Вне зависимости от того, на основании какого закона осуществляют закупочную деятельность учреждения образования, они совершают ошибки. Иногда это несущественные ошибки, в таком случае контролирующие органы выдают предписание об их устранении. А иногда ошибки чреваты отменой закупки или даже административными санкциями. Сегодня на примерах решений ФАС, а также судебных решений поговорим о наиболее часто встречающихся нарушениях законодательства о закупках.
Нарушения Закона N 44-ФЗ
При осуществлении закупок по данному Закону спектр нарушений достаточно широк: несоблюдение требований к закупочной документации; нарушение сроков размещения документации о закупке, протоколов и извещений в ЕИС; установление к участникам чрезмерных требований; установление расплывчатых критериев для определения победителя закупки; нарушение правил изменения или расторжения контракта, возврата обеспечения заявки или исполнения контракта и пр. Рассмотрим некоторые нарушения.
Неверное определение НМЦК или цены контракта
с единственным поставщиком
Первое, на что мы обратим внимание, - это неверный способ определения цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ <1> НМЦК или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов:
- метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативного метода;
- тарифного метода;
- проектно-сметного метода;
- затратного метода.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным.
Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК утверждены Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. Однако достаточно подробная регламентация вопроса установления НМЦК не мешает заказчикам совершать ошибки.
Так, Вологодским УФАС в ходе внеплановой проверки по жалобе ООО было установлено нарушение п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заказчиком, проводившим электронный аукцион на закупку услуг по капитальному ремонту здания. Для определения НМЦК заказчик должен был использовать проектно-сметный метод. Согласно упомянутым Методическим рекомендациям основанием для определения НМЦК на капитальный ремонт является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ. Сводным сметным расчетом была предусмотрена стоимость работ с НДС в размере 6393,43 тыс. руб. В то время как НМЦК, установленная заказчиком, составляет 6 млн руб.
Таким образом, НМЦК определена неверно, в результате УФАС выдало предписание об аннулировании аукциона (Решение Вологодского УФАС от 06.05.2016 N 5-2/86-16).
Неверный способ закупки
Как показывает практика, к выбору способа закупки нужно подходить со всей ответственностью.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при проведении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ. Но иногда заказчики то ли по неосмотрительности, то ли по неверному истолкованию норм законодательства нарушают эти правила. А это административное правонарушение.
Примечание. Ответственность за несоблюдение требований Закона N 44-ФЗ при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлена ст. 7.29 КоАП РФ.
Так, Решением ФАС России от 28.06.2016 по делу N К-1005/16 заказчик был признан нарушившим положения Закона N 44-ФЗ и материалы по нему переданы в Управление контроля размещения государственного заказа ФАС для привлечения к административной ответственности. А дело было в том, что заказчик проводил конкурс, а должен был осуществить закупку через электронный аукцион, поскольку объект закупки подпадал под действие Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О Перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
Признание заявки на участие соответствующей требованиям,
если участнику, подавшему такую заявку,
должно быть отказано в допуске к участию в закупке
Требования к заявкам участников закупки, так же как и основания для отказа в признании заявок соответствующими законодательству, документации о закупке и извещению, регламентированы нормами Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем часто члены закупочной комиссии (конкурсной, аукционной, единой и пр.) закрывают глаза на Закон N 44-ФЗ и признают победителем того участника, который им нужен, даже несмотря на несоответствие его заявки требованиям. Однако это может выйти им боком.
Частью 6 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность:
- за отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений по основаниям, не предусмотренным Законом N 44-ФЗ;
- за признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию.
Примечание. За нарушения по ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере 5% НМЦК, но не более 30 000 руб.
Так, Приморский краевой суд Решением от 30.09.2015 по делу N 7-21-1123 оставил в силе решение УФАС по Приморскому краю, которым члена единой комиссии привлекли к административной ответственности в виде штрафа в размере 11 640 руб. Свое Решение суд обосновал тем, что комиссия по осуществлению закупок допустила к проведению запроса котировок ЗАО, в заявке которого не содержались сведения об ИНН генерального директора, хотя это прямо предусмотрено п. 4 ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ.
Нарушения в описании объекта закупки
В ст. 33 Закона N 44-ФЗ достаточно подробно регламентирован порядок описания объекта закупки. По общему правилу описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Приводить все требования мы не будем, а скажем лишь, что при описании объекта закупки:
- не нужно указывать (даже косвенно) на одного конкретного производителя;
- нельзя устанавливать нестандартные показатели без обоснования использования таковых;
- нельзя требовать дополнительных характеристик товара, работы или услуги, если ГОСТами, СНиПами и иной технической и технологической документацией не предусмотрены такие требования.
Нарушение сроков
Закон N 44-ФЗ достаточно подробно регламентирует закупочные процедуры, причем не только состав сведений и документов, подлежащих оформлению и размещению в ЕИС заказчиком, но и сроки совершения последним различных действий. Например, при НМЦК более 3 млн руб. заказчик обязан разместить извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок (ч. 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ). Некоторые заказчики вроде и отсчитывают этот срок, но устанавливают время окончания приема заявок на утро, например 9.00. В таком случае последний день срока фактически выпадает и контролеры признают подобные действия нарушением законодательства (см., например, Решение ФАС России от 21.05.2015 по делу N К-610/15).
Нарушения Закона N 223-ФЗ
Несмотря на то что Закон N 223-ФЗ <2> дает заказчикам более широкие полномочия, чем Закон N 44-ФЗ, образовательные организации, закупающие товары, работы и услуги в соответствии с ним, также совершают различные нарушения.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Немалая часть образовательных организаций является бюджетными, а они как раз могут осуществлять закупку по правилам Закона N 223-ФЗ, если приняли и разместили в ЕИС положение о закупке товаров, работ и услуг. Однако некоторые закупки такие учреждения все-таки должны проводить по нормам Закона N 44-ФЗ, например закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Утверждение положения о закупке ненадлежащим лицом
Особое внимание уделим положению о закупке как основному документу, регламентирующему закупочную деятельность. Положение должно быть утверждено надлежащим лицом, и его нормы не должны противоречить Закону N 223-ФЗ.
Так, председатель единой закупочной комиссии заказчика была привлечена ФАС к ответственности в виде штрафа по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ за то, что при организации и проведении запроса предложений руководствовалась положением о закупке БУ, утвержденным генеральным директором этого учреждения. Согласно п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ учредителем БУ являлось министерство, следовательно, положение о закупке должно было быть утверждено именно им (Постановление ФАС России от 18.09.2015 по делу N П-735/14/АК629-15).
Несоблюдение сроков
Отдельные сроки размещения тех или иных документов, сроки заключения контракта и пр. установлены Законом N 223-ФЗ, а некоторые закрепляются в положении о закупке. Независимо от того, каким документом они установлены, их нужно соблюдать.
1. На основании ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. Нарушение этого срока грозит штрафом для должностных лиц в размере от 2000 до 5000 руб., для юридических лиц - от 10 000 до 30 000 руб. Например, заказчик был оштрафован на 10 000 руб. за то, что протокол рассмотрения аукционных заявок от 19.08.2015 разместил в ЕИС лишь 02.09.2015 (Постановление ФАС России от 08.06.2016 по делу N 223ФЗ-236/15/АК514-16).
2. Планы закупок размещаются заказчиками в ЕИС согласно срокам, определенным положением о закупке (п. 10 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932). Так, в соответствии с Постановлением ФАС России от 30.12.2015 по делу N АК1107-15 заказчик был привлечен к административной ответственности в виде штрафа за то, что разместил план закупок на 2015 г. 14.01.2015, хотя такой план нужно было разместить не позднее 31.12.2014.
3. Размещение разъяснений документации о закупке необходимо осуществлять в трехдневный срок со дня поступления запроса о разъяснениях (ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Вместе с тем довольно часто этот срок нарушается. В частности, ФАС оштрафовала заказчика на 20 000 руб. за то, что ему поступил запрос на дачу разъяснений положений документации о закупке не позднее 19.07.2014, а сами разъяснения были размещены заказчиком лишь 14.08.2014 (Постановление ФАС России от 03.04.2015 по делу N 223ФЗ-91/14/АК111-15).
Неразмещение информации в ЕИС
Нередко заказчики вовсе не размещают извещения, протоколы, разъяснения и иную необходимую в соответствии с Законом N 223-ФЗ документацию. Вместе с тем в силу ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ это признается административным правонарушением, за которое должностные лица образовательного учреждения могут быть оштрафованы на сумму от 30 000 до 50 000 руб., а сама организация - от 100 000 до 300 000 руб. Например, в соответствии с Постановлением АС МО от 18.04.2016 N Ф05-3911/2016 заказчик оштрафован на 101 000 руб. за неразмещение в ЕИС в составе конкурсной документации информации о значимости установленных критериев оценки заявок, методики (порядка) оценки заявок (порядка присвоения баллов).
Документация о закупке
Содержание документации. Частями 9 и 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ четко определены требования к содержанию извещения о закупке товаров (работ, услуг) и документации о закупке. Иногда заказчики "забывают" про них и публикуют документацию о закупке:
- не в полном объеме;
- содержащую несоразмерные требования к участникам;
- не определяющую порядок оценки заявок участников для выполнения условий контракта и т.д.
Все это провоцирует участников на подачу жалоб, итогом которых становится внеплановая проверка заказчика.
Нечеткие требования к участникам всегда вызывают претензии ФАС. Например, в документации одной из закупок на изготовление сувенирной продукции с символикой заказчика было установлено следующее требование к участнику: наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема. Вместе с тем из документации о закупке нельзя было определить, опыт поставки какого товара принимается в качестве сопоставимого с предметом закупки, а именно опыт поставки какого товара сопоставим с поставкой сувенирной продукции с символикой заказчика. ФАС России в Постановлении от 29.07.2016 N 223ФЗ-315/15/АК629-16 указала, что такое требование к участникам противоречит п. 4 ч. 1 ст. 3 и нарушает ч. 1 ст. 2, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Описание объекта закупки. Заказчики должны указывать в документации о закупке установленные ими требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Так, заказчик в извещении о проведении аукциона в качестве объекта закупки указал станок конкретной марки. При этом возможность поставки аналогичного станка другой марки не предусмотрена. Обосновать такое ограничение заказчик не смог, поэтому Московское областное УФАС установило, что заказчик неправомерно ограничил количество участников закупки (Решение от 13.01.2016 N 07-32-9306эп/15).
Требования к участникам закупки. Определяя требования к участникам закупок, необходимо устанавливать их обоснованно, иначе контролирующие органы могут посчитать, что образовательное учреждение намеренно ограничивает круг участников, и, соответственно, могут применить санкции. Так, ФАС при рассмотрении жалобы участника закупки установила, что заказчик в информационной карте документации к участникам запроса предложений предъявил требование об отсутствии в течение последних двух лет судебных разбирательств в качестве ответчика с заказчиком в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены. Документом, подтверждающим указанное требование, является письмо-декларация в свободной форме. ФАС посчитала, что установление такого требования ограничивает круг участников запроса предложений, поскольку оно не влияет на исполнение обязательств по договору, заключенному по результатам проведения закупки. Решением ФАС России от 27.07.2016 N 223ФЗ-383/16 документы по данному заказчику были переданы в соответствующий орган для возбуждения дела об административном правонарушении.
Обратите внимание! Предъявление требований к участникам закупок, закупаемым товарам, работам, услугам и (или) условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, являются основаниями для привлечения к ответственности по ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 N 09АП-35623/2016 по делу N А40-47790/16).
Отчетность
Согласно ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам:
- закупки товаров, работ, услуг;
- закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
- закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ;
- закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме).
Нарушение сроков размещения отчетов, как и неразмещение их в ЕИС, грозит образовательной организации административным штрафом.
Напомним, что порядок размещения отчетности о заключенных договорах в ЕИС закреплен в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2012 N 908.
Обратите внимание! Заказчики по Закону N 223-ФЗ обязаны размещать в ЕИС сведения обо всех заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг договорах, в том числе сведения о договорах, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, даже при нулевых показателях (Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-336).
Так, один из заказчиков размещал отчеты на сайте ежеквартально, игнорируя требования о ежемесячном размещении отчетов (например, отчеты за июль, август и сентябрь размещены в ЕИС 29 октября), за что и был привлечен к административной ответственности (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 N 10АП-13162/2015 по делу N А41-52706/15).
* * *
Рассмотренные в статье нарушения - это, как говорится, капля в море. Разъяснения Минэкономразвития, постановления Правительства РФ, письма Казначейства и ФАС помогут разобраться в тонкостях закупочной деятельности и не совершать ошибок. Ведь иногда расплата за такую ошибку может быть существенной - административный штраф. В целях сокращения и недопущения нарушений законодательства рекомендуем поддерживать должным образом уровень знаний специалистов, занимающихся закупками.
Т.Шадрина
Эксперт журнала
"Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
|