Чиновники все чаще рапортуют о снижении количества проверок. Государство идет навстречу компаниям, дает все больше свободы предпринимателям и все меньше полномочий проверяющим. Но так ли все обстоит на самом деле? Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП", составила карту проверок и выяснила, какие ведомства, как часто и что именно проверяют в офисах компаний.
Налоговая служба
Проверка ФНС является основным видом налогового контроля. Закон разрешает два вида ревизий: камеральная проверка (проводится без выезда на место и только по документам компании) и выездная (контролеры исследуют все документы фирмы, а также проводят допросы сотрудников).
Камеральная проверка всегда проходит после сдачи деклараций - такое право контролерам дает ст. 88 Налогового кодекса. Инспекторы должны провести ее в течение трех месяцев со дня сдачи организацией отчетной декларации. В ходе ревизии автоматизированная система связывает между собой показатели декларации и составляет протокол ошибок. Если в отчетности обнаружены неточности, то у фирмы будут запрошены соответствующие пояснения. Если таковые будут получены и они удовлетворят налоговиков, то проверка для предприятия на этом будет завершена. Если же организация объяснений не представит или они будут для инспекторов не убедительны, то согласно ст. 100 Налогового кодекса РФ будет составлен соответствующий акт.
Но наиболее эффективным способом выявления налоговых правонарушений, чреватых крупными доначислениями и штрафами, является выездная ревизия. В ходе такого мероприятия инспекторы проверяют, как фирма рассчитывает и уплачивает налоги.
На практике выездные проверки похожи на "абордаж" бизнеса, 99 процентов таких ревизий заканчиваются изъятием денег в форме доначислений, пеней и штрафов. Откуда такие "успешные" цифры? Перед тем как выходить на ревизию к конкретному предпринимателю, налоговики проделывают в отношении его сложную аналитическую работу, и если, по их мнению, коммерсанту можно начислить крупную недоимку, то в этом случае на его предприятие высаживается "налоговый десант". Проверяя компанию, инспекторы будут фокусировать свое внимание на начислениях и платежах за три года, не считая текущего. Такие мероприятия проходят на территории организации и в настоящее время длятся до полугода.
При отборе кандидатов на выездную ревизию ИФНС проводят предварительный анализ в соответствии с Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Именно такой анализ определяет целесообразность ревизии и ее наиболее "денежно-результативное" направление. Информационная база, которую используют проверяющие, весьма обширна. Обычно организация не представляет себе тот масштаб данных, который собран на нее ревизорами. Статистика говорит, что в первую очередь в 2016 г. инспекция искала кандидатов на выездную проверку среди компаний, которые:
- игнорировали требования инспекции представить пояснения по НДС;
- в ответ на любые запросы налоговиков компании сообщали, что это ошибка у контрагента;
- сдавали много уточненных деклараций по НДС;
- после корректировки НДС не уточнили свои декларации по налогу на прибыль.
Но спешим успокоить: не все перечисленные компании подпадут под выездную проверку. Сегодня инспекторов в регионах интересуют налогоплательщики, с которых можно получить не менее 5 - 10 млн руб. недоимки. В Москве ИФНС в основном интересуются предприятиями с большими оборотами - от 500 млн руб. в год, доначисления в бюджет с которых могут составить 50 млн руб. и более.
Основные правила, которыми руководствуются контролеры, когда выходят на выездную проверку, установлены Письмами ФНС России от 17.07.2013 N АС-42/12837@ и от 25.07.2013 N АС-42/13622@. В этих документах содержится перечень анализируемых и оцениваемых данных, сделан акцент на информацию, которую нужно искать, а также указаны вопросы, на которые проверяющим следует обратить особое внимание. В частности, инспекторов будет интересовать выявление схем уклонения от уплаты налогов и наличия у организаций взаимоотношений с фирмами-"однодневками".
В соответствии со ст. 89 Налогового кодекса по результатам выездных мероприятий инспекторы оформляют специальную справку, в документе будет указан предмет ревизии и сроки ее проведения. Стоит отметить, что составление справки - не формальность, ее наличие ставит точку в сборе информации об организации. После ее оформления инспекторы не смогут допрашивать сотрудников или требовать предоставить еще какие-либо документы. В течение двух месяцев после завершения проверки ревизоры должны обработать имеющуюся у них информацию и составить акт с указанием правонарушений, сумм доначислений и пеней (ст. 100 НК РФ).
Фонды
Вторые по частоте визитов с проверками - инспекторы фондов ПФР и ФСС. Как проходят эти ревизии?
Контроль за уплатой страховых взносов в ПФР и ФСС осуществляет Пенсионный фонд, а контроль за уплатой социальных взносов проводит ФСС. Он же контролирует правильность выплаты страхового обеспечения при временной нетрудоспособности и в связи с материнством. ФСС и ПФР проводят камеральные и выездные проверки, осуществлять выездные мероприятия ведомства должны только совместно. Критерии отбора фирм для проверок содержатся в Письме Пенсионного фонда РФ от 21.12.2010 N ТМ-30-24/13848 и Фонда социального страхования РФ от 21.12.2010 N 02-03-08/13-2872. На предприятие придут с ревизией, если оно несвоевременно представит индивидуальные сведения на работников или если выявится несовпадение количества отчетов, представленных в фонды.
Причиной интереса проверяющих станет и неоднократное внесение корректировок в отчетность или же наличие недоимки по страховым взносам, которая числится за компанией более двух отчетных периодов подряд, а также если у плательщика есть расходы, финансируемые за счет средств бюджета ФСС, или применяются пониженные взносы и др. Отдельно отмечу, что еще одним поводом для включения организации в план проверок может стать сообщение налоговиков об участии предприятия в схемах по минимизации страховых расходов.
Контрольные мероприятия могут проводиться инспекторами внебюджетных фондов не чаще одного раза в три года, однако внеплановые проверки могут назначаться и чаще.
Ревизоры ПФР проверят уплату страховых взносов, а также документы по назначению пенсий и представлению сведений индивидуального учета застрахованных лиц. А вот контролеры из ФСС, кроме уплаты страховых взносов, также проверят расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком и т.д. Во время такой ревизии инспекторы ФСС проанализируют первичные бухгалтерские документы, записи в регистрах учета, расчетные ведомости по средствам фонда, а также расчетно-платежную документацию по начислению зарплаты.
Стоит отметить, что выездная проверка ПФР и ФСС не должна длиться более двух месяцев, однако в определенных случаях она может быть продлена.
Другие ведомства
Кроме ФНС и фондов, в компании могут прийти с проверками и ревизоры из других ведомств.
Роструд. Не менее частым гостем на предприятии является Федеральная служба по труду и занятости. Роструд, выйдя на проверку, запросит и проверит правоустанавливающие документы. Кроме того, инспекторы потребуют представить трудовые договоры. Без внимания не останутся и наличие трудовых книжек, и правильность их оформления, а также документы по учету кадров и рабочего времени и наличие у сотрудников медицинских книжек.
Полиция. Этот орган имеет право проводить проверки предприятий в двух случаях: при проведении следственных действий в рамках уголовного дела и во время оперативно-разыскных мероприятий. Имейте в виду, что других оснований проверять бизнес у полицейских нет.
Прокуратура. В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ "О прокуратуре РФ" (ред. 2016 г.), прокурор вправе беспрепятственно входить на любые территории, в том числе предприятий и компаний. Однако у него должно быть основание для такого визита - в органы должна поступить информация о фактах нарушения законодательства конкретной организацией, и тогда прокурор будет обязан прийти на предприятие, чтобы проверить исполнение законов и нормативных актов.
Роспотребнадзор. Как правило, проверки Роспотребнадзора проводятся по заявлениям граждан в связи с нарушениями в работе предприятий торговли и общепита. В ходе ревизии инспекторы ведомства проверяют оформление трудовых книжек и договоров сотрудников, наличие у них медкнижек. Ревизоры также выяснят, имеются ли у работодателя необходимые документы, подтверждающие квалификацию работников, проверят наличие сертификатов и акцизов на товар и состояние помещений.
Пожарная служба. Органы ГПС при проведении проверки вправе требовать:
- правоустанавливающие документы;
- должностные инструкции, приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов;
- декларацию пожарной безопасности;
- предписания об устранении нарушений;
- договоры аренды зданий, помещений, территорий;
- техническую документацию.
Пожарный инспектор проверит наличие заметных табличек с телефонами пожарной охраны, планов эвакуации в случае пожара, состояние электрооборудования, наличие сигнализации и огнетушителей в необходимом количестве, а также места для курения.
Росстандарт. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии имеет право проводить проверки по соблюдению ГОСТов, технических регламентов по продукции, а также тех, от кого требуется соблюдение процессов проектирования, проведения изысканий, строительства, производства, монтажа, наладки и хранения. Ведомство также проверит соблюдение требований к измерениям и их средствам и проконтролирует порядок выпуска таких инструментов из производства, процесс их ввоза, продажи и использования на территории Российской Федерации.
Обратите внимание: все вышеперечисленные ведомства (полиция, прокуратура, Роспотребнадзор, Роструд, ГПС, Росстандарт) имеют право проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года. Сведения о грядущей ревизии заблаговременно размещаются на сайтах Генпрокуратуры и территориальных подразделений проверяющих. Такие требования зафиксированы в ст. 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Внеплановую проверку эти ведомства имеют право инициировать по трем основаниям:
- если истек срок предписания, в течение которого нужно было устранить выявленное нарушение;
- если поступили обращения граждан о причинении или угрозе причинения вреда жизни, здоровью, окружающей среде и т.д.;
- если поступило обращение о нарушении прав потребителей.
Стоит отметить, что для современных бизнесменов проверки ведомств редко являются сюрпризом. Как правило, руководство компании заранее знает, кто из инспекторов наведается на предприятие в ближайшее время. Более того, как правило, коммерсанты заранее знают о своих недочетах и ошибках, которые впоследствии будут обнаружены проверяющими.
Так что своевременное устранение нарушений, контроль работы подразделений и ответственных лиц - это наиболее действенный способ избежать проблем при проведении проверок. Такая "игра на опережение" позволит не прерывать текущую деятельность компании и обойтись малыми временными и материальными потерями.
Частота проверок
Стало ли количество проверок в России меньше? "Расчет" попросил прокомментировать ситуацию Эмму Ягудину, аудитора компании "Сити Аудит":
"С одной стороны, в последнее время количество проверок компаний значительно уменьшилось. Государство строго регламентирует деятельность ревизионных групп ведомств, не позволяя им проверять предприятия чаще, чем указано в законодательстве, или назначать контрольные мероприятия без имеющихся для этого веских законных оснований. Но на практике дело обстоит немного иначе. Работая с различными компаниями, я часто сталкиваюсь с мнением, что, несмотря на законодательные меры, бизнес все так же страдает от "наплыва" разного рода проверяющих. В первую очередь это связано с появлением новых ведомств и служб, которые хоть и соблюдают регламент проверок и не появляются в компаниях чаще положенного, но являются дополнительной контрольной службой, с которой приходится взаимодействовать.
Участились и случаи внеплановых мероприятий контроля. К сожалению, их количество может быть просто катастрофическим для бизнеса.
Иногда внезапные проверки могут быть инициированы конкурентами, которые просто пишут жалобы в ведомства, откуда и приходят ревизоры (не говоря о коррупционной составляющей и заказных проверках). Вряд ли с этим можно как-то бороться.
Единственный способ избежать наступления негативных последствий - это соблюдение всех правил и норм, но, как показывает практика, любая фирма имеет те или иные проблемы и иногда сознательно идет на нарушения.
Это реалии российского бизнеса, и вряд ли стоит ждать глобальных изменений в этой области. Возможно, помогло бы некое ослабление контроля со стороны государства, как, например, в западных странах. Но и эта мера довольно спорная, ведь снижение контроля может спровоцировать массовое нарушение правил предпринимателями, что в свою очередь может отразиться не только на пополнении бюджета и фондов, но и на безопасности россиян".
К.Гин-Барисявичене
Управляющий партнер
Группы юридических
и аудиторских компаний "СБП"
|