Воскресенье, 24.11.2024, 15:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » БУХГАЛТЕРАМ И ЮРИСТАМ » Бухгалтерская пресса

Ларцева Л. Нормы труда в культурно-досуговых учреждениях: внедрение и использование

Под нормами труда подразумевают нормы выработки, времени, численности и другие, которые устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем технологии, организации производства и труда. Для однородных работ могут быть разработаны типовые отраслевые нормы труда. Выясним, утверждены ли такие нормы для работ, выполняемых в культурно-досуговых учреждениях, и как эти нормы следует применять?

Прежде всего отметим, что к культурно-досуговым учреждениям (КДУ) относятся:

- дома (дворцы) культуры;

- клубы, клубные объединения, клубные системы;

- дворцы молодежи;

- культурные центры, социально-культурные центры, национально(этно)-культурные центры, центры досуга, центры культуры и спорта;

- дома (центры) ремесел, центры (дома) народного творчества;

- дома фольклора;

- парки (сады) культуры и отдыха;

- кинотеатры;

- другие учреждения культурно-досугового типа.

В отношении работ, выполняемых в КДУ, Типовые отраслевые нормы труда утверждены Приказом Минкультуры России от 30.12.2015 N 3448 (далее - Приказ N 3448). В Приложении к данному Приказу в отдельных таблицах приведены нормативы численности следующих работников КДУ (в зависимости от вида выполняемых работ):

1) творческих работников коллективов самодеятельного искусства, клубных формирований, студий, кружков (таблица 1);

2) работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий, в том числе:

- работников, занятых организацией и проведением выставок (таблица 2);

- работников, занятых организацией и проведением детских культурно-массовых мероприятий (таблица 3);

- работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий общей направленности (фестивалей, смотров, конкурсов; иных культурно-массовых, общественно и социально значимых мероприятий) (таблица 4);

- работников, занятых рекламно-информационным и методическим обеспечением проведения культурно-массовых мероприятий (таблица 5);

- администраторов, билетных кассиров и контролеров билетов, работников художественно-постановочной части, костюмеров, реквизиторов, настройщиков музыкальных инструментов, художественных руководителей (таблицы 6 - 12);

- заведующих (руководителей) филиалом, структурным подразделением (автоклубом, отделом, сектором, мастерской) (таблица 13);

- специалистов по жанру творчества (по фольклору, по методике клубной работы) (таблица 14);

- специалистов по работе с молодежью дворцов молодежи (таблица 15);

- киномехаников (таблица 16);

- лекторов-музыковедов центров (домов) народного творчества, домов фольклора (таблица 17);

3) работников, занятых в парках культуры и отдыха (таблица 18);

4) работников, занятых в кинотеатрах (таблица 19).

Установленные Нормы труда предназначены для формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных) КДУ, определения штатной численности работников и выдачи нормированных заданий.

Так, к примеру, на основании данных, приведенных в таблице 3, при проведении от 26 до 50 детских культурно-массовых мероприятий в год в учреждении должен быть введен один культорганизатор, если же таких мероприятий проводится в количестве от 76 до 100, то указанных специалистов в учреждении должно быть не менее двух.

К сведению. Типовые отраслевые нормы труда для работ, выполняемых в КДУ, разработаны на основе расчетов результатов исследований и их апробаций в учреждениях. Такие Нормы характеризуют оптимальный уровень напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг) по основной деятельности. Значения Норм устанавливаются с учетом времени на отдых и личные надобности, а также времени невыходов по очередным и административным отпускам, отсутствиям по болезни, командировкам.

Особенности внедрения Типовых норм

Письмом Минкультуры России от 14.07.2016 N 217-01-39-нм доведены Рекомендации по внедрению норм труда в учреждения (далее - Рекомендации).

При внедрении Типовых норм труда в КДУ проводится оценка потребности в квалификационных работах согласно государственному заданию, на основе которых вводятся соответствующие должности и профессии.

Утвержденные Типовые нормы труда используются при разработке и установлении систем нормирования труда в учреждении.

Разработка системы нормирования труда в учреждении. Разработка системы нормирования труда в учреждении осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минтруда России от 30.09.2013 N 504.

Согласно п. 10 Рекомендаций на основе Типовых норм труда могут быть определены:

- нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);

- нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);

- нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

Согласно п. 11 Рекомендаций при разработке систем нормирования в учреждении необходимо учитывать следующее:

1) при создании более прогрессивных организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов или их несоответствии Типовым нормам труда рекомендуется использовать Типовые нормы труда в качестве базы при определении и обосновании норм труда путем их корректировки с учетом фактических организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении;

2) при планировании мер по повышению эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг Типовые нормы труда рекомендуется использовать в качестве эталона:

- для учреждений, в которых организационно-технические условия ниже уровня, на который рассчитаны Типовые нормы;

- при исследовании затрат рабочего времени и анализе потерь рабочего времени.

3) при отсутствии типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций учредителя либо с привлечением специалистов в установленном порядке;

4) в ходе работы по определению норм труда осуществляются:

- анализ трудового процесса на основе стандарта оказания государственной (муниципальной) услуги, разделение его на части;

- выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;

- проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;

- определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов;

5) наряду с нормами труда, установленными в учреждении на неопределенный срок для стабильных по организационно-техническим условиям выполнения технологических (трудовых) процессов, могут применяться временные и разовые нормы труда.

Временные нормы труда (срок действия - не более трех месяцев) устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.

Разовые нормы труда определяются работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).

Установление системы нормирования труда в учреждении. Система нормирования труда в учреждении устанавливается в положении о системе нормирования труда (далее - положение), которое либо утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор (п. 12 Рекомендаций). В такое положение рекомендуется включать следующие разделы:

1) "Применяемые в учреждении нормы труда". В данном разделе следует привести:

- ссылки на Типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;

- примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);

- расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);

- методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда;

2) "Порядок внедрения норм труда";

3) "Порядок организации замены и пересмотра норм труда";

4) "Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда".

С нормами труда должны быть ознакомлены принимаемые работники при заключении с ними трудовых договоров.

О внедрении в учреждении новых норм труда, а также о корректировке ошибочных норм работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца до введения их в действие. Форму такого извещения учреждение определяет самостоятельно.

Кроме того, перед введением новых норм труда рекомендуется провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

Пересмотр норм труда в учреждении. Пересмотр рекомендуется осуществлять через каждые пять лет с даты их утверждения и введения в действие, а также при изменении организации труда, внедрении новых стандартов оказания услуг, новой техники и технологии. При этом перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счет высокого уровня личных профессиональных качеств, применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест, не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра установленных в учреждении норм труда (п. 20 Рекомендаций).

Пересмотр ошибочных норм труда осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

Формирование штатной численности с использованием норм труда

Методические рекомендации по формированию штатной численности работников КДУ с учетом отраслевой специфики утверждены Приказом Минкультуры России от 30.12.2015 N 3453 (далее - Методические рекомендации).

Согласно таким Рекомендациям определение штатной численности в КДУ осуществляется прежде всего на основе Типовых отраслевых норм труда, утвержденных Приказом N 3448. При отсутствии в данном документе показателей норм труда для отдельных работ, которые выполняются в учреждении, в целях расчета численности персонала рекомендуется использовать иные типовые, отраслевые и межотраслевые сборники норм труда, а также локальные (местные) нормы труда, разработанные учреждением.

В Методических рекомендациях приведены следующие формулы для расчета штатной численности основного персонала КДУ:

Чш = Чн x Кн,

где Чш - штатная численность персонала учреждения;

Чн - нормативная численность (на основе государственного (муниципального) задания);

Кн - плановый коэффициент невыходов (отпуска, временная нетрудоспособность), определяемый по следующей формуле: Кн = 1 + процент невыходов / 100;

Чн = Тобщ / Фрв,

где Тобщ - общие трудозатраты на объем работ планируемого периода (чел/ч);

Фрв - фонд рабочего времени на планируемый период (ч).

Особенности формирования штатной численности творческих работников (наполняемости) коллективов, клубных формирований, студий, кружков. Для творческих работников коллективов самодеятельного искусства, клубного формирования, кружка, студии нормы численности определяются на основе показателей трудоемкости руководителей этих объединений по направлениям искусства (музыкального, хореографического, театрального, изобразительного и декоративно-прикладного).

Для этого на основе государственного (муниципального) задания определяются общие трудозатраты на объем работ руководителей коллективов планируемого периода (Тобщ) по следующей формуле:

Тобщ = N x m,

где N - количество занятий в коллективах любительского художественного творчества;

m - продолжительность одного занятия (количество учебных часов с учетом времени на отдых - по 15 минут на занятие).

Затем с учетом штатной численности руководителя клубного формирования определяются нормы численности творческих работников коллективов самодеятельного искусства, клубных формирований, студий, кружков в процентном отношении от численности руководителя. Процентное соотношение указано в таблице 1 Приказа N 3448.

Если в соответствии с установленным государственным (муниципальным) заданием и графиком занятий в (детском) коллективе самодеятельного искусства есть несколько (возрастных) групп, занимающихся в одно и то же время, но в разных репетиционных помещениях, нормы численности творческих работников для проведения таких занятий дополнительно умножаются на количество необходимых групп.

Рассчитанную величину штатной численности коллектива можно соотнести со следующими рекомендуемыми Нормами наполняемости коллективов:

Типы коллективов

Нормы наполняемости участниками коллективов в КДУ (чел.)

На региональном уровне

На окружном и районном уровнях

На муниципальном городском уровне

На уровне сельских поселений

Художественно-творческие

15 - 45

16 - 25

16 - 20

10 - 16

Творческо-прикладные

15 - 30

18 - 20

12 - 18

8 - 12

Спортивно-оздоровительные

20 - 30

25 - 30

20 - 25

10 - 20

Культурно-просветительские

15 - 20

15 - 18

12 - 15

10 - 12

Технического творчества

15 - 25

15 - 20

12 - 15

10 - 12

Нормы численности, приведенные в таблице, могут быть увеличены в два раза в отношении коллективов, которым присвоены почетные звания "Народный", "Образцовый".

Пример. В сельском клубе действует вокальный коллектив (хор). Занятия проводятся четыре раза в неделю (N) по 3 учебных часа (m) каждое занятие (60 мин. с учетом 15 мин. времени отдыха). Фонд времени руководителя одного клубного формирования за неделю, предназначенный для проведения занятий (Фрв), равен 18 часам в неделю. Плановый коэффициент невыходов работников в учреждении определяется исходя из того, что работник отсутствовал на работе 38 дней в году (28 дней - оплачиваемый отпуск, 10 дней - отсутствие по уважительной причине (больничные, административные отпуска и т.п.)). Количество рабочих дней в 2016 г. по производственному календарю - 247.

Общие трудозатраты на объем работ руководителей коллективов на неделю (Тобщ) равны 12 ч = 4 x 3 ч. Норма численности руководителя хора за неделю (Чн) составит 0,67 штат. ед. = 12 ч / 18 ч. Коэффициент невыходов составит 1,15 = 1 + ((28 дн. + 10 дн.) / 247 дн.).

С учетом коэффициента невыходов штатная численность руководителя хора (Чш) равна 0,77 штат. ед. = 0,67 штат. ед. x 1,15. Округляем данный показатель до 1 штат. ед. на одно клубное формирование.

Принимая во внимание рассчитанный показатель численности руководителя хора, определим норму численности творческих работников, участвующих в хоре, с учетом процентного соотношения, приведенного в таблице 1 Приказа N 3448. Таким образом, в штатную численность творческих работников хора следует включить:

- 0,5 штат. ед. аккомпаниатора;

- 0,5 штат. ед. концертмейстера;

- 1 штат. ед. хормейстера.

Особенности формирования штатной численности административно-управленческого и вспомогательного персонала. В соответствии с п. 17 Методических рекомендаций формирование штатной численности административно-управленческого и вспомогательного персонала производится на основе типовых сборников норм труда, утверждаемых Минтрудом.

К административно-управленческому персоналу государственного (муниципального) учреждения культуры относятся работники учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ) в сфере культуры, а также работники учреждения, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности государственного (муниципального) учреждения. Примерный перечень должностей, отнесенных к категории административно-управленческого персонала учреждения, находящегося в ведении Минкультуры России, утвержден Приказом Минкультуры России от 08.04.2013 N 325.

К вспомогательному персоналу государственного (муниципального) учреждения культуры относятся работники учреждения, создающие условия для оказания услуг (выполнения работ) в сфере культуры, направленных на достижение определенных уставом учреждения целей деятельности этого учреждения, включая обслуживание зданий и оборудования. Примерный перечень должностей, отнесенных к категории вспомогательного персонала организаций, находящихся в ведении Минкультуры России, утвержден Приказом Минкультуры России от 25.09.2014 N 1668.

* * *

В заключение отметим, что в целях организации управления процессами планирования и контроля формирования штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных Норм труда Минкультуры разработан интерактивный электронный сервис "Конструктор штатных расписаний учреждений культуры" (shtat.intellectr.ru).

Сервис позволяет проанализировать деятельность учреждения культуры в разрезе видов и трудовых операций, рассчитать нормативную штатную численность и сформировать штатное расписание в соответствии с принятыми нормами труда, времени и численности.

Доступ предоставляется всем учреждениям. Для этого необходимо направить письменный запрос с указанием ИНН и наименования организации по адресу электронной почты support@intellectr.ru, далее следовать рекомендациям.

Л.Ларцева

Редактор журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Категория: Бухгалтерская пресса | Добавил: medline-rus (01.05.2017)
Просмотров: 2601 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%