До 1 декабря 2016 г. граждане, имеющие в собственности жилье, гаражи, объекты незавершенного строительства и иные строения, должны уплатить налог на имущество физических лиц (НИФЛ). Впервые этот налог будут платить граждане в 28 субъектах РФ по правилам, установленным гл. 32 НК РФ, которая была введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (комментарий к документу опубликован в "720 часов", N 11, 2014). ФНС России обнародовала Информацию о порядке применения вычетов по новым правилам исчисления и уплаты этого налога. Мы же дополним ее еще и актуальными разъяснениями, касающимися направления налогоплательщикам налоговых уведомлений и сроков уплаты этого налога.
Перенос срока уплаты и его последствия
Срок уплаты гражданами имущественных налогов (в том числе земельного и транспортного налога) устанавливается непосредственно НК РФ и не требует дополнительного регулирования законами субъектов РФ (для транспортного налога) и нормативными правовыми актами муниципальных образований (для земельного налога и НИФЛ).
Первоначальной редакцией ст. 409 НК РФ было определено, что НИФЛ подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Но позже Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" крайний срок уплаты имущественных налогов граждан (в том числе земельного и транспортного налогов) был перенесен с 1 октября на 1 декабря. Внесенные Законом N 320-ФЗ изменения вступили в силу 23 ноября 2015 г. - дня официального опубликования этого Закона на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru). Но, возможно, у кого-то из налогоплательщиков до 23 ноября 2015 г. остались неуплаченными имущественные налоги за предыдущие периоды <*>, в которые был установлен иной срок уплаты. Какими нормами будут руководствоваться налоговики при формировании налоговых уведомлений в таких случаях?
--------------------------------
<*> Допускается направление налоговых уведомлений по имущественным налогам граждан не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году направления уведомлений (п. 3 ст. 409, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ).
По мнению ФНС России, к правоотношениям по сроку уплаты имущественных налогов за предыдущие налоговые периоды, возникающим до дня вступления в силу Закона N 320-ФЗ, применяются положения гл. 28, 31, 32 НК РФ без учета изменений, внесенных Законом N 320-ФЗ. Поэтому срок уплаты имущественных налогов не позднее 1 декабря будет указан в налоговых уведомлениях, направляемых налоговыми инспекциями после даты вступления в силу Закона N 320-ФЗ, начиная с налогового периода 2015 г. (без учета перерасчета налогов за предыдущие налоговые периоды). Такое разъяснение дано в Письме ФНС России от 24.12.2015 N БС-4-11/22716.
До принятия Законов N N 284-ФЗ и 320-ФЗ уплата НИФЛ регулировалась Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Согласно п. 9 ст. 5 этого Закона в первоначальной редакции уплата налога производилась владельцами имущества равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. С 2011 г. срок уплаты был скорректирован. Налогоплательщики должны были уплачивать налог не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Но есть и другое мнение, высказанное С. Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3-го класса. Отвечая на вопрос о сроках уплаты имущественных налогов за 2014 и 2015 гг., он отметил, что, по его мнению, имущественные налоги (транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц) за 2014 и 2015 гг. подлежат уплате физическим лицом не позднее 1 декабря соответственно 2015 и 2016 гг.
При этом бывший минфиновский сотрудник выделил следующие особенности действия налогового законодательства во времени.
В силу прямого указания п. 1 ст. 5 НК РФ могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные актами, но не ранее даты их официального опубликования следующие акты законодательства о налогах и сборах:
- устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
- отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение.
При этом обратную силу, независимо от упоминания о ней, имеют акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей (п. 3 ст. 5 НК РФ).
Закон N 320-ФЗ установил более поздний срок уплаты налогов, что улучшает положение налогоплательщиков, предусматривает для них дополнительные гарантии защиты прав. Одной из таких гарантий является защита от начисления пеней за просрочку уплаты налога, допущенную в условиях первоначального срока.
Закон N 320-ФЗ прямо не предусматривает обратную силу норм о сроке уплаты налогов. Но положения о новом сроке уплаты гражданами налогов должны применяться ко всем правоотношениям по уплате налогов, не завершенным по состоянию на 23 ноября 2015 г. Это вытекает из п. 1 ст. 3 Закона N 320-ФЗ, регулирующего порядок вступления в силу изменений в ст. ст. 363, 397, 409 НК РФ.
Таким образом, срок уплаты налога за 2014 г. может быть установлен не позже 1 декабря 2015 г., а за 2015 г. - не позже 1 декабря 2016 г.
Что касается несвоевременной уплаты имущественных налогов граждан, то пени за просрочку должны начисляться со 2 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. До 2 декабря за начисленные, но не уплаченные гражданами имущественные налоги пени взыскиваться не должны.
Направление налогового уведомления
Обязанность по исчислению НИФЛ возложена на налоговые инспекции, которые не позднее 30 дней до наступления срока платежа должны направить налогоплательщикам налоговые уведомления. По Информации налоговой службы, массовая рассылка сформированных налоговых уведомлений за 2015 г., в том числе размещаемых в электронном сервисе официального интернет-сайта ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", завершится к 18 октября 2016 г.
Налоговое уведомление за 2015 г. должно быть сформировано по форме, утвержденной в Приложении к Приказу ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@ "Об утверждении формы налогового уведомления". Согласно этой форме налоговое уведомление формируется в зависимости от объектов налогообложения, находящихся в собственности физических лиц, - по одному, двум или трем налогам одновременно (земельный налог, транспортный налог и НИФЛ).
Получив уведомление, в разделе "Расчет налога на имущество физических лиц" проверьте сведения о наименовании объекта, его кадастровом (условном) номере, коде ИФНС, адресе места нахождения. Если облагаемый налогом объект находится в долевой собственности, обратите внимание на то, правильно ли указана ваша доля в праве.
В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма НИФЛ исчисляется с учетом коэффициента, который указывается в уведомлении. Проверьте его значение. Данный коэффициент представляет собой отношение полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (п. 5 ст. 408 НК РФ).
Обратите внимание на кадастровую стоимость объекта (в тех регионах <*>, где налог уже исчисляется с кадастровой стоимости). Сведения о кадастровой стоимости налоговые инспекции получают от подразделений Росреестра, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Технические ошибки и неточности в кадастровой стоимости могут существенно сказаться на сумме налога. С информацией по оспариванию размера кадастровой стоимости объектов недвижимости можно ознакомиться на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/site/fiz/info/kadastrovaya-stoimost).
--------------------------------
<*> Узнать, входит ли ваш регион в состав 28 субъектов РФ, которые приняли решение о применении с 1 января 2015 г. кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы по НИФЛ, можно на сайте ФНС России в разделе "Налог на имущество физических лиц 2016" https://www.nalog.ru/m77/taxation/taxes/imuch2016.
Как было отмечено в начале комментария, в большинстве субъектов РФ налогоплательщики в 2016 г. еще продолжат уплачивать НИФЛ с инвентаризационной стоимости. Таким налогоплательщикам нужно учитывать следующее. Согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.
Обратите внимание: налоговой базой является не инвентаризационная стоимость, а суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
В НК РФ установлена следующая шкала налоговых ставок:
- 0,1% - при суммарной инвентаризационной стоимости имущества до 300 000 руб. включительно;
- свыше 0,1 до 0,3% включительно - если суммарная инвентаризационная стоимость свыше 300 000 до 500 000 руб. включительно;
- свыше 0,3 до 2% включительно - при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 500 000 руб. Если в собственности налогоплательщика имеется несколько объектов налогообложения и они находятся на территории одного муниципального образования, представительный орган которого установил по всем объектам единую ставку налога, то НИФЛ исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), умноженной на коэффициент-дефлятор. Если в собственности имеется несколько объектов налогообложения и они находятся на территории одного муниципального образования, представительный орган которого установил различные ставки налога в зависимости от стоимости или вида объекта, места нахождения или видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения, то НИФЛ исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов).
Коэффициент-дефлятор - это коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году.
На 2015 г. коэффициенты-дефляторы установлены Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год". Для НИФЛ значение коэффициента-дефлятора на 2015 г. составляет 1,147.
С учетом сказанного у части плательщиков НИФЛ суммы налога, уплачиваемого с инвентарной стоимости за 2015 г., могут возрасти за счет перехода значения суммарной инвентарной стоимости объектов в категорию, облагаемую по более высоким ставкам.
Но вернемся к уведомлению и отметим еще один нюанс, с ним связанный.
Со 2 июня 2015 г. изменился порядок направления гражданам налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов. Поправки внесены Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах".
Теперь, если общая сумма налогов, исчисленных налоговой инспекцией налогоплательщику-гражданину, составляет менее 100 руб., налоговое уведомление ему не направляется.
Но есть и исключение из этого правила. Уведомления с суммой налога менее 100 руб. в любом случае вам направят в том году, по окончании которого налоговая инспекция теряет право на его направление (три предшествующих года) (п. 4 ст. 52 НК РФ, Письмо ФНС России от 10.07.2015 N БС-4-11/12099@ "О направлении налоговых уведомлений с суммой менее 100 рублей").
Например, в 2016 г. налоговое уведомление с общей суммой налогов до 100 руб. гражданин получит в том случае, если в уведомлении отражено исчисление (перерасчет) налогов за 2013 г.
Теперь о способах направления уведомления. Они перечислены в ст. 52 НК РФ.
Физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) налоговое уведомление может быть передано следующими способами:
- лично под расписку;
- направлено по почте заказным письмом;
- передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Почта России оказывает услуги по рассылке налоговых уведомлений в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234. Согласно п. 46 этих Правил операторы почтовой связи обязаны:
- пересылать почтовые отправления в установленные сроки;
- обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений;
- обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи;
- соблюдать тайну связи.
Попытки налогоплательщиков оспорить конституционность п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 и ст. 75 НК РФ, определяющих порядок направления налогоплательщику налогового уведомления (требования), а также устанавливающих пеню за несвоевременную уплату налогов и сборов, не увенчались успехом.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на то, что положения ст. ст. 52 и 69 НК РФ, устанавливающие презумпцию получения налогового уведомления (требования) его адресатом на шестой день с даты направления, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщиков. По мнению высшего суда, такое законодательное регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. При этом факт получения налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу. Такая позиция отражена, в частности, в Определении КС РФ от 27.10.2015 N 2430-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бобиной Оксаны Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 4 статьи 52, пунктом 6 статьи 69 и статьей 75 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также статьями 376, 377, 379.1, 381 и 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71145032/#ixzz4MOG4W8DM).
Суды принимают в качестве доказательств направления налогового уведомления представленный налоговым органом реестр заказной корреспонденции с печатью почтовой службы о принятии данной почтовой корреспонденции (например, Постановление президиума Липецкого областного суда от 30.04.2015, Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 26.05.2015 по делу N 33а-441/2015, Определение Московского городского суда от 24.03.2015 N 4г/5-2198/15) (http://www.garant.ru/consult/nalog/905466/#ixzz4M0HB9Tvl).
В Письме ФНС России от 26.09.2016 N БС-4-11/17993@ "О рассмотрении письма" налоговики отметили, что в сложившейся судебной практике при рассмотрении дел о неуплате налогоплательщиками имущественных налогов на основании направленных им налоговых уведомлений судебные органы для подтверждения позиции налоговой инспекции запрашивают доказательства не только направления в адрес налогоплательщика налогового уведомления, но и получения налогоплательщиком данного налогового уведомления.
И здесь же они признали, что в случае направления налоговых уведомлений простыми письмами или доставки данных писем силами органов местного самоуправления до почтового ящика налогоплательщика представить в суд доказательства получения таких писем не представляется возможным.
Есть еще два варианта: вручение писем лично налогоплательщику либо направление по почте заказным письмом. Как уже было сказано ранее, такие письма связаны с налоговым контролем и НК РФ предполагает такие варианты вручения корреспонденции. В отличие от простых писем, способ доставки заказным письмом гарантирует вручение корреспонденции налогоплательщику. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) его адресату. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Поэтому направленные по почте заказным письмом налоговые уведомления и считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Если обязанность по уплате налога налогоплательщиком-гражданином не будет исполнена, налоговая инспекция направит требование об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ). Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ).
Как быть, если объекты налогообложения есть, а налоговое уведомление на уплату имущественных налогов не пришло?
Минфин России в Письме от 06.04.2016 N 03-05-06-01/19386 рассмотрел вопрос о выявлении объектов недвижимости и транспортных средств, принадлежащих физлицам, сведений о которых нет у налоговых органов. Чиновники признали, что такая проблема существует, является актуальной и заслуживает внимания.
В целях выявления таких объектов в 2014 г. в НК РФ были внесены изменения в ст. 23 НК РФ, которая была дополнена нормой (п. 2.1) об установлении обязанности налогоплательщиков - физических лиц сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Если вы до 1 ноября 2016 г. не получили уведомление об уплате налога за 2015 г. в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, принадлежащих вам на праве собственности, то вы должны сообщить о таких объектах до 31 декабря 2016 г. в налоговую инспекцию либо по месту жительства, либо по месту нахождения объектов налогообложения. Сделать это нужно единожды по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-11/598@ "Об утверждении формы и Формата представления сообщения о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также Порядка заполнения формы и Порядка представления сообщения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи".
К сообщению необходимо приложить копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) копии документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Сообщения можно представить в налоговую инспекцию лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 7 ст. 23 НК РФ). При передаче в электронной форме по ТКС такие сообщения потребуется заверить вашей усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью вашего представителя.
Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи участникам информационного обмена выдаются организациями, которые выпускают такие сертификаты для использования их в информационных системах общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и являются удостоверяющими центрами, аккредитованными Минкомсвязи России.
Если вы хотя бы один раз получали налоговое уведомление об уплате налога на свою недвижимость или транспортное средство либо вам предоставлялась льгота в виде освобождения от уплаты налога, то сообщать об этих объектах налоговикам не нужно.
Может сложиться ситуация, когда уведомление получено, но вы потеряли платежные документы к нему. Не отчаивайтесь. Посещать налоговую инспекцию в этом случае не обязательно. Платежки к полученному уведомлению вы можете сформировать с использованием интернет-сервисов "Уплата налогов физических лиц" и "Заполнить платежное поручение".
Сервис "Уплата налогов физических лиц" позволяет физическим лицам сформировать платежные документы на уплату имущественных налогов, налогов на доходы физических лиц, а также осуществить оплату в наличной форме либо в режиме онлайн через один из банков-партнеров, заключивших соглашение с ФНС России.
Возможность электронной уплаты начисленных налогов через указанные на сайте налоговой службы банки реализована также при использовании интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщиков - физических лиц".
Предоставление вычетов
В соответствии со ст. 400 НК РФ плательщиками НИФЛ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс (ЕНК), объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
И вот теперь мы подошли непосредственно к содержанию комментируемой Информации ФНС России.
Как следует из ее содержания, при определении налоговой базы по жилым домам, квартирам и комнатам, а также жилым строениям на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, применяются вычеты.
НК РФ (п. п. 3, 4 ст. 403) предусматривает два вида вычетов для всех налогоплательщиков.
Первый вид вычета предоставляется в отношении жилого помещения:
- квартиры - в размере кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади соответствующего объекта налогообложения;
- комнаты - в размере кадастровой стоимости 10 кв. м площади этой комнаты.
В жилых домах кадастровая стоимость будет уменьшаться на величину кадастровой стоимости 50 кв. м общей площади дома.
Причем вычеты применяются ко всем жилым объектам, которые есть у налогоплательщика в собственности. Если, к примеру, у налогоплательщика есть в собственности три квартиры, комната, два жилых дома, то вычет будет предоставлен в отношении каждой из трех квартир, комнаты и каждого из домов.
Перечисленные размеры вычетов являются базовыми. Решениями органов местного самоуправления указанные размеры вычетов могут быть увеличены.
Важно помнить и о том, что вычет применяется ко всей кадастровой стоимости объекта недвижимости независимо от количества собственников.
Пример. Проживающему в Москве налогоплательщику и его супруге принадлежит трехкомнатная квартира общей площадью 100 кв. м. Ее кадастровая стоимость составляет 9 800 000 руб. На квартиру зарегистрировано два права собственности по 1/2 доли. Кадастровая стоимость 1 кв. м общей площади составляет 98 000 руб. (9 800 000 руб. / 100). Налоговый вычет будет равен 1 960 000 руб. (98 000 руб. x 20). А налоговая база для исчисления НИФЛ составит 7 840 000 руб. (9 800 000 - 1 960 000). Каждому из супругов налоговая инспекция исчислит налог с налоговой базы пропорционально его доле собственности, а именно с 3 920 000 руб. (7 840 000 руб. x 1/2).
Второй вид вычета предоставляется в отношении ЕНК, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом). По такому объекту налоговую базу можно будет уменьшить на 1 млн руб.
Налоговая инспекция при исчислении НИФЛ применит вычет автоматически, и каких-либо заявлений от налогоплательщика не требуется.
Льготы для пенсионеров и инвалидов
Согласно ст. 407 НК РФ от уплаты НИФЛ освобождены пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, а также инвалиды (I и II групп инвалидности, инвалиды с детства).
Этим категориям налогоплательщиков налоговая льгота предоставляется в отношении не используемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида (одной квартиры, одного жилого дома, одного гаража, а также одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 кв. м, расположенного на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства).
Пенсионеры и указанные инвалиды, которым ранее по состоянию на 31 декабря 2014 г. была предоставлена налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц в соответствии с Законом N 2003-1, могут повторно не представлять в налоговую инспекцию заявление и документы, подтверждающие право на налоговую льготу.
Всем остальным налогоплательщикам-льготникам для оформления налоговой льготы необходимо представить в любую налоговую инспекцию по своему выбору заявление о предоставлении льготы, документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, а также уведомление о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота (при наличии нескольких объектов недвижимости одного вида).
Уведомление о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота, необходимо представить в налоговый орган до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении этого объекта применяется налоговая льгота.
Чтобы получить льготу по налогу за 2015 г., уведомление нужно было представить до 1 ноября 2015 г., а за 2016 г. - до 1 ноября 2016 г.
Те, кто такое уведомление не представил, все равно получат льготу. Она будет предоставлена в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
В Письме от 22.08.2016 N 03-05-06-01/48881 Минфин России подчеркнул, что установленные гл. 32 НК РФ меры социальной защиты (налоговые вычеты, налоговые льготы) являются минимальными. Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы городов федерального значения) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов, устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
|