Воскресенье, 24.11.2024, 17:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 47
Гостей: 47
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » БУХГАЛТЕРАМ И ЮРИСТАМ » Бухгалтерская пресса

Данилов С. Положение по ведению бухгалтерского учета не прошло "цензуру" суда

Во избежание конфликтных ситуаций с проверяющими компаниям стоит привести в порядок свою документацию. Достаточно убрать в своей "бухгалтерской" учетной политике, локальных нормативных актах все ссылки на отдельные нормы Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

В своем Апелляционном определении от 04.10.2016 N АПЛ16-399 Верховный Суд РФ не нашел оснований для отмены своего же Решения от 08.07.2016 N АКПИ16-443. В нем судьи признали не действующими с 1 января 2013 г. пп. "а", "б" п. 4, абз. 1 п. 12, абз. 1 и 2 п. 13 вышеозначенного Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение). Дело в том, что все они не соответствуют Закону о бухучете, вступившему в силу с указанной даты.

В суд обратилась компания, посчитавшая, что ее права нарушаются, поскольку при рассмотрении арбитражными судами конкретных дел с участием данной организации были применены оспариваемые положения нормативного правового акта, хотя они и противоречат Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Неустранимые противоречия

Верховный Суд РФ согласился с истцом в том, что положения нормативного правового акта не соответствуют нормам Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - Закон).

Так, пп. "а" п. 4 Положения не соответствует ст. 1 Закона, согласно которой бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных указанным Законом, в соответствии с требованиями, установленными поименованным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Подпункт "б" п. 4 Положения не соответствует ст. 5 названного Закона, в которой перечислены объекты бухгалтерского учета экономического субъекта, каковыми являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Абзац 1 п. 12 Положения не соответствует п. 8 ст. 3 Закона, который раскрывает содержание понятия такого объекта бухгалтерского учета, как факт хозяйственной жизни.

Абзацы 1 и 2 п. 13 Положения не соответствуют ч. 2 ст. 9 Закона, которой установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, и ч. 4 данной статьи, согласно которой формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта.

Судьи указали, что из содержания ст. 30 Федерального закона "О бухгалтерском учете" следует, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу данного Федерального закона. Однако такие изменения в оспариваемый нормативный правовой акт внесены не были.

Неудавшийся реванш

Ответчик в лице Министерства финансов РФ подал апелляционную жалобу. Его представитель просил отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении требований компании, ссылаясь на то, что оспоренные положения являются недействующими на основании ст. 30 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" как принятые до дня вступления в силу данного Закона и ему противоречащие, в связи с чем Положение в оспариваемой части не может нарушать права, свободы и законные интересы административного истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для ее удовлетворения.

Судьи указали, что согласно разъяснению, данному в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Принимая решение о признании противоречащими федеральному законодательству пп. "а", "б" п. 4, абз. 1 п. 12, абз. 1 и 2 п. 13 Положения, устраняя их из правовой системы с 1 января 2013 г., суд также правильно учел, что данные правовые акты ранее применялись судами и иными государственными органами, что создавало правовую неопределенность относительно того, являются ли они действующими или недействующими.

Поражение "первопроходца"

Кстати, попытки оспорить некоторые пункты Положения по ведению бухгалтерского учета предпринимались и раньше, но оказались неудачными. Правда, тогда в деле фигурировал предшественник ныне действующего Закона о бухгалтерском учете, а само разбирательство напоминало то ли фарс, то ли трагикомедию.

Речь идет о Решении от 29.11.2010 N ГКПИ10-1295, которым Верховный Суд РФ оставил без удовлетворения заявления о признании недействующим абз. 3 п. 14 Положения. Согласно этому пункту денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица. Истцом выступил некий гражданин, заключивший договор займа с обществом с ограниченной ответственностью. Впоследствии коммерсанты отказались от исполнения принятых обязательств, мотивируя тем, что договор не содержит подписи главного бухгалтера, ссылаясь на оспариваемый пункт Положения. Следовательно, резюмировал гражданин, указанный пункт противоречит ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает его гражданские права и охраняемые законом интересы.

Судьи, однако, его мнение не разделили. Они указали, что Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает, что главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (абз. 3 п. 3 ст. 7).

Первое предложение абз. 3 п. 14 Положения воспроизводит указанную норму Федерального закона.

Второе предложение абз. 3 п. 14 Положения раскрывает, какие документы формируют финансовые и кредитные обязательства организации (договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту). При этом абз. 3 п. 14 Положения не устанавливает дополнительных требований к форме сделки, в частности требования о наличии подписи главного бухгалтера.

Статья 53 Гражданского кодекса РФ определяет, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, порядок назначения или избрания органов юридического лица и не регламентирует вопросы документирования хозяйственных операций, поэтому доводы заявителя о противоречии оспариваемого Положения нормам гражданского законодательства являются несостоятельными.

В силу ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принял решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Таблица несоответствий пунктов

Положения по ведению бухгалтерского учета

и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

нормам Федерального закона "О бухгалтерском учете

Положение

Закон

Подпункт "а" п. 4: бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Подпункт "б" п. 4: объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности

Статья 1: бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статья 5: объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами

Абзац 1 п. 12:

все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Абзац 2 п. 13:

первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники)

Часть 2 ст. 9: обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ);

7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц

Абзац 2 п. 13: первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абз. 1 настоящего пункта

Часть 4 ст. 9: формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации

С.Данилов

Редакция "ПБ"

Категория: Бухгалтерская пресса | Добавил: medline-rus (03.05.2017)
Просмотров: 285 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%