При рассмотрении пресекательных и предупредительных процессуальных мер защиты нами уже затрагивались процессуальные меры защиты, которые наравне с функцией пресечения и предупреждения выполняют функцию обеспечения безопасности. Это допустимо потому, что меры безопасности близки к мерам пресечения и предупреждения. Однако отметим, что мы не разделяем точку зрения тех авторов, которые меры, направленные на обеспечение безопасности, относят к предупредительным мерам ввиду того, что предупредительные меры принято рассматривать в контексте правонарушения, а меры безопасности применяются в его отсутствие[1].
Меры защиты, выполняющие функцию безопасности, применяются в связи с предупреждением катастроф и необходимостью установления мер защиты граждан, компетентных органов, участников уголовного процесса.
Прежде чем перейти к признакам, характеризующим данную группу мер, попробуем разобраться, что же включается в понятие «безопасность». В. Серебрянников и А. Хлопьев считают, что безопасность есть «деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества, народов по выявлению, изучению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый, недопустимый объективно и субъективно ущерб, закрыть путь для выживания и развития»[2]. А.А. Фомин включает в понятие юридической безопасности «особую разновидность социальных, жизненно важных интересов субъектов права в связи с вступлением их в сферу правовых отношений, способность юридическими средствами противостоять внешним и внутренним угрозам объективного либо субъективного характе- ра»[3]. А.А. Тер-Акопов полагает, что данное понятие можно определить как «состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности (общества и государства) от внешних и внутренних угроз»[4]. А.В. Гыскэ к юридической безопасности относит «систему установленных законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод[5]. А.Ф. Галузин безопасность определяет как «защищенность жизненно важных интересов, потребностей, обеспечивающих существование, прогрессивное развитие личности (прав и свобод), общества, его материальных и духовных ценностей, государства от внутренних реальных и потенциальных угроз, условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам»[6].
С нашей точки зрения, каждое определение верно в той части, в которой раскрывается тот или иной аспект такого сложного явление, как безопасность.
В законодательстве встречаются различные виды безопасности. Согласно ст. 1 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это «состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров»[7]. Статья 1 ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» содержит понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов, под которой понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий»[8]. В силу ст. 1 ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» безопасность пищевых продуктов есть «состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поко- лений»[9]. Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - это «состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства, что определено в ст. 2 ФЗ РФ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»[10]. В действующем законодательстве, помимо названных, встречаются следующие понятия: безопасность дорожного движения (ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения»[11]), транспортная безопасность (ФЗ РФ «О транспортной безопасности»[12]), безопасность гидротехнических сооружений (ФЗ РФ «О безопасности гидротехнических сооружений»[13]), радиационная безопасность (ФЗ РФ «О радиационной безопасности населения»[14]), безопасность судоходства (Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации[15]), авиационная (Воздушный кодекс Российской Федерации[16]), государственная (ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»[17], ФКЗ РФ «О
Правительстве Российской Федерации[18]), безопасность туризма (ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[19]), безопасность космической деятельности (Закон РФ «О космической деятельности»[20]).
ФЗ РФ «О безопасности»[21] содержит понятия безопасности и национальной безопасности. К принципам обеспечения безопасности, национальной безопасности данный закон относит: соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения мер обеспечения безопасности (политических, организационных, социальноэкономических, информационных, правовых и иных); приоритет предупредительных мер; взаимодействие органов власти с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Исходя из приведенных мнений авторов и нормативных определений понятия безопасности, отметим следующие моменты:
- безопасность не может являться отдельной самостоятельной функцией права, так как не все отрасли права содержат в себе меры безопасности;
- тот или иной вид безопасности наделен своими юридическими проявлениями, так как обеспечивается мерами юридического характера.
К объектам юридической безопасности относятся общественные отношения, которые обеспечивают соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, законности, собственности, суверенитета, целостности государства и другие жизненно важные интересы личности, общества и государства.
Основаниями для реализации мер безопасности будут являться чрезвычайные ситуации, наступившие вследствие аварий, опасных природных явлений, стихийных бедствий, катастроф. Чрезвычайные ситуации носят природный, техногенный, экологический характер, который может вызвать (вызывает) нарушения нормального устоя жизнедеятельности населения, а также повлечь причинение ущерба здоровью населения, окружающей среде и привести к более тяжким последствиям (смерть).
Для избежания тяжких последствий от чрезвычайных ситуаций законом допускается отступление от равенства сторон: права государства увеличиваются, а также увеличиваются обязанности граждан в целях их же безопасности. Способы осуществления мер защиты, выполняющих функцию обеспечения безопасности, в своем большинстве заключаются в ограничении полномочий органов, прав граждан и организаций (юридических лиц). Так, в условиях чрезвычайного положения допускается: приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, продление срока содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца, приостановление действия правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, изменение территориальной подсудности дел, рассматриваемых в судах, в случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение (ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении»[22]), введение особых режимов, специальных правовых режимов (ФЗ РФ «О противодействии терроризму»[23] [24], ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» ).
Процессуальные меры защиты, выполняющие функцию безопасности, применяются в случае возникновения опасного положения граждан, компетентных органов - участников уголовного процесса. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации закрепляет принцип охраны потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Меры безопасности в отношении указанных лиц, а также в отношении их родственников и близких лиц применяются в случае совершения в их адрес противоправных деяний (угроза убийством, насилие, уничтожение, повреждение имущества и др.) или поступления аналогичных угроз. При установлении данного деяния компетентное лицо (суд, прокурор, следователь, дознаватель, руководитель следственного органа) принимает следующие процессуальные меры безопасности: засекречивание установочных данных и подписи потерпевшего, его представителя, свидетеля, их родственников и иных близких лиц (ч. 9 ст. 166 УПК РФ); допрос указанных лиц в суде в условиях, исключающих визуальное наблюдение их другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ); проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ), проведение закрытого судебного заседания в случаях обеспечения безопасности (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ[25]), обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице (п. 3 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[26]). Аналогичная процессуальная мера безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах применяется и в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны, их родственников и близких лиц (п. 4 ст. 5 ФЗ РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»).
Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах достигается путем наложения запрета на предоставление сведений о защищаемом лице. Из различных информационно-справочных фондов, баз данных (ст. 9 ФЗ РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[27]). Для потерпевших, свидетелей и иных защищаемых лиц также применяется мера в виде возможности изменения номера телефона, государственных регистрационных знаков, которые используются данными защищенными лицами (ст. 9 ФЗ РФ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства ).
Остальные перечисленные в вышеназванных законах меры защиты, выполняющие функцию безопасности, на наш взгляд, не являются процессуальными.
При осуществлении гражданского и арбитражного судопроизводства также нередки ситуации, в которых возникает реальная угроза жизни, здоровью, имуществу участвующих в деле лиц. Это случается потому, что в различных спорах затрагиваются интересы крупных коммерческих организаций, в том числе с привлечением криминальных структур. Поэтому мы полагаем, что процессуальные меры защиты, обеспечивающие безопасность, следует выделить и в данных видах процесса для осуществления защиты сторон, представителей, свидетелей и закрепить принцип охраны участников гражданского и арбитражного судопроизводства.
Итак, процессуальные меры безопасности, применяемые в отношении участников уголовного процесса, судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, - это процессуальные меры защиты, направленные на защищенность субъекта уголовного процесса в связи с осуществлением его профессиональной деятельности либо в связи с приобретением субъектом особого процессуального статуса. Основанием их реализации выступает наличие достоверных данных о реальной угрозе жизни, здоровью, имуществу защищаемых лиц, в том числе родственников и близких.
[1]См.: Кикоть В. Я., Лебедев С. Я., Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел / Под ред. В.Я. Кикотя. - М.: Изд-во Юнити, 2009. - С. 323; Предупреждение преступлений и административных правона-рушений: Учеб. пособие / Под ред. С.И. Ивановой. - Тюмень: Тюменс. ин-т повыш. квалиф. сотруд. МВД России, 2012. - С. 157.
[2] Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России / Под ред. В.Н. Иванова, Р.Г. Яновского. - М., 1996. - С. 16.
[3] Фомин А.А. Юридическая безопасность в сфере законотворчества и правореализации. - Пенза, 2006. - С. 34.
[4] Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации (основы концепции) // Государство и право. - 2001. - № 9. - С. 13.
[5] Гыскэ А.В. Теоретико-методологические аспекты обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. - М.: Прогрессивн. био-мед. технологии, 2000. - С. 224.
[6] Галузин А.Ф. Безопасность как принцип и функция права // Право и политика. - 2004. - № 11. - С. 4.
[7] Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.
[8] Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.
[9] Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 150.
[10] Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4604.
[11] Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
[12] Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 837.
[13] Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.
[14] Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 141.
[15] Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.
[16] Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
[17] Собрание законодательства РФ. 2014. № 49 (ч. 1). Ст. 6893.
[18] Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
[19] Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.
[20] Российская газета. 1993. 6 окт. № 186.
[21] Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
[22] Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
[23] Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
[24] Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
[25] Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
[26] Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.
[27] Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
|