Вторник, 26.11.2024, 15:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Система источников правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Инвестиционная деятельность регулируются различными отраслями публичного и частного права. Правовое регулирование осуществляется гражданским, административным, финансовым, валютным, налоговым законодательством.

Разделение на публичное и частное право присуще практически каждому правопорядку. Критериями такого деления, являются предмет и метод правового регулирования. Публичное и частное право разграничатся по отраслям права: публичное и частное. Нормы частного и публичного права образуют систему правового регулирования. Эта система создается государственными органами и обеспечивается в своей реализации средствами государственного воздействия. Следовательно правовое регулирование инвестиционной деятельности создается и регулируются государством, оно же дает гарантии и дополнительно защищает инвесторов и инвестиции.

Активная активизация инвестиционной деятельности идет в настоящее время. Чтобы обеспечить процесс активизации необходимо создать определенный механизм правового регулирования инвестиционной деятельности.

Понятие такого термина как «механизм правового регулирования» в юридической литературе нашло свое отражение. Механизм правового регулирования - это «совокупность юридических средств (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений»[1].

Условием эффективного действия права является достаточность таких средств, а также их качество.

Механизм правового регулирования, охватывающий комплекс фрагментов правовой действительности, а именно комплекс правовых средств, которые последовательны и связаны между собой.

Проведенный анализ позволяет нам сформулировать авторское определение термина «механизм правового регулирования инвестиционной деятельности» - это совокупность разноотраслевых (как в сфере действия, частного права, так и публичного права) юридических средств (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов), посредством которых осуществляется правовое регулирование инвестиционных отношений.

При этом работа механизма правового регулирования инвестиционной деятельности преимущественно проявляется в сфере действия частного права. Правовая природа публично-правовых средств в механизме правового регулирования инвестиционной деятельности представляет из себя правовые стимулы (к которым относятся налоговые льготы, субвенции, бюджетные ассигнования, субсидии и т.д.) и ограничения (к примеру, в качестве ограничения может служить запрет на использование преимущественного положения и т.д.), которые обеспечивают и гарантируют эффективную работу частноправовых средств.

Н.Е. Карягин, А.В. Михайлов, М.Ю. Челышев, рассматривая классификации правовых средств, выделяют первичные (элементарные) и комплексные (составные) правовые средства, при этом основанием данной

классификации называют степень сложности правового средства[2].

Договорное регулирование в механизме правового регулирования инвестиционной деятельности выполняет функции следующие функции:

- непосредственной организации и упорядочения отношений субъектов инвестиционной деятельности, обеспечения согласования воли сторон на вступление в конкретное инвестиционное отношение;

- функции координации отношений сторон инвестиционной деятельности, включая организационно - процедурные аспекты;

- регулирует правовые отношения сторон между собой, а также с другими (третьими) субъектами права, наделенными правами по отношению к сторонам;

- выступает важнейшим правовым регулятором вместе с законом и административными правовыми актами;

- выступает как определенное воздействие на общественные отношения, которые возникают при осуществлении инвестиционной деятельности правовыми средствами.

Договорное регулирование представляет собой инструмент, с помощью которого организуется и регулируется инвестиционная деятельность в механизме правового регулирования деятельности в инвестиционной сфере. Следовательно, можно говорить, что договорное регулирование инвестиционной деятельности может выступать как определенное воздействие правовыми средствами на общественные отношения, которые возникают в ходе осуществления инвестиционной деятельности. Когда стороны заключают инвестиционный договор и согласовывают все существенные условия именно в этот момент и формируются активные элементы договорного регулирования инвестиционной деятельности.

Межотраслевая природа инвестиционной деятельности усматривается в характере инвестиционных процедур, поощрении и защите инвестиционной деятельности. Отмеченные процедуры могут носить сугубо частный характер, к примеру, если речь идет о правовых формах реализации инвестиционных правоотношений, которыми выступают договоры, которые именуются в имеющиеся юридической литературе и в практической деятельности инвестиционными договорами, а также могут включать в себя и публичные элементы, таких, как инвестиционные режимы поощрения небольших капитальных вложений, направленных на развитие инноваций; создание благоприятного климата для массового роста инвестиций внутри страны.

Если рассматривать предмет регулирования инвестиционной деятельности, как комплексной отрасли, то он включает в себя правовые отношения, как частноправовые, так и публично-правовые. Г оворя о более узком его делении, то здесь речь идет о делении его по отраслевой принадлежности правоотношений: на гражданско-правовые,

конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно

правовые нормы и т.д. Деление происходит на основании норм, которые возникают, изменяют или прекращаются в рамках регулирования той или иной отрасли права, так как инвестиционные правоотношения могут возникать, изменяться и прекращаться на основании различных отраслевых норм. Конечно же основными нормами являются нормы конституционного права, которые определяют основные принципы. Остальные нормы отраслей права применяются в определенных случаях, к примеру, при проведении экспертизы инвестиционных проектов, осуществления контроля за исполнением инвестиционного договора применяются нормы административного права, а вот в случае регулирования полномочий соответствующих органов по распоряжению средствами бюджета в инвестиционных целях применяется финансовое право. При установлении льгот либо освобождения от налогов, применяются нормы налогового или таможенного законодательства, которые в большей степени регулируют экономическое воздействие на инвестиционные отношения, а не правовое.

М.Ю. Челышев верно подчеркнул, что «в рамках гражданскоправового регулирования происходит регламентация непосредственного осуществления предпринимательской деятельности (договорные формы извлечения прибыли); публичное право процесс извлечения прибыли не регулирует, но оказывает нормативное (регулирующее) стимулирующее - сдерживающее воздействие на область предпринимательской деятельности. Межотраслевое правовое регулирование в предпринимательской сфере можно определить как процесс упорядочения экономических отношений разноотраслевыми правовыми средствами. Осуществление такого правового регулирования является не только способом упорядочения соответствующих общественных отношений, но и одновременно средством удовлетворения публичных и частных интересов»[3].

Очень важным фактором, который влияет на инвестиционный климат любого государства, является его правовое регулирование, та система законодательства, которая определяет его национальный правовой режим. И кроме того регулирующий принципы и механизм взаимоотношений инвесторов как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования[4].

В.В. Гущин высказал мнение, что характерной чертой законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность является

то, что с помощью нормативно-правовых актов, которые различаются по отраслевой принадлежности, осуществляется его правовое

регулирование[5]. Таким актам, в первую очередь, можно отнести Г ражданский кодекс Российской Федерации, который регулирует основные формы осуществления инвестиционной деятельности. Ведь именно в кодексе содержатся правовые основы договоров и соглашений, заключаемых при осуществлении инвестиционной деятельности[6].

Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений.

Проведенный анализ имеющегося законодательного по регулированию инвестиционной деятельности показывает, что существуют определенные правовые и нормативные пробелы, что не только не способствуют созданию благоприятных условий для инвесторов и государства, при осуществлении инвестиционной деятельности, но и снижает эффективность инвестиций.

В настоящее время в Российской Федерации сформировался определенный блок нормативно-правовых актов, который регулирует разные стороны инвестиционной деятельности.

В настоящее время большое значение имеет законодательное закрепление основных гарантий и стимулов инвестиционной деятельности со стороны государства, хотя совсем не давно (в начале рыночных преобразований в стране) стоял вопрос о создании правовых основ регулирования инвестиционной деятельности. Законодатель все большее внимание начал уделять закреплению норм государственного стимулирования, что помогает создавать благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности, привлечения инвестиций в страну, в том числе и иностранных[7].

В настоящее время, законодательство регулирующее развитие инвестиционных отношений весьма многогранно на федеральном и региональном уровне. Это объясняется и тем, что в российскую систему правового регулирования также входят международные правовые нормы, имеющие преимущество перед российским законодательством в правоприменительной практике.

Свое влияние на инвестиционную детальность оказывают отраслевые акты налогового и таможенного законодательства. Особенно та часть, которая регулирует и оказывает стимулирующий характер на инвестиционную деятельность и привлечение иностранных инвестиций в экономику страны. Антимонопольное законодательство и положения бюджетного права тоже оказывают свое влияние на инвестиционную деятельность. Один из примеров это эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг, отношения в этой сфере относятся к числу инвестиционных[8].

Правовое регулирование инвестиций является не возможным без участия норм международных договоров. Как верно отметила Антипова О.Н., что нормы, закрепленные в международных соглашениях, на уровне органов исполнительной власти, как правило, становятся одной из частей национально-правового регулирования[9]. В условиях рыночных

отношений инвестиции подпадают под действие норм соглашений

ГАТТ/ВТО. В нормах соглашений ГАТТ/ВТО закреплена обязанность государств, участников указанных соглашений предоставлять на национальном рынке, который включает и рынок капиталов и рынок финансовых услуг, равных условий для участия. Кроме того государства- участники обязаны избегать такие меры, как ограничение предпринимателей и национальных и иностранных. Одним из условий для регулирования инвестиционных правоотношений является применение метода антимонопольного регулирования[10].

Большое влияние на регулирование инвестиционной деятельности оказывают, нормы, содержащиеся в международных договорах, которые разработал Международный банк реконструкции и развития (Мироой банк). Нормы разработанные указанным банком направлены на защиту прямых иностранных инвестиций. Такими нормам, прежде всего, являются: Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965г.) [11] По информации, содержащейся в постановлении Правительства РФ от 13 октября 1995г. № 1016, Российская Федерация присоединилась к Вашингтонской конвенции[12]. И Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Заключена в г. Сеуле в 1985 г.)[13]. Россия ратифицировала данный документ (Постановление ВС РФ от 22.12.1992 №4186-1). Они помогают формировать единую систему международно-правовой защиты частных инвестиций.

Если рассматривать нормы Вашингтонской конвенция, то они содержат: категории инвестиционных споров; в спорах с государством, являющимся реципиентом инвестиций служат обеспечением защиты прав иностранных инвесторов, обеспечивает защитой иностранных инвесторов. Вашингтонская конвенция урегулирует такие ситуации, когда конфликты между инвестором и принимающим государством не погашаются за счет страховых выплат[14].

Следующий источник международного права - это Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций была ратифицирована Россией 22 декабря 1992 года, что подтверждается постановлением Верховного Совета РФ №41861.[15]. Основной идеей заложенной в Конвенции заключается в предоставлении иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Однако ратифицирование данной конвенции не дало тех результатов для Российской Федерации, цели которых преследовались при его ратификации. Целью участия Российской Федерации в этой конвенции было желание привлечь поток иностранных инвестиций в экономику страны и в целях страхования инвестиций из стран-членов в других странах-членах, относящихся к развивающимся.

Если говорить о региональном законодательстве, то, к примеру, по состоянию на сентябрь 2015 г. только в 9 регионах из 85 субъектов РФ нет законов, которые регулируют вопросы, касающиеся инвестиций, осуществления инвестиционной деятельности, а также государственной поддержки внутренних инвестиций и иностранных инвестиций в регионах РФ. Первые законодательные акты, касающиеся вопросов регулирования инвестиционной деятельности появились в субъектах в 1993-1994г.г.. Это было пять первых субъектов, выпустивших такие нормативно-правовые акты. В настоящее время субъектами РФ выпущено около 950 законов регионального уровня, которые посвящены инвестициям и инвестиционной деятельности. Основная часть этих нормативно-правовых актов формальна, так как они лишь изменяют уже ранее принятые нормативно-правовые акты. По числу принятых нормативно-правовых актов, которые посвящены инвестиционной деятельности, на первом месте с большим отрывом идет Томская область, далее более 10 нормативноправовых акта по священных инвестициям принято в Новгородской, Ярославской и Вологодской областях. С одной стороны, все эти числа свидетельствуют о внимании, которое придается инвестиционным вопросам в регионах, но с другой стороны, это количество показывает и нестабильность регионального законодательства в отношении регулирования инвестиционной деятельности.

Если проводить содержательный анализ имеющегося законодательства в регионах, то, оказывается, реально в субъектах РФ есть лишь от 1 до 4 нормативно-правовых акта одного из следующих видов:

- нормативно-правовые акты, которые утверждают (а чаще лишь декларируют) определенные региональные инвестиционные программы, которые действуют в рамках бюджета (впрочем, иногда эти программы ведутся и с привлечением иных, т.е. частных, средств);

- нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы займа и выпуска облигаций, которые были выпущены с инвестиционной целью;

- нормативно-правовые акты о привлечении иностранных инвестиций, а именно гарантиях и защите таких инвестиций;

- после 1998г. в регионах были приняты нормативно-правовые акты, которые посвящены общим вопросам привлечения инвестиций в экономику региона, которые осуществляются в форме капитальных вложений. Также были закреплены соответствующие гарантии и защиты инвестиций.

Необходимо признать, что все субъекты Российской Федерации при разработке регионального законодательства следуют моделям политики, которые заложены федеральным законодательством, к которым относятся Указы Президента РФ и федеральными законами, в том числе Закону об инвестиционной деятельности в РФ[16].

Проанализировав этапы развития законодательства об инвестициях и инвестиционной деятельности, можно сделать следующие относительно перспектив и направлений его дальнейшего развития.

Федеральный закон от 28 декабря 2002г. № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»[17], содержит положения, касающиеся порядка выпуска так называемых «секьюритизованных» займов и выпуском обеспеченных залоговыми правами облигаций. Однако практика показывает, что в данному вопросе необходимо совершенствовать процедуру реализации залоговых прав. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит механизм реализации залоговых прав, но от далек от идеального и практики современного делового оборота, что приводит к сдерживанию притока новых форм инвестирования.

При совершенствовании гражданского законодательства нужно исходить из правильного соотношения между общими и специальными нормами, Принципов УНИДРУА, международных инвестиционных соглашений, а также судебной практики по спорам, связанным с инвестициями.

Гражданское законодательство в первую очередь изменяется и совершенствуется в части, касающейся общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации. Этот же путь проходит и

совершенствование гражданского законодательства в европейских странах. В июле 2008г. Министерство юстиции Франции опубликовало проект реформы договорного права. По замыслу разработчиков проекта реформа Гражданского кодекса Франции должна способствовать усилению

конкурентоспособности и привлекательности французского права,

входящего в систему континентального права[18].

Предложения по совершенствованию гражданского законодательства касаются вопросов, связанных с усилением защиты прав инвестора как субъекта гражданских правоотношений (расширение главы Г ражданского кодекса Российской Федерации о вещных правах,

юридических лицах, внесение коррективов в общую часть

обязательственного права). Однако не всегда вносимые изменения в должной мере учитывают возможный инвестиционный риск[19].

Методами инвестиционного права являются государственный контроль в процессе реализации инвестиционных программ над соблюдением инвестиционного законодательства; гарантии защиты инвестиций, свободы при осуществлении частных интересов; создание благоприятного климата для привлечения именно отечественных инвестиций, при этом для иностранных инвесторов сохранять национальный режим. Императивность метода инвестиционного законодательства позволила качественно изменить ситуацию в этой сфере, создать эффективную систему защиты и самих инвестиций.

При оптимизации законодательства об инвестиционной деятельности в Российской Федерации необходимо учитывать и нормы международного права.

Одна из особенностей действующего инвестиционного законодательства это то, что в него включаются нормы частного, публичного и международного права. Международно-правовые нормы принимают непосредственное участие в регулировании инвестиционной деятельности. В первую очередь, международно-правовые нормы касаются иностранных инвестиций, так как для их привлечения на практике широко применяется заключения двусторонних международных соглашений. Россия, в лице соответствующих органов заключила много международных соглашений, которые содержат гарантии защиты прав инвестора договаривающегося государства. При этом роль международного права в этой сфере не ограничивается лишь узкой задачей защиты прав инвесторов. Под влияние действий международных договоров подпадают более широкие цели, одна из которых защитить рыночные отношения, которые являются основанием существования

77

мирового рынка .

Совершенствование законодательства об иностранных инвестициях - составная часть процесса формирования правового государства в [20]

Федерации и реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (КДР)[21], ориентированной как на внутренний инвестресурс, так и на иностранные инвестиции. Таким образом, наступила пора нового поколения законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции, с целью гармонизации российского законодательства в этой сфере с международным инвестиционным правом. Для того чтобы уровень правового регулирования не тормозил развитие экономики и соответствовал стратегическим задачам, поставленным в КДР перед финансово-кредитными институтами страны, в преодолении последствий финансового кризиса 2008г. и последующего развития до 2020г., необходимо кардинальное обновление действующего законодательства. Несмотря на прогрессивность и интеграционную направленность последней редакции ФЗ от 29 ноября 2001г. № 156-ФЗ «Об

инвестиционных фондах»[22], последние поправки к ФЗ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[23] больше говорят в пользу принятия нового самостоятельного инвестиционного закона[24].

Большим шагом к привлечению иностранных инвестиций и созданию зон свободной торговли стало заключение Договора о

Евразийском экономическом союзе, который основан на о на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года[25].

Президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, отметил «логично, что вместе с партнерами по Евразийскому экономическому союзу мы стремимся наращивать связи со странами АТР, устранять барьеры в торговле и инвестициях».

Если говорить о совершенствование законодательства, которое регулирует вопросы, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, то в первую очередь, оно решает две основные задачи: первая - это совершенствование правового регулирования финансовых рынков, и второе, не менее важно, развитие регионального инвестиционного законодательства.

Не достаточно внимания уделяется развитию инвестиционного законодательства в субъектах РФ. Развитие именно регионального инвестиционного законодательство во многом зависит от взаимодействия органов законодательной власти федерального и регионального уровней. Субъектов РФ необходимо наделить полномочиями в сфере касающейся вопросов законодательного регулирования осуществления инвестиционной деятельности. Анализ норм Конституции Российской Федерации и федеральных законов, касающихся регулирования инвестиционной деятельности, необходимо отметить, что правотворчество по финансовому регулированию и гражданско-правовым отношениям в инвестиционном процессе в основном принадлежит Российской Федерации, на практике субъекты РФ реализуют, в основном, лишь нормы федерального законодательства, регулирующие инвестиционную деятельность.

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере регулирования инвестиционной деятельности регулируются различными нормативно-правовыми актами, которые носят комплексный характер и включают в себя нормы различных отраслей законодательства. К примеру, в статье 71 Конституции РФ регулирование гражданского законодательства относится к предмету ведения Российской Федерации, а регулирование налогового законодательства в силу статьи 72 Конституции РФ уже будет предметом совместного ведения и Российской Федерации и субъектов РФ[26].

Если наделить субъекты полномочиями, то в регионах, можно будет установить уникальный механизм, в соответствии с которым в регион будет привлечен поток инвестиций, в том числе и иностранных инвестиций. Ведь каждый регион имеет свои особенности, ресурсы.

Рассмотрим законодательство Республики Татарстан по вопросам, касающимся регулирования инвестиционной деятельности в регионе. Оно представлено следующими нормативно-правовыми актами:

Специализированными законодательными актами, к которым относятся, в частности: Закон РТ от 25 ноября 1998г. № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»[27]; Закон РТ от 19 июля 1994г. № 2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»[28].

Законодательные акты, которые содержат отдельные положения регулирующие осуществление инвестиционной деятельности в регионе: Закон РТ от 26 июля 2007г. № 35-ЗРТ «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Татарстан»[29]; Постановление Кабинета министров РТ от 24 июля 2006г. № 377 «Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения Договора о реализации инвестиционного проекта между субъектом инвестиционной деятельности и Министерством экономики Республики Татарстан и формы Договора о реализации инвестиционного проекта»[30]; Постановление Кабинета министров РТ от 31 декабря 2010г. № 1182 «Об утверждении Инвестиционного меморандума Республики Татарстан на 2011 год»[31] и другие.

Инвестиционный процесс в субъектах РФ не ограничивается исключительно законодательным регулированием и созданием нормативной базы подзаконного регионального уровня, он должен для обеспечения системности подхода дополняться актами муниципального уровня.

Особого внимания требует развитие налогового законодательства, в части касающейся регулированию инвестиционных отношений, несовершенство налогового законодательства, его сложность, большое количество вносимых изменений и дополнений, множество инструкций и подзаконных актов в настоящее время являются одним из основных факторов, замедляющих приток инвестиций в экономику[32].

Каждый из субъектов Российской Федерации предлагает свою систему налоговых льгот.

В соответствии с Законом РТ от 02 августа 2008г. №53-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»[33] в регионе ставка налоговая снижена до 13,5% и распространяется на субъектов инвестиционной деятельности, которые создаются для реализации инвестиционных проектов согласно Закону РТ от 25 ноября 1998г. № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан».

Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 3 Закона РТ от 28 ноября 2003г. № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций»[34] ставка налоговая устанавливается в размере 0,1 % и распространяется на вновь созданные, приобретенные организацией имущества по договору, заключенному согласно Закону РТ от 25 ноября 1998г. №1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан», в отличие от ставки, которая является общеустановленной, в размере 2,2%.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для развития правового регулирования инвестиционной деятельности необходимо создать сбалансированную систему федерального и регионального законодательства, касающегося вопросов регулирования инвестиционной деятельности. Для ее создания необходимо учитывать особенности и возможности каждого субъекта РФ, максимальные усилия региона по привлечению инвестиций, в том числе и иностранных и желание выступать с законодательной инициативой.

Чтобы усилить приток инвестиций, как отечественных, так и иностранных, автор считает, что первым шагом будет создание нормативно-правовой базы в субъектах Российской Федерации, кроме того необходимо развивать и создавать акты муниципального уровня. Все это поможет обеспечить системный подход для регулирования инвестиционной деятельности на территории любого субъекта Российской

Федерации. Для этого необходимо определить основные полномочия субъектов РФ, которые действуют в области законодательного регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ, и кроме того четко определить понятийный состав используемых терминов.

Как верно отметила Козлова Е.Б., что недостаточность в правовом регулировании инвестиционных отношений особенно на уровне федерального законодательства может привести к тому, что нормы этого законодательства не выполняют такую роль, как объединяющее начало для всех нормативно-правовых актов субъектов РФ, а это в свою очередь негативно отражается на нормотворческом процессе в сфере регулирования инвестиционной деятельности на уровне субъектов РФ и, следовательно, приводит к серьезным проблемам в правоприменительной практике[35].

Действенным средством гармонизации федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации может стать создание модельных правовых актов для субъектов Российской Федерации в качестве типовых образцов правового решения самого широкого круга проблем, в том числе и государственного регулирования инвестиционной деятельности. Закрепить в нормативно - правовых актах определения таких понятий как «государственное регулирование инвестиционной деятельности», «государственные инвестиции», «государственные капитальные вложения».

Некоторые эксперты выступают за разработку Инвестиционного кодекса Российской Федерации, который объединил бы имеющееся в Российской Федерации законодательство, касающееся инвестиционной деятельности, в частности Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской

Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», и устранил бы противоречивость и дублирование, имеющееся между нормативноправовыми актами, регулирующими инвестиционную деятельность.

Рассмотрим Инвестиционный кодекс как один из источников национального права, действовавшего в 1960-е годы. Многие развивающиеся страны активно принимают законы, которые регулируют деятельность иностранных лиц, желающих осуществлять инвестирование. Нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов иностранных инвестиций в литературе получили название «Инвестиционных кодексов», но на деле они касаются, прежде всего, порядка допуска иностранных инвестиций в страну и гарантий, предоставленных иностранному инвестору в качестве защиты его прав. Законы об иностранных инвестициях называют «инвестиционными кодексами» в связи с тем, что основная цель их принятия это облегчить поиск норм, которые регулируют основные проблемы, возникающие при вложении иностранных инвестиций. Нормы, которые содержались в инвестиционных кодексов соответствовали общим принципам регулирования иностранных инвестиций, которые сложились в то время в двусторонних международных соглашениях о защите иностранных инвестиций. В инвестиционных кодексах, которые были приняты в 1960-е годы содержали и ряд отличий, касающихся специфики экономических задач, которые в то время пытались решить с помощью иностранных инвестиций в то или иное государство. Они, как правило, гражданско-правовые отношения не регулировали, и в них не содержалось коллизионных норм[36].

Если рассматривать зарубежный опыт в вопросах законодательного регулирования инвестиционной деятельности, то можно проанализировать опыт США, Великобритании, Франции и Германии. К примеру, в США законодательная практика, регулирующая инвестиционную деятельность закрепляет такие принципы, как экономическая свобода и экономический либерализм, политика направлена на максимальное привлечение инвестиционных средств, в том числе и иностранных. Кроме того, так как в США федеративное устройство государство, то регулирование вопросов иностранных инвестиций осуществляется тоже на двух уровнях: на федеральном уровне и на уровне штатов. На федеральном уровне координация вопросов регулирования и привлечения иностранных инвестиций возложена именно на Комитет по иностранным инвестициям в США. Центральное место в нормативной базе США по данному вопросу занимает «Закон об иностранных инвестициях и национальной безопасности 2007» (The Foreign Investment and National Security ACT of 2007).

Если рассматривать опыт существующий в Г ермании, то там, как и в Великобритании, большое значение отводится инвестиционным компаниям, деятельность которых регулируется Законом об

инвестиционных компаниях (1970 год). Законодательство Франции, регулирующее инвестиционную деятельность, четко разграничивает прямые и прочие иностранные капиталовложения, что объясняется применением более льготного регулирования в отношениях последних. В перечисленных выше странах отсутствует единое законодательство, которое регулирует все сферы связанные с инвестиционной

деятельностью.

С 2001 по 2013 г.г. в Республике Беларусь действовал Инвестиционный кодекс, который определял общие условия

осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и был направлен на стимулирование инвестиционной деятельности,

государственную поддержку такой деятельности и защиту прав инвесторов на ее территории[37]. Однако с 2013 года кодекс утратил силу действия.

В юридической литературе среди ученых-правоведов существуют различные точки зрения по вопросу необходимости принятия Инвестиционного кодекса в Российской Федерации.

Ряд авторов предлагает не принимать отдельного кодекса, а просто внести изменения в ГК РФ, например С.Е. Нарышкин отмечает, что «рациональное правовое обеспечение не обязательно сводится к разработке кодификационного нормативного акта. Предложения по совершенствованию гражданского законодательства касаются вопросов, связанных с усилением защиты прав инвестора как субъекта гражданских правоотношений (расширение главы ГК РФ о вещных правах, юридических лицах, внесение коррективов в общую часть обязательственного права). Однако не всегда вносимые изменения в должной мере учитывают возможный инвестиционный риск»[38]. И.И. Басыров предлагает внести изменения в ГК РФ в виде отдельной главы «во избежание неопределенности в правоприменительной практике законодателю необходимо сформулировать понятие и общие положения инвестиционного договора. Введение отдельной главы в ГК РФ, содержащей положения инвестиционного договора, позволило бы сделать его правовую природу законодательно определенной и более детально урегулировать правоотношения между сторонами, заключающими инвестиционный договор (контракт)»[39]. И.Н. Носков[40] указал, что, «...учитывая «раздробленность» норм, направленных на регулирование инвестиционной деятельности в общем и иностранных инвестиций в частности, отдельные исследователи выступают за разработку Инвестиционного кодекса97 [41]. По нашему мнению, такая конструкция не рациональна, по крайней мере, до того времени, пока не будут уравнены в правах (и обязанностях) иностранные и отечественные инвесторы. Учитывая тот фактор, что Российская Федерация стремится к вступлению во ВТО, российское законодательство должно быть приведено в соответствие с положениями документов ВТО относительно инвестиционных режимов, обязательных для членов организации»[42].

Некоторые авторы выступают за принятие Инвестиционного кодекса; к примеру, Е.Е. Китанина пишет, что «Итоговым предложением, высказываемым специалистами, является разработка инвестиционного кодекса Российской Федерации [43], содержащего Закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации в форме прямых капиталовложений, Закон об осуществлении государственных инвестиций, Законы о наиболее эффективных формах осуществления инвестиций (соглашения о разделе продукции, концессионные соглашения, лизинг), Закон о защите инвестиций российских инвесторов за рубежом, Закон о заключении двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений и договоров об избежание двойного налогообложения, Закон об инвестиционной деятельности на территории стран СНГ. В случае присоединения Российской Федерации к ВТО потребуется принятие соответствующих актов, закрепляющих положения документов ГАТТ/ВТО относительно инвестиционных режимов, обязательных для членов организации»[44].

По нашему мнению, создание комплексного нормативно-правового акта - Закона об инвестиционной деятельности помогло бы устранить противоречивость и дублирование, имеющееся между нормативноправовыми актами, регулирующими инвестиционную деятельность, в частности Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», ФЗ «Об иностранных инвестициях». Кроме того, при разработке единого нормативно-правового акта в него можно включить нормы по нормативному регулированию основополагающих институтов, определить полномочия органов государственной власти по правовому регулированию инвестиций и защите прав инвесторов, в том числе и иностранных инверторов, и их пределы; закрепить цели, задачи, принципы и функции защиты инвесторами своих прав; создания действенного механизма исполнения инвестиционного законодательства; разрешить вопросы, касающиеся оптимизации налогообложения инвестиций и страхования; создания правового механизма управления программным обеспечением защиты инвестиций.

 

[1] Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. - Право и закон, М.: КолосС, 2003. - 544с.

[2] Карягин Н.Е. Комментарий к федеральному законодательству о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Научно-практический / Н.Е. Карягин, А.В. Михайлов, М.Ю. Челышев.- СПб.: Питер, 2003. - 351 с.- С. 31.

[3] Челышев М.Ю. Межотраслевое правовое регулирование как средство обеспечения публичных интересов в экономической сфере // Журнал российского права. - 2005. - № 12. - С. 136 - 140.

[4] Чекунова С.А. Правовое положение иностранных инвестиций в России // Законодательство и экономика. М.-2003. - № 5. - С.28-41.

[5] Гущин В.В. Инвестиционное право: Учебник. М.: Эксмо, 2009. - 624с.

[6] См.: Пиняскина О.В. О правовой природе инвестиционной деятельности // Банковское право. 2010. - №2. - С.15-22.

[7] См.: Тагашева О.В., Агешкина Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 29 апреля 2008г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». // Документ официально опубликован не был. Система ГАРАНТ.

[8] См.: Пиняскина О.В. Указ. соч. - С. 15 - 22.

[9] Антипова О.М. Инвестиции: Правовое содержание понятия // Юридический мир. - 2005.- №12. - С. 72- 77.

[10] Антипова О.М. К вопросу о понятии термина «инвестиции»: семасиологический и экономический аспект // Юридический мир. 2005. - №9. - С. 65 -69.

[11] Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965г.) // Советский журнал международного права. 1991. - №2. - С. 210 - 229. // Register of Texts of Conventions and Other Instruments Concerning International Trade Law. Volume II.- New York: United Nations, - 1973. - P. 46 - 63.

[12] Собрание законодательства Российской Федерации от 23 октября 1995г. - №43. - Ст.4069.

[13] Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Заключена в г. Сеуле в 1985 г.) // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов.- М.: Юридическая литература, 1995. - С. 197 - 276.

[14] Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965г.) // Советский журнал международного права. 1991. - №2. - С. 210 - 229. // Register of Texts of Conventions and Other Instruments Concerning International Trade Law. Volume II.- New York: United Nations, - 1973. - P. 46 - 63.

[15] Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985г.) // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов.- М.: Юридическая литература, 1995. - С. 197 - 276.

[16] См.: Трофимов А.М. О региональном инвестиционном законодательстве (законотворчество субъектов Российской Федерации) // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - №4. - С. 29 -31.

[17] Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002г. - №52 (Часть II) - Ст.5141.

[18] См.: Доронина Н.Г. Инвестиционное законодательство и модернизация экономики // Журнал российского права. - 2011. - №1. - С. 46 - 54.

[19] См.: Нарышкин С.Е. Инвестиционные аспекты модернизации // Журнал российского права. - 2010. - №12. - С. 27 - 37.

[20] См.: Доронина Н.Г. Указ.соч. - С. 46 - 54.

[21] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008г. - №47. - Ст.5489.

[22] Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001г. - №49. - Ст.4562.

[23] Собрание законодательства Российской Федерации от 12 июля 1999г. - №28. - Ст. 3493.

[24] Лиговская Д.П. Альтернативный путь преодоления последствий финансового кризиса в России - новый формат инвестиционного банковского бизнеса // Банковское право. - 2009. - № 4. - С. 11 - 18.

[25] Протокол от 08 мая 2015г., вступил в силу с 12 августа 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.08.2015)

[26] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // Российская газета от 25 декабря 1993г. - №237...Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009г. - №4. - Ст.445.

[27] Ведомости Государственного Совета Татарстана,1998.-№12.-Ст.348.. .Ведомости Государственного Совета Татарстана,2014. - №12 (II часть). - Ст. 1357.

[28] Ведомости Государственного Совета Татарстана,2008. - № 1. - Ст.6.

[29] Ведомости Государственного Совета Татарстана,2007. - №7(II часть). - Ст.621.

[30] Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, 02.08.2006. - №28-29. - Ст.0764.

[31] Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, 06.04.2011. - №13. - Ст.0453.

[32] Фадеев Д.Е. Инвестиции, налоги и «дедушкина оговорка» / /Ваш налоговый адвокат.- №1. -январь 2008г. - С. 12 - 18.

[33] Ведомости Государственного Совета Татарстана,2008. - №8. - Ст.954.

[34] Ватаным Татарстан,17.07.2010. - №145.

[35] Козлова Е.Б. Инвестиционный договор как пробел российского законодательства // Правовые вопросы строительства. - 2013. - №1. - С. 14 - 17.

[36] См.: Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и инвестиции: науч.-практ. исслед. М.: Контракт, Волтерс Клувер., 2011. - 272с.

[37] Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001г. №37-3 // Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (по сост. на 20 января 2003г.). Минск, 2003. (утратил силу).

[38] Нарышкин С.Е. Инвестиционные аспекты модернизации // Журнал российского права. - 2010. -№12. - С.27-37.

[39] Басыров И.И. Природа инвестиционного договора (контракта) // Юрист. - 2009. - №3. - С. 15 -17.

[40] Носков И.Н. Соотношение норм внутреннего законодательства и норм международных договоров в правовом регулировании иностранных инвестиций в Российской Федерации // Международное публичное и частное право. - 2006. - №6. - С.3

[41] Ершов Ю.А. Подходы к реформированию инвестиционного климата в России: законодательная база // Внешнеэкономический бюллетень. - 2003. - №6. -С.43.

[42] Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика. - 2004. - №5. - С. 22 - 25.

[43] Ершов Н.Н. Правовые пределы вмешательства Российского государства в сферу экономики: дис. ... канд.юрид.наук. - Н.Новгород. - 1999. - 191с. - С.6.

[44] Китанина Е.Е. Концессионные соглашения по российскому законодательству: теория и практика. // Законодательство и экономика. - 2008. - №3. - С. 11 -13.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (21.06.2017)
Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%