Начиная с 2015 г. Федеральное казначейство в рамках операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета осуществляет операции покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо.
В международной практике под операциями репо (repo <1>) понимают сделки покупки (продажи) ценных бумаг с обязательством продажи (покупки) ценных бумаг через определенный срок по заранее определенной цене. Операции репо состоят из двух частей: первая часть - исходная покупка (продажа) ценных бумаг, вторая часть - обратная продажа (покупка) ценных бумаг.
--------------------------------
<1> Repo - сокращение or repossession (восстановление владения) и repurchase agreement (соглашение об обратном выкупе).
Промежуток времени между датами исполнения первой и второй частей договора репо называется сроком репо, который исчисляется в календарных днях со дня, следующего за днем исполнения обязательств по первой части договора репо. Разница между ценой покупки и продажи ценных бумаг считается процентным доходом по договору репо и называется процентной ставкой репо.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 777 покупателем ценных бумаг по первой части договора репо и продавцом ценных бумаг по второй части договора репо является Федеральное казначейство. Продавцом ценных бумаг по первой части договора репо и покупателем ценных бумаг по второй части договора репо является кредитная организация.
По своей экономической сущности операции репо - это размещение средств федерального бюджета в кредитных организациях под залог ценных бумаг - облигаций федерального займа (ОФЗ).
Порядок осуществления Федеральным казначейством операций репо определен Приказом Федерального казначейства от 09.01.2014 N 1н.
Основными участниками данных операций являются Федеральное казначейство, Банк России, Минфин России, клиринговая организация, центральный депозитарий, небанковская кредитная организация, осуществляющая расчеты по договорам репо, кредитные организации.
Операции репо осуществляются Федеральным казначейством с кредитными организациями, отвечающими требованиям, установленным Постановлением N 777, и заключившими с Федеральным казначейством (территориальным органом Федерального казначейства) генеральное соглашение о покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо. Генеральное соглашение заключается на календарный год и не подлежит продлению, если кредитная организация в течение года не заключила с Федеральным казначейством ни одного договора репо и (или) перестала соответствовать требованиям Постановления N 777.
Поскольку операции репо осуществляются с обеспечением, то требования к кредитным организациям снижены по сравнению с депозитными операциями Федерального казначейства. Так, для заключения договоров репо с Федеральным казначейством кредитная организация должна удовлетворять следующим требованиям:
- наличие генеральной лицензии Банка России и размера собственных средств (капитала) в размере не менее 1 млрд руб.;
- отсутствие действующей в отношении кредитной организации меры воздействия, примененной Банком России за нарушение обязательных нормативов;
- отсутствие задолженности по депозитным операциям и операциям репо Федерального казначейства;
- обязанность кредитных организаций по заключению соглашения с подразделениями Банка России и получения согласия расчетной организации о безакцептном списании средств со счета кредитной организации в пользу Федерального казначейства в случае нарушения кредитной организацией обязательств по договору репо по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени).
Федеральное казначейство принимает решение о проведении отбора заявок кредитных организаций на заключение договоров репо на основании данных кассового планирования исполнения федерального бюджета и состояния единого счета федерального бюджета, конъюнктуры финансовых рынков и в соответствии с предложениями Банка России о периоде проведения отборов заявок, объеме средств федерального бюджета, направляемых на покупку ценных бумаг по договорам репо, о ценных бумагах, в отношении которых заключаются договоры репо, сроке договора репо и минимальной процентной ставке репо, а также Федеральное казначейство определяет начальный дисконт стоимости ценных бумаг, предельное значение обеспеченности сделок репо (трешхолд), внесение компенсационных взносов и др.
Федеральное казначейство перед проведением отбора заявок рассчитывает для каждой кредитной организации, с которой заключено генеральное соглашение, лимит размещения средств в репо, который включает максимально допустимый совокупный размер средств федерального бюджета, в пределах которого с кредитной организацией могут заключаться договоры репо (лимит на средства репо) и лимит покупки, в пределах которого кредитная организация вправе подавать заявки (лимит на заявки).
Лимит на средства репо для кредитной организации рассчитывается путем умножения размера собственных средств (капитала) на коэффициент:
1 - если кредитная организация обладает собственными средствами (капиталом) в размере 20 млрд руб. и более;
0,5 - если кредитная организация обладает собственными средствами (капиталом) в размере менее 20 млрд руб.
Размер собственных средств (капитала) определяется по данным на день расчета из ежемесячной отчетности кредитной организации, представленной в Банк России.
Федеральное казначейство перед проведением отбора заявок доводит лимиты до сведения кредитных организаций.
Кредитные организации, в соответствии с расписанием отбора заявок, направляют Федеральному казначейству в электронном виде заявки. Размер денежных средств в заявке не может быть меньше минимального размера одной заявки, установленного Федеральным казначейством. Совокупный размер денежных средств в заявках одной кредитной организации не должен превышать значения лимита на заявки репо. Процентная ставка в заявке не может быть ниже установленной минимальной процентной ставки репо.
По окончании приема заявок Федеральное казначейство устанавливает значение процентной ставки отсечения и (или) признает отбор заявок несостоявшимся и доводит решение до кредитных организаций, подавших заявки. На основании ставки отсечения Федеральное казначейство обеспечивает заключение договора репо путем направления кредитной организации информации о заключении договора репо.
На первом этапе агентом Федерального казначейства по проведению отбора заявок выступает Банк России. Для расчетов по операциям репо привлечены клиринговая и расчетная организации, Центральный депозитарий. Также Федеральное казначейство для проведения операций репо открыло в НКО АО НРД торговый банковский счет и счет депо по учету ценных бумаг.
Результаты проведенных отборов заявок кредитных организаций на заключение договоров репо показали позитивную динамику интереса со стороны кредитных организаций к данному финансовому инструменту. Первыми начиная с мая месяца 2015 г. стали операции однодневного репо (overnight), начиная с 2016 г. были проведены первые операции репо с более длительным сроком - до 14 дней. По состоянию на 1 октября 2016 г. Федеральным казначейством по договорам репо было направлено средств федерального бюджета в объеме 26,6 трлн руб. Доход от данных операций составил 19,2 млрд руб.
Особенность проведения операций репо заключается в том, что отбор заявок кредитных организаций и проведение расчетов по заключенным договорам репо осуществляются в разных системах и разведены по времени. Федеральное казначейство проводит отбор заявок не на организованных торгах (торговой площадке Bloomberg), а расчеты осуществляет клиринговая организация с использованием счетов, открытых Федеральному казначейству и кредитным организациям в расчетной организации и депозитарии.
Расчеты по договорам репо осуществляются в соответствии с правилами клиринга (клиринговой организации), условиями проведения депозитарной деятельности с исполнением следующих условий:
- путем зачета взаимных обязательств;
- с заменой ценных бумаг по договору репо на другие ценные бумаги из перечня ценных бумаг, определенного Федеральным казначейством;
- с учетом установления начальных значений дисконтов и предельных значений обеспеченности (трешхолдов);
- с учетом внесения компенсационного взноса ценными бумагами.
Использование начальных дисконтов и установление трешхолдов является важнейшим элементом системы управления рисками при проведении операций репо, к которым относятся кредитный риск (неисполнение или несвоевременное исполнение кредитной организацией второй части договора репо) и рыночный риск, связанный с изменением стоимости обеспечения договора репо в зависимости от рыночных цен на ценные бумаги, находящиеся в обеспечении договора репо.
Кредитный риск связан с вероятностью текущей или будущей неплатежеспособности кредитных организаций. Особенно возрастает в случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В этом случае у Федерального казначейства остаются ценные бумаги (ОФЗ), переданные по первой части договора репо.
Рыночные риски связаны с изменением рыночных цен на ценные бумаги и, как следствие, изменением стоимости обеспечения договора репо. Особенно рыночные риски возрастают при проведении операций репо со сроками более 1 дня, так как в период действия договора репо сумма обязательств (сумма денежных средств, переданная по первой части договора репо) и сумма обеспечения (рыночная стоимость ценных бумаг, переданных по первой части договора репо) могут существенно меняться. При этом сумма обязательств увеличивается на сумму начисленных процентов, а сумма обеспечения зависит от рыночной конъюнктуры.
Для управления рыночными рисками используются инструменты дисконтирования обеспечения, контроль клиринговой организацией достаточности обеспечения и внесение компенсационных взносов.
Размер дисконта устанавливается Федеральным казначейством и является величиной, характеризующей превышение рыночной стоимости обеспечения над размером соответствующего обязательства на данный момент в течение срока договора репо. В настоящее время начальный дисконт по операциям репо Федерального казначейства составляет 5%.
Предельное значение обеспеченности определяет размер минимально допустимого отклонения стоимости обеспечения от стоимости обязательств по договору репо на данный момент в течение срока договора репо и предусматривает внесение кредитными организациями компенсационных взносов ценными бумагами в случае, если данное отклонение нарушено.
В настоящее время предельное значение обеспеченности по операциям репо Федерального казначейства составляет 0,05%.
В случае невнесения кредитной организацией компенсационного взноса для достижения предельного значения обеспеченности договора репо, если внесение компенсационного взноса было предусмотрено условиями заключения договора репо, Федеральное казначейство имеет право на досрочное расторжение второй части договора репо.
Инструментом управления кредитными рисками является применение механизма списания в пользу Федерального казначейства суммы неисполненных обязательств кредитной организации по договору репо по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени) с корреспондентского счета кредитной организации в Банке России и банковских счетов кредитной организации в расчетной организации на основании поручения Федерального казначейства без распоряжения владельца счета.
В связи с ростом дефицита федерального бюджета и в целях безусловного возврата средств федерального бюджета, направленных на операции по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, Федеральное казначейство уделяет большое внимание развитию более надежных залоговых финансовых инструментов, в частности операций репо.
В этой связи были подготовлены и утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2016 N 869 поправки в Постановление N 777, направленные на совершенствование операций репо.
С одной стороны, с целью снижения рисков невозврата бюджетных средств предусмотрены требования к небанковской кредитной организации, в которой Федеральное казначейство открывает торговый банковский счет, в частности наличие капитала (собственных средств) в размере не менее 1 млрд руб.
С другой стороны - в целях увеличения доходов от операций репо предусмотрена вариативность установления или неустановления Федеральным казначейством по согласованию с Минфином России для кредитных организаций лимита покупки ценных бумаг по договорам репо. Такое изменение позволит как снять ограничение для кредитных организаций в объемах участия в операциях репо, так и установить его в случае изменения ситуации на финансовом рынке.
Это особенно актуально на современном этапе, так как значительное количество кредитных организаций получили от государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в рамках мер по повышению капитализации, предусмотренных ст. ст. 3 и 3.2 Федерального закона от 29.12.2014 N 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и ст. 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облигации федерального займа на 1 трлн руб.
Вся информация, необходимая участникам финансового рынка, касающаяся нормативно-правовой составляющей и основных параметров операций репо, опубликована на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе "Финансовые операции".
|