Воскресенье, 24.11.2024, 17:52
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ПУТЕВОДИТЕЛИ » Путеводитель по договорной работе

Коллективные переговоры по заключению коллективного договора, соглашения

При разработке и утверждении коллективного договора и соглашения необходимо определиться по вопросу о полномочных представителях работников и работодателей.

Представители работодателя. К оформлению полномочий представителей сторон при ведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения необходимо относиться внимательно, в противном случае они могут быть признаны недействительным (ч. 3 ст. 50 ТК РФ). На локальном уровне интересы работодателя представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ст. 33 ТК РФ). Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иных лиц в соответствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ (ст. 40 ТК РФ). Это может быть доверенность, выданная работодателю обособленного подразделения, распоряжение или другой внутренний документ. При разработке проекта соглашения и его заключению интересы работодателей представляют объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав такого объединения работодателей отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей[1].

В отдельных случаях представителями работодателей – организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, при проведении коллективных переговоров, заключении соглашения являются соответствующие органы.

Представители работников. По логике ТК РФ для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган, формирование которого осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган.

Особая роль в сфере представления интересов работников при проведении процедуры заключения коллективного договора принадлежит первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, которая по решению своего выборного органа имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. Если такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями (ч. 4 ст. 37 ТК РФ).

При этом представлять интересы работников при проведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора в обособленном структурном подразделении организации наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с ч. 2–5 ст. 37 ТК РФ.

При заключении соглашения на уровне РФ право на ведение коллективных переговоров предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому их них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с участием представляемых ими членов профсоюза. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов) (ч. 6 ст. 37 ТК РФ).

Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора и соглашения от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями (ч. 3 ст. 36 ТК РФ).

Право на ведение коллективных переговоров закреплено в актах Международной организации труда: Конвенции № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.)[2], Конвенции № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.)[3], Рекомендации № 91 «О коллективных договорах» (1951 г.)[4], Рекомендации № 163 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.)[5]. Коллективные переговоры проводятся по вопросам подготовки, заключения, изменения коллективного договора, соглашения. Инициатором проведения переговоров могут выступить как представители работников, так и представители работодателей.

Порядок ведения переговоров. Переговоры инициируются путем составления письменного уведомления об их начале. Определенных требований, предъявляемых к такому уведомлению, ТК РФ не содержит, оно составляется в произвольной форме. В уведомлении целесообразно предложить конкретную дату начала переговоров, место их проведения, состав комиссии по их ведению (от своей стороны).

Сторона, выступившая с инициативой, может разработать свой проект заключаемого акта до начала переговоров и представить его на обсуждение. Сторона, получившая уведомление, должна в семидневный срок вступить в переговоры, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Стороне, выступившей с инициативой проведения коллективных переговоров, рекомендуется зафиксировать день получения другой стороной письменного уведомления для того, чтобы определить, когда заканчивается семидневный срок, установленный законодателем, и начинается спор об уклонении от коллективных переговоров. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа. (ч. 2 ст. 36 ТК РФ). Именно с данного дня начинается течь срок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора – до трех месяцев (ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 40 ТК РФ). За неисполнение данной обязанности предусмотрена ответственность (ст. 54 ТК РФ; ст. 5.28 КоАП РФ (за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения; ст. 5.30 КоАП РФ (необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения)).

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенный правом выступать с инициативой проведения коллективных переговоров, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. За первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в составе единого представительного органа.

Порядок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора. В ходе проведения коллективных переговоров стороны на паритетной основе создают комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений, которые определяют порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения (ст. 35 ТК РФ). Комиссия голосует и принимает решение в соответствии с принятым на ее заседании регламентом. Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами: сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров (ч. 9 ст. 37 ТК РФ). Сторонам – участникам коллективных переговоров предоставляется также полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора (ст. 41 ТК РФ). Самое главное правило, которое должно при этом соблюдаться, заключается в том, что условия коллективного договора не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; в противном случае указанные условия могут быть признаны недействительными и не будут подлежать применению (ч. 3 ст. 50 ТК РФ). Сторонам предоставлено право самостоятельно принимать решение об утверждении согласованного варианта коллективного договора. Законодатель определил только отдельные процедурные моменты: максимальный срок ведения коллективных переговоров (три месяца со дня начала данных переговоров – ч. 2 ст. 40 ТК РФ), сроки предоставления сторонами имеющейся у них информации, необходимой для ведения переговоров (не позднее двух недель – ч. 7 ст. 37 ТК РФ). При этом ТК РФ не устанавливает перечня сведений, которые могут быть необходимы сторонам для ведения коллективных переговоров.

По истечении установленного законом срока ведения коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. В нем желательно отразить существо разногласий, конкретные позиции и предложения сторон. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного договора производится в порядке, установленном ТК РФ (ст. 38 ч. 2 ст. 40, гл. 61 ТК РФ). Момент подписания протокола разногласий можно считать стадией окончания коллективных переговоров.

После подписания в течение семи календарных дней коллективный договор подлежит уведомительной регистрации в Федеральной службе по труду и занятости[6]. При осуществлении регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, в также в соответствующую государственную инспекцию труда. Вступление в силу коллективного договора не зависит от факта его уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ).

Коллективный договор должен содержать информацию о сроке его действия (максимальный срок – до трех лет). Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном в нем самом (ст. 44 ТК РФ). Стороны могут продлевать действие коллективного договора неограниченное число раз на срок не более трех лет.

Участники переговоров пользуются определенными правами и несут установленные ТК РФ обязанности (ч. 7 и 8 ст. 37 ТК РФ). Участники переговоров (представители сторон и лица, привлеченные в качестве специалистов, экспертов, посредников) несут ответственность за разглашение сведений, относящихся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). При предоставлении таких сведений необходимо предупредить участников переговоров (в письменной форме), что данные сведения охраняются законом.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения регламентируется ст. 47 ТК РФ. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. По сравнению с Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2490‑1 «О коллективных договорах и соглашениях»[7] (утратил силу), ст. 47 содержит положение, касающееся заключения и изменения соглашений, требующих бюджетного финансирования. Они составляются до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться до внесения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную думу Федерального собрания РФ. Региональные и территориальные соглашения должны заключаться до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это в определенной степени гарантирует выполнение мероприятий, предусмотренных в соглашениях, и исключает остаточный принцип их финансирования.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами (гл. 61 ТК РФ).

В соответствии со ст. 48 ТК РФ стороны, заключающие соглашение, самостоятельно определяют момент вступления его в силу (либо со дня его подписания, либо со дня, установленного соглашением) и срок его действия. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в данной отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению, не представили в федеральный орган исполнительной власти мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений. Согласно приказа Минтруда России от 12 ноября 2015 г. № 860н[8], Федеральная служба по труду и занятости в течение трех рабочих дней после уведомительной регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Министерство труда и социальной защиты РФ для размещения в течение 5 рабочих дней (со дня получения) на официальном сайте Министерства в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» и направления для опубликования в журналах «Охрана и экономика труда», «Бизнес России» и газете «Солидарность». После размещения текста соглашения и сведений о его уведомительной регистрации на сайте Министерства в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» стороны соглашения вправе предложить Министру труда и социальной защиты РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Данное предложение направляется Министерством труда и социальной защиты населения РФ для опубликования в «Российскую газету» и для размещения на сайте Министерства в сети «Интернет». Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

При внесении изменений и дополнений в соглашение (ст. 49 ТК РФ) следует руководствоваться нормами ст. 47 ТК РФ, в которой предусмотрен этот порядок. Следует обратить внимание на тот факт, что самим соглашением может быть установлен порядок внесения в него изменений и дополнений.

В течение срока действия соглашения ни одна сторона не может в одностороннем порядке вносить изменения, дополнения в соглашение или прекратить выполнение взятых на себя обязательств в соответствии с соглашением.

Регистрация договоров и соглашений носит уведомительный характер и вступление в силу соглашения от нее не зависит. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таким органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)[9]. Региональные и территориальные соглашения регистрируются органами исполнительной власти субъектов РФ либо органами местного самоуправления (в случае наделения их такими полномочиями законами субъектов РФ).

Изменения, дополнения, вносимые в соглашения, также подлежат уведомительной регистрации. Порядок внесения указанных изменений и дополнений установлен ТК РФ, но может быть определен самим соглашением (ст. 49 ТК РФ).

Для лиц, участвующих в коллективных переговорах по подготовке проекта коллективного договора, соглашении предусмотрены следующие гарантии:

1. Освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка. Средний заработок исчисляется в соответствии со ст. 139 ТК РФ. Срок, на который они освобождаются от основного места работы, определяется сторонами, но не может превышать трех месяцев.

2. Затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в полном объеме в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. При этом оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной (по общему правилу).

3. Представители работников в период ведения коллективных переговоров не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

 

[1] О направлении рекомендаций (вместе с «Рекомендациями Федеральной службы по труду и занятости по вопросу определения полномочности представителей работодателей при заключении соглашений». «Рекомендациями Федеральной службы по труду и занятости по вопросу соблюдения трудового законодательства при увольнении работников в связи с ликвидацией организации», утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол № 3 от 15.07.2014): письмо Роструда от 31 июля 2014 г. № 154‑3‑6// Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[2] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. – М., 1960. – С. 292–297.

[3] Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 51. – Ст. 7450.

[4] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 – 1956. Т. I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 1042–1044.

[5] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 – 1956. Т. I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 1039–1040.

[6] Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости: постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324.

[7] Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 17. – Ст. 890.

[8] Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению: приказ Минтруда России от 12 апреля 2015 г. № 869н// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2016. – № 4.

[9] Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости: постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324.

Категория: Путеводитель по договорной работе | Добавил: medline-rus (27.11.2017)
Просмотров: 458 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%