В решении проблемы повышения безопасности атомной энергетики важную роль играет человеческий фактор: высокий уровень квалификации и дисциплины работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии. В связи с этим особую актуальность приобретает правовое регулирование трудовых отношений в этой сфере и прежде всего - дисциплинарной ответственности. Не случайно Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Президентом РФ от 01.03.2012 № Пр-539 , определяют совершенствование и внедрение механизмов дисциплинарной ответственности за нарушение требований безопасности при использовании атомной энергии как одну из наиболее актуальных задач по совершенствованию государственного регулирования в области безопасного использования атомной энергии.
Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим вопросы дисциплины труда и дисциплинарной ответственности работников атомной энергетики, является Федеральный закон от 08.03.2011 № 35-ФЗ «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии» (далее - Устав 2011 г.). Устав 2011 г. регулирует отношения, связанные с соблюдением повышенных требований дисциплины труда отдельными категориями
Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
локальный.
работников атомной энергетики в целях обеспечения безопасности производств и объектов данной отрасли народного хозяйства (ч. 1 ст. 1 Устава).
Определяя предмет регулирования Устава 2011 г., российский законодатель не случайно указал на повышенные требования дисциплины труда и распространил действие норм данного закона не на всех работников отрасли, а только на отдельные их категории. При этом в самом Уставе 2011 г. перечни объектов и должностей (профессий) работников, на которые распространяется его действия, отнесены к компетенции, соответственно, Правительства РФ и органов управления использованием атомной энергии.
Таким образом, конкретизация работников, на которых распространяется действие Устава 2011 г., осуществляется, во-первых, путем указания эксплуатирующих организаций (перечень этих организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 597), и, во-вторых, путем указания должностей и профессий работников организаций, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень. Отсюда следует, что действие Устава 2011 г. распространяется не на всех работников организаций, относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии. В частности, в Перечень должностей (профессий) работников эксплуатирующих организаций, утвержденный Приказом Госкорпорации «Росатом» от 18.12.2013 № 1/21-НПА включены, следующие категории работников:
а) лица, обладающие властно-распорядительными полномочиями (руководство организации, главные и ведущие специалисты, руководители отдельных подразделений, служб, объектов и производств организации, инспектора):
б) инженерно-технический состав (инженеры, мастера, операторы, дозиметристы);
в) научно-исследовательские работники (научные сотрудники, инженеры- исследователи, контролирующие физики, лаборанты);
г) некоторые категории рабочих (электрослесари, электромонтеры, слесари, машинисты, аппаратчики, фрезеровщики и др.).
Данный Перечень закрепляет не просто категории работников, а указывает конкретный участок его работы, например: филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция», г. Сосновый Бор, Ленинградская область - токарь Турбинного цеха № 1; Открытое акционерное общество «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов», г. Димитровград-10, Ульяновская область - инженер-исследователь РУ ВК- 50; Открытое акционерное общество «ТВЭЛ», г. Москва - начальник отдела по производству продукции сублиматно-разделительного комплекса Департамента по планированию и производству ядерной продукции.
Столь точное указание должностей и профессий работников обусловлено тем, что не все работники организаций и предприятий атомной энергетики имеют дело с оборудованием и выполняют обязанности, нарушение которых несет потенциальную угрозу безопасности в атомной энергетике, может поставить в опасность жизнь и здоровье людей либо способно причинить значительный экологический или материальный ущерб. А потому нет объективной необходимости в применении в отношении этих работников повышенных мер дисциплинарного воздействия. Такая максимальная конкретизация субъектов специальной дисциплинарной ответственности в сфере атомной энергетики позволяет не допускать произвола должностных лиц организаций, осуществляющих производственнохозяйственную деятельность в области использования атомной энергии, при привлечении работников руководимых ими предприятий к дисциплинарной ответственности за допущенные дисциплинарные проступки.
Повышенные требования к дисциплине труда работников атомной энергетики заключаются в двух моментах. Во-первых, Устав 2011 г. дополняет обязанности работников, закрепленные в ст. 21 ТК РФ, специальными обязанностями, служащими целям безопасного функционирования объектов атомной энергетики. Кроме того, с этой же целью вводится ряд запретов, ограничивающих трудовые права работников атомной энергетики. Во-вторых, Устав 2011 г. закрепляет перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть наложены на работника атомной энергетики, дополняющий меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные ст. 192 ТК РФ.
Дополнительные обязанности работников атомной энергетики и запреты закреплены в ст. 2 Устава 2011 г. Их можно классифицировать на четыре группы.
Обязанности знать и соблюдать требования нормативных правовых актов, выполнять приказы, распоряжения и указания руководства. К ним относятся следующие обязанности:
- соблюдать относящиеся к трудовой деятельности работников атомной
энергетики федеральные нормы и правила в области использования атомной
128
энергии ; [1]
- знать и соблюдать требования Устава 2011 г., других федеральных законов, федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, технологические регламенты, требования технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций, требования по безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, а также правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды;
- выполнять своевременно и в полном объеме приказы, распоряжения и указания своего непосредственного руководителя, отданные в пределах его полномочий, а в случае получения указания от вышестоящего руководителя в порядке подчиненности после выполнения указания известить об этом непосредственного руководителя;
2. Обязанности и запреты в случае аварии или при возникновении чрезвычайной или иной грозящей опасными последствиями ситуации, а также по предотвращению таких ситуаций. К ним относятся следующие обязанности и запреты:
- быть постоянно готовыми к предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций, предотвращению развития аварии или ликвидации ее последствий, действовать при возникновении аварийной ситуации в соответствии с требованиями противоаварийных инструкций и согласно плану ликвидации последствий аварии;
- прибыть незамедлительно на работу по вызову работодателя или уполномоченного им лица для предотвращения развития аварии или ликвидации ее последствий;
- незамедлительно извещать своего непосредственного руководителя или вышестоящего руководителя в порядке подчиненности о возникновении любых аварийных ситуаций, об изменениях и (или) о нарушениях технологических процессов, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о возникновении признаков острого профессионального заболевания (отравления), а также о выходе из строя сооружений, оборудования;
- не оставлять самовольно свое рабочее место (работники дежурной смены - не оставлять самовольно ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилище радиоактивных отходов);
- своевременно информировать своего непосредственного руководителя или вышестоящего руководителя в порядке подчиненности о причинах и состояниях, при которых запрещается продолжать ведение работ в области использования атомной энергии (наличие детей на грудном вскармливании, установление инвалидности, наличие медицинских противопоказаний).
- обязанность должностного лица, обладающего соответствующими властно-распорядительными полномочиями, не допускать к ведению работ и отстранять от работы работников эксплуатирующих организаций, не прошедших в установленном порядке медицинские осмотры (обследования) и обязательные психофизиологические обследования в медицинских организациях, подведомственных уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, подготовку, переподготовку, проверку знаний, инструктаж и не получившие разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии;
- запрет на участие в организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (далее - публичные мероприятия) на территориях, где размещены или сооружены ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ или хранилища радиоактивных отходов, и в их санитарно-защитных зонах;
- запрет организации и проведения публичных мероприятий за пределами территорий, где размещены или сооружены ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ или хранилища радиоактивных отходов, если в результате организации и проведения таких мероприятий может произойти нарушение работоспособности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ или хранилища радиоактивных отходов, либо будет затруднено исполнение работниками указанных объектов трудовых (должностных) обязанностей, либо возникнут угрозы жизни и здоровью граждан, окружающей среде;
- запрет на проведение забастовок в эксплуатирующих организациях.
3. Обязанности, связанные с использованием и учетом опасных материалов. В данную группу входят обязанности:
- соблюдать установленный порядок хранения документов, ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
- обеспечивать защиту и (или) сохранность сведений, составляющих государственную, коммерческую тайну, иной информации ограниченного доступа, если исполнение трудовых (должностных) обязанностей связано с использованием таких сведений, информации;
- выполнять требования по организации и обеспечению физической защиты ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, требования к безопасному использованию атомной энергии при производстве, использовании, переработке, перевозке (транспортировании) и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также при проектировании, сооружении, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
4. Требования к личности работника. Данную группу составляют следующие обязанности:
- проходить в установленном порядке обеспечивающие поддержание уровня квалификации подготовку, переподготовку и проверку знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технологических регламентов, требований технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций, требований по безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, а также правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, инструктаж, необходимый для выполнения работ и исполнения трудовых (должностных) обязанностей;
- иметь разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии при занятии должности, предусмотренной перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, утвержденным Правительством Российской Федерации;
- проходить в установленном порядке медицинские осмотры (обследования) и обязательные психофизиологические обследования в медицинских организациях, подведомственных уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
Среди указанных обязанностей следует обратить внимание на запрет на участие в организации и проведении публичных мероприятий на территориях, где размещены или сооружены ядерные установки и др. подобные объекты, а равно за пределами таких территорий, если в результате организации и проведения таких мероприятий может произойти нарушение работоспособности соответствующих объектов, либо будет затруднено исполнение работниками указанных объектов трудовых (должностных) обязанностей, либо возникнут угрозы жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
Введя такой запрет, т.е. обязанность воздерживаться от участия в публичных мероприятиях, в ст. 2 Устава 2011 г., закрепляющую основные обязанности работников эксплуатирующих организаций атомной энергетики, российский законодатель придал указанной обязанности статус трудовой. Но право граждан на
участие в публичных мероприятиях, как было отмечено ранее, относится к их политическим, а не трудовым правам. Оно гарантировано ст. 31 Конституции РФ, гласящей, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Вменив такой запрет в качестве трудовой обязанности работника атомной энергетики, Устав 2011 г. распространил сферу действия своих норм на область политических отношений и при этом ограничил конституционные права работников атомной энергетики. В связи с этим возникает вопрос, насколько правомерно и обосновано данное решение российского законодателя.
В теории права проблема правовых ограничений рассматривается как проблема определения пределов свободы человека в обществе. Как отмечает А.В. Малько, «свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе» . При этом ограничения накладывают на гражданина дополнительные обязанности, выражающиеся в воздержании от определенных действий, на что обращалось внимание в юридической литературе. Так, Т.Н. Радько указывает, что «ограничениями устанавливаются границы, в пределах которых субъекты должны действовать, исключаются определенные возможности их деятельно
130
сти»
Ограничение права и само право взаимообусловлены. Право как согласованная воля гражданского общества уже предполагает то или иное ограничение воли отдельных социальных групп и индивидов этого общества, а ограничения, в
131
свою очередь, конкретизируют и определяют границы применения права . [2] [3] [4]
Ограничения имманенты праву. Конституция РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Ограничения прав работников атомной энергетики, установленные Уставом 2011 г., направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан и защиту окружающей среды от радиоактивного загрязнения. Поэтому соответствующие нормы данного законодательного акта следует признать правомерными и обоснованными и полностью соответствующими Конституции РФ.
Введение в отношении работников атомной энергетики дисциплинарной ответственности за нарушение обязанностей, вытекающих из ограничения их политических прав, следует рассматривать как специфическую черту специальной дисциплинарной ответственности данной категории работников.
Расширение трудовых обязанностей работников атомной энергетики за счет ограничений их некоторых политических прав подтверждает тезис о том, что отношения по поводу специальной дисциплинарной ответственности не укладываются в рамки исключительно трудовых правоотношений, но выходят за их пределы.
К дополнительным, повышенным мерам дисциплинарного воздействия, применяемым к работникам атомной энергетики, совершившим дисциплинарный проступок, ч. 1 ст. 4 Устава 2011 г. относит:
строгий выговор;
предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности или выполняемой работе;
расторжение трудового договора за однократное совершение одного из нарушений, предусмотренных статьей 61 Федерального закона от 21 ноября 1995
года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» , в случае, если последствия такого нарушения создают угрозу для безопасной работы эксплуатирующей организации и представляют опасность для жизни и здоровья граждан и окружающей среды.
Из ч. 1 ст. 4 Устава 2011г. следует, что законодатель рассматривает допущенные работниками атомной энергетики нарушения, указанные в ст. 61 ФЗ «Об использовании атомной энергии», как дисциплинарные проступки. Большинство нарушений, перечисленных в данной норме, связаны, так или иначе, с неисполнением или ненадлежащим исполнением работником своих трудовых функций. Однако помимо этого, законодатель включил в перечень нарушений организацию или участие в публичном мероприятии на территории объекта атомной энергетики либо вне его (в последнем случае, если в результате организации и проведения таких публичных мероприятий может произойти нарушение работоспособности объекта атомной энергетики) . Кроме того, в этот перечень включены: насильственные действия, препятствующие указанным должностным лицам и работникам эксплуатирующих организаций выполнять свои трудовые обязанности; создание препятствий для выполнения должностными лицами органов государственного регулирования безопасности своих функций. Указанные действия также могут совершаться работниками атомной энергетики вне трудового процесса и вне связи с их трудовой деятельностью.
Таким образом, законодатель признает дисциплинарным проступком работника атомной энергетики не только деяния, совершенные им в рабочее время и в рамках трудового процесса (т.е. деяния, выражающиеся в неисполнении или не- [5] [6]
надлежащем исполнении своих непосредственных трудовых обязанностей), но также деяния, выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, не связанных с выполнением трудовых функций, но которым законодатель придал статус трудовых.
Дисциплинарные взыскания применяются к работникам атомной энергетики в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ, что вытекает из положений ст. 5 Устава 2011 г.
Рассмотрение особенностей дисциплинарной ответственности работников атомной энергетики позволяет сделать следующие выводы.
1. Повышенные требования к дисциплине труда работников атомной энергетики заключаются в двух моментах:
а) в дополнении обязанностей работников, закрепленных в ст. 21 ТК РФ, специальными обязанностями и запретами, служащими целям безопасного функционирования объектов атомной энергетики;
б) в расширении по сравнению с ТК РФ перечня дисциплинарных взысканий, которые могут быть наложены на работника атомной энергетики.
2. Дополнительные обязанности и запреты работников атомной энергетики можно классифицировать на четыре группы:
обязанности знать и соблюдать требования нормативных правовых актов, выполнять приказы, распоряжения и указания руководства;
обязанности и запреты в случае аварии или при возникновении чрезвычайной или иной грозящей опасными последствиями ситуации, а также по предотвращению таких ситуаций;
обязанности, связанные с использованием и учетом опасных материалов;
требования к личности работника.
3. Специфической чертой специальной дисциплинарной ответственности работников атомной энергетики является возложение на них обязанностей, вытекающих из ограничения некоторых их политических прав, признание таковых обязанностей трудовыми, а их нарушение - дисциплинарным проступком.
[1]
В использования области атомной энергии действует ряд специальных норм и правил, направленных на обеспечение безопасности и надлежащего функционирования объектов атомной энергетики. См., например, Приказ Ростехнадзора от 29.11.2011 № 666 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила безопасности при выводе из эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками» (вместе с «НП-037-11. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила безопасности при выводе из эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти . 2012. № 15; Приказ Ростехнадзора от 05.03.2011 № 104 «Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» (вместе с «Федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» НП-038-11») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 24; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 № 47 «Об утверждении СанПиН 2.6.1.2523-09» (вместе с «НРБ-99/2009. СанПиН 2.6.1.2523-09. Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила и нормативы») // Российская газета (специальный выпуск) от 11.09.2009. № 171/1; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 12.03.2003 № 17 «О введении в действие СанПиН 2.6.1.1202-03» (вместе с «СанПиН 2.6.1.1202-03. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к использованию закрытых радионуклидных источников ионизирующего излучения при геофизических работах на буровых скважинах. Санитарные правила и нормы») // Российская газета от 03.04.2003. № 63.
[2]
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Монография. М., 2003. С. 104.
1
Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2009. С. 696.
[4]
См.: Соколова П.В. Конституционно-правовое регулирование ограничений прав военнослужащих в Российской Федерации. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 8.
I
Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.
[6]
Данные нарушения были включены в ФЗ «Об использовании атомной энергии» в связи с принятием Устава 2011 г. (Федеральный закон от 30.11.2011 № 347-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7025.)
|