В результате развития института дисциплинарной ответственности, как показано в предыдущем параграфе, в российском трудовом законодательстве сформировалась обособленная группа норм, регулирующих дисциплинарную ответственность отдельных категорий работников - нормы о специальной дисциплинарной ответственности. При этом выделились отличительные признаки характеризующие специальную дисциплинарную ответственность. В юридической литературе указывается, что специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей дисциплинарной ответственности такими признаками, как специфический круг субъектов дисциплинарной ответственности; более широкое понятие дисциплинарного проступка; расширенный перечень мер дисциплинарного взыскания; особый порядок применения мер дисциплинарной ответственности[1].
В настоящем параграфе будут рассмотрены особенности круга лиц, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности.
Л.А. Сыроватская выделяла пять групп работников, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности: 1) должностные лица, пользующиеся правом приема и увольнении на работу; 2) выборные и ответственные работники согласно особому перечню; 3) судьи, прокуроры и следователи органов Прокуратуры СССР; 4) некоторые категории работников тех отраслей народного хозяйства, где введены специальные уставы о дисциплине; 5) работники учреждений и управленческого аппарата хозорганов за нарушение правил общей и противопожарной охраны служебных зданий, помещений и правил хранения служебных документов[2].
Рассматривая предложенную классификацию, следует заметить, что первая и пятая группы состоят из двух самостоятельных категорий работников: а) из государственных служащих и б) из руководящих работников предприятий и организаций отраслей народного хозяйства, дисциплинарная ответственность работников которых регулируется специально принятыми уставами и положениями. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности указанных двух категорий работников существенно различается как между собой, так и по сравнению с правовым регулированием дисциплинарной ответственности судей и работников прокуратуры. Кроме того, вряд ли обосновано объединение в одну группу судей и прокурорских работников. Дисциплинарная ответственность судей и работников прокуратуры характеризуется различиями не только по кругу мер дисциплинарного взыскания, но и по порядку привлечения их к дисциплинарной ответственности. Поэтому представляется более обоснованным выделять субъектов специальной дисциплинарной ответственности в зависимости от особенностей ее правового регулирования.
Анализ становления российского законодательства о специальной дисциплинарной ответственности показал, что в настоящее время можно выделить следующие ее разновидности, каждая из которых характеризуется собственным кругом субъектов:
1) специальную дисциплинарную ответственность работников, обусловленную спецификой их труда и отрасли экономики, в которой они заняты. Правовое регулирование данного вида специальной дисциплинарной ответственности осуществляется нормативными правовыми актами, входящими в систему только трудового законодательства;
специальную дисциплинарную ответственность государственных служащих органов власти. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности данных лиц осуществляется нормами двойной природы: трудоправовой и административно правовой;
специальную дисциплинарную ответственность прокурорских работников. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности прокурорских работников осуществляется нормами, относящимися к трудовому, административному и законодательству о прокурорском надзоре;
специальную дисциплинарную ответственность судей. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности судей осуществляется законодательством о судоустройстве.
В дальнейшем в настоящем диссертационном исследовании нами будет анализироваться специфика дисциплинарной ответственности первой группы работников, тех, чья дисциплинарная ответственность определяется особенностями их труда и отрасли экономики, в которой они заняты. Это обусловлено тем, что анализ дисциплинарной ответственности государственных служащих, прокурорских работников и судей требует выхода за рамки специальности 12.00.05 «Трудовое право; право социального обеспечения».
Круг работников, на которых распространяются нормы о специальной дисциплинарной ответственности, устанавливается специальным нормативным правовым актом, вводящим специальную дисциплинарную ответственность для конкретной категории работников. Определяя категории работников, в отношении которых требуется введение специальной дисциплинарной ответственности, законодатель или уполномоченный нормоустанавливающий орган исходят из того, что нарушение дисциплины работниками с учетом, во-первых, значимости отрасли экономики, в которой они заняты, для экономики страны и, во-вторых, сложности и опасности условий их труда, может повлечь особо тяжкие последствия, а потому дисциплинарная ответственность данных работников требует расширения мер дисциплинарного воздействия и особого правового регулирования. Так, например, обосновывая введение специальной дисциплинарной ответственности в отношении работников, занятых геологоразведочными работами, действующий Устав о дисциплине работников, занятых геологоразведочными работами на твердые полезные ископаемые на континентальном шельфе СССР и в Мировом
107
океане . отмечает, что народнохозяйственное значение и сложные морские условия проведения поисковых, разведочных, опытно-эксплуатационных работ на твердые полезные ископаемые и специальных геолого-геофизических исследований на континентальном шельфе СССР и в Мировом океане, применение современной глубоководной техники и технологического оборудования требуют от ра- [3] ботников, занятых на этих работах, высокой организованности, образцовой дисциплины, добросовестного выполнения своих трудовых обязанностей. При этом в Уставе особо подчеркивается, что нарушение работниками дисциплины может создать угрозу для жизни и здоровья людей, явиться причиной аварий, загрязнения окружающей среды, нанесения значительного ущерба социалистической собственности, срыва выполнения государственных планов и заданий.
Аналогичные положения содержатся в некоторых других нормативных правовых актах, устанавливающих специальную дисциплинарную ответственность в отношении отдельных категорий работников (например, в Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, Уставе о дисциплине рабочих и служащих, занятых на работах по освоению ресурсов нефти и газа на континентальном шельфе СССР, Уставе о дисциплине работников связи Союза ССР и др.).
Нормотворческие органы реализуют в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы специальной дисциплинарной ответственности, различные подходы к определению этого круга работников.
Первый подход заключается в том, что весь перечень работников, на которых распространяются нормы о специальной дисциплинарной ответственности, закрепляются в самом нормативном правовом акте.
По такому пути пошел нормоустанавливающий орган при регулировании дисциплинарной ответственности экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, работников железнодорожного транспорта, работников речного транспорта, работников связи. Так, например, п. 2 Устава о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота закрепляет закрытый, не подлежащий расширительному толкованию перечень лиц, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности, включая в него гражданский персонал, работающий на судах обеспечения других видов Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от предназначения (класса) и подчиненности этих судов, а также руководителей (командиров и капитанов судов, командиров соединений кораблей и воинских частей).
Несколько по иному формулируется круг подлежащих специальной дисциплинарной ответственности лиц в Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации. Указав, что настоящее Положение распространяется на всех работников предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности, в том числе и на работников центрального аппарата Министерства путей сообщения Российской Федерации, п. 2 Положения одновременно закрепил исключения из перечня указанных лиц, специально оговорив, что действие Положения не распространяется на работников жилищнокоммунального хозяйства и бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания на железнодорожном транспорте, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно - исследовательских и проектно-конструкторских организаций, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.
Второй подход заключается в том, что в нормативном правовом акте устанавливается категория предприятий и организаций, на работников которых распространяются нормы о специальной дисциплинарной ответственности, но полномочия по определению их конкретного перечня делегируется другому органу.
Так. например, Устав о дисциплине работников предприятий и организаций, занятых освоением газовых и нефтяных месторождений с высоким содержанием сероводорода содержит общую характеристику предприятий, на работников, которых распространяется действие его норм. Согласно Уставу это предприятия и организации, осуществляющие деятельность в строительстве, освоении и эксплуатации газовых и нефтяных месторождений с высоким содержанием сероводорода, а также осуществляющие ремонтные, пусконаладочные работы на этих месторождениях. В то же время Устав указал, что конкретный перечень категорий работников, на которых распространяется его действие, утверждается министерствами и ведомствами, в систему которых входят предприятия и организации, осуществляющие освоение указанных месторождений, с учетом мнения соответствующего профсоюза, а перечень газовых и нефтяных месторождений с высоким содержанием сероводорода утверждается Г осгортехнадзором СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР[4] [5]. По аналогичному принципу определяется круг лиц, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности, в таких, в частности, уставах, как Устав, о дисциплине работников, занятых геологоразведочными работами на твердые полезные ископаемые на континентальном шельфе СССР и в Мировом океане, Устав о дисциплине рабочих и служащих, занятых на работах по освоению ресурсов нефти и газа на континентальном шельфе СССР, Устав о дисциплине работников, занятых на работах в особо опасных подземных условиях.
Такой подход использовал, в частности, и российский законодатель при регулировании дисциплинарной ответственности работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии. Определяя предмет регулирования, Федеральный закон «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии» распространил свое действие на отношения, связанные с соблюдением повышенных требований дисциплины труда отдельными категориями работников организаций, эксплуатирующих особо радиа- ционно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии, в целях обеспечения безопасности таких производств и объектов. При этом указано, что перечень эксплуатирующих организаций, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона, утверждается Правительством РФ, а перечни должностей (профессий) работников эксплуатирующих организаций, в том числе работников, непосредственно обеспечивающих безопасность особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов в области использования атомной энергии, утверждаются соответствующими органами управления использованием атомной энергии и подлежат регистрации и опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (ст. 1 Федерального закона).
Перечень эксплуатирующих организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 597 «О перечне эксплуатирующих организаций, на которые распространяется действие Федерального закона «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии», об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»[6]. Он включает в себя более 60 различных организаций (акционерных обществ, государственных унитарных предприятий, научных и образовательных учреждений и т.п.). Перечень должностей (профессий) работников эксплуатирующих организаций утвержден Приказом Госкорпорации «Росатом» от 18.12.2013 № 1/21-НПА «Об утверждении Перечня должностей (профессий) работников эксплуатирующих организаций, в том числе работников, непосредственно обеспечивающих безопасность особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов в области использования атомной энергии»[7].
Несколько отличающийся от вышеуказанных подход к формулированию определения работников, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности, используется в Уставе о дисциплине работников морского транспорта и Уставе о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федера
ции. Так, например, в Уставе о дисциплине работников морского транспорта указывается, что его положения распространяются на членов экипажей морских судов всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и занятых в торговом мореплавании, за исключением членов экипажей судов рыбопромыслового флота, а также на других работников морского транспорта (т.е. дается определение, не требующее дальнейшей конкретизации). Но тут же добавляется, что действие Устава распространяются «также на других работников морского транспорта, включенных в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации с учетом мнения соответствующих профессиональных союзов». Тем самым закрепляется открытый перечень работников морского транспорта, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности: одна часть этого перечня закрепляется непосредственно данным Уставом, а другая формируется федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по его усмотрению. Перечень работников морского транспорта, на которых распространяется действие Устава, утвержден Приказом Минтранса от 25 августа 2000 г. № 89 «Об утверждении перечня работников морского транспорта, на которых распространяется действие Устава о дисциплине работников морского транспорта» . В него включены, в частности, руководство морской администрации порта и специалисты его подразделений, руководство и специалисты судоходных организаций, работники, обеспечивающие техническую эксплуатацию, ремонт, техническое и технологическое обслуживание судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания, руководство, оперативные дежурные и специалисты Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службы Российской Федерации (Госморспасслужбы России), в том числе Государственного морского спасательно-координационного центра, и др. [8]
Аналогичным образом сформулировано определение подлежащих специальной дисциплинарной ответственности работников рыбопромыслового флота в Уставе о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации.
На наш взгляд, делегирование Правительством РФ своих полномочий по определению круга лиц, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности, нижестоящим министерствам и ведомствам, осуществленное в некоторых уставах о дисциплине, не вполне оправдано. Для специальной дисциплинарной ответственности характерен расширенный перечень мер дисциплинарного воздействия на работника, совершившего дисциплинарный проступок, что существенно затрагивает его трудовые права и влияет на его трудоправовой статус. Но передача полномочий по определению категорий работников, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности, в компетенцию министерств и ведомств повышает риск произвольного, необоснованного расширения круга таких работников, что повышает риск нарушения их трудовых прав. Поэтому полагаем целесообразным закрепить полномочия по определению работников, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности, исключительно за Правительством РФ. Для этого предлагаем дополнить ч. 2 ст. 192 ТК РФ словами:
«Категории работников, в отношении которых предусматриваются другие дисциплинарные взыскания, определяются законом или Правительством РФ».
Конкретизируя трудоправовой статус работников, на которых распространяются нормы о специальной дисциплинарной ответственности, уставы и положения о дисциплине закрепляют не только расширенный перечень мер дисциплинарного взыскания, но также и более широкий круг обязанностей таких работников. Основные обязанности работников сформулированы в ст. 21 ТК РФ. К ним относятся обязанности добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда и др. Законодательство о специальной дисциплинарной ответственности дополняет и конкретизирует этот перечень. Так, согласно п. 4 Устава о дисциплине работников, занятых геологоразведочными работами на твердые полезные ископаемые на континентальном шельфе СССР и в Мировом океане 1985 г., к обязанностям работников, на которых распространяется действие Устава, отнесены, в частности, хорошо знать свою специальность и порученное ему дело, умело, точно и своевременно исполнять возложенные на него обязанности, проявлять необходимую инициативу в работе, творческое отношение к труду, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство и деловую квалификацию; систематически проводить осмотр рабочего места, оборудования и других технических средств; сдавать в установленном порядке экзамены на знание правил и норм по безопасному ведению работ и т.д. При этом работники, не сдавшие экзамены, не допускаются к работам в морских условиях и переводятся, с их согласия, временно, до сдачи экзаменов, на другие работы с оплатой труда по выполняемой работе. При отказе работника от перевода руководитель вправе в установленном порядке расторгнуть с ним трудовой договор. Устав также обязывает работника при возникновении опасной ситуации прекратить работу и немедленно сообщать об этом руководителю работ, а в случае аварии действовать в строгом соответствии с планом ликвидации аварии.
Следует также отметить, что некоторые нормативные правовые акты о дисциплине налагают на работника обязанности, не связанные с выполнением им трудовых функций и выходящие за пределы трудовых отношений . К примеру, пп. «г» п. 6 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации налагает на руководителей предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта обязанность подавать пример добросовестного отношения к выполнению служебного долга, а также достойного поведения как на службе, так и вне ее. [9]
Возложение на некоторые категории работников, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности, обязанностей, выходящих за пределы трудовых правоотношений, свидетельствует о том, что в содержание их трудоправового статуса включены элементы, не имеющие трудоправой природы. Таким образом, трудоправовой статус работника, подлежащего специальной дисциплинарной ответственности, приобретает дополнительные характеристики по сравнению с трудоправовым статусом работника, подлежащего общей дисциплинарной ответственности.
В уставах, принятых в последние годы, российский законодатель тоже существенно расширяет круг обязанностей работников, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности по сравнению с закрепленными в ТК РФ, но отказался от наложения них обязанностей, выходящих за рамки трудовых отношений.
Так, ст. 2 Устава о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии, работники эксплуатирующих организаций обязаны соблюдать не только правила внутреннего распорядка и требования по охране труда (что априорно подразумевает необходимость знать указанные правила и требования), но также знать и соблюдать требования федерального законодательства, норм и правил в области использования атомной энергии, технологические регламенты, требования технологических процессов и т.д. Устав также возлагает на работников обязанность прохождения в установленном порядке подготовки, переподготовки и проверки знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а равно прохождения медицинских осмотров (обследований) и обязательных психофизиологических обследований. При этом работники, не прошедшие в установленном порядке медицинские осмотры (обследования) и обязательные психофизиологические обследования, не допускаются к ведению работ в области использования атомной энергии и отстраняются от работы в соответствии со статьей 76 ТК РФ.
Помимо расширения круга обязанностей, Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии ограничивает некоторые трудовые права этих работников. Согласно п. 5 ст. 2 Устава, 5. работникам эксплуатирующих организаций запрещаются:
участие в организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования на территориях, где размещены или сооружены ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ или хранилища радиоактивных отходов, и в их санитарно-защитных зонах;
организация и проведение публичных мероприятий за пределами территорий, где размещены или сооружены ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ или хранилища радиоактивных отходов, если в результате организации и проведения таких мероприятий может произойти нарушение работоспособности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ или хранилища радиоактивных отходов, либо будет затруднено исполнение работниками указанных объектов трудовых (должностных) обязанностей, либо возникнут угрозы жизни и здоровью граждан, окружающей среде;
проведение забастовок в эксплуатирующих организациях.
В то же время, ограничение указанных прав в некоторой степени компенсируется предоставлением работникам права не выполнять указания своего непосредственного руководителя или вышестоящего руководителя в порядке подчиненности, которые противоречат федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, правилам охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности. Причем отказ работника от выполнения таких указаний не влечет за собой применение к нему мер дисциплинарной ответственности.
Таким образом, трудоправовой статус работников, подлежащих специальной дисциплинарной ответственностью, характеризуется не только усиленной ответственностью (в виде расширения мер дисциплинарного воздействия, о чем говорилось в предыдущем параграфе) и расширением круга обязанностей, но также ограничением их трудовых прав, предусмотренных ТК РФ, и предоставлением дополнительных прав, не закрепленных в ТК РФ.
Рассмотрение особенностей субъекта специальной дисциплинарной ответственности позволяет заключить следующее.
1. При определении круга лиц, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности, российский законодатель (или иной субъект нормотворчества) использует три подхода:
перечень работников, на которых распространяются нормы о специальной дисциплинарной ответственности, закрепляются в самом нормативном правовом акте;
в нормативном правовом акте устанавливается категория предприятий и организаций, на работников которых распространяются нормы о специальной дисциплинарной ответственности, но полномочия по определению их конкретного перечня делегируется другому органу;
в нормативном правовом акте закрепляется открытый перечень работников, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности: одна часть этого перечня закрепляется непосредственно данным актом, а формирование другой поручается подчиненному федеральному органу исполнительной власти.
2. Трудоправовой статус работника, подлежащего специальной дисциплинарной ответственности, приобретает дополнительные характеристики по сравнению с трудоправовым статусом работника, подлежащего общей дисциплинарной ответственности. Среди таковых можно выделить:
усиленную дисциплинарную ответственностью работника в виде расширения мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть на него наложены;
расширение круга трудовых обязанностей работника по сравнению с закрепленными в ТК РФ;
ограничение некоторых трудовых прав работника, закрепленных в ТК
РФ;
наделение работника правами, не предусмотренными ТК РФ;
включение в трудоправовой статус работника компонентов, не обладающих трудоправовой природой - обязанностей, не связанных с исполнением трудовой функции, т.е. возложение на работников, подлежащих специальной дисциплинарной ответственности, обязанностей, выходящих за пределы трудовых правоотношений.
[1] См.: Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2004. С. 328; Гусов К.Н., Полетаев Ю.Н. Ответственность по российскому трудовому праву Научно-практическое пособие. М., 2008. С.99; Карпенко О.И. Дисциплинарная ответственность работника в трудовом праве: понятие и виды. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 93.
[2] Сыроватская Л.А. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М., 1990. С.
58-59.
[3] *-*
В первом параграфе данной главы было отмечено, что некоторые уставы о дисциплине, утвержденные в советский период, продолжают действовать в настоящее время. В.И. Шкатулла среди действующих советских уставов о дисциплине указывает Устав о дисциплине работников предприятий и организаций, занятых освоением газовых и нефтяных месторождений с высоким содержанием сероводорода, утв. Постановлением Совмина СССР от 30.10.1987 № 1216.; Устав о дисциплине работников, занятых геологоразведочными работами на твердые полезные ископаемые на континентальном шельфе СССР и в Мировом океане, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 06.08.1985 № 749; Устав о дисциплине рабочих и служащих, занятых на работах по освоению ресурсов нефти и газа на континентальном шельфе СССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 16.12.1982 № 1081; Устав о дисциплине работников связи Союза ССР, утв. Постановление Совета Министров СССР от 20.04.1972 № 284. (см.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. В.И. Шкатуллы. М., 2009. С. 583); авторы Комментария к Кодексу внутреннего водного транспорта РФ отмечают, что в настоящее время действуют Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.08.1985 № 812, и Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утв. Приказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.1982 № 30 // Сборник нормативных актов о транспорте. В 3-х частях. Часть II. М., 1985. (См.: Алихаджиева А.С., Артемьев Е.В., Куликова О.В., Свечникова И.В. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». 2012). Последний из указанных уставов определяет круг обязанностей работников речного флота, но непосредственно вопросы дисциплинарной ответственности не регулирует.
[4]
В настоящее время функции Госгортехнадзора СССР осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).
[5] В настоящее время функции Министерства здравоохранения СССР осуществляются Министерством здравоохранения РФ.
[6] Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (2). Ст. 4646.
[7] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 12.
[8]
Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
локальный.
[9]
Более детально этот вопрос рассмотрен в следующем параграфе настоящей главы.
|