Ранее уже отмечалось, что закрепленное в п. 2 ст. 54 СК РФ право ребенка жить и воспитываться в семье, от осуществления которого в огромной степени зависит благополучие ребенка, его физическое, психическое, духовное развитие, его образование и его будущее, является одним из наиболее важных субъективных прав ребенка. Это право состоит из нескольких правомочий, юридических возможностей, а именно права: 1) знать своих родителей; 2) жить и воспитываться в своей семье; 3) проживать совместно с родителями. Под семьей ребенка необходимо понимать не только семью, состоящую из родителей и ребенка, но и любую другую семью, в которой растет ребенок. Это может быть семья усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатная семья, семья фактических воспитателей, в качестве которых могут выступать близкие ребенку лица - дедушки, бабушки, тети, дяди, братья, сестры и др. Важнейшим элементом в правомочии воспитываться в своей семье является приоритет семейного воспитания ребенка и защита ребенка от психологических травм, возникающих из-за смены привычной для него среды.
Обязанность родителей по заботе и воспитанию ребенка является конституционной обязанностью. В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции России забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. На наш взгляд, право ребенка жить и воспитываться в семье имеет две стороны. Во- первых, это содержательная часть, воспитание, которое нормами права урегулировано быть не может, поскольку нормы права содержат лишь границы, за которые не могут выходить лица, осуществляющие воспитание ребенка. В соответствии со ст. 65 СК РФ способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Все указанные категории являются оценочными, и понятие «воспитание» в СК РФ не определено. По словарю С.И. Ожегова, «воспитание - навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Воспитать - вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения» . В то же время родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ). Под нравственным воспитанием понимается воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшим регулятором повседневной жизни и
133
деятельности .
На практике достаточно сложно провести грань между исполнением родителями своей обязанности по воспитанию ребенка, развитию в нем указанных в законе начал, с одной стороны, и, с другой - правом ребенка на отсутствие в приемах и способах его воспитания пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения. Наказание, которое родитель в целях воспитания применяет к ребенку, может быть расценено ребенком как унижающее его человеческое достоинство. Данное право ребенка и соответствующие обязанности родителей относятся к сфере морально-этических, нравственных норм, жизненных правил и устоев, и только в случае нарушения прав ребенка можно говорить о регулировании этих отношений правом. При этом нормы, защищающие ребенка от ненадлежащих способов воспитания, закреплены не в семейном праве: от жестокого и грубого отношения, эксплуатации ребенка [1] [2] защищают нормы двух других отраслей - уголовного и административного права (ст. 110-112, 115-117, 127.2, 156 УК РФ[3], ст. 5.35 КоАП РФ[4]).
Право ребенка жить и воспитываться в семье имеет внешнюю оболочку, регламентируемую нормами гражданского права. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Таким образом, в данной норме определение места жительства ребенка связывается с местом жительства исключительно его законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Фактически воспитатели ребенка в данной статье не упоминаются, поскольку они не являются законными представителями ребенка, на них не возлагаются обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, и у них нет полномочий на представление и защиту прав ребенка, оставшегося без попечения родителей и находящегося у них на воспитании. В связи с вышеотмеченным полагаем, что фактических воспитателей необходимо устранить и из числа субъектов алиментных отношений, чтобы не порождать правовых коллизий и нарушений прав ребенка.
Например, в соответствии со ст. 96 СК РФ, фактические воспитатели, которые осуществляли фактическое воспитание и содержание ребенка, имеют право требовать от совершеннолетних трудоспособных воспитанников алименты, если у них нет возможности взыскать алименты со своих совершеннолетних трудоспособных детей или супругов (бывших супругов), но суд может освободить воспитанников от уплаты алиментов фактическим воспитателям, если они содержали и воспитывали ребенка менее пяти лет, а также если они содержали и воспитывали воспитанника ненадлежащим образом. У фактических воспитателей не было обязанности воспитывать и содержать воспитанника, их деятельность по воспитанию и содержанию воспитанника можно рассматривать как проявленную ими доброту и великодушие, которые основывались ни на законе, ни на решении суда, а только на их духовных и нравственных качествах и отношении к ребенку и (или) к его отсутствующим родителям. Полагаем, что расходы, понесенные фактическими воспитателями в связи с воспитанием и содержанием ребенка, следует взыскивать не с ребенка, а с тех лиц, которые уклонялись от возложенной на них законом обязанности по воспитанию и содержанию ребенка.
Таким образом, считаем, что право ребенка жить и воспитываться в семье, закрепленное в Конституции России, регулируется морально-этическими и нравственными нормами и нормами гражданского законодательства и подлежит защите с помощью норм Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Однако право жить и воспитываться в семье тех детей, которые по тем или иным причинам остались без родительского попечения, неразрывно связано с институтом усыновления (удочерения) детей, закрепленным в гл. 19 СК РФ, в которой устанавливается приоритетное право российских граждан на усыновление детей - граждан России. Данный законодательный подход получил неожиданное продолжение в двух Федеральных законах - «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениях основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2012 г. №272-ФЗ[5] и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 2 июля 2013 г. №167-ФЗ[6].
[1]
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://ozhegov.info/slovar/9ex=Y&q=BQCnMTAHME. ЬИр://о2ЬецоулпГо/з1оуаг/9д=воспитать.
[2]
Распоряжение префекта ЮВАО г. Москвы от 27 декабря 2007 г. № 2764 «Об окружной целевой программе «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи в ЮгоВосточном административном округе города Москвы» на 2008-2010 гг. // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (по сост. на 31.12.2016) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
[4]
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (по сост. на 28.01.2017) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1.
[5] Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (по сост. на 03.06.2015) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7597.
[6]
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3459.
|