В настоящее время в каждой организации образуется большое количество документов. Их качество определяется тем, насколько грамотно в организации выстроена система делопроизводства. Кто-то до сих пор не воспринимает делопроизводство как значимую часть деятельности компании, остальные, напротив, уделяют большое внимание этому вопросу, но и одни, и другие абсолютно уверены в том, что правильно оформленные документы - это лицо организации, а работа с ними должна быть построена так, чтобы не тормозить основную деятельность организации.
Взглянуть по-новому на, казалось бы, отлаженные процессы делопроизводства или выстроить новую модель документооборота позволяет аудит делопроизводства организации, который можно начать с аудита документов.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015) под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
В более широком смысле под аудитом понимают процедуру независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. С этой точки зрения аудит делопроизводства - это анализ деятельности компании в области делопроизводства, включающий в себя проверку документации на предмет соответствия законодательству Российской Федерации и внутренним локальным актам, а также оценку организации работы с документами.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида N 37 города Кузнецка" (далее - ДС) является образовательной организацией, осуществляющей в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательной программе дошкольного образования.
Основными целями ДС являются:
- создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение бесплатного дошкольного образования;
- гармоничное формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.
Как и в деятельности любой организации, в ДС создаются локальные нормативные документы. Это документы, определяющие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации, в целом статус ее подразделений и сотрудников, их права, обязанности, ответственность и т.д.
Важнейшим нормативным документом, регулирующим деятельность ДС, является устав, принятый общим собранием коллектива (решение от 25.08.2014 N 102).
Организационная структура ДС определена штатным расписанием. Рациональное распределение труда проводится с помощью должностных инструкций.
Рассмотрим аудит должностных инструкций. Для этого возьмем должностные инструкции секретаря и педагога-психолога, которые приведены на рисунках 1 и 2 соответственно.
Должностная инструкция секретаря
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение │
│ "Детский сад компенсирующего вида N 37 города Кузнецка" │
(МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка) │
│ │
│ "СОГЛАСОВАНО" "УТВЕРЖДЕНО" │
│ Председатель профсоюза Заведующий │
│ МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка │
│ Ежова │
----------- Ежова Т.Н. ___________ Пиунова И.В. │
"01" сентября 2014 г. 14 01.09.2014 │
│ Приказ N -- от ---------- │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ │
│ СЕКРЕТАРЯ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ Срок действия инструкции с 01.09.2014 по 01.09.2019 │
│ │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 1
Должностная инструкция педагога
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение │
│ "Детский сад компенсирующего вида N 37 города Кузнецка" │
(МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка) │
│ │
│ "СОГЛАСОВАНО" "УТВЕРЖДЕНО" │
│ Председатель профсоюза Заведующий │
│ МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка │
│ Ежова │
----------- Ежова Т.Н. ___________ Пиунова И.В. │
"01" сентября 2014 г. 14 01.09.2014 │
│ Приказ N -- от ---------- │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ │
│ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ │
│ 01.09.2014 01.09.2019 │
│ Срок действия инструкции ---------- по ---------- │
│ │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 2
Данные должностные инструкции разработаны секретарем по поручению заведующей ДС сроком на пять лет. Утверждены они заведующей ДС.
В ходе анализа было выяснено, что в обеих должностных инструкциях текст состоит из таких разделов:
1. Общие положения.
2. Обязанности.
3. Права.
4. Ответственность.
5. Взаимоотношения. Связи по должности.
В оформлении документов допущены ошибки:
- отсутствует реквизит "Дата документа";
- отсутствует реквизит "Регистрационный номер документа";
- неверно оформлен реквизит "Гриф утверждения";
- при ссылке на документ сначала указывают, от какой даты, а потом номер;
- не на своем месте расположен "Гриф согласования";
- при расшифровке подписи инициалы должны быть перед фамилией;
- найдены ошибки в нумерации текста.
Таким образом, аудит локальных нормативных актов показал, что в ДС при разработке и оформлении документов не придерживаются ГОСТ Р 6.30-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
Далее при проведении аудита были рассмотрены внутренние и исходящие документы дошкольного учреждения.
Процентное соотношение видов внутренних документов ДС представлено на рис. 3.
Процентное соотношение внутренних документов
Рис. 3
Основными внутренними документами в ДС, как видно из рисунка, являются: приказы по основной деятельности и по личному составу, далее идут распоряжения, докладные записки, акты и справки.
Проанализируем сначала приказы по основной деятельности.
Приказ издается в ДС единолично заведующим в целях разрешения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов деятельности ДС.
Приказы ДС, проанализированные при проведении аудита, приведены на рис. 4.
Приказы МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение │
│ "Детский сад компенсирующего вида N 37 города Кузнецка" │
│ │
│ ПРИКАЗ │
│ │
от 07.12.2014 г. N 126 │
│ │
│ "О возложении обязанностей директора" │
│ │
│ В связи с выездом на совещание руководителей в г. Пензу директора │
МБДОУ ДС N 37 Пиуновой И.В. │
│ │
│ ПРИКАЗЫВАЮ: │
│ │
│ обязанности директора муниципального бюджетного образовательного │
│ учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной │
│ школы - детского сада компенсирующего вида N 37 07.12.2011 возложить на │
заместителя директора по УВР Тухову Е.В. │
│ │
│ Директор Пиунова И.В. Пиунова │
│ │
│ С приказом ознакомлена: Тухова │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение │
│ "Детский сад компенсирующего вида N 37 города Кузнецка" │
(МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка) │
│ │
│ ПРИКАЗ │
│ │
24.09.2014 г. N 17Б │
│ │
│ Об утверждении состава Управляющего совета │
│ │
│ В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об │
│ образовании в Российской Федерации", положением об управляющем совете, │
│ уставом МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка │
│ │
│ ПРИКАЗЫВАЮ │
│ │
│ 1. Утвердить состав управляющего совета МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка от │
│ родительской общественности: Герасимову И.А., Большакову О.А., │
│ Калинову Е.А., Герасимову Е.А.; из работников МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка: │
│ Романову Ю.В., Обухову Г.В.; │
Кооптированные члены: В.В. Фомин. │
Представитель учредителя: О.Н. Маркина. │
2. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. │
│ │
│ Пиунова │
│ Заведующий ------------- И.В. Пиунова │
│ │
│ С приказом ознакомлены: Обухова │
│ Романова │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение │
│ "Детский сад компенсирующего вида N 37 города Кузнецка" │
(МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка) │
│ │
│ ПРИКАЗ │
│ │
От 24.09.2014 г. N 17А │
│ │
│ "Об утверждении комиссии по урегулированию споров │
│ между участниками образовательных учреждений" │
│ │
│ На основании: │
│ - Конвенции о правах ребенка; │
│ - Конституции РФ; │
│ - Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в │
│ Российской Федерации"; │
│ - Федеральных законов "Об основных гарантиях прав ребенка в │
│ Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности │
│ и правонарушений несовершеннолетних"; │
│ - устава МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка; │
│ - положения о комиссии по урегулированию споров между участниками │
│ образовательных отношений МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка │
│ │
│ ПРИКАЗЫВАЮ │
│ │
│ Утвердить комиссию по урегулированию споров между участниками │
│ образовательных отношений в следующем составе: │
│ │
│ - от родительской общественности: │
│ │
│ родителя группы N 14 Адикаеву И.Р; │
родителя группы N 13 Иванову О.А. │
│ │
│ от работников МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка: │
│ │
│ социального педагога Бибарсову Г.Д.; │
педагога-психолога Тухову Е.В. │
│ │
Заведующая Пиунова Пиунова И.В. │
│ │
│ С приказом ознакомлены: Бибарсова Тухова │
│ │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 4
При этом для выявления ошибок в оформлении приказов, образующихся в деятельности ДС, были взяты три различных экземпляра приказа по основной деятельности и проведен анализ, в результате которого выявлены основные ошибки, присущие для каждого из представленных документов.
В оформлении приказа допущены следующие ошибки:
- два приказа подписаны заведующим, а в одном вдруг появился директор ДС;
- в одном приказе отсутствует сокращенное наименование организации;
- дата документа оформлена цифровым способом, с предлогом "от" и в конце даты присутствует "г.";
- заголовок к тексту выделен жирным шрифтом, заключен в кавычки и расположен по левому краю;
- ключевое слово "ПРИКАЗЫВАЮ" в распорядительной части расположено в разных приказах по-разному;
- при ссылке на нормативные и законодательные акты в констатирующей части приказа у одних документов указаны дата и номер, у других нет;
- текст приказа не разбит на пункты;
- отсутствует пункт "контроль за исполнением возложить на...";
- отсутствует реквизит "виза согласования", который проставляется на обратной стороне документа;
- реквизит "подпись" во всех документах оформлен неверно.
Таким образом, в оформлении приказов было выявлено достаточно большое количество ошибок, которые влияют и на юридическую силу документа, и на его восприятие, и, в конечном счете, на эффективность управления в целом.
Следующими аудиту были подвергнуты акты. Акты в ДС составляются коллегиально (должно быть не менее двух составителей). Нередко акты составляются специально создаваемыми комиссиями, состав которых утверждается распорядительным документом заведующим детским садом.
Акты могут составляться и постоянно действующими комиссиями на регулярной основе.
Некоторые проанализированные акты ДС представлены на рис. 5.
Акты МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ АКТ │
│ приемки оборудования/проверки испытания │
│ в групповых помещениях │
│ в МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка │
│ │
от 12 сентября 2014 г. │
│ │
│ Мы, нижеподписавшаяся комиссия в составе: заведующего Пиуновой И.В., │
│ завхоза Дерябиной А.В., председателя профкома Ежовой Т.Н., составили │
│ настоящий акт о том, что оборудование в групповых помещениях готово к │
эксплуатации. │
│ │
│ Пиунова │
Заведующий МБДОУ ДС N 37 ----------- Пиунова И.В. │
│ Дерябина │
Завхоз ---------------------- Дерябина А.В. │
│ Ежова │
Пред. профкома -------------- Ежова Т.Н. │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ АКТ │
│ об испытании водопровода │
│ в МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка │
│ │
от 12 июля 2014 г. │
│ │
│ Мы, нижеподписавшаяся комиссия в составе: директора Пиуновой И.В., │
│ заместителя директора по АХЧ Дерябиной А.В., слесаря Мазюнина М.М., │
│ составили настоящий акт о том, что провели испытание участка │
│ водопровода по ул. Минская, 4, на водоотдачу, водопровод на данном │
│ участке - 150 мл, кольцевое давление на момент проверки составило 4 атм, │
│ требуемый расход - 0,2 л. Таким образом, фактический расход │
соответствует требуемому. │
│ │
│ Пиунова │
Директор МБДОУ ДС N 37 ----------- Пиунова И.В. │
│ Дерябина │
Зам. дир. по АХЧ ----------------- Дерябина А.В. │
│ Мазюнин │
Слесарь --------------- Мазюнин М.М. │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 5
Для выявления ошибок были взяты два различных экземпляра акта.
Анализ показал, что в оформлении акта допущены следующие ошибки:
- отсутствуют полное и сокращенное наименования организации (акты должны оформляться на общем бланке);
- наименование вида документа должно располагаться после реквизита "наименование организации";
- "наименование организации" включено в заголовок к тексту;
- дата документа оформлена цифровым способом, в котором присутствует "от" и в конце даты стоит буква "г.", которой не должно быть при цифровом способе;
- отсутствует реквизит "регистрационный номер документа";
- заголовок к тексту отвечает то на вопрос "о чем?", то на вопрос "чего?";
- текст не разбит на две основные части - вводную и основную, отсутствуют данные о количестве составленных экземпляров и их местонахождении; текст не выровнен по ширине, нет красной строки;
- при перечислении состава комиссий не указаны "роли" членов комиссий: кто председатель, а кто члены;
- подпись оформлена неверно: неправильно выровнена, при расшифровке инициалы должны быть перед фамилией, указывать нужно председателя и членов комиссии, а не должности членов комиссии в ДС.
Анализ актов подтвердил наличие огрехов и в этих документах.
Исходящий документопоток состоит из документов, создаваемых в ДС и отправляемых за ее пределы. Исходящие документы создаются в ответ на поступившие письменные или устные запросы или как инициативные документы, требующие или не требующие ответа. Обычно в этих целях создаются письма.
Два из проанализированных писем показаны на рис. 6.
Письма МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение │
│ "Детский сад компенсирующего вида N 37 города Кузнецка" │
(МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка) │
│ │
│ ПРИКАЗ │
│ │
│ 24.09.2014 N 17Б │
│ │
│ Об утверждении состава Управляющего совета │
│ │
│ В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об │
│ образовании в Российской Федерации", положением об управляющем совете, │
│ уставом МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка │
│ │
│ ПРИКАЗЫВАЮ: │
│ │
│ 1. Утвердить состав управляющего совета МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка: │
│ - от родительской общественности: И.А. Герасимову, О.А. Большакову, │
│ Е.А. Калинову, Е.А. Герасимову; │
│ - из работников МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка: Ю.В. Романову, │
Г.В. Обухову. │
Кооптированные члены: В.В. Фомин. │
Представитель учредителя: О.Н. Маркина. │
2. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. │
│ │
│ Пиунова │
│ Заведующий ------------- И.В. Пиунова │
│ │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение │
│ "Детский сад компенсирующего вида N 37 города Кузнецка" │
(МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка) │
│ │
│ ПРИКАЗ │
│ │
│ 24.09.2014 N 17А │
│ │
│ Об утверждении комиссии по урегулированию споров │
│ между участниками образовательных учреждений │
│ │
│ В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, │
│ Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в │
│ Российской Федерации", Федеральными законами "Об основных гарантиях прав │
│ ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики │
│ безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", уставом МБДОУ ДС │
│ N 37 г. Кузнецка, положением о комиссии по урегулированию споров │
│ между участниками образовательных отношений МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка │
│ │
│ ПРИКАЗЫВАЮ: │
│ │
│ 1. Утвердить комиссию по урегулированию споров между участниками │
│ образовательных отношений в следующем составе: │
│ от родительской общественности: │
│ - родителя группы N 14 И.Р. Адикаеву; │
- родителя группы N 13 О.А. Иванову. │
│ от работников МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка: │
│ - социального педагога Г.Д. Бибарсову; │
- педагога-психолога Е.В. Тухову. │
2. Контроль за исполнением оставляю за собой. │
│ │
Заведующий Пиунова Пиунова И.В. │
│ │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 6
В ходе аудита писем были выявлены ошибки в их оформлении:
- отсутствует полное наименование организации;
- в справочных данных об организации у телефона не указан код города, отсутствует код по ОКПО;
- при оформлении реквизита "адресат" допущены ошибки: инициалы должны стоять перед фамилией получателя и в адресате не указывается фамилия отправителя письма;
- дата документа оформлена цифровым способом, в котором указан "г.";
- присутствует реквизит "наименование вида документа", хотя в письмах он не используется;
- отсутствует заголовок к тексту;
- в тексте отсутствует речевая этикетная форма "Уважаемый(ая)...!";
- неверно, как и во всех документах, оформлен реквизит "подпись".
Примеры правильного оформления проанализированных документов
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение │
│ "Детский сад компенсирующего вида N 37 города Кузнецка" │
(МБДОУ ДС N 37 г. Кузнецка) │
│ │
│ АКТ │
│ │
│ 12.09.2014 N 53 │
│ │
│ Приемки оборудования групповых помещений │
│ │
│ Составлен комиссией: │
│ Председатель - заведующий И.В. Пиунова; │
│ Члены комиссии: │
│ - заместитель директора по АХЧ А.В. Дерябина; │
- председатель профкома Т.Н. Ежова. │
│ │
│ Комиссия 12.09.2014 провела приемку оборудования и выявила, что │
оборудование в групповых помещениях готово к эксплуатации. │
│ │
│ Составлен в 2 экземплярах: │
│ 1-й экз. направлен в бухгалтерию; │
2-й экз. - дело N 56. │
│ │
│ Председатель Пиунова И.В. Пиунова │
│ Члены комиссии: Дерябина А.В. Дерябина │
│ Ежова Т.Н. Ежова │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Муниципальное бюджетное Начальнику │
│ дошкольное образовательное управления образования │
│ учреждение "Детский сад г. Кузнецка │
│ компенсирующего вида N 37 Л.А. Борисовой │
│ г. Кузнецка" ул. Московская, д. 7, │
│ (МБДОУ ДС N 37) г. Кузнецк, │
│ ул. Минская, д. 4, г. Кузнецк, Пензенская обл., 442337 │
│ Пензенская обл., 442337 │
│ тел.: (541) 7-48-68 │
│ E-mail: VJE37@yandex.ru │
│ ОГРН 1055500659995 │
│ ИНН/КПП 5503014503/380301001 │
│ │
│ │
┌─────────────────────┤ 20.09.2014 N 20 │
│ Муниципальное об│ на N 17 от 18.09.2014 │
│ учреждение детс│ │
│ │ Уважаемая Людмила Анатольевна! │
│ 12.07.2014 │ │
┌──────────────┤ │ Довожу до Вашего сведения по существу жалобы │
│ Муниципал│ Об│ родителей по поводу промокания потолка и стен │
образова│ │ группы N 3, расположенной на 1-м этаже. │
│ компенси│ Составлен комиссией:│ Данный объект был обследован и были произведены │
│ (М│ Председатель: директ│ работы по устранению промокания потолка и стен │
│ Члены комиссии: │ сотрудником ХЭКа С.А. Мыльниковым. │
│ ДОЛЖНОСТН│ - заместитель директ│ Предположительно было выявлено: │
│ │ - слесарь М.М. Мазюн│ - заполнение канализации группы N 9, расположенной │
│ 00.00.000│ Комиссия 12.07.2│ над группой N 3; │
│ │ д. 4 на водоотдачу. │ - износ канализационной трубы, расположенной внутри │
│ │ участке 150 мл, водо│ стен здания; │
│ │ требуемый расход 0,2│ - износ ливневок, расположенных на крыше, │
│ │ требуемому │ проходящих внутри стен здания, можно определить с │
│ │ наступлением сильных дождей. │
│ │ Составлен в 2 экземп│ В настоящее время протекание устранено, стены и │
│ 1-й экз. в бухгалтер│ потолок высыхают. │
│ Секретарь │ 2-й экз. - дело N 56│ │
│ │ │ │
│ С инструкцией│ Председатель │ Заведующая Пиунова И.В. Пиунова │
│ │ │ │
│ 00.00.0000 │ Члены комиссии │ Н.В. Федоров │
│ │ │ 99-00 │
└─────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 7
Л.Р.Фионова
Пензенский государственный университет
Г.В.Кошелева
Пензенский государственный университет
Ю.Ю.Фионова
Пензенский государственный университет
|