Четверг, 28.11.2024, 09:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » БУХГАЛТЕРАМ И ЮРИСТАМ » Бухгалтерская пресса

Федорова Е.А., Ермолов А.В. Анализ современных тенденций в аутсорсинге бухгалтерского учета

Предмет. Предметом исследования является организация аутсорсинга бухгалтерского учета в современных условиях развития информационно-коммуникационных технологий.

Цели. Анализ зарубежных и отечественных компаний, работающих на рынке аутсорсинга бухгалтерского учета, изучение новых условий и тенденций для оказания таких услуг. Изучение изменений в законодательстве, которые могут оказывать влияние на отрасль бухгалтерского учета и аутсорсинга. В рамках исследования провести анализ компаний, оказывающих услуги аутсорсинга бухгалтерского учета, выделить основные типы поставщиков этих услуг, провести анализ их клиентов.

Методология. Основой исследования является анализ открытых источников информации: веб-сайтов компаний, данных годовых отчетов, публикаций в отраслевых и научных изданиях. Осуществлен контент-анализ данных ряда отраслевых исследований, рейтингов компаний, работающих на рынке аутсорсинга учетных функций и консалтинга.

Результаты. Проведен анализ лидеров рынка аутсорсинга бухгалтерского учета США, Европы, Новой Зеландии: основные показатели деятельности, финансовые результаты, методы и средства завоевания и удержания лидерских позиций. Анализ отечественных компаний проведен на основании ренкингов и независимых исследований рынка. Выявлены факторы, которые оказывают влияние на отрасль аутсорсинга бухгалтерского учета: законодательные инициативы, развитие Интернета, программное обеспечение для оказания услуг аутсорсинга бухгалтерского учета.

Выводы. Сделаны выводы о причинах появления новых игроков на рынке бухгалтерского аутсорсинга, их подходах к оказанию услуг. Намечены основные пути повышения эффективности бухгалтерского бизнеса за счет более глубокого использования современных информационно-коммуникационных технологий и изменений законодательства РФ.

По данным Федеральной налоговой службы <2>, на конец 2015 г. в России зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также более 4 млн юридических лиц. Более половины из них отчитываются в контролирующие органы, следовательно, осуществляют хозяйственную деятельность.

--------------------------------

<2> Статистика по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц. Формы 1-ЮР, 1-ИП за 2015 г. ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/.

Всего в России микробизнесы (компании с менее чем 15 сотрудниками и выручкой менее 60 млн руб. в год) создают до половины рабочих мест в экономике <3>. Отличительной особенностью микробизнесов является высокая вероятность прекращения деятельности в первые годы работы таких предприятий. В связи с взрослением предприятия и увеличением его масштаба вероятность ошибки несколько снижается.

--------------------------------

<3> Малый и средний бизнес России в 2010 г.: Стат. сборник. Т. 1. Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/a94b9b804d57047cb2acf2bafc3a6fce.

Причинами низкой доходности или даже убыточности микробизнеса являются многие факторы, среди которых низкий внутренний спрос, административные барьеры, недостаток бизнес-образования и низкий уровень квалификации, общий дефицит рабочей силы, невозможность или трудность найма хороших сотрудников и сотрудников вообще. При этом речь часто идет о найме не приносящего непосредственную пользу персонала, а обеспечивающих деятельность сотрудников (например, бухгалтера, системного администратора, юриста, маркетолога). Эти услуги не зависят от частоты их использования, но требуют высокой квалификации исполнителя. Они стоят денег и отнимают дефицитные денежные ресурсы на непроизводственные расходы. Можно перефразировать: владельцы открывали небольшой бизнес не для того, чтобы иметь этих специалистов, а чтобы выпускать и продавать продукцию. Как вариант - перепродавать чужую продукцию <4>.

--------------------------------

<4> Рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг Москвы 2005 - 2011 гг. М.: Экспресс-обзор, 2010. URL: http://www.e-o.ru.

Каждому предпринимателю требуются услуги профессионального бухгалтера для ведения бухгалтерии, сдачи налоговой отчетности, расчета заработной платы. Ввиду небольшого объема маржинального дохода таким предприятиям требуются качественные услуги по недорогой цене <5>. Выход есть - передача непрофильных функций на аутсорсинг.

--------------------------------

<5> Федорова Е.А., Шелопаев Ф.М., Ермоленко А.И. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. М.: КноРус, 2010. 366 с.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing (outer-source-using) - использование внешнего источника/ресурса) - передача организацией на основании договора определенных видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области [1 - 3].

Аутсорсинг помогает компании повысить свою эффективность и использовать освободившиеся ресурсы: организационные, финансовые и человеческие - для развития новых направлений или концентрации усилий на основных задачах бизнеса [4].

В Российской Федерации на аутсорсинг чаще всего передают такие функции, как ведение бухгалтерского учета, расчет заработной платы, обслуживание офиса, переводы, транспортные услуги, администрирование компьютерной информационной инфраструктуры, реклама и продвижение в Интернете, обеспечение безопасности.

Бухгалтерский аутсорсинг - один из вариантов бухгалтерского обеспечения функций учета и отчетности на предприятии, за которое несет полную ответственность, в соответствии с законодательством РФ <6>, руководитель предприятия.

--------------------------------

<6> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 04.11.2014).

Аутсорсинговая компания может полностью выполнять все функции бухгалтерии предприятия вплоть до исполнения банковских платежей и выставления первичных документов контрагентам.

По сути, профессиональная фирма продает свои процедуры, свою эффективность и постоянную готовность: "Наймите нас, потому что мы знаем, как это сделать, и сделаем эффективно" [5].

За рубежом активно используется аутсорсинг в бизнес-процессах как способ снижения издержек компаний на обеспечивающие виды деятельности.

По данным Института аутсорсинга <7>, аутсорсинг является развивающимся видом повышения эффективности деятельности предприятий [6], причем наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учета. Статистика, собранная в 1997 г. Американской ассоциацией управления, показала, что уже тогда 20% из числа 600 опрошенных фирм передали на аутсорсинг хотя бы некоторую часть финансовых и бухгалтерских операций, а 80% - часть административных функций.

--------------------------------

<7> Outsourcing Institute. URL: http://www.outsourcing.com.

Рынок аутсорсинга учетных функций в США составляет 0,35% от ВВП страны, а в России - менее 0,01% [7]. Такое отставание отражает существенный потенциал роста этого направления в нашей стране.

Можно проанализировать примеры наиболее успешных западных компаний, которые специализируются на услугах аутсорсинга, в том числе и бухгалтерского. Материалом для нашего анализа послужат готовые отчеты компаний, их веб-сайты, а также официальные пресс-релизы. Аутсорсинг бухгалтерского учета - это уже сложившийся рынок на Западе со своими лидерами и подходами к оказанию таких услуг. Для понимания тенденций развития бухгалтерского аутсорсинга в России будет полезно использовать опыт ведущих иностранных компаний.

Так, например, одной из успешных европейских компаний, занимающихся аутсорсингом бухгалтерского учета, является фирма DATEV <8> (Германия). За 2014 г. ее оборот составил 844 млн евро, а в компании трудились 6780 сотрудников.

--------------------------------

<8> Веб-сайт компании Datev AG. URL: https://www.datev.de.

DATEV основана в 1966 г. в Нюрнберге ведущими аудиторскими фирмами Германии. Компания представляет собой кооперативную ассоциацию (численность членов - 40 393 чел.) профессиональных бухгалтеров, которые оказывают услуги по расчету и сдаче налоговой отчетности, ведению бухгалтерии и предоставлению юридическо-правовой поддержки бизнеса.

Бизнес-модель построена на принципе гибкости процессов и технологий. Каждый аудитор, бухгалтер и налоговый консультант имеет право на свой собственный подход и показатели эффективности, выбор типа клиентов. Предложение DATEV включает в себя программное обеспечение, методологию оказания услуги и обработки данных. Профессиональный бухгалтер может вступить в ассоциацию и пользоваться методологией и инструментами для ведения своего бизнеса под своим именем (брендом). После сдачи налоговой отчетности сотрудниками дата-центра налоговые отчеты клиентов пересылаются электронным путем обратно в офисы бухгалтеров для передачи клиенту.

Компания DATEV является неоспоримым лидером на рынке Германии по оказанию бухгалтерских услуг малому и среднему бизнесу. По предварительным оценкам, она обслуживает до 80% этого рынка. В настоящий момент компания представлена на зарубежных рынках в Италии, Австрии, Польше, Чехии, Венгрии и Словакии.

Также хорошим примером успешной деятельности на американском рынке является компания ADP <9>, которая входит в список Fortune 500 Companies под номером 251 <10>. Оборот компании в 2014 г. составил 9,9 млрд долл., а численность сотрудников - 51 000 чел.

--------------------------------

<9> Веб-сайт компании ADP. URL: http://www.adp.com.

<10> Fortune 500 Companies. URL: http://fortune.com/fortune500/automatic-data-processing-251.

Компания Automatic Payrolls была основана в 1949 г. для ручного расчета заработной платы, однако с течением времени активно внедряла инновации для автоматизации рутинных операций. Автоматы учета рабочего времени, карточки рабочего дня сотрудников, затем мейнфреймы и компьютерные системы для расчета заработной платы. Компания ADP провела ряд поглощений перспективных фирм из сферы компьютерных технологий в США и Великобритании.

Компания предоставляет услуги предприятиям крупного, среднего и малого бизнеса в области аутсорсинга кадрового учета, бухгалтерии, налоговой отчетности: (малый бизнес - 1 - 49 сотрудников; средний бизнес - 50 - 999 сотрудников; крупный бизнес - 1000 и более сотрудников).

Отличительная особенность компании - это предоставление возможности открытия своего бизнеса по аутсорсингу кадрового учета и ведения бухгалтерии на основе технологий компании. Профессиональный бухгалтер может купить право пользования веб-системой ADP, которая включает в себя все инструменты для ведения подобного бизнеса - ввод и хранение данных клиентов, расчет заработной платы, налогов, пенсионных отчислений, отчислений по социальным льготам, а также инструменты для управления самим бизнесом, такие как ведение реестра клиентов, статуса их активности, процедур отчислений за сами услуги аутсорсинга [8].

В настоящее время компания оказывает услуги в 111 странах по всему миру.

Новым игроком на рынке услуг аутсорсинга является компания XERO <11> из Новой Зеландии, которая была основана в 2006 г. как разработчик облачной бухгалтерии для малого бизнеса. Это программное обеспечение позволяет получать данные о своем бизнесе в любое время, в любом месте и на любом устройстве. Одним из важных преимуществ является тесная интеграция с банковскими счетами, когда данные о денежных средствах поступают в программу в режиме реального времени. Поддерживаются версии для Windows, Mac, планшетов и смартфонов.

--------------------------------

<11> Веб-сайт компании XERO. URL: https://www.xero.com.

На конец 2015 г. более 600 000 подписчиков пользуются этой облачной бухгалтерией. Компания XERO является лидером в данном сегменте в Новой Зеландии, Австралии и Великобритании. В ней работают 1300 сотрудников в 20 офисах по всему миру.

Для бухгалтеров и налоговых консультантов XERO позволяет построить аутсорсинговый бизнес с клиентами на единой онлайновой бухгалтерской платформе. Это новый подход организации работы бухгалтера и клиента, когда они работают с одними и теми же данными, но каждый со своей ролью в системе: клиент делает покупки и продажи, а бухгалтер ведет учет на основе этих данных. На сайте Xero.com потенциальные клиенты могут выбрать себе бухгалтера или налогового консультанта исходя из его профиля, месторасположения и экспертизы.

Другой интересной особенностью XERO является Магазин приложений (Marketplace) сторонних разработчиков, которые могут дополнять базовую функциональность "облачной" бухгалтерии. Например, программы для кассовых аппаратов, сложного расчета зарплаты, интернет-магазинов, аналитических отчетов и т.п.

Португальская компания Acountia <12> уже более 15 лет работает на рынке консалтинговых и бухгалтерских услуг. Начав свою деятельность в Португалии, в настоящее время компания имеет 40 международных офисов, 200 профессионалов и более 3000 корпоративных клиентов.

--------------------------------

<12> Веб-сайт компании Acountia. URL: http://www.acountia.com/en.

Компания разработала уникальные подходы и стандарты к обслуживанию своих клиентов. Бухгалтерский и финансовый учет осуществляется на базе системы Microsoft Dynamics NAV, доступ к которой имеют не только бухгалтеры Acountia, но и клиенты.

Для руководителей компаний-клиентов Acountia разработала специальные формы отчетов, которые помещаются на рабочий стол компьютера клиента в виде Excel-файлов, данные в них поступают из бухгалтерской системы в онлайн-режиме.

Компания Acountia активно развивает франчайзинговое направление, когда профессиональный бухгалтер или аутсорсинговая фирма могут получить бренд, технологии и продвижение от материнской компании [9]. Сначала эта модель получила распространение в португалоговорящих странах (Бразилия), а затем и на других рынках по мере локализации программного обеспечения под бухгалтерские стандарты этих стран.

У компании есть собственная разработка для управления аутсорсинговой компанией, которая включает в себя CRM (управление отношениями с клиентами), управление персоналом бухгалтерской фирмы, систему учета выполненных для клиента работ и выставления счетов клиентам.

Для отказа от предоставления и обработки бумажных документов от клиентов активно используются системы сканирования и распознавания текста, которые упрощают ввод первичных документов клиентов в бухгалтерские системы [10].

Как видно на примере этих компаний, они все сумели выстроить эффективную модель оказания услуг аутсорсинга бухгалтерского учета для своих клиентов.

Необходимым условием создания такой модели является программное обеспечение и методология оказания услуг. Обслуживание тысяч клиентов попросту невозможно без этих двух факторов. В остальном компании развивались по-разному: от объединения профессиональных аудиторов в кооператив (DATEV) для совместного использования мейнфреймов и печатного оборудования до разработки современной онлайн-бухгалтерии (XERO), на базе которой профессиональные бухгалтеры смогли построить свои услуги.

Схема экспансии бизнеса также различается. Если ADP занимается поглощением компаний из смежных отраслей и открытием своих собственных офисов в других странах, то Acountia выбрала модель франчайзинга, когда местным бизнесам предлагается купить торговую марку и технологию работы, оставаясь при этом независимыми предпринимателями.

Бухгалтерские компании России не являются членами какой-либо ассоциации, которая ведет учет и анализ их показателей. Наиболее полным источником информации по бухгалтерскому рынку является ренкинг журнала "Эксперт" <13>, который является добровольным и содержит информацию по самым большим компаниям отрасли. Так, согласно данным за 2014 г., произошло замедление роста их суммарных доходов (рис. 1).

--------------------------------

<13> Ренкинг крупнейших компаний в области аутсорсинга учетных функций по итогам 2014 г. // Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА). URL: http://www.raexpert.ru/ratings/outsourcing/2014.

Структура выручки участников ренкинга по итогам 2014 г., %

 

Рисунок 1

Источник: составлено авторами по данным Рейтингового агентства RAEX. URL: http://www.raexpert.ru/ratings/outsourcing/2014.

Анализируя данные рис. 1, отметим, что количество компаний, предоставляющих услуги бухгалтерского учета, постепенно растет.

Необходимо подчеркнуть, что компании, планирующие передать свою бухгалтерию на аутсорсинг, прибегают к помощи не только фирм-аутсорсеров, но и частных бухгалтеров, пытаясь сэкономить свои расходы.

Услугами частных бухгалтеров пользуются в основном индивидуальные предприниматели и маленькие компании.

Количество частных бухгалтеров, работающих "на дому", оценить трудно из-за отсутствия информации.

Согласно мнению некоторых специалистов <14>, их доля в стоимостном отношении на рынке аутсорсинга бухгалтерских услуг составляет около 50%.

--------------------------------

<14> Рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг Москвы 2005 - 2011 гг. // Компания "Экспресс-обзор", 2010. URL: http://www.e-o.ru.

По данным других исследований <15>, в России насчитывается около 8 тыс. компаний, занимающихся аутсорсингом бухгалтерского учета. Аналитики оценивают, что услугами аутсорсинга в России пользуются 300 - 400 тыс. предпринимателей.

--------------------------------

<15> Данные глубинных интервью с директорами аутсорсинговых компаний, с аутсорсерами-фрилансерами и с клиентами аутсорсеров // Компания СБК Контур, 2012. URL: http://www.e-xecutive.ru/finance/business/1786467-shtatnyi-buhgalter-brat-ili-ne-brat.

Рынок услуг аутсорсинга - не консолидированный. Почти в каждом регионе есть своя крупная компания, которая хорошо знакома местным предпринимателям, но не выходит за пределы своего города или области. Аутсорсинговые компании, входящие в десятку лидеров рынка, занимают от 4 до 0,5% от общей емкости.

Самая крупная обслуживающая бухгалтерия в базе системы отчетности через Интернет - "Контур-Экстерн" - работает с чуть более 1 тыс. клиентов, обслуживающая бухгалтерия "Главучет" (принадлежит компании "Мое дело") также обслуживает около 1000 клиентов. Лидер рейтинга "Эксперта" компания Интеркомп имеет около 700 клиентов. Распределение компаний по типам бухгалтерий представлено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение компаний по типам бухгалтерий

Сегмент

Клиенты

Аутсорсеры

Официальный аутсорсинг

320 000

8000

"Серый" аутсорсинг

500 000

100 000

Новые бизнесы

25 000

-

Штатная бухгалтерия

600 000

-

Итого...

1 445 000

108 000

Источник: подготовлено авторами по данным исследования СКБ Контур. URL: http://www.e-xecutive.ru/finance/business/1786467-shtatnyi-buhgalter-brat-ili-ne-brat.

Официальные аутсорсеры ведут различных клиентов как по схеме налогообложения, так и по количеству хозяйственных операций. Как правило, бухгалтеры в компаниях-аутсорсерах специализируются по участкам работ. Например, одни ведут только участок "зарплата и кадры", другие занимаются только клиентами из определенной индустрии [11]. Еще один вариант организации работы - главный бухгалтер отвечает за несколько предприятий в целом, а его помощники выполняют какие-то отдельные задачи.

Встречаются и организации, в которых один бухгалтер ведет предприятия "от и до". Однако в большинстве компаний акцент сделан на взаимозаменяемости сотрудников.

В среднем один бухгалтер обслуживает около 12 клиентов.

Большинство аутсорсеров можно разделить на крупных (выручка от 24 млн руб. в год), средних (выручка 3 - 24 млн руб. в год) и мелких (до 2 млн руб.). Также есть внутрихолдинговые, или "карманные", фирмы, которые обслуживают бухгалтерию группы компаний холдинга. Еще около 100 тыс. профессиональных бухгалтеров занимаются фрилансом и обслуживают около 500 тыс. предприятий. Структура выручки участников ренкинга представлена на рис. 1.

Наряду с приведенными ранее типами аутсорсеров, за последние 3 - 4 года на рынке появились новые игроки, которые пока не оказывают большого влияния на показатели рынка, но существенно меняют конкурентную среду и представляют угрозу "старожилам" рынка. Давайте разберемся, что явилось причинами появления таких компаний и чего можно ожидать от них в дальнейшем.

Развитие Интернета. Согласно исследованию Яндекс <16>, осенью 2014 г. 72,3 млн россиян (62% совершеннолетнего населения страны) пользовались Интернетом не менее одного раза в месяц. За год в стране появилось почти 6 млн новых пользователей. Увеличивается доля мобильного Интернета (68% пользователей). Показатель присутствия организаций в Интернете также вырос с 55 до 59% (наличие веб-сайта у компании).

--------------------------------

<16> Развитие Интернета в регионах России // Yandex, 2015. URL: https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015.

Появление "облачного" программного обеспечения. Начиная с компании Saleforce.com, пионера в области SaaS (Software as a Service - программное обеспечение как услуга), разработчики переходят от продажи лицензий и установки ПО на рабочем месте пользователя к продажам подписки на программное обеспечение, которое доступно с любого устройства через Интернет [12]. Теперь конечным пользователям доступно большое количество систем для ведения бухгалтерии, управления предприятием, поддержки своих клиентов и другого ПО, работающего по такой модели.

Действия государства, направленные на внедрение электронно-цифровых подписей (ЭЦП) и электронных способов взаимодействия B2G (business to government - бизнес и государство) и B2B (business to business - бизнес и бизнес). Начиная с 2003 г. ФНС России внедряет форматы для подачи налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Затем эту инициативу поддержали Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и другие государственные структуры, в которые предприятия подают отчетность. С 2012 г. введен электронный стандарт счета-фактуры, которыми предприятия могут обмениваться без дублирования на бумажных носителях.

Развитие банковской сферы в направлении стандартизации, технологичности и большей открытости для партнеров. Например, "Тинькофф Банк" позиционирует себя как интернет-банк без офисов. Все взаимодействие с клиентами осуществляется через кол-центр или мобильное приложение. Программное обеспечение для бухгалтерского учета может быть легко интегрировано с банковскими данными практически всех ведущих банков. Форматы банковской выписки и платежных поручений стандартизированы и доступны для импорта-экспорта в информационные системы предприятия.

Перечисленные предпосылки привели к созданию аутсорсеров, которые не побоялись выйти на новый для них рынок с устоявшимися лидерами и моделями оказания услуг. Они отлично понимают, что конкурировать со старыми игроками "в лоб" они не в состоянии, так как бухгалтерские услуги до текущего момента преподносились в привязке к возрасту бухгалтерской компании, ее репутации на рынке, количеству и качеству специалистов-бухгалтеров [13, 14]. У всех "новых аутсорсеров" можно выделить общие черты, которые позволяют им быть конкурентными на этом рынке:

- высокая технологичность. Практически все новые компании созданы не бухгалтерами, а выходцами из ИТ-индустрии. Не имея бухгалтерского бэкграунда, они принесли в отрасль множество инноваций: "облачное" программное обеспечение, электронные подписи, системы сканирования и распознавания первичных документов, интеграции с банками, мобильные приложения;

- отвязка от территории. Традиционный бухгалтерский бизнес всегда работал как локальный. Клиенты приходили в офис, приносили документы и общались с бухгалтером "лицом к лицу". Новые аутсорсеры работают электронно, общаются с клиентом по другим каналам связи: Skype, электронная почта, чаты. Первичные документы от клиента принимаются не бумажными, а электронными сканами или даже фотографиями с мобильного телефона. Теперь аутсорсер может работать с любым клиентом из любого региона;

- агрессивный маркетинг. "Новые аутсорсеры" строят истории вокруг своих брендов. Идет активное общение с предпринимательской аудиторией по нетрадиционным для бухгалтерии каналам (сообщества предпринимателей, стартап-конференции), активно используются социальные сети - Facebook, ВКонтакте, LinkedIn. Контекстная реклама по ключевым словам для бухгалтерских услуг достигла критических значений, поэтому активно используются реклама в социальных сетях, на видеоканалах YouTube. Общий посыл маркетинга можно сформулировать как следующий девиз: "Занимайтесь делом, а мы займемся бухгалтерий";

- быстрый рост клиентской базы. Если традиционные аутсорсеры годами работали над привлечением и удержанием клиентской базы, "новые" показывают двух- или даже трехкратный рост каждый год.

Существуют проекты компаний, которые имеют давний опыт работы на рынке программного обеспечения для бухгалтерии. Например, компания 1С в 2011 г. начала развивать проект "1С:Бухобслуживание". В рамках него фирма предлагает партнерам "облачное" программное обеспечение 1С для ведения бухучета клиентов, надстройку для управления аутсорсинговой фирмой и программу лидогенерации для работы с новыми клиентами.

Разработчик "облачной" бухгалтерии (компания "Мое дело") не планировал оказывать услуги бухгалтерского аутсорсинга, но спрос от клиентов на консультации "живого" бухгалтера был высоким. У клиента есть выбор - купить просто бухгалтерию или аутсорсинг.

Компания "Фингуру" появилась в 2012 г. как совместный проект разработчика "облачных" сервисов СКБ Контур и консалтинговой компании "Расчетный центр "Практик". В качестве бухгалтерского ПО используются "облачные" сервисы. Есть мобильное приложение и личный кабинет клиента, где можно задавать вопросы по бухгалтерии и получать ответы специалистов "Фингуру", отправлять первичные документы бухгалтеру.

Рынок аутсорсинга бухгалтерского учета является привлекательным для новых компаний. Во-первых, проникновение этой услуги на рынок пока невелико. Есть огромный потенциал для роста клиентской базы и доходов. Во-вторых, традиционные аутсорсеры замедлили свой рост, а некоторые даже стагнируют. Это говорит о том, что используемые ими методы были эффективны ранее, но не работают сегодня. Можно выделить современные методики и инструменты, которые помогают новым игрокам достигать своих показателей.

Все "новые аутсорсеры" активно используют интеграцию с банками для получения банковской выписки в XML-формате, которая загружается в бухгалтерскую программу. Таким образом, значительно снижается трудоемкость обработки первичных банковских документов и снижается вероятность ошибки.

Для упрощения ввода первичных документов используется отказ от приема бумажных документов, замена их на сканы. Часть компаний использует программы распознавания сканов документов для ускорения их ввода в бухгалтерские системы. Самые продвинутые компании подключают клиентов к системам электронного документооборота, в которых первичные документы уже не требуют дополнительного ввода, а сразу попадают в учетное программное обеспечение.

Отчетность в контролирующие органы сдается только в электронном виде, подписанная электронной подписью. Все чаще используются "облачные" электронные подписи, которые не нужно устанавливать на компьютер - они хранятся на защищенном сервере, а подпись подтверждается по SMS (как в мобильных банках).

Для удешевления обслуживания и повышения лояльности клиентам предоставляется ограниченный доступ в "облачную" бухгалтерию, в которой ведется их учет. Например, клиент может выписывать счета клиентам, но не создавать бухгалтерские проводки. Их делает удаленный бухгалтер после проверки первичных документов от клиента. Возможно также использовать труд надомных работников - бухгалтеров, которые подключены к единой корпоративной информационной системе по примеру западных консалтинговых компаний, таких как Deloitte и McKinsey&Co [10].

"Облачная" бухгалтерия, безусловно, не только решает многочисленные злободневные проблемы организаций, но и порождает новые, специфические сложности, обусловленные наличием угроз безопасности информации в виртуальных средах и "облачных" платформах [15 - 21]. Конечно, не следует преувеличивать указанные угрозы, однако при разработке информационной инфраструктуры организации все же необходимо строго выполнять рекомендации специалистов по информационной безопасности.

Отметим, что для взаимодействия клиента и бухгалтера могут применяться мобильные приложения, которые позволяют задавать вопросы не по телефону, а с помощью систем "Вопрос-ответ". Для отправки фотографий первичных документов также используются смартфоны и мобильные приложения. Более продвинутые приложения бухгалтерий пробуют взять на себя часть функций приложений банков: показ остатков по счетам, получение выписки банка и даже платежи.

Обязательным элементом обслуживания является клиентская служба, которая берет на себя текущие взаимодействия с клиентами по различным каналам связи: телефону, электронной почте, поддержке на сайте, в чатах, мобильным мессенджерам. Точкой входа для клиента является сотрудник этой службы, который решает запросы клиента путем взаимодействия с любыми другими службами - бухгалтерией, технической поддержкой, продажами, маркетингом и т.д. Прямое общение бухгалтера и клиента сведено к минимуму, только в случае необходимости. В работе клиентской службы активно используется опыт банков, страховых компаний, операторов связи, индустрии питания и гостеприимства.

На основе проведенного анализа приходим к выводу о необходимости постоянного мониторинга внешней и внутренней среды предприятия, а также внесении своевременных корректировок в ключевые бизнес-процессы для повышения показателей эффективности деятельности компаний, оказывающих услуги аутсорсинга бухгалтерского учета.

Список литературы

1. Клементс С. и др. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора / Под общ. ред. В.В. Голда. М.: Вершина, 2006. 416 с.

2. Бравар Ж.-Л., Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. 475 с.

3. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2009. 320 с.

4. Дэвид Майстер. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 83 с.

5. Аксенов А., Альтшулер И. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент. СПб.: Питер, 2009. 464 с.

6. Ан Т.Е., Гатаулин Р.М., Кравченко И.Н. Аутсорсинг - одно из современных направлений управления бизнес-процессом // Механизация строительства. 2009. N 4. С. 2 - 4.

7. Колесов А. "1С" стремится стать сервисной компанией // PCWeek/RE. 2015. N 19. URL: http://www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=179307.

8. Аникин Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. М.: ИНФРА-М, 2003. 192 с.

9. Алексеев А. Стратегия на аутсорсинг // Логинфо. 2008. N 1-2. С. 68 - 72.

10. Карякин Р.А. Управление аутсорсинговыми процессами // Стандарты и качество. 2004. N 12. С. 74 - 75.

11. Веденина Е.Л. Типичные ошибки при применении схем с аутсорсингом // Аудитор. 2009. N 8. С. 32 - 38.

12. Marc Benioff, Carlye Adler. Behind the Cloud: The Untold Story of How Salesforce.com Went from Idea to Billion-Dollar Company and Revolutionized an Industry. Published by Jossey-Bass. 2009, 304 p.

13. Аникин Б.А., Воронов В.И. Основные аспекты формирования аутсорсинга // Маркетинг. 2005. N 4. С. 107 - 116.

14. Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон. Remote: офис не обязателен / Пер. с англ. С. Филина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 288 с.

15. Радин П.К., Зубарев И.В. Основные угрозы безопасности информации в виртуальных средах и облачных платформах // Вопросы кибербезопасности. 2014. N 2. С. 40 - 45.

16. Царегородцев А.В., Качко А.К. Обеспечение информационной безопасности на облачной архитектуре организации // Национальная безопасность. 2011. N 5. С. 25 - 34.

17. Царегородцев А.В., Качко А.К. Один из подходов к управлению информационной безопасностью при разработке информационной инфраструктуры организации // Национальная безопасность. 2012. N 1. С. 46 - 59.

18. Иванов А.П., Андреев В.М., Тикин М.С. Информационная безопасность облачных вычислений // Информация и безопасность. 2012. Т. 15. N 3. С. 435 - 436.

19. Krutz R.L., Vines R.D. Cloud Security: A Comprehensive Guide to Secure Cloud Computing. Wiley, 2010. 384 p.

20. Accorsi R., Wonnemann C. Auditing Workflow Execution against Dataflow Policies. In Business Information Systems. Springer Berlin Heidelberg. 2010. P. 207 - 217.

21. Trope R.L., Power E.M., Polley V.I., Morley B.C. A Coherent Strategy for Data Security through Data Governance // IEEE Security & Privacy. 2007. Vol. 5. N 3. P. 32 - 39.

Е.А.Федорова

Доктор экономических наук,

профессор

Тульский государственный университет

Тула, Российская Федерация

А.В.Ермолов

Директор

ЗАО "Расчетный центр "Практик"

Москва, Российская Федерация

Категория: Бухгалтерская пресса | Добавил: medline-rus (02.05.2017)
Просмотров: 368 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%