В связи с упразднением 02.02.2016 Росфиннадзора <1> его полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству. Правила осуществления Федеральным казначейством указанных полномочий установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Правила N 1092). Об этих Правилах мы и поговорим в статье.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере".
Организация контрольной деятельности
В силу п. 3 Правил N 1092 деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований.
Примечание. Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных.
Плановые контрольные мероприятия реализуются в соответствии с планом, который утверждается Федеральным казначейством по согласованию с Минфином.
На основании п. 23 Правил N 1092 план контрольных мероприятий должен составляться с соблюдением следующих условий:
- соответствие параметров плана контрольных мероприятий показателям государственной программы РФ, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами;
- обеспечение равномерности нагрузки на структурные подразделения центрального аппарата и территориальные органы Федерального казначейства, принимающие участие в контрольных мероприятиях;
- выделение резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о таких мероприятиях, осуществленных в предыдущие годы.
В силу п. 25 Правил N 1092 контрольные мероприятия отбираются исходя из следующих критериев:
- существенность и значимость мероприятий, реализуемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение финансового контроля, и (или) направления и объемов бюджетных расходов;
- оценка состояния внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения Федеральным казначейством анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом государственного финансового контроля (если указанный период превышает три года, данный критерий имеет наивысший приоритет);
- информация о наличии признаков нарушений, поступившая от Минфина, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, главных администраторов доходов федерального бюджета, а также выявленная по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок.
Обратите внимание! Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более одного раза в год (п. 26 Правил N 1092).
При формировании плана контрольных мероприятий Федеральное казначейство (его территориальный орган) в целях исключения дублирования деятельности по контролю учитывает поступившую от других государственных органов информацию о планируемых идентичных контрольных мероприятиях. При этом под идентичным контрольным мероприятием понимается контрольное мероприятие, в рамках которого иными государственными органами проводятся (планируются к проведению) контрольные действия в отношении деятельности объекта контроля, которые могут быть проведены Федеральным казначейством (его территориальным органом).
Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства, принятого в связи с поступлением обращений (поручений) Президента РФ, Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Аппарата Правительства РФ, Министра финансов, Следственного комитета, правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных государственных органов, граждан и организаций.
Права ревизоров
Согласно п. 10 Правил N 1092 должностные лица Федерального казначейства имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий. Заметим, что запросы о представлении информации, документов и материалов, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате их получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения запроса. При этом такой срок составляет не менее трех рабочих дней;
б) при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
в) проводить экспертизы, необходимые в рамках контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;
г) выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;
д) направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом;
е) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;
ж) обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Порядок осуществления контрольных мероприятий
Основанием для проведения контрольного мероприятия является решение о его проведении. В приказе о проведении контрольного мероприятия должны быть указаны наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание для его проведения, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок его осуществления, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе данного мероприятия.
Примечание. Правилами N 1092 предусматривается возможность приостановления контрольного мероприятия.
Проведение выездной проверки (ревизии) может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы (п. 57 Правил N 1092):
- на период проведения встречной проверки и (или) обследования;
- при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля - на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения выездной проверки (ревизии), а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
- на период организации и проведения экспертиз;
- на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы, в том числе в органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств;
- в случае непредставления объектом контроля информации, документов и материалов, и (или) представления неполного комплекта истребуемых информации, документов и материалов, и (или) воспрепятствования проведению контрольного мероприятия, и (или) уклонения от его проведения;
- при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля;
- при наличии обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение проверки (ревизии) по причинам, не зависящим от проверочной (ревизионной) группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
К сведению. Решение о приостановлении (возобновлении) контрольного мероприятия оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа). Копия решения направляется в адрес объекта контроля. На время приостановления выездной проверки (ревизии) течение ее срока прерывается.
В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа):
- принимает решение о возобновлении выездной проверки (ревизии);
- информирует о возобновлении выездной проверки (ревизии) объект контроля.
Контрольные мероприятия могут проводиться в виде выездных и камеральных проверок, а также обследований.
Выездная проверка (ревизия). Согласно п. 49 Правил N 1092 срок проведения выездной проверки (ревизии) структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства составляет не более 40 рабочих дней, территориальными органами Федерального казначейства - не более 30 рабочих дней. При этом руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального казначейства может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы, но не более чем на 10 рабочих дней.
В свою очередь, руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) не более чем на 20 рабочих дней:
- в отношении контрольного мероприятия, проводимого структурным подразделением центрального аппарата Федерального казначейства, - на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы;
- в отношении контрольного мероприятия, проводимого территориальным органом Федерального казначейства, - на основании мотивированного обращения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа).
В силу п. 56 Правил N 1092 в ходе выездной проверки (ревизии) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля.
Действия по документальному изучению выполняются в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению выполняются путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.
Примечание. Проведение и результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются соответствующими актами.
В ходе проверки руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы может назначить проведение обследования или встречной проверки.
Лица и организации, в отношении которых проводится встречная проверка, обязаны представить по запросу (требованию) должностных лиц, входящих в состав проверочной (ревизионной) группы, информацию, документы и материалы, относящиеся к тематике выездной проверки (ревизии).
По фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов контроля информации, документов и материалов, запрошенных в рамках выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы составляет акт.
В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и (при необходимости) пресечения данных противоправных действий руководитель проверочной (ревизионной) группы изымает документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством РФ, составляет акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки состава преступления, опечатывает кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы.
После окончания контрольных мероприятий, проводимых в рамках выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы подписывает справку о завершении контрольных действий и вручает ее представителю объекта контроля не позднее последнего дня срока проведения проверки.
Согласно п. 62 Правил N 1092 по результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.
Примечание. Акт выездной проверки (ревизии) в течении трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.
К акту, кроме акта встречной проверки и заключения, подготовленного по результатам проведения обследования, прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе контрольных мероприятий.
Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии). Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу и положение на ней вызывающих несогласие выводов, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие вашу позицию.
В соответствии с п. 66 Правил N 1092 акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) принимается решение:
а) о применении мер принуждения;
б) об отсутствии оснований для применения мер принуждения;
в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии) при представлении объектом контроля письменных возражений, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам проверки (ревизии).
Обследование. В соответствии с п. 19 Правил N 1092 обследования могут проводиться в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий).
К сведению. Согласно п. 34 Правил N 1092 обследование (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок, ревизий) проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий).
Результаты обследования оформляются заключением, которое подписывается должностным лицом Федерального казначейства не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается представителю проверяемого учреждения либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Заключение и иные материалы обследования подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания заключения. По итогам такого рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) может назначить выездную проверку (ревизию).
Камеральная проверка. В соответствии с п. 40 Правил N 1092 камеральная проверка проводится в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу Федерального казначейства (его территориального органа).
В срок проведения камеральной проверки не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса Федерального казначейства (его территориального органа) до даты представления информации, документов и материалов объектом проверки, а также времени, в течение которого проводится встречная проверка и (или) обследование.
По результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностным лицом, проводящим проверку, не позднее последнего дня срока ее проведения.
Примечание. Акт камеральной проверки в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.
Согласно п. 45 Правил N 1092 проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт, оформленный по результатам камеральной проверки, в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля приобщаются к материалам проверки. Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) принимает решение:
а) о применении мер принуждения, к которым относятся представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения, направляемые объекту контроля в соответствии с законодательством РФ;
б) об отсутствии оснований для применения мер принуждения;
в) о проведении выездной проверки (ревизии).
Реализация результатов контрольных мероприятий
В соответствии с п. 68 Правил N 1092 при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Федеральное казначейство вправе направлять представления и предписания, которые в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем.
Примечание. Отмена представлений и предписаний осуществляется в судебном порядке.
Отмена представлений и предписаний территориальных органов Федерального казначейства также осуществляется его руководителем (заместителем руководителя) по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов Федерального казначейства.
Кроме представлений и предписаний, Федеральное казначейство вправе направлять и уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения направляется в Минфин не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии) и содержит описание совершенного бюджетного нарушения.
Должностные лица, принимающие участие в контрольных мероприятиях, осуществляют контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний.
Обратите внимание! В силу ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу п. 78 Правил N 1092 в случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством РФ. Например, согласно п. 2 Указа Президента РФ от 03.03.1998 N 224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики" Федеральное казначейство, а также его территориальные органы (впрочем, как и любые другие контрольные органы) в незамедлительном порядке обязаны информировать соответствующие органы прокуратуры РФ о выявленных в ходе проведения ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности правонарушениях в сфере экономики. Таким образом, при выявлении в ходе ревизий (проверок) нарушений, содержащих признаки состава преступления в сфере экономики, Федеральное казначейство (его территориальные органы) должно принять меры по информированию об указанных фактах органов прокуратуры РФ, которые, в свою очередь, осуществляют следственные действия и направляют дела в суды.
* * *
В заключение еще раз отметим, что вместо упраздненного 02.02.2016 Росфиннадзора контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральное казначейство. Порядок проведения такого контроля установлен Правилами N 1092.
А.Павелин
Эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
|