Вторник, 26.11.2024, 13:20
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Специальная дисциплинарная ответственность работников водного транспорта

Водный транспорт является одним из важных структурных компонентов единой транспортной системы страны. Он обеспечивает перевозку людей и грузов между регионами, разделенными водным пространством, там, где невозможны перевозки иными видами транспорта. При этом его отличает достаточно низкая себестоимость и способность транспортировать почти любые крупногабаритные грузы. Но надлежащее функционирование водного транспорта требует повышенной дисциплины труда, поскольку ее нарушения могут вызвать угрозу затопления судна, подвергнуть опасности жизнь и здоровье экипажа и пассажиров, причинить значительный экологический ущерб окружающей среде.

В силу специфики разных отраслей водного транспорта, правовое регулирование дисциплинарной ответственности работников водного транспорта дифференцировано применительно к их отдельным категориям. В настоящее время в сфере водного транспорта формально действуют следующие уставы о дисциплине, утвержденные высшим исполнительным органом власти:

- Устав о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота от 22.09.2000 г.;

- Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации от 21.09.2000 г.;

- Устав о дисциплине работников морского транспорта от 23.05.2000 г.;

- Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР от 26.08.1985 г. [1]

Как было отмечено ранее (см. первый параграф главы 1), Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР официально не отменен и продолжает действовать. Однако возникает вопрос о пределах его действия.

Радикальную точку зрения высказала О.И. Карпенко, которая полагает, что нормы данного Устава, несмотря на то, что его действие формально не отменено, не применяются, а в отношении работников речного транспорта действуют только нормы ТК РФ. Рассматривая данный вопрос, она пишет: «По поводу Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР необходимо заметить, что он официально не отменен, однако фактически не действует, а применяются нормы Трудового кодекса РФ»[2].

Однако правоприменительная практика эту позицию не подтверждает, о чем свидетельствует следующее дело.

Гр-н К., работая в ОАО «Иртышское пароходство» в должности капитана - 2 помощника механика танкера, списал с судна члена экипажа Т., работавшего в должности третьего механика теплохода, в связи с невыполнением распоряжения капитана. В ответ на поступивший из ОАО «Иртышское пароходство» запрос о причинах списания Т., он ответил радиограммой с указанием причин своего решения. Приказом генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» гр-ну К. был объявлен выговор и произведено лишение 100% премии по итогам работы за навигацию 2013 г., поскольку в его действиях было усмотрено нарушение ст. 26 КВВТ РФ[3] и ст.ст. 21 и 22 Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР, согласно которым капитан судна вправе списать с судна за нарушение дисциплины члена экипажа только с одновременным направлением вышестоящему руководителю представления о наложении дисциплинарного взыскания на этого работника, что не было выполнено. Впоследствии, совершив ряд других дисциплинарных проступков, К. был уволен волен за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, после чего К.В.Д. обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с иском к ОАО «Иртышское пароходство» о восстановлении на работе.

Решением суда первой инстанции исковые требования гр-на К. были отклонены. Рассмотрев материалы дела в апелляционном порядке, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда, указала, в частности, что нижестоящий суд правильно сослался на положения Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР, определяющие основные обязанности и права лиц судового экипажа и регламентирующих порядок применения к ним дисциплинарной или иной установленной законом ответственности, а также положения ст. 26, 31 КВВТ РФ, из анализа которых следует исключительная возможность реализации капитаном судна предусмотренного его должностными полномочиями права списать с судна за нарушение дисциплины любого члена экипажа с соблюдением количественного состава экипажа, который должен соответствовать требованиям эксплуатации судов определенного типа. Доводы жалобы о том, что К., применив в отношении Т. списание с судна, действовал в пределах предоставленных ему полномочий, а также приведенные в жалобе в их обоснование правовые нормы, не свидетельствуют о несостоятельности выводов суда о неправомерности примененной К. в отношении Т. дисциплинарной меры.

Опровергнув и другие доводы истца, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда решение Куйбышевского районного суда оставила без изменения, а апелляционную жалобу К. - без удовлетворения[4].

Таким образом правоприменительная и судебная практика показывает, что положения Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР фактически действуют. Они применяются должностными лицами организаций речного

транспорта и такое применение рассматривается судами как законное и обоснованное.

Однако применение норм Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР должно осуществляться в соответствии с действующим российским законодательством. Положения Устава не могут ограничивать закрепленные в законах права работников или противоречить действующему российскому законодательству. В частности, можно указать на то, что хотя положения Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР предусматривают обжалование работником наложенного на него дисциплинарного взыскания только вышестоящему руководителю, еще Комитет конституционного надзора СССР пришел к выводу, что данный Устав, а также иные действующие нормативные акты, предусматривающие рассмотрение индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников вышестоящими в порядке подчиненности органами по вопросам увольнения, изменения формулировки причин увольнения, перевода на другую работу и наложения дисциплинарных взысканий, не исключают возможности обращения работников по этим вопросам в суд[5] [6].

Поэтому следует согласиться мнением, высказанным К.Н. Гусовым, Е.П. Циндяйкиной и И.С. Цыпкиной, что Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР подлежит применению «в части, не противоречащей трудовому законодательству Российской Федерации, впредь до введения в действие феде-

164

ральных законов, утверждающих соответствующие уставы» .

Уставы о дисциплине работников водного транспорта конкретизируют обязанности работников с учетом специфики отрасли. Среди этих обязанностей можно выделить:

общие требования по соблюдению трудовой дисциплины. К ним относятся такие обязанности, как соблюдение трудовой и производственной дисциплины; выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором (контрактом); проявление заботы и внимания к пассажирам водного транспорта; содействие соблюдению трудовой дисциплины в экипаже судна; запрет на самовольное оставление своего рабочего места;

обязанности знать и соблюдать требования нормативных правовых актов, выполнять приказы, распоряжения и указания руководства. В эту группу входят обязанности знать и выполнять требования, предусмотренные, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, должностными и производственными инструкциями; своевременное исполнение приказов и распоряжений руководства;

обязанности, непосредственно направленные на обеспечение безопасности функционирования водного транспорта и неразглашение конфиденциальной информации. К этим обязанностям можно отнести содействие обеспечению безопасности плавания судов; защиту и сохранение окружающей среды; сохранение государственной, служебной и коммерческой тайны; не разглашение сведений конфиденциального характера; соблюдение установленного порядка хранения служебных документов;

обязанности по поддержанию профессиональных навыков. Эти обязанности включают в себя прохождение соответствующей подготовки и переподготовки, а также прохождение проверки знаний правил, норм и инструкций, относящихся к трудовой деятельности работника водного транспорта.

Следует отметить, что в дополнение к указанным обязанностям работников Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, Устав о дисциплине работников морского транспорта и Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР возлагают на них обязанность не вытекающую непосредственно из их трудовой функции, а именно - содействовать соблюдению трудовой дисциплины трудовом коллективе, в экипаже судна, в коллективе организации водного транспорта. Согласно ТК РФ работник обязан соблюдать трудовую дисциплину. Этой обязанности корреспондирует право работодателя требовать от работников соблюдения дисциплины труда и привлекать их к дисциплинарной ответственности, которое реализуется руководителем организации. Обязанность поддерживать дисциплину, принимать все необходимые меры к ее укреплению, это обязанность руководителя организации водного транспорта[7], а потому возложение на рядовых работников обязанности содействовать соблюдению дисциплины другими членами трудового коллектива, означает возложение на них части обязанностей руководителя. Поэтому, на наш взгляд, данная обязанность работника должна носить только моральный, но не юридический характер.

Кроме того, Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР возлагает на работников обязанности соблюдать правила социалистического общежития и нормы коммунистической морали, с достоинством вести себя как на работе, так и вне работы; уважать законы и обычаи других народов, беречь честь и достоинство гражданина Советского Союза. Указанные обязанности выходят за пределы трудовых отношений. Нарушения норм права вне работы (во внерабочее время, вне территории работодателя) могут вести к административной или уголовной ответственности, если соответствующие деяния предусмотрены КоАП РФ или УК РФ[8]. Однако соответствующие положения Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР формально не отменены и продолжают действовать.

Указанное свидетельствует о том, что специальная ответственность работников водного транспорта не может быть отнесена исключительно к сфере трудового права. Это подтверждает правоту Н.Г. Гладкова, отметившего, что «правовой институт ответственности за нарушение трудового законодательства не относится исключительно к отрасли трудового права»[9].

Помимо обязанностей рядовых работников водного транспорта, Устав о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота и Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР устанавливают обязанности, соответственно, командиров судов (капитанов) и руководителей организаций речного транспорта. Эти обязанности охватывают организацию труда, управление персоналом, контроль за исполнением работ и направлены на укрепление трудовой дисциплины в коллективе. Особо выделяется обязанность руководителя принимать все необходимые меры к укреплению порядка и дисциплины в вверенном ему подразделении, и на него возлагается дисциплинарная ответственность за ненадлежащее состояние дисциплины среди его подчиненных.

В Уставе о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации и Уставе о дисциплине работников морского транспорта обязанности руководителей организаций водного транспорта не закреплены. Такое решение представляется не вполне обоснованным. Исключение из устава о дисциплине перечня обязанностей руководителя организации водного транспорта, т.е. основной фигуры, которая организует трудовой процесс и ход его реализации, снижает эффективность правового регулирования дисциплинарной ответственности работников.

В то же время, данными уставами предусматриваются обязанности работодателя: на него возлагаются обязанности по организации трудовой деятельности, контролю за соблюдением трудового законодательства, обеспечению надлежащей трудовой и производственной дисциплины. Так, согласно п. 5 Устава о дисциплине работников морского транспорта, работодатель обязан, в частности, обеспечивать подбор, подготовку и переподготовку, а также соответствующую квалификацию работников морского транспорта, создание для них необходимых социально - бытовых условий на производстве, а также надлежащего режима труда и отдыха; организовывать трудовую деятельность работников морского транспорта в соответствии с законами и иными нормативными правовыми и т.п; осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования и т.д.; обеспечивать надлежащую трудовую и производственную дисциплину; поощрять инициативу и творческую активность работников морского транспорта и др. Однако исполнение работодателем указанных обязанностей не обеспечено юридической ответственностью за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. За нарушение норм трудового законодательства работодатель может нести материальную ответственность (ст.ст. 234 - 237 ТК РФ), а также административную (ст.ст. 5.27 - 5.34 КоАП РФ) и уголовную (ст.ст. 145, 145.1, 215, 216 и др. УК РФ). Но указанными нормами трудового, административного и уголовного законодательства не охватываются все случаи нарушения работодателем обязанностей, возложенных на него уставами о дисциплине.

Таким образом, положения Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации и Устава о дисциплине работников морского транспорта, устанавливающие обязанности работодателя, носят декларативный характер и не способствуют укреплению дисциплины работников водного транспорта. На практике все те обязанности, которые данные уставы возлагают на работодателя, исполняются от его имени руководителями организаций и подразделений организаций водного транспорта. Поэтому представляется целесообразным исключить из Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации и Устава о дисциплине работников морского транспорта нормы, закрепляющие обязанности работодателя, включить в эти уставы нормы, устанав
ливающие обязанности руководителя и добавить следующее положение «Руководитель несет ответственность за состояние дисциплины среди подчиненных и неисполнение возложенных на него настоящим Уставом обязанностей в соответствии с настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации».

Обязанности работников водного транспорта и требования к ним закреплены также в ряде других нормативных правовых актах, в частности, в Кодексе торгового мореплавания РФ[10], КВВТ РФ, Уставе службы на судах Министерства речного флота РСФСР[11] [12] [13] [14] (в ред. Приказа Минтранса РФ от 03.06.1998 № 64 «О внесении дополнения в «Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР» ), Уставе службы на судах Министерства морского флота Союза

171

ССР , Уставе службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федера-

 

172


ции

Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 27 КВВТ РФ, к работе на судне не допускаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается
подвергнутым административному наказанию. Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации выделяет общие обязанности членов экипажа и обязанности лиц командного состава. Члены экипажа обязаны, в частности, соблюдать требования международных, национальных и местных правил, действующих нормативных документов, приказов и распоряжений судовладельца и капитана судна; знать расположение и уметь пользоваться судовыми техническими средствами и т.п.; владеть приемами оказания первой медицинской помощи и индивидуальными приемами выживания в экстремальных условиях; при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, техническим средствам или орудиям лова, немедленно докладывать вахтенным и непосредственным начальникам, одновременно принимая все возможные меры к ее ликвидации; обеспечивать безопасность мореплавания и др. На лиц командного состава возлагаются обязанности обеспечивать безопасность мореплавания, подготовку подчиненных и готовность средств своего заведования к борьбе за живучесть судна; обеспечивать исправное состояние, правильную техническую эксплуатацию и надежную работу технических средств своего заведования; планировать проведение ремонтов, контролировать сроки и качество их выполнения; обеспечивать выполнение правил технической эксплуатации, техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил; осуществлять контроль за несением вахт и судовыми работами, за состоянием жилых и служебных помещений своего заведования; информировать подчиненных о деятельности судна и т.д.

Помимо предусмотренных ТК РФ мер дисциплинарного воздействия - замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям, - все действующие уставы о дисциплине работников водного транспорта устанавливают следующие дополнительные виды дисциплинарного взыскания:

- замечание;

- строгий выговор;

- предупреждение о неполном служебном соответствии.

Кроме того, Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации дополняет указанный перечень возможностью изъятия дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации. А Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР дополняет этот перечень такими мерами, как:

- перевод на нижеоплачиваемую работу на срой до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок;

- перевод на судно более низкой группы по оплате труда или на работу, не связанную с движением судов или обслуживанием пассажиров, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года;

- лишение звания лица командного состава судов с изъятием диплома (квалификационного свидетельства) на срок от шести месяцев до двух лет с предоставлением работы с учетом профессии (специальности).

В отличие от норм Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, аналогичные нормы уставов о дисциплине работников водного транспорта не стали предметом рассмотрения судом и продолжают применяться на практике. При этом судебная практика признает законность действия уставов о дисциплине работников водного транспорта и правомерность применения установленных ими дополнительных мер дисциплинарного взыскания, не предусмотренных ТК РФ. Примером может служить следующее дело.

Гр-н А. А. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с иском к ОАО «Корякрыба», в котором просил признать незаконным приказ капитана судна СТР «Марчекан» № 4 от 18 апреля 2010 г. о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде строго выговора за прогул, которого он не совершал. Решением суда от 21 сентября 2010 г. исковые требования гр-на А. были удовлетворены.

Рассмотрев материалы дела в кассационном порядке, Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда решение Петропавловск- Камчатского городского суда Камчатского края в обжалуемой части оставила без изменения, обосновав это тем, что в судебном заседании не нашел подтверждения факт отсутствия гр-на А. 5, 6 и 7 апреля 2010 г. на рабочем месте, в связи с чем у ответчика отсутствовали правовые основания для привлечения его к дисциплинарной ответственности и применения к нему дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора. Однако кассационный суд в своем решении подтвердил право капитана судна налагать на подчиненных ему работников дополнительные дисциплинарные взыскания, предусмотренные соответствующим уставом о дисциплине, специально указав, что «согласно п. п. 14, 15 Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года № 708, за совершение дисциплинарного проступка, то есть нарушение работником трудовой дисциплины на борту судна рыбопромыслового флота Российской Федерации, в служебных помещениях и на территории организации рыбопромыслового комплекса, на работника может налагаться дисциплинарное взыскание - строгий выговор. Подпунктом «д» п. 22 данного Устава установлено, что указанный вид дисциплинарного взыскания вправе налагать на членов экипажа судна капитан самоходного или рыбопромыслового судна рыбопромыслового флота Российской

Федерации»[15].

Законность указанных норм Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации кассационным судом под сомнение не была поставлена, несмотря на то, что данный нормативный правовой акт не является законом, а аналогичные нормы Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации признаны Верховным Судом РФ незаконными и недействующими. Таким образом, позицию судебной практики и Верховного Суда РФ по проблеме правомерности расширения дисциплинарной ответственности работников действующими подзаконными нормативными правовыми актами, следует признать непоследовательной.

Рассмотрение особенностей специальной дисциплинарной ответственности работников водного транспорта показывает следующее.

Специальная дисциплинарная ответственность работников водного транспорта характеризуется включением в круг обязанностей работников водного транспорта требований к их поведению не только в связи с исполнением трудовой функции, но и вне трудового процесса.

Дополнительные меры дисциплинарного воздействия в отношении работников водного транспорта закреплены нормами уставов о дисциплине, имеющими статус не федерального закона, а подзаконного нормативного правового акта, Но, в отличие от норм Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, не стали предметом рассмотрения Верховным Судом РФ и продолжают действовать. Это говорит о непоследовательности позиции Верховного Суда РФ по вопросу о законности расширения дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников действующими подзаконными нормативными правовыми актами.

Включение в уставы о дисциплине работников водного транспорта положений об обязанностях работодателя, представляется не вполне обоснованным и носящим декларативный характер. Считаем необходимым заменить их нормами, закрепляющими обязанности руководителя организации водного транспорта. К таковым, в частности, следует отнести обязанности по надлежащей организации работы подчиненных, по обеспечению безопасности на водном транспорте, по обеспечению соблюдения подчиненными работниками требований трудовой дисциплины, по обеспечению сохранности вверенного ему имущества и др.

 

[1] При подготовке данной части работы использовались материалы нашей статьи: Яхина М.Р. Специальная дисциплинарная ответственность работников водного транспорта // Всероссийский научный журнал "Вопросы правоведения". 2016. № 3. С. 52-68

[2] Карпенко О.И. Дисциплинарная ответственность работника в трудовом праве: понятие и виды. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 117.

[3] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

[4] Апелляционное определение Омского областного суда по делу № 33-4633/2014 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа: локальный.

[5] Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 21.06.1990 № 2-2 «О несоответствии норм законодательства, исключающих для ряда категорий работников судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, положениям Конституции СССР, законов СССР, международных актов о правах человека» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 27. Ст. 524.

[6] Гусов К.Н., Циндяйкина Е.П., Цыпкина И.С. Особенности трудового договора с отдельными категориями работников: научно-практическое пособие / под ред. К.Н. Гусова. М., 2011. С. 157.

[7] См., например, пп. «г» п. 5 Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР.

[8] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[9] Гладков Н. Ответственность за нарушение ТК РФ и иных актов, содержащих нормы трудового права // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. № 3.

[10] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

[11] Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР (утвержден Приказом Мин- речфлота РСФСР от 30.03.1982 № 30) // Сборник нормативных актов о транспорте. В 3-х частях. Часть II. М., 1985.

[12]

Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: локальный

[13]

Приказ Минморфлота СССР от 09.01.1976 № 6 «Об утверждении Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР» // Сборник нормативных актов о транспорте. В 3-х частях. Часть II. М., 1985.

[14]

Приказ Роскомрыболовства от 30.08.1995 № 140 «Об утверждении Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации» // Российские вести от 02.11.1995. № 209; от 09.11.1995 № 213.

[15]

Кассационное определение Камчатского краевого суда от 25.11.2010 по делу № 33- 1267/2010г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа: локальный.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (23.06.2017)
Просмотров: 482 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%