Вторник, 26.11.2024, 15:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Нормативно-правовое регулирование в области обращения с опасными отходами

В России нормативно-правовая база охраны окружающей среды определяется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами, постановлениями правительства, указами президента, санитарными, строительными нормами и правилами.

«Все граждане Российской Федерации имеют конституционное право на благоприятную окружающую среду»[1]. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности регламентируются федеральными законами РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле.

Этот Закон призван «способствовать формированию и укреплению экологической безопасности и устойчивого развития на территории РФ, сохранению биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений»[2].

В соответствии с Законом «одним из основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении (или планировании) хозяйственной деятельности является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства»[3]. Закон регламентирует обязательное проведение государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Речь, таким образом, идет о предотвращении экологически вредного воздействия на природную среду и здоровье человека хозяйственной деятельности. Проекты, по которым не имеются положительные заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат. Экологический контроль за объектами хозяйственной деятельности осуществляют органы государственной власти РФ или субъектов РФ. При этом население должно быть обеспечено достоверной информацией о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране и о фактах хозяйственной деятельности, создающей угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, предусмотренных законом, является плата за негативное воздействие на окружающую среду. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (поверхностные и подземные) и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления и некоторые другие.

Весьма важно, что «государство поддерживает предпринимательскую деятельность, осуществляемую в целях охраны окружающей среды, посредством установления налоговых и других льгот (в соответствии с законодательством)»[4].

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности Закон предусматривает установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов и сбросов, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, некоторые другие нормативы).

Весьма важно, что Закон запрещает ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ до уровня предельно допустимых нормативов. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды.

Для обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной деятельности на территории РФ проводится экологическая сертификация – обязательная или добровольная (обязательность определяется порядком, установленным правительствам РФ).

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

«Настоящий Закон регламентирует санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности жизнедеятельности человека.

В соответствии с Законом все предприятия обязаны осуществлять производственный контроль за выполнением санитарных правил. В случае несоблюдения санитарных правил может быть приостановлена эксплуатация действующих предприятий, а также прекращены работы по проектированию и строительству новых объектов»[5].

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» регламентирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на решение вопросов охраны окружающей среды посредством предупреждения негативного воздействия на нее хозяйственной деятельности.

Экологическая экспертиза устанавливает:

- соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям;

- допустимость реализации объекта экологической экспертизы (на основе оценки последствий реализации объекта с точки зрения воздействия на окружающую среду).

Основными объектами экологической экспертизы являются:

- проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;

- проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

- технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности (в том числе проекты международных договоров, проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги).

В РФ различают два вида экологической экспертизы: государственную экологическую экспертизу; общественную экологическую экспертизу.

Государственную экологическую экспертизу организуют и проводят на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией и содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду соответствующей хозяйственной деятельности и о возможности реализации объекта.

За качество экспертизы отвечают эксперты; эксперты независимы при осуществлении ими своих полномочий и обязаны учитывать передовые достижения отечественной и зарубежной науки и техники при анализе экспертируемых материалов.

Государственная экологическая экспертиза обязательно проводится до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций до государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы (заявление о проведении общественной экологической экспертизы должно пройти государственную регистрацию в органах местного самоуправления)

Согласно статье 2 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации»[6].

Необходимо отметить различия, устанавливаемые этим законом между отходами и радиоактивными отходами. Если в области обращения с отходами еще допускается установление каких-то правил нормативными актами субъектов Российской Федерации, то в области правового регулирования обращения с радиоактивными отходами в связи с их особой опасностью не только для населения, но и, возможно, для государства в целом, устанавливается исключительное правовое регулирование федерации. Кроме того, «деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию»[7].

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления и призван содействовать предотвращению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека при обращении с ними, а также максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья.

В соответствии с Законом «основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

- приоритет охраны окружающей среды;

- научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества;

- создание и внедрение малоотходных технологических процессов;

- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических циклов;

- использование механизмов экономического стимулирования для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;

- государственный надзор и контроль за соблюдением установленных санитарных правил, гигиенических нормативов и норм экологической безопасности при обращении с отходами;

- защита национальных интересов и участие в международном сотрудничестве в области обращения с отходами»[8].

При обращении с отходами, в соответствии с Законом регламентируются требования при проектировании, строительстве и реконструкции объектов хозяйственной деятельности, при эксплуатации производств, при размещении отходов, при очистке населенных пунктов от ТБО. Особые требования регламентируют обращение с опасными отходами (содержащими в своем составе вещества, для которых характерно одно из опасных свойств – токсичность, инфекционность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность).

 

[1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.

[2] Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г.) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 22. Ст. 69.

[3] Там же.

[4] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 № 117-ФЗ // Российская газета. 2000. № 148-149. 08 августа.

[5] Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1650.

[6] Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г.) «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 26. Ст. 3009.

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V класса опасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 36. Ст. 3832; Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 9. Ст. 1246.

[8] Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г.) «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 26. Ст. 3009.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (19.06.2017)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%