия в раскрытии и расследовании преступлени

Результаты проведения на месте ДТП предварительных криминалистических исследований могут быть использованы главным образом при проведении ОРМ и первоначальных следственных действий, направленных на расследование и раскрытие дорожно-транспортного преступления по горячим следам. Как справедливо отметил Ю.Г. Плесовских, что «на последующем этапе расследования результаты проведения предварительных криминалистических исследований используются крайне редко, поскольку к этому времени у органов дознания и предварительного следствия имеется, как правило, достаточно большой объем достоверной информации о расследуемом событии, в частности, результаты проведенных по делу криминалистических экспертиз»[1].

Использование результатов комплексного предварительного исследования разнообразных материальных следов на месте ДТП при проведении ОРМ направлено на преследование и задержание транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, организацию заградительных мер на пути его возможного следования, а также на установление свидетелей и очевидцев происшедшего.

Из числа следственных действий, проводимых при раскрытии дорожнотранспортных преступлений по горячим следам, наиболее эффективны результаты комплексного предварительного исследования разнообразных материальных следов на месте ДТП, которые могут быть использованы при проведении следственного осмотра транспортного средства, предположительно совершившего ДТП и скрывшегося с места происшествия.

Результаты комплексного предварительного исследования разнообразных материальных следов на месте ДТП, оформленные справкой «о результатах

предварительного исследования материальных следов на месте ДТП», необходимо предоставлять оперативному работнику, сотруднику ОБ ДПС ГИБДД, следователю (дознавателю) для наболее эффективного проведения ОРМ и следственных действий. Справка может содержать следующую информацию:

ориентировочное направление движения скрывшегося транспортного средства;

первоначальный цвет автомобиля, тип ЛКП покрытия (эффектное, неэффектное), заводская или ремонтная технология его окраски, подвергался ли он подкраске, перекраске;

ориентировочное указание типа, марки, модели транспортного средства или его групповой принадлежности (например, указание на то, что на автомобиле установлены шипованные шины с многогранным по форме шипом, шины с цифровым индикатором износа, шины с определенным износом (сильным, средним, малым), или указание других особенностей, выявленных в процессе предварительного исследования материальных следов на месте ДТП и позволяющих значительно сузить группу транспортных средств, среди которых может находиться разыскиваемое);

ориентировочное описание повреждений транспортного средства, скрывшегося с места ДТП, их локализации и характера, а также места возможного нахождения на транспортном средстве следов крови, фрагментов одежды пострадавшего и других следов.

Хотелось бы подчеркнуть, что не использование результатов проведения комплексного предварительного исследования материальных следов на месте ДТП оперативными работниками и сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД при проведении ОРМ, или не проведение предварительного исследования вообще, может негативно сказаться на результатах раскрытия и расследования всего преступления. Продемонстрируем это следующим примером. В г. Владивостоке Приморского края неизвестный водитель, управляя автомобилем в темное время суток, совершил наезд на пешехода гр-на П и скрылся с места происшествия. В результате ДТП пешеход гр-н П скончался на месте. Со слов очевидцев наезд был совершен автомобилем «Toyota Crown» серого цвета, государственный номер не известен, что послужило основанием для отработки сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД всех автомобилей данной марки и модели серого цвета. Следы ЛКП с одежды на месте происшествия не изымались. Предварительное исследование материальных следов на месте ДТП не проводилось. Одежда трупа была изъята и направлена на экспертизу ЛКМ-ЛКП-ОП. Впоследствии экспертизой было установлено, что на одежде имелись следы ЛКП светло-голубого цвета. Таким образом, сотрудники ОБ ДПС ГИБДД и оперативные работники при розыске автомобиля шли по «ложному» пути. Дорожно-транспортное преступление (наезд на пешехода) раскрыто не было.

Это еще раз подчеркивает важность проведения как комплексного предварительного исследования разнообразных материальных следов на месте ДТП, так и предварительного исследования ЛКП, в частности.

Так, при проведении ОРМ и следственного осмотра транспортного средства (в процессе его предварительного исследования), предположительно участвующего в ДТП и скрывшегося с места преступления, необходимо воспользоваться следующим комплексом рекомендаций, разработанных на основе закономерностей, выявленных в процессе проведенных нами исследований эмпирической региональной выборки транспортных средств (в основном иномарок):

- шины с симметричным рисунком протектора являются наиболее часто устанавливаемыми на легковые автомобили, и составляют 75 % от всей совокупности эмпирической выборки (например, Goodiear GT-ECO, Bridgestone Durawis R 670, Falken EP-03, Yokohama IG 30, Dunlop LM 703, Toyo Tranpath A11 и другие) (Приложение 9). Такие шины в основном идут в заводской комплектации многих автомобилей, за исключением спортивных и некоторых автомобилей премиум класса. Шины с симметричным рисунком протектора при монтаже на диск устанавливаются любой стороной, так как не имеют направления, и их можно менять местами на автомобиле в любой последовательности (с правой стороны на левую, и наоборот). Это позволяет дополнительно регулировать степень износа всего комплекта шин, меняя их местами в зависимости от степени изношенности. Таким образом, если на месте ДТП по следу протектора шины было установлено, например, что на правом переднем колесе степень износа протектора составляет, ориентировочно, 5% (малый износ), а на трех остальных шинах - 30% (средний износ), то преступник к моменту следственного осмотра мог поменять данное колесо местами с любым из трех остальных;

шины с асимметричным рисунком протектора составляют 10% от всей совокупности эмпирической выборки (например, Dunlop SP37, Bridgestone Revo GZ, Pirelli Sotto Zer 210, Bridgestone Plays, Continental Conti Premium Contact 2, Falken ZE-912 и другие) (Приложение 9), и устанавливаются на автомобили всех типов - от легковых до внедорожников, но намного реже, чем шины с симметричным рисунком протектора. Данные шины при монтаже на диск обязательно должны устанавливаться согласно обозначениям на боковине шины, указывающим, какая сторона шины наружная, а какая внутренняя, за счет надписей (outside или outer) или (inside или inner) (Приложение 17, фото 1, 2, 3, 4), или разнонаправленных стрелок (Приложение 17, фото 5). Следует отличать разнонаправленные стрелки от логотипа производителя шины фирмы Dunlop, выполненного в виде короткой стрелы (Приложение 17, фото 6). При следственном осмотре транспортного средства необходимо учитывать, что неправильная установка шины с асимметричным рисунком протектора могла привести к ДТП;

шины с направленным рисунком протектора (симметричным) составляют 15% от всей совокупности эмпирической выборки (например, Toyo DRB, Triangle TR777, Dunlop SJ6, Bridgestone DMV-01, Nancang NS-2 и другие) (Приложение 9) и часто устанавливаются на спортивные автомобили и автомобили премиум класса. В исследуемой эмпирической выборке нет моделей шин с направленным асимметричным рисунком протектора, и в торговой шинной сети Приморского края они не представлены. Шины с направленным рисунком протектора на боковине имеют обозначения направления вращения, которое указано стрелкой с надписью «Directional» или «Rotation» (Приложение 17, фото 7) и устанавливаются на диск в соответствии со стрелкой. Шины с направленным рисунком протектора можно менять местами только по одной стороне транспортного средства. Необходимо учитывать, что неправильная установка шины с направленным рисунком протектора могла привести к ДТП.

При возникновении потребности переставить колесо с направленным рисунком протектора слева направо, или наоборот, шину необходимо перевернуть относительно диска, что не всегда возможно, если рядом нет шиномонтажной мастерской. По этой причине в запаске автомобилей, на которых установлены шины с направленным рисунком протектора, часто находится шина с симметричным рисунком протектора. В связи с этим, если предполагается, что шина (шины) на транспортном средстве, скрывшемся с места ДТП, были изрядно подспущены, то преступник, скрывшийся с места происшествия, скорее всего будет пользоваться услугами ближайших шиномонтажных мастерских, или при следственном осмотре автомобиля, предположительно совершившего ДТП, осмотром будет установлено, что на нем установлены три шины с направленным рисунком протектора и одна - с симметричным;

на боковине шины транспортного средства может быть указано соответствие рисунка протектора шины типу дорожного полотна (шоссейный, вседорожный, внедорожный) в виде обозначений: H/T, A/T, M/T в маркировке моделей шин (например, Bridgestone Dueler H/T 687, Dunlop Grandtrek AT3,Yokohama Geolandar M/T GOO1 и другие) (Приложение 17, фото 8, 9, 10);

шины с шоссейным (H/T (Half Terrain) рисунком протектора устанавливаются на различные типы автомобилей от легковых до внедорожников (джипов). По рисунку протектора беговой дорожки шины с шоссейным рисунком бывают симметричные, направленные и ассиметричные и составляют 51,5% эмпирической выборки шин (Приложение 9);

шины с вседорожным (унивесальным A/T (All Terrain) рисунком протектора устанавливаются на паркетники (кроссоверы) и внедорожники (джипы). По рисунку протектора беговой дорожки шины со вседорожным (универсальным) рисунком в основном все симметричные или направленные (симметричные), и составяют 3,5% эмпирической выборки транспортных средств) (Приложение 9);

шины с грязевым (внедорожным M/T (Mud Terrain) рисунком протектора в основном изготавливаются больших типоразмеров и устанавливаются на внерожники, пикапы и легкие грузовики. По рисунку протектора беговой дорожки шины с «грязевым» рисунком часто все направленные симметричные, редко симметричные ненаправленные, и составляют 0,5% эмпирической выборки транспортных средств (Приложение 9);

шины с зимним рисунком протектора Скандинавского типа могут иметь симметричный, ассиметричный или направленный рисунок протектора и устанавливаются на различные типы автомобилей - от легковых до внедорожников. Все фрикционные зимние шины эмпирической региональной выборки транспортных средств (44,5%) имеют рисунок протектора Скандинавского типа (например, Bridgestone Revo 2, Goodiear Ice Navi, Yokohama Ice Guard IG 20 и другие) (Приложение 9);

шины с рисунком протектора Европейского типа имеют в основном ассиметричный или направленный симметричный рисунок протектора (например, Yokohama W.Drive V902, Michelin Alpin A4, Nokian WR D3, Continental Conti Winter Contact TS830 и другие) и зачастую устанавливаются на премиальные внедорожники (данные получены в результате исследования шин по каталогам Yokohama, Michelin, Nokian, Continental и других). Анализ эмпирической региональной выборки транспортных средств показал, что шины с данным рисунком протектора на транспортные средства в Приморском крае не устанавливаются, для продажи в торговой сети не представлены. Таким образом, определив по следу протектора шины на месте ДТП в Приморском крае зимний рисунок протектора Европейского типа, можно сделать предположительный вывод о том, что транспортное средство, скрывшееся с места происшествия, из центрально-европейского региона;

если по рисунку протектора в следе на месте ДТП было установлено, что след оставлен зимней фрикционной шиной (по наличию ламелей), то в процессе следственного осмотра транспортного средства, предположительно совершившего ДТП и скрывшегося с места происшествия, необходимо учитывать, что резина данных шин тактильно «на ощупь» мягкая, у летних шин - твердая. Необходимо обращать внимание и на маркировку на боковине зимних шин. Так, согласно техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» главы 5 п. 5.6.3. «зимние шины ...маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированы знаками «М+S», «M&S», «M S»[2] (Приложение 17, фото 11). Считаем, что законодатель недостаточно изучил практику маркирования знаками «М+S», «M&S», «M S» на шинах колес транспортных средств, дав такое определение зимним шинам. В ходе исследования эмпирической региональной выборки шин транспортных средств установлено, что не все шины, имеющие эту маркировку, являются зимними шинами. Так, на многих моделях летних шин с шоссейным, вседорожным (универсальным) и грязевым (внедорожным) рисунком протектора нанесена данная маркировка (например, Dunlop Grandtrek AT3, Kumho KL51, Jinyu YS71 и другие). Многие японские автомобили идут в заводской комплектации с колесами, на которых установлены шины с летним рисунком протектора и маркировкой «М+S». Таким образом, при следственном осмотре шины не стоит относить ее кзимней только на основе маркировки «М+S» на боковине шины, необходимо исследовать ее по совокупности всех признаков зимней шины;

- требуется обращать внимание на индекс скорости шины, указанный на ее боковине в виде буквенных обозначений (F, G, J, K, L, M, N, P, Q, R, S, T, U, H, V, W, Y): у моделей шин с шоссейным (H/T (Half Terrain) рисунком протектора индекс скорости в основном S (до 180 км/ч) или T (до 190 км/ч). Шины с шоссейным рисунком протектора с маркировкой S/T (Sport Terrain) - спортивная модификация, имеют высокие индексы скорости (Н (до 210 км/ч), V (до 240 км/ч) и Y (до 300 км/ч); индекс скорости шин с вседорожным (унивесальным) рисунком протектора в основном составляет Q (до 160 км/ч) и S (до 180 км/ч), с грязевым (внедорожным) рисунком в основном Q (до 160 км/ч; зимние фрикционные шины скандинавского типа имеют индексы скорости «Q», «R» ,«T» соответственно (до 160, 170, 190 км/ч), (Приложение 9); европейского типа более скоростные и маркируются на боковине буквами в основном «H» и «V» (соответственно до 210 и 240 км/ч);

- при установлении степени изношенности протектора шины (малая, средняя, сильная) необходимо сосредоточить внимание на наличии предельных (указывающих на сильный износ), предупредительных (указывающих на средний износ), дополнительных (буквенных, цифровых, знаковых) индикаторов износа, которые могут указывать как на малый, так и на средний и сильный уровень износа. На расположение индикаторов износа на шине может указывать знак в виде треугольника (Приложение 17, фото 12) или букв «TWI» (Приложение 17, фото 13).

При проведении ОРМ, направленных на установление свидетелей и очевидцев ДТП, необходимо также воспользоваться результатами проведения предварительного исследования, не только материальных, но идеальных следов на месте ДТП (исследование звуковых следов1 - например, шумности от протекторов шин при движении автомобиля). Шум, создаваемый шинами, одна из составляющих шумового эффекта, создаваемого автомобилем . При контакте с дорожным покрытием протектор шины издает шум, превышающий звук двигателя, начиная ориентировочно от 30 км/час (легковые автомобили) и 50

л

км/час (грузовые автомобили) . Палитра шумов от шины простирается от воя, [3] [4] [5] пения и свиста до шипения и чмоканья1. Естественно, что уровень шума, издаваемый автомобилем при движении зависит от рисунка протектора шины[6] [7]. Шины с направленным рисунком протектора имеют повышенную шумность, что определяется последовательным расположением шашечных блоков. Шины с асимметричным и симметричным рисунком обладают пониженной шумностью. В связи с этим, если транспортное средство скрылось с места ДТП, то свидетели и очевидцы могли слышать или наоборот, не слышать звук шума от шин автомобиля. Показателен в этом плане следующий пример. Так, в г. Владивостоке неизвестный водитель, управляя транспортным средством на высокой скорости, совершил наезд на гр. Н., причинив последнему тяжкие телесные повреждения, и скрылся с места происшествия. В ходе осмотра места ДТП были обнаружены и изъяты следы протекторов шин с отобразившимся направленным симметричным рисунком. Путем опроса очевидцев было установлено, что они слышали «общий гул, шум, вой колес». На месте происшествия присутствовал опытный специалист-автотехник, выдвинувший версию о том, что шины с направленным рисунком чаще всего устанавливают на спортивные (гоночные) автомобили, которые издают шум от колес протектора, и любители экстремального вождения довольно часто выбирают модели шин с таким рисунком. По горячим следам был задержан «местный шумахер» гр. Н в состоянии алкогольного опьянения на автомобиле Nissan Skyline, на котором были установлены все четыре шины с направленным рисунком протектора (информация получена в результате интервьюирования специалистов-автотехников Приморского края).

И таких случаев при осмотре мест ДТП, когда на них обнаруживаются следы протекторов шин с отобразившимся рисунком протектора, множество, а вот опытных специалистов, способных провести предварительное исследование не только материальных, но и идеальных следов (например, звука шума от колес транспортного средства) - единицы.

Считаем, что специалист-криминалист или другой субъект проведения предварительного исследования на месте ДТП обязательно должен уметь проводить не только предварительное комплексное исследование материальных следов, но и идеальных, для их последующего эффективного использования при проведении ОРМ и следственных действий.

Хотелось бы подчеркнуть, что при проведении ОРМ и следственного осмотра транспортного средства необходимо учитывать и региональные особенности шин, устанавливаемых на иномарки и отечественные автомобили. Так, исследованием шин, монтируемых на автомобили эмпирической региональной выборки, и новых шин, представленных в торговой шинной сети на Дальнем Востоке, установлено:

на иномарки и отечественные автомобили различных годов выпуска (с 1985 по 2014 годы) монтируются модели шин в основном следующих производителей: Yokohama, Bridgestone, Dunlop, Toyo, Goodiear, Falken, Nancang (часто устанавливаемые), Triangle, Kumho, Hankook, Pirelli, Nitto, Michelin, Federal, Continental, Nokian (реже устанавливаемые), Sonny, Kenda, Blacklion, Maxgrade (редко устанавливаемые);

модели шин Российских производителей в Приморском крае на автомобили устанавливаются в единичных случаях; в торговой дальневосточной шинной сети они не представлены, привозятся только под заказ. Лишь 1% эмпирической выборки составляют шины отечественного производства (Нива Radial K-156-1, Buran Таганка M 267);

основная масса моделей шин, устанавливаемых на иномарки и отечественные автомобили, выпущена в Японии (70% выборки), остальные (30% процентов выборки) выпущены в Тайване, Китае, Корее, Тайланде, Германии, Великобритания, Индонезии, Филлипинах, Финляндии;

90% моделей шин, устанавливаемых на автомобили, произведены в основном с 2004 по 2014 годы выпуска, только 1% процент эмпирической выборки составляют шины девяностых годов выпуска;

90% моделей шин, установленных на автомобили, являются не штатными к транспортному средству и лишь 10% процентов - штатными;

все модели шин, установленные на иномарки и отечественные автомобили, являются радиальными и бескамерными (на боковине шины имеются соответствующие надписи: TubeLess и Radial или R);

98% моделей зимних шин эмпирической выборки являются фрикционными Скандинавского типа, и лишь 2% - зимними ошипованными и под ошиповку;

в выборке не представлено ни одной модели восстановленной шины с надписью «Retread» или «Remould» или «Восстановленная»;

в основном на легковые автомобили устанавливаются новые шины - 80%. Подержанные шины занимают примерно 20% от общего объема регионального шинного рынка. Наибольшим спросом они пользуются у владельцев коммерческого транспорта и таксистов. Однако еще в 2011 году преобладала совершенно иная ситуация: новые шины составляли, ориентировочно, 50% от общего объема регионального шинного рынка, «бэушные» шины - 50% (информация получена в результате интервьюирования представителей официальных шинных дилеров на Дальнем Востоке в различные периоды времени с 2011 по 2015 годы);

имеется тенденция к установке низкопрофильных шин на транспортное средство в целях увеличения диаметра диска колеса (например, устанавливаются диски на 1-2 размера больше, в единичных случаях - на 3-4 размера больше);

на новых автомобилях, выставленных на продажу в

специлиализированных салонах, устанавливаются шины, преимущественно тех размеров, которые предусмотрены заводом - изготовителем. При осмотре транспортного средства следует учитывать, что размеры шин, предусмотренные заводом изготовителем транспортного средства, на новых автомобилях указываются на наклейке с внутренней стороны двери водителя (Приложение 17, фото 14).

Если по результатам предварительного исследования ЛКП на месте ДТП было установлено, что:

ЛКП транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, заводское, и в результате ДТП в определенных местах на нем появились значительные повреждения ЛКП (сколы, задиры, глубокие царапины), то для выявления в процессе следственного осмотра транспортного средства, предположительно, совершившего ДТП, следов ремонта данного ЛКП, необходимо провести предварительное исследование ЛКП и сравнить толщину ЛКП в местах, где на транспортном средстве в результате ДТП предположительно, образовались большие сколы, задиры, глубокие царапины и на других частях кузова автомобиля, воспользовавшись толщиномером (например, толщиномерами магнитными ET 11Р, ИТП- 1 , AR 860, AR 930 , и другими). Толщина ЛКП в местах, где ранее имелись большие сколы, глубокие царапины и другие повреждения ЛКП, возникшие в результате ДТП, а затем подвергшиеся ремонту в сертифицированных или гаражных мастерских в целях сокрытия следов преступления, будет значительно выше, чем на других частях транспортного средства, которые ремонту не подвергались;

на ЛКП транспортного средства, скрывшегося с места происшествия образовались незначительные повреждения ЛКП, то владелец транспортного средства может самостоятельно осуществить так называемую «подкраску» сколов, царапин, задиров на ЛКП автомобиля (например, применяя ремонтную технологию косметической маскировки мелких повреждений транспортного средства Kwik Color (Cromax), или с помощью реставрационных карандашей- лаков (эмалей). В случае такого предположения необходимо провести предварительное исследование ЛКП транспортного средства и сравнить твердость ЛКП в местах, где на транспортном средстве в результате ДТП, предположительно, образовались сколы, царапины, задиры, и на других частях кузова автомобиля с помощью вариации «метода определения твердости [8] [9] покрытия по карандашу»[10]. Твердость ЛКП будет соответствовать твердости самого твердого карандаша, который не оставил след на поверхности ЛКП. Твердость ЛКП в местах, где имелись сколы, царапины и другие повреждения ЛКП, возникшие в результате ДТП, и затем замаскированные владельцем автомобиля в целях сокрытия следов преступления, будет значительно ниже, чем на других частях транспортного средства, неподвергшихся ремонту.

 

[1] Плесовских Ю.Г. Предварительные криминалистические исследования на месте происшествия и использование их результатов в раскрытии и расследовании преступлений: учебное пособие. Хабаровск: Изд-во Хабар. ВШ МВД РФ, 1994. С. 56.

[2] Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (ред. от 02.12.2014) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.

[3] См.: Костикова Н.А. Звуковые следы в криминалистике: монография / под ред.: Е.П. Ищенко. М.: Юрлитинформ, 2012. 200 с.

[4] Дэниэлс. Дж. Современые автомобильные технологии. М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2003. С. 155.

[5]

См., напр.: Сергиенко В.П., Бухаров С.Н. Вибрация и шум в нестационарных процессах трения. Минск. «Белорусская наука», 2012. С. 289.

[6] См.: Хайнц Д.С., Бакфиш К.П. Новая книга о шинах. М.: ООО «Астрель»,ООО

«Издательство ACT», 2003. С. 67.

[7]

См.: Малкин В.С., Булгаков Ю.С. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей. Ростов н/Д : Феникс, 2007. С. 89.

[8] См.: Синельников А.Ф. Основы технологии производства и ремонт автомобилей:

учебное пособие. М.: Академия, 2011. С. 272.

[9]

См.: Лосева В.В. Использование технико-криминалистических средств в деятельности ГИБДД: памятка. Домодедово: ВИПК МВД России, 2016. С. 71.

[10]ГОСТ Р 54586-2011 (ИСО 15184:1998). Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости покрытия по карандашу. Москва. Стандартинформ. 2012 [Электронный ресурс] // Standart Gost.ru - открытая база ГОСТов. URL: http: // standartgost.ru /g/ 54586-2001 (дата обращения 07.12.2015).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (19.06.2017)
Просмотров: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%