Воскресенье, 24.11.2024, 14:02
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » БУХГАЛТЕРАМ И ЮРИСТАМ » Бухгалтерская пресса

Орлова Е. Нововведения в оплате труда работников

Федеральными законами от 03.07.2016 N N 272-ФЗ, 347-ФЗ, 348-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс РФ и ряд законодательных актов, касающиеся оплаты труда и повышения ответственности работодателей за нарушения в части оплаты труда. Одни нововведения уже действуют с 03.10.2016, другие же вступят в силу с 01.01.2017. Об этом мы и расскажем.

Базовые требования трудового законодательства

по оплате труда, подлежащие проверке

Перечень базовых требований трудового законодательства (в том числе по оплате труда работников), исполнение которых подлежит проверке, можно узнать, воспользовавшись специальным сервисом портала Роструда "Онлайнинспекция.рф". Требования трудового законодательства сервис группирует по основным темам (например, "Оплата труда").

Каждая из основных тем содержит дополнительное меню с более частными вопросами и ответами на них, а также с отсылками на соответствующие нормативные правовые акты. В частности, тема "Оплата труда" содержит дополнительное меню - "Порядок установления, размер и сроки выплаты заработной платы", "Удержания из заработной платы", "Нормирование труда".

Например, в подразделе "Порядок установления, размер и сроки выплаты заработной платы" (http://онлайнинспекция.рф/requirements) сказано, в частности, что работодатель обязан соблюдать установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором порядок, место и сроки выплаты заработной платы, и приведены нормы абз. 2 ч. 2 ст. 22, ст. ст. 131, 136, 140, 141 ТК РФ. Сервис постоянно дополняется и актуализируется.

Сервис полезен как работодателям, которые могут легко найти информацию об обязательных к исполнению трудовых требованиях в той или иной ситуации, так и работникам, например, для того, чтобы убедиться, соблюдает ли руководство их организации требования по вопросам оплаты труда и т.д.

Невыполнение работодателем требований по оплате труда может привести к спорам с работниками и проверяющими из ГИТ, а также к внеплановым проверкам ГИТ.

Введено дополнительное основание

для внеплановых проверок ГИТ

Перечень оснований для проведения ГИТ внеплановых проверок установлен ч. 7 ст. 360 ТК РФ и расширен Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ с 03.10.2016.

Согласно ранее действовавшей редакции абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ одним из таких оснований являются обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Новой редакцией ч. 7 ст. 360 ТК РФ предусмотрено, что государственные инспекторы труда проводят внеплановые проверки на основании обращений (информации) вышеуказанных лиц, содержащих также сведения о фактах, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (п. 3 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ).

Увеличен срок обращения работника в суд за разрешением

спора о невыплате (неполной выплате) зарплаты

С 03.10.2016 ст. 392 ТК РФ дополнена новой ч. 2, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате (неполной выплате) заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (п. 4 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ). Согласно ранее действовавшей редакции ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник был вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (общее правило), а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Иск по любым трудовым спорам может быть подан

по месту жительства работника

До 03.10.2016 по общему правилу исковое заявление о восстановлении трудовых прав предъявлялось по месту нахождения работодателя (ст. 28 ГПК РФ). Исключения составляли следующие случаи:

- когда работник работает в филиале или представительстве работодателя, иск мог быть предъявлен по месту такого подразделения (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ);

- когда в трудовом договоре указано место работы, отличное от места нахождения офиса работодателя. Например, офис работодателя расположен в Москве, а работник живет и работает в Брянске, в обособленном подразделении, не обладающем статусом филиала (представительства). На практике в таких случаях судьи (при получении иска по месту нахождения офиса работодателя) передавали дела по подсудности в суд по месту исполнения договора, то есть в районный суд по месту работы в г. Брянске, руководствуясь нормой ч. 9 ст. 29 ГПК РФ, хотя в ее действующей редакции не были упомянуты трудовые договоры.

С 03.10.2016 новая редакция ст. 29 ГПК содержит ряд важных уточнений:

- иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться в районный суд по месту жительства работника (истца) (ст. 24, новая ч. 6.3 ст. 29 ГПК, п. п. 1, 2 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ). До указанной даты работники (истцы) также могли предъявлять иски о восстановлении трудовых прав по своему месту жительства. Действовавшей в то время редакцией ч. 6 ст. 29 ГПК предусматривалось, что иски о восстановлении, в частности, трудовых, пенсионных и жилищных прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца. С 03.10.2016 согласно поправкам из ч. 6 ст. 29 ГПК слово "трудовых" исключено. Вместе с тем появилась отдельная ч. 6.3 ст. 29 ГПК, на основании которой иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца;

- иски, вытекающие из трудовых договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора (ч. 9 ст. 29 ГПК, п. 3 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ). Новая редакция ч. 9 ст. 29 ГПК дополнена словами "в том числе трудовых договоров".

Повышены административные штрафы за задержку зарплаты

и иных выплат, причитающихся работнику

До 03.10.2016 за задержку зарплаты, оплаты отпуска, компенсаций и иных выплат, причитающихся работнику, предусматривалась административная ответственность, установленная в общем составе правонарушений за несоблюдение трудового законодательства ч. 1 и 4 ст. 5.27 КоАП РФ. С целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей в части оплаты труда Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ в КоАП РФ нарушения по выплате заработной платы выделены в отдельный состав административных правонарушений.

С 03.10.2016 ст. 5.27 КоАП РФ дополнена новыми ч. 6 и 7, согласно которым за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, предусмотрен в том числе штраф в следующих размерах (п. 1 ст. 1, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ):

- на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (до 03.10.2016 - от 1000 до 5000 руб.); при повторном привлечении к ответственности - от 20 000 до 30 000 руб. (до 03.10.2016 - от 10 000 до 20 000 руб.). Возможна также дисквалификация на срок от одного года до трех лет (срок остался прежним);

- на индивидуальных предпринимателей - от 1000 до 5000 руб., как и ранее; повторно - от 10 000 до 30 000 руб. (до 03.10.2016 - от 10 000 до 20 000 руб.);

- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб., как и ранее, повторно - от 50 000 до 100 000 руб. (до 03.10.2016 - от 50 000 до 70 000 руб.).

Штрафы за невыплату (неполную выплату) в установленный срок

зарплаты, других выплат в рамках трудовых отношений

(если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния)

либо за установление зарплаты в размере

ниже предусмотренного трудовым законодательством

Субъект

С 03.10.2016

До 03.10.2016

Размер штрафа

Основание

Размер штрафа

Основание

Первичное правонарушение

- должностное лицо

10 000 - 20 000 руб.

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ

1000 - 5000 руб.

ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

- ИП

1000 - 5000 руб.

1000 - 5000 руб.

- юридическое лицо

30 000 - 50 000 руб.

30 000 - 50 000 руб.

Повторное правонарушение

- должностное лицо

20 000 - 30 000 руб.

ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ

10 000 - 20 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ

- ИП

10 000 - 30 000 руб.

10 000 - 20 000 руб.

- юридическое лицо

50 000 - 100 000 руб.

50 000 - 70 000 руб.

Напомним, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже федерального МРОТ либо минимальной заработной платы в субъекте РФ, если на работодателя распространяется соответствующее региональное соглашение (ч. 3 ст. 133, ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ). Федеральный МРОТ:

- с 01.01.2016 был равен 6204 руб. (Закон от 14.12.2015 N 376-ФЗ);

- с 01.07.2016 равен 7500 руб. (Закон от 02.06.2016 N 164-ФЗ).

Таким образом, наиболее существенно увеличен размер административного штрафа для должностных лиц при первичном правонарушении. Также увеличены размеры штрафов при повторном правонарушении для должностных лиц (причем и нижняя, и верхняя границы), а для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возросли только верхние границы размера штрафа.

Максимальный размер штрафа для юридического лица составит 100 тыс. руб. Указанная сумма не является избыточно обременительной.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (Постановление КС РФ от 25.02.2014 N 4-П).

Установлен предельный срок для выплаты зарплаты работникам,

уточнен перечень документов, где указывается

дата выплаты зарплаты

С 03.10.2016 согласно новой редакции ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (п. 1 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ).

Это значит, что зарплата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16-го по 30-е (31-е) текущего периода, за вторую половину месяца - с 1-го по 15-е число следующего месяца (Письмо Минтруда России от 23.09.2016 N 14-1/ООГ-8532, ответ на вопрос, размещенный по адресу http://www.rosmintrud.ru/labour/salary/78).

Что касается февраля месяца, в котором бывает 28 или 29 дней, то за первую половину февраля заработная плата должна быть выплачена в установленный день с 15-го по 28-е число (в случае, когда в феврале 28 дней) либо по 29-е число (в случае, когда в феврале 29 дней) (https://онлайнинспекция.рф/questions/view/78051). Как и ранее, при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (ч. 8 ст. 136 ТК РФ). Тот факт, что в таком случае между днями выплаты возможно будет более половины месяца, не важен, так как дата выплаты перенесена по требованию ТК РФ.

Ранее ч. 6 ст. 136 ТК РФ было предусмотрено, что зарплата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Таким образом, обновленная редакция ч. 6 ст. 136 ТК РФ:

- устанавливает максимальный срок (15 календарных дней), по окончании которого необходимо рассчитаться с работниками;

- четко определяет круг документов работодателя, которыми устанавливается день выплаты заработной платы.

До 03.10.2016 применение ч. 6 ст. 136 ТК РФ в части перечня документов, где указывается дата выплаты зарплаты, вызывало множество споров в правоприменительной практике.

У специалистов не сложилось единого подхода к решению вопроса о том, как следует трактовать формулировку "заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором".

Некоторые эксперты указывали, что такая формулировка данной нормы предполагает необходимость указания дня выплаты зарплаты во всех перечисленных документах. Неисполнение работодателем такого требования зачастую становилось основанием для привлечения его к административной ответственности.

В соответствии же с другим подходом достаточной являлась фиксация дня выплаты зарплаты в одном из перечисленных в ч. 6 ст. 136 ТК РФ (в ранее действовавшей редакции) документов.

Новая редакция ч. 6 ст. 136 ТК РФ более четко определяет перечень документов, которыми устанавливается день выплаты заработной платы. Ее формулировка позволяет зафиксировать данную информацию в любом (только одном) из перечисленных документов - правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовом договоре, что делает документооборот гораздо проще.

Ведь документы, которыми могут устанавливаться дни выплаты заработной платы, в новой редакции ч. 6 ст. 136 ТК РФ перечисляются через запятую, то есть законодателем подчеркивается равнозначность данных документов, в любом из которых может быть решен вопрос о днях выплаты заработной платы (Письмо Минтруда России от 23.09.2016 N 14-1/ООГ-8532). Прописывать сроки выплаты зарплаты сразу во всех трех документах не требуется.

Установленное в прежней редакции ч. 6 ст. 136 ТК РФ требование к работодателю указывать дату выплаты зарплаты одновременно и в коллективном договоре, и в трудовом договоре, и в правилах внутреннего трудового распорядка было избыточным.

В связи с вступлением в силу с 03.10.2016 новой редакции ч. 6 ст. 136 ТК РФ работодателям необходимо проверить установленные ими сроки выплаты зарплаты и при необходимости внести в них изменения в общеустановленном порядке, издав соответствующий приказ о внесении изменений в локальный нормативный акт (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации), оформив соглашение об изменении коллективного договора и заключив дополнительное соглашение к трудовому договору с каждым работником (ч. 1, 2 ст. 8, ст. ст. 44, 72, ч. 4 ст. 135, ст. 372 ТК РФ).

Сроки выплаты премий с учетом новой редакции

части 6 статьи 136 ТК РФ

Как сказано выше, с 03.10.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ внесена поправка в ч. 6 ст. 136 ТК РФ, согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющей заработной платы и могут выплачиваться за иные (более продолжительные) периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие).

В силу ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка показателей.

Таким образом, сроки выплаты работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период, могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом.

Так, если положением о премировании установлено, что выплата премии работникам по итогам за определенный системой премирования период (например, за месяц) осуществляется в месяце, следующем за отчетным, или указан конкретный срок ее выплаты, а по итогам работы за год - в марте следующего года или также указана конкретная дата ее выплаты, то это не будет нарушением требований ч. 6 ст. 136 ТК РФ в новой редакции.

Такие разъяснения даны в Письмах Минтруда России от 23.09.2016 N 14-1/ООГ-8532, от 21.09.2016 N 14-1/В-911 и Информационном сообщении Минтруда России от 21.09.2016, размещенном на сайте http://www.rosmintrud.ru/.

Повышен размер денежной компенсации

за задержку выплат работникам

Работодатель несет материальную ответственность за задержку выплаты зарплаты.

До 03.10.2016 при нарушении работодателем установленного срока выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан был выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (прежняя редакция ст. 236 ТК РФ).

Хотя в прежней редакции ст. 236 ТК РФ была указана ставка рефинансирования Банка России, размер денежной компенсации в период с 01.01.2016 по 02.10.2016 должен был рассчитываться исходя из ключевой ставки Банка России.

Это связано с тем, что с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату, самостоятельное значение ставки рефинансирования Банком России больше не устанавливается (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340, Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У, Информация Банка России от 11.12.2015). Теперь уточнение по поводу ставки Банка России внесено в ч. 1 ст. 236 ТК РФ.

С 03.10.2016 работодатель обязан заплатить выплаты, причитающиеся работнику, с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (ч. 1 ст. 236 ТК РФ, п. 2 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ).

Таким образом, материальная ответственность работодателя возросла в два раза.

Значения ключевой ставки Банка России в 2016 г.:

- с 01.01.2016 - 11,00% годовых (Информация Банка России от 31.07.2015);

- с 14.06.2016 - 10,50% годовых (Информация Банка России от 10.06.2016);

- с 19.09.2016 - 10,00% (Информация Банка России от 16.09.2016).

Из новой редакции ч. 1 ст. 236 ТК РФ также прямо следует, что проценты за задержку зарплаты нужно начислить на сумму фактической выплаты, то есть уже после вычета НДФЛ.

Как и раньше, размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ч. 2 ст. 236 ТК РФ).

Необязательность локальных нормативных актов

для работодателей-микропредприятий

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но только при наличии такового в компании (ч. 4 ст. 135 ТК РФ).

Названия такого локального нормативного акта в каждой организации могут быть разными (это может быть положение об оплате труда, положение о материальном стимулировании работников, положение о надбавках и доплатах, положение об оплате труда в ночное время, положение об оплате труда в выходные и нерабочие праздничные и др.). При этом не обязательно утверждать только один локальный нормативный акт. Работодатель может утвердить их несколько. Главное, чтобы они в совокупности содержали все правила, касающиеся системы оплаты труда работодателя.

Это общее правило, исключение из которого предусмотрено для микропредприятий.

С 01.01.2017 работодатели-микропредприятия вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и др.).

Для регулирования трудовых отношений такие работодатели должны будут включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами.

Все эти изменения установлены новой гл. 48.1 ТК РФ, введенной Федеральным законом от 03.07.2016 N 348-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2017.

Трудовые договоры с работниками микропредприятий будут заключаться на основе Типовой формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858.

Типовая форма предусматривает различные варианты заполнения отдельных пунктов трудового договора, что позволяет учесть особенности труда каждого работника.

Типовая форма содержит отдельный детализированный раздел - разд. IV "Оплата труда работника".

К микропредприятиям может быть отнесена любая организация, если она отвечает всем критериям, указанным в таблице 1 (ч. 1, пп. "а" п. 1, п. п. 2, 3 ч. 1.1, ч. 3 ст. 4, ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265).

Таблица 1

N

Критерий

Предельное значение

1

Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов

25%

2

Суммарная доля участия в уставном капитале организации иностранных организаций

49%

3

Суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

49%

4

Средняя численность работников за предшествующий календарный год

15 чел.

5

Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности без учета НДС за предшествующий календарный год

120 млн руб.

Расширен круг организаций, для которых установлены

требования к уровню соотношения средней зарплаты

руководителей и работников

Согласно ч. 2 ст. 145 ТК РФ (в ред. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ) предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных ФОМС, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных предприятий и среднемесячной зарплаты работников таких фондов, учреждений, предприятий определяется органом с функциями и полномочиями учредителя в размере, не превышающем размера, который установлен:

- для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, ФГУПов - нормативными правовыми актами Правительства РФ;

- для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров ТФОМС, государственных учреждений субъектов РФ, ГУПов субъектов РФ - нормативными правовыми актами субъектов РФ;

- для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, МУПов - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом зарплаты руководителя, его заместителей и главных бухгалтеров рассчитываются за календарный год и формируются за счет всех источников финансирования. Выплаты таким лицам не учитываются при исчислении зарплат работников (ч. 2 ст. 145 ТК РФ, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ).

Указанные предельные уровни соотношения среднемесячной зарплаты применяются с 01.01.2017. Предельные уровни, установленные до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ, применяются до 31.12.2016 (п. п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ).

С 01.01.2017 для расчета предельного уровня соотношения зарплат вместо показателя "средняя заработная плата" будет использоваться показатель "среднемесячная заработная плата" (ч. 2 ст. 145 ТК РФ в ред. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ).

Чтобы определить предельное соотношение, среднемесячную зарплату руководителя (каждого из его замов, главбуха) федерального учреждения, ФГУПа нужно разделить на среднемесячную зарплату работников таких организаций.

Среднемесячная зарплата руководителя (его зама, главбуха) рассчитывается как фактически начисленная за календарный год зарплата, разделенная на 12. Для определения предельного соотношения учитывается зарплата руководителя (его замов и главбуха), сформированная за счет всех источников финансирования.

Определяя среднемесячную зарплату работников, нужно учитывать начисленную зарплату за отработанное время, включая стимулирующие выплаты, а также выплаты, которые обусловлены районным регулированием оплаты труда (например, районные надбавки). Кроме того, учитываются рассчитанные из среднего заработка суммы, которые перечисляются при оплате отпуска и в иных случаях. Для исчисления среднемесячной зарплаты фактически начисленная зарплата работников списочного состава делится на их среднюю численность за календарный год и на 12. Руководитель, его замы и главбух не включаются в списочный состав. Оплата труда этих лиц также не учитывается при определении фактически начисленной зарплаты работников.

Без учета предельных соотношений можно определить условия оплаты труда руководителей, их заместителей и главбухов, если такие организации и учреждения указаны в перечнях, утвержденных Правительством РФ, региональными властями или органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 145 ТК РФ, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ).

Таким образом, Федеральным законом от 03.07.2016 N 347-ФЗ предусмотрено с 01.01.2017 значительное расширение перечня организаций, для которых определяется предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников.

В настоящее время Минтрудом России разработан проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (ID проекта - 01/01/07-16/00051082), который размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/). Указанный проект постановления Правительства РФ вносит изменения, в частности, в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.

Планируется, что предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их замов и главбухов федеральных учреждений и среднемесячной зарплаты работников этих учреждений (без учета руководителя, его замов и главбуха) устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8 (новая редакция абз. 4 п. 9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583). Таким образом, предел 8:1 планируется оставить без изменения.

Напомним, что до 01.01.2017 требования к уровню соотношения оплаты труда руководителей и работников некоторых организаций были установлены Постановлениями Правительства РФ от 02.01.2015 N 2 и от 05.08.2008 N 583 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.09.2012 N 975, от 14.01.2014 N 20), а также Постановлением Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 N 622 и Постановлениями Правительства Севастополя от 18.05.2015 N 402-ПП, от 11.02.2015 N 89-ПП, от 09.02.2015 N 74-ПП.

Так, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и средней зарплаты работников списочного состава (без учета руководителя, его замов и главбуха) предприятий устанавливался федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральных и казенных учреждений (учредителем ФГУП), в кратности от 1 до 8 в отношении:

- для руководителей и работников федеральных бюджетных и казенных учреждений - в абз. 5 п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.09.2012 N 975, от 14.01.2014 N 20).

Для федеральных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ, размер предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя федерального учреждения и средней зарплаты работников этого учреждения устанавливался Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (п. 10(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583);

- для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и работников федеральных государственных унитарных предприятий - в п. 6 Положения об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 2 "Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий".

Из указанного общего правила, устанавливающего соотношение (8:1), было исключение - оно касалось предприятий, включенных:

- в Перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 N 2627-р (ред. от 17.03.2015);

- в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.12.2015 N 2555-р.

В отношении предприятий, включенных в указанные Перечни, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителя и средней зарплаты работников такого учреждения мог быть увеличен по решению федерального государственного органа - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное бюджетное и (или) казенное учреждение, либо по решению учредителя ФГУПа.

В названные Перечни включены предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей особые значимость, масштабность, уникальность, стратегическое значение, а также предприятия, перед руководителями которых поставлены комплексные задачи, в частности, по совершенствованию организации процесса образования и интеграции на международном уровне.

Предельное соотношение средней зарплаты (8:1) рекомендовано к применению для организаций, финансируемых как из федерального бюджета, так и бюджета субъекта РФ или местного бюджета (п. 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол N 12). В этом же документе также рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней зарплаты руководителей учреждений и средней зарплаты работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Условия оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе Типовой формы трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329.

Предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и средней зарплаты работников в Республике Крым установлен в кратности от 1 до 6:

- для руководителей, их замов и главбухов государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым (п. 6 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 N 622 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Республики Крым");

- для руководителей государственных учреждений Республики Крым (п. 4 ст. 3 Закона Республики Крым от 28.11.2014 N 14-ЗРК/2014 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым").

Предельные уровни соотношения средней зарплаты руководителя ряда учреждений и средней зарплаты работников таких учреждений установлены в г. Севастополе:

- для руководителя учреждения, подведомственного Департаменту экономики г. Севастополя, - предел 3:1 (п. 6.3 Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений (организаций), подведомственных Департаменту экономики города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 18.05.2015 N 402-ПП);

- для руководителя государственных учреждений социальной защиты населения г. Севастополя - предел 3:1 (п. 5.7 Положения об оплате труда работников государственных учреждений социальной защиты населения города Севастополя, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Главное управление социальной защиты населения Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства г. Севастополя от 09.02.2015 N 74-ПП);

- для руководителя образовательной организации - предел 4:1 (п. 8.4 Примерного положения об оплате труда работников государственных организаций (учреждений) в сфере образования города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 89-ПП).

Дополнительное основание для прекращения трудового договора

с руководителем организации

С 01.01.2017 Федеральный закон от 03.07.2016 N 347-ФЗ ввел дополнительное основание для прекращения трудового договора с руководителем организации - несоблюдение установленного в соответствии со ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда РФ, территориального ФОМС, государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия и среднемесячной зарплаты работников данного фонда, учреждения либо предприятия (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ, пп. "б" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ).

Обязанность размещения информации о среднемесячной зарплате

руководителей, их замов и главбухов в сети Интернет

Федеральный закон от 03.07.2016 N 347-ФЗ ввел в Трудовой кодекс РФ новую ст. 349.5 ТК РФ, согласно которой, по общему правилу, информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководителей, их замов и главбухов государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных ФОМС, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, а также на официальных сайтах указанных фондов, учреждений, предприятий.

При этом в составе размещаемой на официальных сайтах информации запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации руководителей, их замов, главбухов, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера (ст. 349.5 ТК РФ, п. 12 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ).

Нововведение действует с 01.01.2017.

Категория: Бухгалтерская пресса | Добавил: medline-rus (07.05.2017)
Просмотров: 437 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%