Воскресенье, 24.11.2024, 16:58
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » БУХГАЛТЕРАМ И ЮРИСТАМ » Бухгалтерская пресса

Богатый И. Вакцинация работников

Для того чтобы пережить период сезонных эпидемий с минимальными потерями и сохранить трудоспособный коллектив, работодатели могут провести вакцинацию сотрудников. Данное действие косвенно вытекает из требований, предъявляемых законодательством РФ к работодателю.

Требования законодательства

Напомним, что все работодатели должны обеспечить работникам безопасные условия труда и его охрану. Статья 212 Трудового кодекса РФ обязывает их обеспечить в том числе:

- организацию проведения за счет собственных средств в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований);

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.

Охрана труда в числе прочего включает в себя и лечебно-профилактические мероприятия. В этих целях работодателем по установленным нормам, в частности, оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для оказания медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ).

Примечание. Приближается зимний сезон, а с ним обычно возрастает число простудных заболеваний, которые иной раз переходят и в эпидемии. Данные статистики по заболеванию гриппом поставили перед необходимостью более внимательно отнестись к его профилактике не только медиков, но и руководителей экономического субъекта. Ведь они прямо заинтересованы в том, чтобы их подчиненные были здоровы и могли полноценно работать.

Разработка и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий входят в обязанность работодателей организации и предпринимателей. Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" им настоятельно рекомендуется в том числе разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Пункт 2 ст. 25 Закона N 52-ФЗ обязал организации и индивидуальных предпринимателей осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для работников условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников.

В целях же предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) им надлежит своевременно и в полном объеме проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе мероприятия по осуществлению медицинских осмотров, профилактических прививок (п. 1 ст. 29 Закона N 52-ФЗ).

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в силу п. 3 ст. 29 Закона N 52-ФЗ проводятся в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ.

Примечание. Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ст. 35 Закона N 52-ФЗ).

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, согласно п. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ имеют право давать юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, к которым также относятся профилактические прививки.

Профилактику гриппа регулируют Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" (приведены в Приложении к Постановлению Главного государственного врача РФ от 18.11.2013 N 63). Среди методов профилактики гриппа названа и вакцинация (разд. VIII, XI и XII СП 3.1.2.3117-13).

К основным методам защиты населения от гриппа относят, в частности, специфическую профилактику с использованием живых, инактивированных, расщепленных и субъединичных вакцин в предэпидемический период.

На работодателя нормой п. 1 ст. 30 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" возлагается обязанность по осуществлению профилактики инфекционных заболеваний в рамках программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

Приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н утвержден Национальный календарь профилактических прививок. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям (ст. 1 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"). Согласно данному Календарю ежегодной вакцинации против гриппа подлежат, в частности:

- взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы);

- беременные женщины;

- взрослые старше 60 лет;

- лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями легких, сердечно-сосудистыми заболеваниями, метаболическими нарушениями и ожирением.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 определен Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень N 825).

Как видим, отдельными нормативными правовыми актами предусмотрена обязанность по проведению работодателями профилактических мероприятий, в частности таких, как вакцинация работников.

Не столь уж и редко в коллективный договор в раздел охраны труда включается специальный пункт о проведении вакцинации от гриппа работников экономического субъекта.

Проведение вакцинации

Осуществить вакцинацию можно по-разному. Ее проведение может быть предусмотрено в перечне:

- медицинских услуг по договору, заключенному работодателем с медицинской организацией в пользу работников, либо

- страховых случаев по договорам личного страхования, заключенным работодателем со страховой организацией, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

Примечание. Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний (Методические указания МУ 3.3.1.1095-02 "Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.01.2002).

В этом случае самостоятельный расход на профилактические мероприятия не будет фигурировать ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, поскольку потраченные на них средства войдут в затраты по соответствующим договорам.

Возможна закупка вакцины с последующей ее передачей работникам для самостоятельной вакцинации. Хотя при таком варианте и происходит экономия на услугах медиков, но он не столь уж и привлекателен.

Во-первых, существует вероятность, что работник в конце концов не станет делать вакцинацию.

Во-вторых, работодателям не столь уж и корректно закупать вакцину и выдавать ее на руки работникам, ведь большинство из них не относятся к аптечным учреждениям (для этого необходима специальная лицензия), в которых созданы условия для ее хранения.

Профилактические прививки проводятся гражданам в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии соответствующей лицензии на медицинскую деятельность (ст. 11 Закона N 157-ФЗ). Общей лицензии на медицинскую деятельность недостаточно, должна быть лицензия именно на проведение ежегодных профилактических прививок для предупреждения инфекционных заболеваний.

Отпуск медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, производится по рецептам врачей аптечными организациями и организациями здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (ст. 12 Закона N 157-ФЗ).

Медицинские иммунобиологические препараты - вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням (ст. 1 Закона N 157-ФЗ).

Не исключено, что медицинские работники не станут осуществлять введение вакцины лицу, обратившемуся к ним со своим лекарственным препаратом, поскольку могут возникнуть вопросы по нарушению условий ее транспортировки и хранения. А это, в свою очередь, может привести в лучшем случае к неэффективности прививки, а в худшем - к осложнениям после вакцинации (гл. VIII Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.02.2016 N 19). Только при проведении вакцинации в специализированных центрах гарантируется годность препарата.

После вакцинации выдают справку и фиксируют название вакцины, серию, номер, дату проведения прививки, название лечебного учреждения, наличие отрицательных реакций.

И, наконец, фискалы с большей вероятностью воспримут такую передачу вакцины безвозмездной. А это, в свою очередь, повлечет за собой:

- отказ в признании расходов в налоговом учете в силу п. 16 ст. 270 НК РФ;

- доначисление НДС согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ;

- признание занижения базы при исчислении НДФЛ в соответствии с нормами п. 1 ст. 210 и п. 1 ст. 211 НК РФ.

Проверяющие же из ПФР и ФСС РФ, скорее всего, признают рассматриваемую передачу вакцины иными выплатами, осуществленными застрахованным лицам в натуральной форме. Они при этом посчитают, что база при исчислении страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ, была занижена, и доначислят соответствующие суммы взносов (ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 7, ч. 1 и 6 ст. 8, ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

С учетом этого целесообразно все же заключить специальный договор с медицинской организацией на вакцинацию работников.

Если работодателем принято решение о проведении вакцинации работников, то это прежде всего надлежит зафиксировать в его приказе. В преамбуле приказа желательно обосновать (со ссылками на законодательство и коллективный договор при наличии в нем обязанности ее осуществления) необходимость вакцинации работников, к примеру так, как показано в образце 1.

Образец 1

В соответствии с требованием законодательства РФ по охране труда и проведению профилактических мероприятий, направленных на снижение и предотвращение заболеваемости работников, во избежание остановки производственного процесса (ст. ст. 212, 209, 223 ТК РФ; ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 8.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.1317-13, п. ... раздела "Охрана труда" коллективного договора)...

С этим приказом следует ознакомить всех работников. Каждому из них желательно при этом высказать свое отношение к вакцинации - согласие или несогласие на участие в ней (пример формы, используемой для ознакомления, приведен в образце 2). Ведь вакцинация - это дело добровольное, поскольку профилактические прививки проводятся с согласия граждан. Физические лица при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок (ст. 5, п. 2 ст. 11 Закона N 157-ФЗ). Таким образом, заставить работника сделать прививку работодатель не вправе.

Образец 2

N

Ф. И. О. работника

С приказом ознакомлен (подпись)

Согласен (не согласен) сделать вакцинацию

Дата

После того как все работники ознакомятся с приказом, станет ясно, кто из них будет участвовать в вакцинации. На основе этих данных заключается договор с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию. Копию лицензии желательно подшить к договору.

Вакцинацию против гриппа, осуществляемую на территории работодателя, в соответствии с требованиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разрешено проводить в медицинских кабинетах или в отведенных для этих целей помещениях организации, которые отвечают санитарно-гигиеническим требованиям и оснащены необходимым для этого оборудованием. При наличии таких помещений для проведения вакцинации медицинская организация присылает своего работника (при большом количестве вакцинируемых - бригаду работников) с необходимым количеством вакцин. И он (они) делает прививки тем сотрудникам, которые дали согласие на участие в вакцинации.

После этого оформляется акт об оказании услуг. К нему, как правило, прилагается список работников, которым сделаны прививки.

Отметим, что отсутствие рассматриваемой прививки может привести к отстранению сотрудника от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Если сотрудник осуществляет свои трудовые функции на работах, приведенных в Перечне N 825, то работодатель имеет право отстранить его от работы в случае отказа от профилактической прививки. Это следует из нормы ст. 76 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных законодательством РФ. А обязывает его это осуществить в рассматриваемом случае норма абз. 4 п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для такого отстранения или недопущения к работе.

Отказ сотрудника, выполняющего работу из Перечня N 825, от проведения вакцинации будет являться неисполнением им трудовых обязанностей, за которое может быть применено дисциплинарное взыскание в соответствии со ст. 192 ТК РФ. Согласно данной норме за совершение работником дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. В силу ст. 193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Трудовой договор в силу п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может быть расторгнут работодателем в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Если работник отказался от прохождения профилактической вакцинации, а по состоянию здоровья противопоказаний у него нет, то в отношении его может быть применено дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора, при наличии же непогашенных дисциплинарных взысканий указанный работник может быть уволен на основании упомянутого п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Лицо, принимаемое на должность педагогического работника, согласно п. 12 Перечня N 825 должно проходить вакцинацию в обязательном порядке. Данное требование приведено и в п. 11.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 - Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189). Исходя из этого руководство образовательного учреждения вправе отказать в приеме на работу лицу, которому не были сделаны профилактические прививки (абз. 4 п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ).

Учет затрат и возникающие обязательства

Затраты на вакцинацию работников в рамках исполнения обязанностей организации по проведению лечебно-профилактических мероприятий в бухгалтерском учете включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Данный факт хозяйственной жизни сопровождается проводкой:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 60

- отражены расходы на проведение вакцинации.

- НДС

Медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ, согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС. В Перечне медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132), упомянуты, в частности, и услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими организациями на основании договоров, заключаемых в том числе с организациями, когда оказываются услуги ее работникам (п. 2 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг населению, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006).

Следовательно, услуги по вакцинации работников от гриппа, оказываемые медицинской организацией по договору, заключенному работодателем, не облагаются НДС.

- налог на прибыль

Расходами в целях налогообложения прибыли, как известно, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами:

- оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо

- оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, либо

- косвенно подтверждающими произведенные расходы, в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Стоимость услуг по вакцинации, осуществленной в рамках договоров ДМС или договоров на оказание медицинских услуг, заключенных в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, относится к затратам на оплату труда с учетом особенностей, определенных п. 16 ст. 255 НК РФ. Напомним, что совокупность:

- взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также

- расходов работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ, -

согласно упомянутой норме включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.

Если расходы на вакцинацию осуществляются вне рамок вышеназванных договоров, но при этом такие затраты предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами, то их сумма может быть отнесена налогоплательщиком в состав расходов на оплату труда в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ как другие расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором.

Расходы на вакцинацию сотрудников в случае, когда она не предусмотрена ни договором ДМС, ни договором на оказание медицинских услуг, ни трудовым и коллективным договорами, могут быть включены в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль в качестве:

- расходов на обеспечение нормальных условий труда в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ либо

- других прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Минфин России в Письме от 01.06.2007 N 03-03-06/1/357 подтвердил возможность включения в расходы, учитываемые при определении облагаемой базы по налогу на прибыль, затрат на вакцинацию в случае, когда налогоплательщик исполняет возложенные на него законом обязанности. Основанием, по мнению чиновников, для этого служит норма упомянутого пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Похоже, что именно это разъяснение погасило намерения налоговиков по непринятию в расходах при исчислении налога на прибыль затрат, связанных с проведением вакцинации, так как основные споры по учету таких затрат в арбитражных судах пришлись на начало второй половины нулевых годов.

Так, судьи ФАС Северо-Западного округа поддержали налогоплательщика, который при определении облагаемой базы по налогу на прибыль учел в расходах затраты по вакцинации сотрудников, осуществленной по предписанию санитарно-эпидемиологического учреждения, то есть исполнил возложенные на него законом обязанности. Ссылка налогового органа на п. 29 ст. 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы в целях налогообложения налогом на прибыль не учитываются расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников, ими признана необоснованной, поскольку названная норма права не регулирует правоотношения, связанные с вакцинацией работников. При этом судьи заключили, что произведенные затраты непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода, и правомерно учтены в расходах на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2006 N А56-29688/2005).

Действия налогоплательщика, включившего в расходы затраты на проведение вакцинации сотрудников против гриппа, посчитали правомерными также и судьи ФАС Московского округа. Аргументами же для них послужили:

- положения пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, ТК РФ и Закона N 52-ФЗ, а также

- решения областной и городской санитарно-эпидемиологических комиссий и городской администрации, коллективный договор в области охраны труда (Постановление ФАС Московского округа от 16.07.2007, 18.07.2007 N КА-А40/5665-07).

Подтвердили возможность учета затрат на профилактические мероприятия в качестве расходов на обеспечение нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 01.12.2008 N А21-7038/2007 и ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.12.2007 N Ф09-10406/07-С3.

При этом уральские судьи констатировали, что обоснованность уменьшения облагаемой базы по налогу на прибыль на расходы, связанные с вакцинацией работников против гриппа, вытекает из системного толкования положений ст. ст. 22, 209, 212, 223 ТК РФ и подтверждается договором на оказание платных медицинских услуг, счетом-фактурой, платежным поручением, списком работников, подвергнутых вакцинации.

Аргументом для судей ФАС Северо-Западного округа послужила обязанность работодателя, установленная коллективным договором. Расходы же, произведенные в пользу работников, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором, согласно п. 25 ст. 255 НК РФ относятся к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ.

В то же время судьи ФАС Восточно-Сибирского округа посчитали правомерными действия налоговиков, которые изъяли из расходов индивидуального предпринимателя затраты по вакцинации работников против гриппа. Состав расходов, принимаемых индивидуальными предпринимателями к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 221 НК РФ). Судьи не нашли в перечне прочих расходов, связанных с производством и реализацией, установленном п. 1 ст. 264 НК РФ, медицинские услуги по вакцинации против гриппа. Вследствие чего ими было принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.09.2007 N А19-5905/07-40-Ф02-6667/07).

Налогоплательщику, как видим, следует обосновать экономическую необходимость осуществления вакцинации сотрудников. При наличии такого обоснования он может отнести затраты на вакцинацию:

- либо в состав расходов на оплату труда, в случае если такие затраты предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами;

- либо в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в альтернативном варианте.

В пакет же документов, подтверждающих правомерность осуществления рассматриваемых расходов, войдут:

- приказ о вакцинации работников;

- договор с медицинской организацией;

- акт об оказании услуг;

- список работников, прошедших вакцинацию;

- платежное поручение на перечисление денежных средств медицинской организации.

Затраты на обеспечение нормальных условий труда "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" не могут учесть при расчете налога, поскольку такой вид затрат отсутствует в закрытом перечне расходов, приведенном в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Следовательно, и расходы на вакцинацию работников признать для целей налогообложения "упрощенцам" не удастся.

"Упрощенцы", коллективный договор у которых обязывает осуществлять вакцинацию работников, затраты на профилактику гриппа могут попытаться оформить как часть расходов на оплату труда (пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Такие расходы при УСН принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). А, как было сказано выше, затраты, произведенные в пользу работников, предусмотренные коллективным договором, в силу пп. 25 ст. 255 НК РФ относятся к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ.

Налоговики, скорее всего, не согласятся с таким подходом. Вероятность исключения ими таких затрат из расходов со ссылкой на упомянутый закрытый их перечень довольно велика. "Упрощенцу" остается отстаивать свою позицию в арбитражном суде.

- НДФЛ

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц согласно п. 1 ст. 210 НК РФ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. Перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, содержится в ст. 217 НК РФ. Расходы, осуществленные работодателем на вакцинацию сотрудников, прямо в нем не значатся. В то же время п. 10 ст. 217 НК РФ позволяет налоговому агенту не учитывать в облагаемой НДФЛ базе суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, оставшиеся в его распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций.

Процитировав приведенное положение, Минфин России в Письме от 24.09.2013 N 03-04-06/39635 указал, что суммы оплаты работодателем медицинского обслуживания сотрудников освобождаются от обложения НДФЛ при соблюдении условий, установленных данной нормой. При этом возможность оплаты работодателем медицинского обслуживания сотрудников без обложения сумм оплаты НДФЛ связывается с наличием у организации средств после уплаты налога на прибыль, из которых производится, в частности, оплата медицинского обслуживания.

Несколько ранее идентичные тезисы были приведены и в Письме Минфина России от 13.08.2012 N 03-04-06/6-237.

В то же время в профилактике гриппа и проведении вакцинации работников заинтересован в первую очередь работодатель. Исходя из этого стоимость вакцинации работника, проведенной во исполнение положений ст. 11, п. 2 ст. 25, п. 3 ст. 29 Закона N 52-ФЗ, разд. XI и XII Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 и иных нормативных требований, на наш взгляд, не столь уж корректно включать в его доход. Напомним, что доходом согласно п. 1 ст. 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в том числе в соответствии с гл. 23 НК РФ.

Следовательно, оплату вакцинации работодатель не должен относить к объекту обложения НДФЛ.

- страховые взносы

Заинтересованность страхователя-работодателя в осуществлении вакцинации работников способствует невключению понесенных расходов в базу для исчисления страховых взносов:

- на обязательное пенсионное страхование, направляемых в Пенсионный фонд РФ;

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ;

- на обязательное медицинское страхование, перечисляемых в ФФОМС.

Напомним, что объектом обложения для страхователей-работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). В рассматриваемом случае работник не получает никаких выплат и вознаграждений, связанных с трудовыми отношениями.

По тому же основанию данные расходы, на наш взгляд, не должны учитываться в базе при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Но существует вероятность невосприятия такой позиции проверяющими из фондов. Поскольку прививки делаются работникам страхователя, с которыми имеются трудовые отношения, и такое мероприятие проходит по распоряжению работодателя, то специалисты внебюджетных фондов пытаются подвести оплату вакцинации сотрудников как получение ими дохода в натуральной форме в рамках трудовых отношений.

Однако некоторые судьи такой подход не поддерживают. Так, судьями ФАС Центрального округа рассматривалась кассационная жалоба территориального управления ПФР на Решение арбитражного суда первой инстанции и Постановление арбитражного апелляционного суда.

В ходе плановой выездной проверки территориальным управлением ПФР организации установлено, что страхователем была проведена иммунизация работников против гриппа. Сотрудники получили вакцину против гриппа, приобретенную страхователем по договору. В соответствии с актом проверки:

- в облагаемую базу по страховым взносам в ПФР и ФФОМС включена сумма приобретенной вакцины и

- доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

По результатам проверки ТУ ПФР приняло решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа и ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования недостоверных индивидуальных сведений за отчетный год в виде штрафа.

Не согласившись с решением ТУ ПФР, страхователь обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Решением арбитражного суда первой инстанции заявленное требование удовлетворено, Постановлением суда апелляционной инстанции данное Решение суда оставлено без изменения.

Судьи обеих инстанций посчитали, что денежные средства, израсходованные на приобретение вакцины против гриппа и проведение иммунизации сотрудников, системой оплаты труда организации не предусмотрены, не являются частью заработной платы работников, не зависят от результатов их труда, не являются стимулирующими или компенсационными и носят разовый характер.

Проанализировав нормы ст. 223 ТК РФ, ст. 1 Закона N 157-ФЗ, ст. ст. 11 и 25 Закона N 52-ФЗ, положения гл. IX Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.1319-03 и Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.08.2011 N 117, кассация посчитала правомерным вывод судов нижестоящих инстанций о том, что:

- расходы на вакцинацию работников, являющуюся обязанностью работодателя и производящуюся в интересах организации в соответствии с требованиями охраны труда, не являются объектом обложения страховыми взносами в ПФР и ФФОМС и

- у территориального управления ПФР отсутствовали правовые основания для доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, начисления соответствующих сумм пени за несвоевременность уплаты страховых взносов, а также привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ и ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

Постановлением ФАС Центрального округа от 21.12.2012 N А14-10936/2012 (Определением ВАС РФ от 03.04.2013 N ВАС-3338/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано) решение арбитражного суда первой инстанции и Постановление арбитражного апелляционного суда были оставлены без изменения, а кассационная жалоба ТУ ПФР - без удовлетворения.

Категория: Бухгалтерская пресса | Добавил: medline-rus (06.05.2017)
Просмотров: 328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%