Конвенция о правах ребенка в ст. 1 определяет под ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. В свою очередь, ст. 54 СК РФ признает ребенком лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Аналогичный подход закреплен в ст. 1
Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации[1].
Однако, несмотря на казалось бы достаточно ясное определение ребенка, данное и в Конвенции, и в основных актах семейного законодательства, принятых в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, в российском законодательстве используется различная терминология для обозначения данного субъекта права: «ребенок», «несовершеннолетний ребенок», «несовершеннолетние». Так, например, ст. 80 СК РФ содержит обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей, ст.ст. 81-83 СК РФ определяют размер алиментов, виды заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов и взыскание алиментов в твердой денежной сумме на
несовершеннолетних детей. А вот ст. 84 СК РФ, определяющая порядок взыскания алиментов на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, опускает термин «несовершеннолетние», но это не приводит к изменению содержания нормы в отношении детей, находящихся на воспитании у опекунов, попечителей, приемных родителей или в воспитательных учреждениях, медицинских организациях, учреждениях социальной защиты населения и в аналогичных организациях, так как в данном случае в силу ст. 1 Конвенции о правах ребенка и ст. 54 СК РФ под детьми понимаются лица, не достигшие восемнадцати лет.
В свою очередь, в Трудовом кодексе Российской Федерации[2] (далее - ТК РФ) употребляются понятия «несовершеннолетние» (ст. 20 ТК РФ), «дети» (ст. 64, 70, 96, 99 ТК РФ), «не достигшие возраста восемнадцати лет» (ст. 69, 70, 92, 96, 99 ТК РФ), «несовершеннолетние дети» (ст. 81 ТК РФ). В ГК РФ употребляется термин «несовершеннолетние» (ст. 20, 21, 26, 27, 32, 33, 172, 175, 292 ГК РФ). Важно заметить, что даже если ребенок приобретает полную гражданскую дееспособность до достижения возраста восемнадцати лет, он все равно остается ребенком по Конвенции о правах ребенка и СК РФ, так как данные акты связывают прекращение статуса ребенка не с приобретением полной гражданской дееспособности, а с достижением возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
СК РФ досрочное приобретение полной гражданской дееспособности связывает лишь с прекращением обязанностей, предусмотренных главой 12 СК РФ, родителей таких детей. В связи с этим сложно согласиться с мнением
О.И. Величковой, утверждающей, что статус ребенка накладывает на данного субъекта не только права, но и ограничения, аргументируя это следующим: «Ребенок не самостоятелен в принятии ряда решений, касающихся своей жизни, по сути, родители хотя и учитывают интересы ребенка при его воспитании, но, тем не менее, именно они принимают многие решения, касающиеся его жизни и судьбы»[3] . Данное утверждение верно только применительно к моральноэтическим отношениям в семье, когда родители продолжают функцию воспитания и после того, как ребенок перестал быть ребенком в свете норм права. С точки зрения закона, при достижении ребенком восемнадцати лет или приобретении полной гражданской дееспособности до достижения этого возраста права и обязанности родителей прекращаются, но это отнюдь не означает, что ребенок, имея полную дееспособность, перестает быть ребенком, обладая объемом прав, предусмотренных Семейным кодексом РФ и Конвенцией о правах ребенка, за исключением тех прав, которые связаны с исполнением родителями обязанностей, прекращающихся при досрочном приобретении ребенком гражданской дееспособности (например, право ребенка на содержание и обязанность родителей по содержанию ребенка).
Для устранения отмеченных противоречий О.И. Величкова предлагает изменить положения ст. 54 СК РФ и под ребенком понимать лицо до достижения возраста восемнадцати лет, или до вступления в брак, или до приобретения полной дееспособности по другим основаниям [4] (такой же точки зрения придерживается и Н.М. Савельева[5]), аргументируя свою позицию тем, что данная дефиниция позволит избежать коллизий в семейном законодательстве, таких, например, как устройство в семью на воспитание ребенка, вступившего в брак, так как он утратил родительское попечение. Данный аргумент представляется необоснованным, так как передача ребенка в семью предполагает опеку или попечительство над ним, а опека и попечительство устанавливаются над недееспособными, частично дееспособными или лицами, ограниченными в дееспособности для восполнения их дееспособности. Несовершеннолетний, вступивший в брак до достижения возраста восемнадцати лет, или эмансипированный ребенок обладают полной гражданской дееспособностью, которая в восполнении не нуждается. Принятие такой дефиниции повлечет противоречие с международно-правовыми актами. Конвенция о правах ребенка связывает прекращение статуса ребенка с совершеннолетием, а не с приобретением полной гражданской дееспособности. Такое противоречие в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приведет к прямому применению норм Конвенции о правах ребенка. Разрешение указанной коллизии возможно путем внесения изменений в ст. 121 СК РФ, указывающих на то, что несовершеннолетние лица, досрочно приобретшие полную дееспособность, не считаются детьми, утратившими родительское попечение.
В подтверждение мнения о целесообразности легального определения понятия «ребенок» можно отметить, что законодатель учел изменение объема дееспособности ребенка при вступлении в брак до достижения возраста восемнадцати лет или эмансипации, но сохранил за ним статус ребенка. Так, в соответствии со ст. 21 СК РФ расторжение брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей, производится в суде. Критерием в данном случае является возраст детей, а не объем их дееспособности, тем самым законодатель стоит на страже детей и их прав и не дает возможности супругам расторгнуть брак в органах ЗАГС без выяснения вопросов о судьбе детей.
Ребенок, вступивший в брак до достижения возраста восемнадцати лет, может вернуться в положение ребенка, а на родителей будут вновь возложены обязанности, предусмотренные главой 12 СК РФ, в случае признания брака несовершеннолетнего недействительным, так как в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 21 ГК РФ при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.
Термин «дети» используется в ГК РФ лишь при указании на детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34, 39 ГК РФ), в ст.1521 ГК РФ о согласии детей на использование изображения их родителя после его смерти, в
Л
ст. 152 ГК РФ о праве детей требовать защиты частной жизни родителей после их смерти. В ряде случаев термин «дети» используется для указания семейных связей между родителем и ребенком, акцент делается на исполнении родителем своих родительских обязанностей по заботе, воспитанию и общению с ребенком (например, это выражается в запрете без согласия женщины быть привлеченной к сверхурочным работам или работам в ночное время, если она имеет ребенка до трех лет, учитывая то, что это время женщина должна посвятить своему ребенку) или, наоборот, на исполнении совершеннолетними детьми своих обязанностей по отношению к родителям. Так ч. 3 ст. 38 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность трудоспособных детей, достигших возраста восемнадцати лет, заботиться о нетрудоспособных родителях и находит свое развитие в ст. 87, 88 СК РФ, закрепляющих обязанности совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и участвовать в дополнительных расходах на их содержание.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что термины «дети» и «ребенок» используются в двух абсолютно разных значениях. Во-первых, для обозначения специфического субъекта отношений - лица, не достигшего возраста восемнадцати лет, обладающего набором прав, отличным от прав лиц, достигших данного возраста, подпадающие под специальную защиту государства и действие Конвенции о правах ребенка, независимо от того, имеется ли связь родитель - ребенок или ребенок остался без попечения родителей. Во-вторых, для определения семейно-правовых связей между субъектами, присвоения статуса родителя, что в ряде случаев наделяет этих субъектов правами и корреспондирующими обязанностями, а также определенными льготами и гарантиями в отдельных правоотношениях, но в данных отношениях права и обязанности субъектов напрямую не регулируются Конвенцией о правах ребенка и гл. 11, 12 СК РФ.
На наш взгляд, при употреблении терминологической связки «несовершеннолетний ребенок» усматривается тавтология, от чего страдает юридическая техника, так как ребенок - это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет или совершеннолетия, что является признаком несовершеннолетия. При применении терминов «несовершеннолетние», «не достигшие возраста восемнадцати лет» не происходит подмены понятий, речь идет о детях в смысле Конвенции о правах ребенка и ст. 54 СК РФ, но применение данных категорий дает возможность предполагать, что в других отраслях права, отличных от гражданского, предусмотрен иной правовой режим для ребенка, и важность лишь в достижении определенного возраста, а не специфического статуса ребенка и необходимости преимущественной защиты и гарантированности прав, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка.
В связи с этим для устранения тавтологии и несоответствия российского законодательства международно-правовым нормам считаем необходимым для обозначения несовершеннолетнего употреблять термин «ребенок» (во множественном числе - «дети») (в случаях, когда в целях той или иной нормы, важно указание на возраст, то к терминам «ребенок», «дети» следует добавлять требование о достижении или недостижении определенного возраста, за исключением возраста восемнадцати лет или совершеннолетия), а для совершеннолетнего, но в целях указания на семейные связи с родителями, - «совершеннолетний ребенок» («совершеннолетние дети»).
К вопросу о классификации прав ребенка обращались многие авторы[6]. Специалисты в области конституционного права, учитывая права ребенка в международно-правовых актах и акцентируя внимание на Конвенции о правах ребенка, предлагают подразделить права ребенка на следующие группы:
Права ребенка на жизнь, имя, равенство в осуществлении других прав.
Права ребенка на семейное благополучие.
Права на свободное развитие личности.
Права, обеспечивающие охрану здоровья ребенка.
Права на образование и отдых.
Право на защиту от эксплуатации, античеловеческого содержания и обращения[7].
На наш взгляд, данная классификация учитывает не все права, принадлежащие ребенку. Так, в ней отсутствует право ребенка на получение содержания со стороны родителей. Если автор включает это право в группу прав ребенка на семейное благополучие, то можно говорить о том, что у ребенка, помещенного в детское воспитательное учреждение в связи с лишением родителей родительских прав, соблюдается право на семейное благополучие, так как родители лишены только прав, а обязанности содержать своего ребенка, уплачивать алименты за ними сохранились. Включение права на содержание в группу прав на защиту от античеловеческого содержания тоже вызывает некоторое недоумение. Представляется, что содержание родителями ребенка на уровне, который сложно признать достойным, будет соответствовать указанному праву ребенка.
Несколько иную классификацию прав ребенка предлагает Н.В. Комбаров. «Отталкиваясь» от сложившейся в российском праве классификации прав человека, автор предлагает выделить следующие группы прав ребенка:
Личные права ребенка, включая следующие права: на жизнь; на охрану чести и достоинства личности; на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений; на свободу мысли, слова, свободный доступ к информации; на свободу совести и вероисповедания; свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; семейные права: право на жизнь и воспитание в семье, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов и уважения его человеческого достоинства, право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, право на имя, отчество и фамилию;
Политические права и свободы, включая права: на объединение; собираться мирно, без оружия, проводить митинги, собрания;
Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка, включая права: на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности; частной собственности ребенка; на жилище; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на социальное обеспечение; на труд; на образование; на участие в культурной и творческой жизни общества .
Представляется, что данная классификация прав ребенка является слишком обширной и недостаточно учитывающей специфические права ребенка. С одной стороны, в приведенной классификации содержатся все права человека и гражданина, предусмотренные Конституцией РФ, которая не ставит наличие этих прав в зависимость от возраста человека и гражданина, следовательно, предоставляет эти права любому и каждому. С другой стороны, включая в [8] классификацию права ребенка в семье, автор не выделяет их специфики, дублирует право на охрану чести и достоинства правом на уважение человеческого достоинства в семье, не учитывая детей, которые остались без попечения родителей и находятся в детских воспитательных учреждениях и, таким образом, лишая их права на уважение человеческого достоинства. Так же, как и в первой приведенной классификации, не учтено право ребенка на получение содержания со стороны родителей. Имеется указание только на право социального обеспечения, которое не включает право на содержание со стороны родителей, а содержит право на получение льгот, пособий, материальной поддержки семей со стороны государства.
Полагаем, что в целях наиболее глубокого понимания института прав ребенка в семейном и гражданском праве следует использовать, во-первых, классификацию прав на личные и имущественные права, закрепленную ГК РФ, во-вторых, классификацию прав ребенка, предусмотренную СК РФ, которые нашли отражение в большинстве работ специалистов в области гражданского и семейного права, поскольку для осуществления, охраны и защиты различных прав ребенка требуются различные правовые механизмы[9] [10]. Так, по мнению Е.М. Ворожейкина, «имущественные права ребенка могут осуществляться, как правило, через его представителя» . На наш взгляд, все права несовершеннолетнего с момента рождения могут осуществляться только через представителя, который является субъектом, исполняющим обязанности по реализации прав ребенка, который выступает в качестве потребителя предоставляемых ему благ.
В семейном и гражданском праве права несовершеннолетних
подразделяются на личные неимущественные и имущественные. Данный порядок прав обусловлен расположением норм о правах ребенка в СК РФ (ст. 54 - 59 СК РФ - личные неимущественные права ребенка, ст. 60 СК РФ - имущественные права ребенка). Необходимо отметить, что в ст. 2 ГК РФ перечисление этих прав происходит в обратном порядке. На наш взгляд, такое положение вещей никоим образом не говорит о степени значимости тех или иных прав или о необходимости выделения семейного права в самостоятельную отрасль права как имеющую собственный, отличный от иных предмет правового регулирования. В подтверждение такой позиции следует напомнить позицию О.С. Иоффе, который решительно возражал против трактовки соотношения личных и имущественных отношений как зависимости или подчинения, говоря только об их сочетании .
Личные неимущественные права носят личный характер, принадлежат субъекту от рождения и/или являются неотчуждаемыми, за исключением случаев, когда законом предусмотрена защита личных неимущественных прав лица после его смерти (ст. 150 ГК РФ), например защита чести, достоинства, деловой репутации гражданина после его смерти (ст. 152 ГК РФ). В этом плане большой интерес вызывает вопрос о том, чьи права подлежат защите в соответствии со ст. 1521 ГК РФ, устанавливающей, что после смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия пережившего супруга или детей, а при их отсутствии - с согласия родителей умершего гражданина. Значит ли данная норма, что переживший супруг, дети или родители защищают свое право на дачу согласия для использования изображения умершего члена семьи, или названные лица защищают права умершего?
На наш взгляд, в этом случае идет речь о праве родственников умершего давать согласие на использование изображения умершего гражданина с целью защиты памяти этого гражданина, а не о защите прав умершего, так как в соответствии со ст. 17 ГК РФ способность иметь права и нести обязанности прекращается со смертью гражданина, следовательно, у умершего нет прав, и их защита невозможна. Личные неимущественные права лишены экономического содержания, то есть не могут быть оценены[11] [12] и выполняют роль правового средства обеспечения личной (индивидуальной) сферы гражданина от
постороннего вмешательства . Е.А. Флейшиц характеризовала личные права как непосредственно выражающие и охраняющие интересы личности как носителя индивидуальных черт, способностей, стремлений человека[13] [14]. Л.О. Красавчикова среди личных неимущественных прав выделяет личные неимущественные права, обеспечивающие социальное существование гражданина, в том числе право на имя (фамилию, отчество), право на честь, достоинство и деловую репутацию, право на частную (личную) жизнь, право на свободу передвижения[15] [16] [17].
На наш взгляд, именно такое определение - как права, обеспечивающие социальное существование гражданина, подходит для общей классификации личных неимущественных прав ребенка. По мнению А.М. Нечаевой, личные права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право выражать свое мнение, право на имя, отчество и фамилию - относятся к числу собирательных, имеющих разное содержание, преследующих неодинаковые цели . В свою очередь, Л.О. Красавчикова, определяющая эти права как обеспечивающие социальное существование гражданина, объединяет все личные неимущественные права ребенка в единое целое, так как все они отображают нахождение ребенка в социальной среде, проявление его как индивида.
Перечень личных неимущественных прав ребенка, предложенный А.М. Нечаевой, является полным и исчерпывающим. Ее позицию разделяют и другие известные ученые - Л.М. Пчелинцева, Л.Ю. Грудцына , Ю.Ф. Беспалов и др. При этом Ю.Ф. Беспалов также классифицирует личные неимущественные права, разделяя их по назначению на права: индивидуализирующие ребенка;
обеспечивающие благополучное развитие ребенка; определяющие ребенка как
самостоятельного субъекта семейных прав; обеспечивающие защиту и
80
представительство ребенка .
В свою очередь, некоторые авторы включают в систему прав ребенка такие его права, которые не подлежат правовой регламентации. Например, И.Г. Король выделяет любовь детей к родителям, привязанность, доверие, уважение к
о 1
родителям , хотя бесспорно, что названные категории правами не являются, так как под правом понимается мера возможного, дозволенного поведения лица и ограничено право может быть правами других лиц. Так, не представляется возможным определить меру поведения, которая может восприниматься как любовь.
Равным образом невозможно провести четкую грань между любовью к родителям, привязанностью или уважением к ним, выделенные автором как отдельные субъективные права. Право на уважение к родителям вообще порождает возможность не пользоваться своим правом и не уважать родителей, что с моральной точки зрения недопустимо, а если данные права не урегулированы правом, то они лежат в области нравственных норм. В связи с этим считаем выделение прав, не предусмотренных нормами права и лежащих вне поля правового регулирования, нецелесообразным.
При анализе прав ребенка следует упомянуть и право на образование, заключающееся в возможности получения дошкольного, основного общего образования, и обязанность родителей по обеспечению получения детьми основного общего образования, закрепленные в ст. 43 Конституции России. Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, являются предметом регулирования Закона об образовании[18] [19] [20]. Одной из основных задач указанного Закона является обеспечение
и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками, так же, как и право на воспитание и проживание в семье, носит преимущественно морально-этический и нравственный характер. Известно, что связь поколений, передача опыта от старших членов семьи к младшим влияет на социализацию и становление личности ребенка. Однако принудить ребенка общаться с родителями, дедушками, бабушками, братьями, сестрами, с которыми не были установлены или были разорваны соответствующие семейные связи, не может никто. По нашему мнению, общение с ребенком, например, отдельно проживающего родителя, без желания ребенка ведет к нарушению его прав, однако регламентация данного права в нормах действующего семейного законодательства носит, по нашему мнению, незаверешнный характер. Нарушение права ребенка на общение может выразиться в двух ситуациях.
Во-первых, когда один из родителей не общается с ребенком. В данном случае говорить о защите права ребенка на общение сложно, обязать родителя ребенка общаться с ребенком практически невозможно, нежелание может породить негативное отношение родителя к ребенку, что может отрицательно сказаться на физическом и психическом здоровье ребенка, то есть не будет отвечать его интересам. Самоустранение родителя от общения с ребенком может стать одним из поводов для лишения родителя родительских прав, но и в этом случае не произойдет защиты права ребенка на общение, так как родитель будет лишен не только прав (в том числе и права на общение с ребенком), но и обязанностей (обязанности по общению), за исключением обязанности по выплате алиментов на ребенка, поэтому права ребенка на общение с этим родителем не получат реализации.
Так, например, Тимирязевский районный суд города Москвы, рассмотрев дело по иску С.О.В. к С.А.Г. о лишении родительских прав, установил, что до подачи иска ответчик длительное время не общался с ребенком, не интересовался его жизнью и здоровьем, процессом обучения, что является уклонением от
выполнения родительских обязанностей и одним из оснований лишения родителя родительских прав. Предложение суда наладить контакт с ребенком осталось безуспешным, ребенок отказывался общаться с отцом ввиду отсутствия к нему чувств. Суд пришел к мнению, что такое отношение ребенка к отцу вызвано его самоустранением от осуществления родительских прав и обязанностей .
Другой вид нарушений возникает в тех ситуациях, когда ребенок принуждается к общению с родителем. В этом случае, по нашему мнению, имеет место осуществление родителем своего права на общение с ребенком в противоречии с интересами ребенка (ст. 65 СК РФ), то есть недобросовестное осуществление родительских прав или даже злоупотребление ими (ст. 10 ГК РФ).
Порядок общения ребенка с отдельно проживающим родителем может быть установлен соглашением родителей о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим родителем (ст. 66 СК РФ). Заключение такого соглашения, а тем более его исполнение против воли ребенка нарушает права ребенка на выражение мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка (ст. 57 СК РФ).
Право ребенка на выражение своего мнения заключается в возможности ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы, и учета взглядов ребенка при принятии решения по такому вопросу. Учет мнения ребенка должен производиться в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. 12 Конвенции о правах ребенка). Мнение ребенка можно представлять как согласие или несогласие ребенка на определенные действия со стороны родителей, государственных органов, органов местного самоуправления. Учет мнения ребенка может повлиять на принятие решения. Таким образом, такое согласие ребенка может привести к возникновению, изменению или прекращению прав ребенка. Следовательно, это согласие в ряде случаев является сделкой (по аналогии с согласием на обнародование и использование
Дело № 2-230/15 // Архив Тимирязевского районного суда города Москвы.
изображения гражданина ). Именно как сделку необходимо рассматривать согласие ребенка на установление того или иного графика общения отдельно проживающего родителя с ребенком.
Таким образом, право ребенка на общение регулируется нормами морали и защищается с помощью норм гражданского законодательства. Право ребенка на выражение мнения, когда это мнение приводит к возникновению, изменению или прекращению прав, регулируется гражданским законодательством.
Право ребенка на имя установлено гражданским законодательством (ст. 19 ГК РФ) и включает в себя право на фамилию, имя и отчество, под которыми ребенок (гражданин) приобретает и осуществляет права и обязанности. Семейное законодательство регулирует порядок присвоения имени (ст. 58 СК РФ), нормы о присвоении имени ребенку также содержатся в законе об актах гражданского состояния (ст. 18, 19, 19.1)[21] [22].
Имя ребенку дается родителями. Имя найденному (подкинутому) ребенку, ребенку, которого оставила мать, не предъявившая документов, в медицинском учреждении дается органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, медицинской организацией, воспитательной организацией, организацией социальной защиты населения, в которую помещен ребенок. Говорить о том, что право на имя связано с лично-доверительными отношениями между субъектами правоотношений, нельзя. Если у ребенка есть родители, то одновременно с правом ребенка на имя его родители приобретают право дать имя своему ребенку. При отсутствии у ребенка родителей имя дается чужими для ребенка людьми, которые в дальнейшем могут не иметь никаких прав и обязанностей в отношении этого ребенка и не нести никакой ответственности за него.
Таким образом, право ребенка на имя не обладает спецификой, отличающей правоотношения, складывающиеся при присвоении ребенку имени, от гражданских правоотношений.
Право ребенка на защиту является комплексным правом, включающим в себя как материальные, так и процессуальные аспекты.
С одной стороны, право ребенка на защиту выражается в представлении родителями интересов ребенка в любых правоотношениях тогда, когда ребенок в силу своего возраста и объема дееспособности не может самостоятельно реализовывать свои права, а родители, исполняя свои обязанности, помогают ребенку использовать права, тем самым защищая его от возможных негативных последствий в результате неиспользования права.
С другой стороны, при непосредственном нарушении прав ребенка родители, опекуны, попечители, приемные родители, орган опеки и попечительства, прокурор обязаны, а сам ребенок может обращаться в компетентные органы за защитой прав.
На наш взгляд, обе стороны данного права урегулированы нормами гражданского и гражданского процессуального права. Так, перечисление законных представителей ребенка содержится в ст. 20 ГК РФ, а ст. 182 ГК РФ указывает на создание правовых последствий сделкой, совершенной представителем в силу полномочия, основанного на указании закона. В соответствии с ч. 4 ст. 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны. Право на самостоятельное обращение ребенка в суд по достижении возраста четырнадцати лет по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений, предусмотрено ч. 3 ст. 37 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которые в силу возраста не могут самостоятельно обратиться в суд, а также в защиту семьи, материнства, отцовства и детства.
Органы опеки и попечительства могут обратиться с заявлением в суд в защиту прав несовершеннолетнего независимо от его просьбы или просьбы его законного представителя (ч. 1 ст. 46 ГПК РФ).
Таким образом, право ребенка на защиту находит полное отражение в нормах гражданского и гражданского процессуального законодательства и полностью соответствует регулированию в семейном законодательстве.
Проанализировав личные неимущественные права ребенка, мы приходим к выводу, что часть этих прав регулируется не правовыми нормами, а нормами морали и нравственности, свое закрепление эти права нашли в нормах конституционного права. Другие личные неимущественные права урегулированы нормами гражданского законодательства и/или подлежат защите с помощью норм гражданского, уголовного, административного законодательства. Эти права не обладают спецификой, требующей их выделения в отдельную отрасль права.
Вторая большая группа прав ребенка - это имущественные права, которые предоставляют ребенку возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения его материальных и духовных потребностей[23].
К имущественным правам ребенка относится право на получение содержания со стороны своих родителей, право на получение алиментов от родителей в случае непредставления содержания со стороны родителей, право на получение алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, дедушки и бабушки в случае невозможности получения содержания от своих родителей, если указанные братья, сестры, дедушки и бабушки обладают необходимыми средствами (ст. 80, 93, 94 СК РФ). На наш взгляд, право на получение содержания шире, чем право на получение алиментов, так как содержание - это предоставление и расходование денежных средств для обеспечения ребенку необходимого достойного уровня жизни, удовлетворение всех его потребностей, включая расходы на питание, одежду, образование, обеспечение жилым помещением и пользование жилищно-коммунальными услугами, отдых и досуг, развитие, а также иные расходы, которые родители считают необходимыми для своего ребенка. Содержание предоставляется ребенку добровольно и в размере, не установленном законом. В каждом конкретном
случае родитель сам определяет необходимый и достаточный уровень предоставления содержания каждому из своих детей, который не определяется в долях к доходу родителей. Алименты - это денежные средства, выплачиваемые на содержание ребенка в размере и порядке, определяемым судебным приказом, решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Таким образом, алименты выплачиваются на основании исполнительных документов. Судебный приказ и соглашение об уплате алиментов, заключенное в установленной законом форме, то есть нотариально удостоверенное (ст. 100 СК РФ), и нотариально удостоверенная копия соглашения об уплате алиментов являются в соответствии со ст. 12 Закона об исполнительном производстве[24] исполнительными документами. На основании судебного решения о взыскании алиментов судом общей юрисдикции выдается исполнительный лист, который также является исполнительным документом. Говорить о том, что размер алиментов, выплачиваемых в силу судебного акта, будет полностью соответствовать потребностям ребенка, нельзя, так как добровольное содержание удовлетворяет сегодняшние настоящие потребности ребенка и гибко реагирует на изменение потребностей ребенка, будь они чрезвычайными или закономерными, а алименты всегда зависят от размера, установленного в судебном постановлении или соглашении и своевременно реагировать на изменение потребностей в размере содержания не могут.
При взыскании алиментов в долях к заработку и иному доходу алиментоплательщика их размер зависит непосредственно от самого заработка и иного дохода, и в большинстве случаев, за редким исключением, доля этого заработка или дохода меньше, чем половина размера потребностей ребенка, учитывая положение Семейного кодекса РФ, что обязанность содержать ребенка лежит на обоих родителях в равной мере.
Наша точка зрения о соотношении понятий «содержание» и «алименты» находит подтверждение в научной и учебной литературе .
Еще одним имущественным правом ребенка является право собственности ребенка на полученные им доходы. К этим доходам могут относиться стипендия, заработная плата, авторский и исполнительский гонорары, доходы от участия в обществах и товариществах, от занятия предпринимательской деятельностью, проценты по вкладам, сделанным на имя ребенка, и т.д. Спорным является вопрос об отнесении алиментов к доходам ребенка (подробнее об этом в гл. 3 настоящей работы).
Имущественным правом ребенка является право собственности на имущество, полученное им в дар, в порядке наследования, по иным безвозмездным сделкам, приобретенное на средства ребенка. Также к имущественным правам относится право ребенка на владение и пользование имуществом родителей с их согласия.
Анализ имущественных прав ребенка позволяет сделать вывод, что они не обладают спецификой, поэтому могут и должны быть рассмотрены через призму гражданского законодательства.
[1] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (по сост. на 01.01.2017) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
[2] Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (по сост. на 01.01.2017) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
[3] Величкова О.И. О понятии «ребенок» в свете положений Семейного кодекса РФ и Конвенции о правах ребенка // Семейное право на рубеже XX - XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. О.Н. Низамиева. М., 2011. СПС «КонсультантПлюс».
[4] Величкова О.И. Указ. соч.
[5] Савельева Н.М. Указ. соч. С. 48.
[6] См.: Рабинович Н.В. Личные и имущественные отношения в советской семье. Ленинград, 1952. С. 99-152; Рясенцев В.А. Семейное право. М., 1967. С. 135, 158; Маслов В.Ф., Подопригора З.А., Пушкин А.А. Действующее законодательство о браке и семье / под ред. проф. А.А. Пушкина. Харьков, 1972. С. 148-177; Гражданское право Ч. 1 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. СПб., 1996. С. 273-274; Беспалов Ю.Ф. Семейные права ребенка и их защита. Владимир, 2001. С. 33-57.
[7] Бутько О.В. Правовой статус ребенка: Теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 78.
[8]
Комбаров Н.В. Институт прав и свобод ребенка: понятие, содержание, признаки // Ленинградский юридический журнал. 2009. № 4. С. 100-102.
[9]
Носова И.Ю. О понятии и классификации прав ребенка // Конституционное и муниципальное право. 2010. №4. СПС «КонсультантПлюс».
[10] Белякова А.М., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право. М., 1974. С. 41-42.
[11] Иоффе О.С. Указ. соч. С. 183.
[12]
Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление и защита. М., 2000. С. 12-15.
[13]
Гражданское право: в 2т. Том I: учебник / отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 2003. С. 341 (автор главы - А.Е. Шерстобитов).
[14] Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран. М., 1941. С. 9.
[15]
Красавчикова Л.О. Понятие и система личных, не связанных с имущественными прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1994. С. 100-103.
[16] Нечаева А.М. Указ. соч. С. 219.
[17]
Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 271; Грудцына Л.Ю. Словарь-справочник по семейному праву России. М., 2006. С. 139; Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 62.
[18] Беспалов Ю.Ф. Указ. соч. С. 62-63.
[19] Король И.Г. Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской
Федерации: научно-практическое пособие. М., 2013. С. 58.
[20]
[21]
Пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 30.06.2015.
[22]
[23] Левушкин А.Н. Правовое регулирование имущественных отношений в семье по законодательству Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2004. С. 22.
[24]
|