Правила, по которым органы власти и органы местного самоуправления составляют государственные и муниципальные задания подведомственным учреждениям физкультуры и спорта, претерпели изменения. Одна часть новаций и уточнений уже приобрела статус утвержденного нормативного акта, другая часть близка к принятию. Большинство утвержденных и подготовленных поправок должно применяться при формировании заданий на 2017 г. и плановый период. Рассмотрим, в чем заключаются наиболее существенные нововведения.
Поправки вносятся в два основополагающих документа, определяющих действия органов власти (местного самоуправления) при формировании заданий, расчете объема финансового обеспечения их выполнения, а также правила работы для учреждений, - Постановления N N 151 <1> и 640 <2>. Изменения, подготовленные для внесения в первый нормативный акт, на момент написания статьи были оформлены в виде проекта (на федеральном портале www.regulation.gov.ru его разработка завершена). Поправки же во второй документ приняты: Правительство РФ утвердило Постановление от 06.10.2016 N 1006 (далее - Постановление N 1006).
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 N 151 "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)".
<2> Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (утвержденное данным Постановлением Положение далее - Положение N 640).
Остановимся сначала на нововведениях, содержащихся в утвержденном нормативном акте.
Порядок формирования задания
Как известно, Постановление N 640 адресовано только федеральным государственным учреждениям, а значит, внесенные в него поправки касаются составления госзаданий для ФГУ. Однако субъекты РФ и муниципальные образования зачастую берут данный нормативный акт за основу при разработке собственных порядков формирования задания и финансового обеспечения его выполнения. Поэтому "на местах" органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, да и самим учреждениям физкультуры и спорта тоже полезно ознакомиться с законодательными новациями федерального уровня.
Расчет нормативных затрат
Постановление N 1006 содержит много поправок уточняющего характера, но среди них есть несколько дополнений, меняющих алгоритм расчета нормативных затрат и в конечном счете влияющих на определение объема финансового обеспечения выполнения задания. В рамках настоящей статьи выделим три нововведения.
1. Создание накопительного резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества. Идея законодателей формировать у учреждений такой резерв была включена в первоначальную редакцию Постановления N 640, однако сейчас нашла свое продолжение. Согласно пп. "б(1)" п. 19, пп. "г" п. 20, пп. "б(1)", "ж" п. 29 Положения N 640 (в ред. Постановления N 1006) затраты на создание накопительного резерва будут учитываться в четырех случаях (см. схему ниже), а не в двух, как раньше.
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
Накопительный резерв (в отношении особо ценного движимого имущества) │
└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬─────────────────┘
\│/ \│/
┌────────────────────────────────────┐┌────────────────────────────────────┐
│ В составе базового норматива затрат││ В составе нормативных затрат на │
│ на оказание услуги ││ выполнение работы │
└────────┬──────────────────┬────────┘└────────┬──────────────────┬────────┘
\│/ \│/ \│/ \│/
┌─────────────────┐┌─────────────────┐┌─────────────────┐┌─────────────────┐
│ Затраты на ││ Затраты на ││ Затраты на ││ Затраты на │
│ формирование ││ формирование ││ формирование ││ формирование │
│резерва на полное││резерва на полное││резерва на полное││резерва на полное│
│ восстановление ││ восстановление ││ восстановление ││ восстановление │
│ состава объектов││состава объектов ││ состава объектов││ состава объектов│
│ имущества, ││ имущества, ││ имущества, ││ имущества, │
│ используемого в ││ необходимого для││ используемого в ││ необходимого для│
│ процессе ││общехозяйственных││ процессе ││общехозяйственных│
│ оказания услуги ││ нужд ││выполнения работы││ нужд │
└─────────────────┘└─────────────────┘└─────────────────┘└─────────────────┘
Порядок формирования и использования накопительного резерва применительно ко всем четырем случаям должен установить Минфин.
Отметим, что в отношении особо ценного движимого имущества федеральных государственных учреждений, необходимого для общехозяйственных нужд, такой документ издан <3>. В нем сказано, что к данным объектам имущества относятся основные средства и нематериальные активы со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев. В свою очередь, сумма резерва должна формироваться в соответствии с затратами, необходимыми для полного восстановления состава указанных объектов по окончании срока эксплуатации. Расчет производится на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по указанному имуществу с учетом установленного срока его полезного использования.
--------------------------------
<3> См. Приказ Минфина России от 22.08.2016 N 138н "Об утверждении Порядка формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд".
Перечисленные выше затраты включаются в базовый норматив затрат на оказание услуги (нормативные затраты на выполнение работы) по решению федерального органа, осуществляющего регулирование в установленной сфере деятельности, либо органа-учредителя. Причем это правило применяется при определении объема субсидии начиная с государственных заданий на 2018 г. и плановый период (п. 3 Постановления N 1006). Если же федеральный орган не принял такое решение, накопительный резерв в отношении особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, должен формироваться уже при расчете финансового обеспечения выполнения задания на 2017 г. и плановый период.
2. Финансирование неиспользуемого имущества. Законодатели подтвердили свое намерение не содержать за счет средств субсидии на выполнение государственного задания не используемое в этих целях имущество. Согласно п. 34(1) Положения N 640 (в ред. Постановления N 1006) затраты на содержание такого имущества (при его наличии) теперь могут включаться в объем финансового обеспечения выполнения госзадания - по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Однако и эта норма будет действовать только до момента формирования заданий на 2019 г. и плановый период, то есть еще два года.
3. Изменение нормативных затрат в течение срока выполнения задания. Данная возможность будет ограничена. В силу п. 41 Положения N 640 (в ред. Постановления N 1006) корректировка нормативных затрат в течение указанного срока допускается только при внесении поправок в нормативные правовые акты РФ, в том числе устанавливающие размеры выплат отдельным категориям работников федеральных бюджетных и автономных учреждений, которые непосредственно связаны с предоставлением услуги (выполнением работы). То есть, если поправки этих нормативных актов приводят к изменению объема финансового обеспечения выполнения госзадания, корректировать нормативные затраты можно.
Составление и утверждение задания
Все документы, имеющие отношение к выдаче федеральным учреждениям госзаданий, должны формироваться в информационной системе "Электронный бюджет". В частности, в ней происходит составление задания (если последнее не содержит сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну). Согласно п. 4 Положения N 640 (в ред. Постановления N 1006) задание составляется в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа - учредителя бюджетного или автономного учреждения (главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится казенное учреждение).
Как сказано в абз. 6 п. 3 Положения N 640 (в ред. Постановления N 1006), в госзадании могут быть прописаны допустимые (возможные) отклонения в процентах от установленных показателей качества и (или) объема. Проценты определяются в отношении отдельной государственной услуги (работы) или применительно ко всему заданию либо его части. Цифры, устанавливаемые на текущий финансовый год, можно будет изменить только при формировании задания на очередной финансовый год. Иными словами, в течение срока выполнения задания проценты отклонения увеличивать или уменьшать нельзя.
Здесь важен и другой момент. Если для конкретного учреждения значения отклонений будут установлены в отношении отдельной услуги (работы) или части задания и эти значения не будут достигнуты, в данной части госзадание станет считаться невыполненным - даже несмотря на то, что в остальных частях оно может быть перевыполнено. Если же утвержден общий процент отклонений, удержаться в его пределах учреждению будет проще: недостижение показателя в одной части может компенсироваться его перевыполнением в другой.
В свою очередь, значения различных нормативов и коэффициентов к ним, необходимые для расчета объема финансового обеспечения выполнения госзадания, теперь должны утверждаться путем проставления грифа утверждения, содержащего наименование должности, подпись (ее расшифровку) уполномоченного лица и дату утверждения. Издание отдельного нормативного акта, по-видимому, не требуется. Это касается следующих значений (п. п. 14, 22, 25, 26, 32, 35 Положения N 640 в новой редакции):
- нормативные затраты на оказание государственной услуги;
- базовый норматив затрат на оказание госуслуги;
- территориальный корректирующий коэффициент;
- отраслевой корректирующий коэффициент;
- нормативные затраты на выполнение работы;
- затраты на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества.
Отметим, что в настоящее время часть перечисленных значений одни федеральные органы исполнительной власти утверждают своими нормативными актами (см., в частности, Приказ Минобрнауки России от 20.07.2016 N 884 <4>), в то время как другие министерства (например, Минспорт) давно следуют указанному требованию <5>.
--------------------------------
<4> "О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодежной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним".
<5> См. Значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг в сфере физической культуры и спорта, значения натуральных норм, необходимых для определения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере физической культуры и спорта, утв. Минспортом России 29.07.2015.
Форма соглашения о предоставлении субсидии
Как известно, субсидия на выполнение задания выдается на основании соглашения, заключаемого между органом-учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) и учреждением. В силу п. 44 Положения N 640 (в ред. Постановления N 1006) при подписании с федеральным БУ или АУ такого соглашения должна использоваться типовая форма - это правило начнет действовать уже при выдаче государственных заданий на 2017 г. и плановый период. Поправка дублирует норму, не так давно внесенную в п. 1 ст. 78.1 БК РФ (см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 345-ФЗ), и адресует ее конкретно федеральным учреждениям.
Форму соглашения должен утвердить Минфин. На момент написания настоящей статьи проект соответствующего нормативного акта был размещен на федеральном портале www.regulation.gov.ru. В частности, в типовой форме в числе обязанностей учредителя указаны:
- определение размера субсидии на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с применением базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов, нормативных затрат на выполнение работ и с учетом затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением, а также на уплату налогов;
- направление требований о возврате средств субсидии в федеральный бюджет, если учреждение нарушило условия, предусмотренные соглашением.
В свою очередь, в обязанности федерального бюджетного (автономного) учреждения предполагается включить:
- предоставление по запросу учредителя документов, необходимых для проверки соблюдения условий выдачи субсидии, указанных в соглашении;
- обеспечение возврата средств субсидии или ее части в случае недостижения учреждением показателей объема, установленных в задании, с учетом допустимого (возможного) отклонения;
- представление предварительного, а также годового отчета о выполнении государственного задания.
Соглашения, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, нужно формировать и подписывать в информационной системе "Электронный бюджет". Такие соглашения теперь должны в обязательном порядке размещаться в реестре соглашений.
Контроль за выполнением задания
Представление органу-учредителю отчетности, отражающей степень выполнения госзадания (предварительного и годового отчета), отнесено к обязанностям федерального бюджетного и автономного учреждения еще первоначальной редакцией Положения N 640. При недостижении установленных показателей учредитель должен уменьшить размер предоставляемой субсидии либо потребовать возврата ее части, соответствующей объему неоказанных услуг (невыполненных работ).
Как уточняется в п. 46 Положения N 640 (в ред. Постановления N 1006), предварительный отчет подается по такой же форме, как и годовой. Срок его предоставления прописывается в самом задании, а при оценке данного отчета орган-учредитель должен учесть допустимые (возможные) отклонения, указанные в госзадании. Если показатели объема из предварительного отчета (отметим, что о показателях качества здесь не говорится) меньше тех, что установлены в госзадании, оно подлежит уточнению, то есть появляются основания для пересчета размера субсидии. Ее последнюю часть, приходящуюся на IV квартал, орган-учредитель перечислит уже после подачи учреждением предварительного отчета, однако конкретный срок завершающего платежа должен быть установлен в самом государственном задании.
Отметим, что требование о пересчете размера субсидии по итогам рассмотрения предварительного отчета учреждения согласно п. 46(1) Положения N 640 (в ред. Постановления N 1006) не распространяется:
- на федеральное бюджетное или автономное учреждение, оказание услуг (выполнение работ) которого зависит от сезонных условий;
- на учреждение, находящееся в процессе реорганизации или ликвидации;
- на предоставление субсидии в части выплат в рамках Указов Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, средства, направляемые на повышение зарплат отдельным категориям работников учреждений, будут защищены от возможного уменьшения, вызванного недостижением показателей задания.
Структура базовых перечней
Проект нормативного акта, вносящего изменения в Постановление N 151, определяет работу не только на федеральном, но и на нижестоящих уровнях. Речь идет о включении услуг и работ из базовых перечней в ведомственные перечни, а затем государственные (муниципальные) задания учреждениям. Как известно, органы власти и местного самоуправления нередко сталкиваются со сложностями, связанными с тем, что конкретных услуг (услуг с необходимой детализацией) нет в базовых перечнях, из-за чего выдача заданий подведомственным учреждениям затрудняется. Законодатели предлагают решить данную проблему следующим образом.
Базовые (отраслевые) перечни будут состоять не из одного, а из трех разделов, охватывающих услуги (общероссийский и (или) федеральный и (или) региональный), а также раздела "Работы". Согласно дополнительным п. п. 4.1 - 4.4 Правил формирования и ведения базовых перечней (в ред. рассматриваемого проекта), утвержденных Постановлением N 151, в общероссийский раздел войдут услуги, отнесенные к полномочиям органов власти всех уровней и финансируемые на основе минимальных норм материальных, технических и трудовых ресурсов, предусмотренных стандартом оказания услуги. Федеральный раздел будет включать государственные услуги, не дублирующие содержание услуг из общероссийского раздела и требующие повышенного объема ресурсов по сравнению со стандартом. Услуги из регионального раздела тоже не будут дублировать позиции общероссийского раздела, а затраты на них также станут превышать нормы, предусмотренные стандартом.
В свою очередь, раздел "Работы" предполагается сделать единым для учреждений всех уровней - сюда войдут работы, выполняемые государственными и муниципальными учреждениями на основании нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ и муниципальных правовых актов.
Представим новую структуру базовых перечней в виде схемы:
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Базовый (отраслевой) перечень │
└───────────────────────────┬──────────────────────────────────────┬───────┘
\│/ \│/
┌──────────────────────────────────────────────────────┐ ┌────────────────┐
│ Услуги │ │ Работы │
└───────┬───────────────────┬──────────────────┬───────┘ └────────┬───────┘
\│/ \│/ \│/ │
┌───────────────┐ ┌────────────────┐ ┌───────────────┐ ┌────────┴───────┐
│ Общероссийский│ │ Федеральный │ │ Региональный │ │ Работы, │
│ раздел │ │ раздел │ │ раздел │ │ выполняемые │
└───────┬───────┘ └────────┬───────┘ └───────┬───────┘ │ учреждениями │
│ │ │ │ федерального, │
┌───────┴───────┐ ┌────────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ │ регионального и│
│ Услуги, │ │ Услуги, │ │ Услуги, │ │ муниципального │
│предоставляемые│ │ предоставляемые│ │предоставляемые│ │ уровня │
│ учреждениями │ │ федеральными │ │ учреждениями │ │ │
│ федерального, │ │государственными│ │регионального и│ │ │
│регионального и│ │ учреждениями │ │ муниципального│ │ │
│ муниципального│ │ │ │ уровня │ │ │
│ уровня │ │ │ │ │ │ │
└───────────────┘ └────────────────┘ └───────────────┘ └────────────────┘
Таким образом, при составлении ведомственных перечней и заданий учреждениям можно будет учесть территориальную специфику, связанную с содержанием и стоимостью услуги. Государственное (муниципальное) задание будет утверждаться:
- федеральным учреждениям - на основании ведомственного перечня, сформированного в соответствии с общероссийским и (или) федеральным компонентом, а также разделом "Работы" базовых перечней;
- учреждениям субъектов РФ и муниципальным учреждениям - на основании ведомственного перечня, сформированного в соответствии с общероссийским и (или) региональным компонентом, а также разделом "Работы" базовых перечней.
Заключение
Поправки, внесенные в Постановление N 640, уже вступили в силу. Большинство уточнений и дополнений органы-учредители (главные распорядители бюджетных средств) должны применить при формировании заданий на 2017 г. и плановый период. В частности, федеральным учреждениям физкультуры и спорта необходимо до конца текущего года подать учредителю предварительный отчет о выполнении госзадания, а орган власти, в свою очередь, должен будет решить, сохранить или уменьшить объем финансового обеспечения с учетом представленных учреждением данных.
Предполагается, что изменения Постановления N 151 начнут действовать в ближайшем будущем. Ведь согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ, вносящей поправки в бюджетное законодательство, государственные и муниципальные задания учреждениям регионального и муниципального подчинения должны утверждаться в соответствии с ведомственными перечнями, сформированными на основании базовых перечней, начиная с заданий на 2017 г. и плановый период. Впрочем, как сказано в рассмотренном проекте нормативного акта, региональный компонент базовых перечней начнет функционировать позднее - с момента формирования заданий на 2019 г. (на 2019 г. и плановый период). Однако субъекты РФ смогут принять решение о более раннем внедрении данного компонента (но только в отношении учреждений регионального уровня).
Г.Зайцева
Эксперт журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
|