В настоящей статье рассматриваются отдельные аспекты интеграции российского высшего образования в международное образовательное пространство. Раскрывается содержание международных правовых стандартов в сфере высшего образования. Анализируется международное и российское законодательство в сфере образования. В статье дается вывод о том, что участие Российской Федерации в мировых процессах в сфере образования оказало существенное влияние на содержание конституционного права на получение высшего образования в России.
Ключевые слова: право на высшее образование, международный стандарт, права обучающегося.
Influence of the international processes on the maintenance of a constitutional right to receive the higher education in the Russian Federation
I.V. Kiselev
Kiselev Igor V. - Graduate Student of Constitutional and Municipal Law Department, Omsk Law Academy (Omsk).
In the present article separate aspects integration of the Russian higher education into the international educational environment are considered. The contents of the international legal standards in the sphere of the higher education is revealed. The international and Russian legislation in education is analyzed. This article has conclusion that participation of the Russian Federation in world processes in education had essential impact on the maintenance of a constitutional right on receiving the higher education in Russia.
Key words: right for the higher education, the international standard, the right of student.
Во всемирной рекомендации Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры от 13 ноября 1993 года "О признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании" отмечено, что государства - члены ООН учитывают, что высшее образование во все большей степени приобретает международный характер благодаря быстрому распространению и интернационализации знаний и тем связям и солидарности, которые объединяют научное и университетское сообщество, и что расширение доступа к существующим в мире образовательным ресурсам путем повышения мобильности учащихся, исследователей, преподавателей и специалистов является основополагающим для такого международного характера высшего образования [2].
Активное участие в разработке международных правовых стандартов в сфере высшего образования приняла Российская Федерация, она также является полноправным участником нижеперечисленных международных соглашений.
В соответствии с Региональной конвенцией о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана от 16 декабря 1983 г. [13], Лиссабонской конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе, от 11 апреля 1997 г. [5] и Болонской совместной декларацией европейских министров образования "Европейское пространство высшего образования" от 19 июня 1999 г. [4] государствами - участниками данных международных документов устанавливаются вместе и в отдельности следующие международные правовые стандарты в сфере высшего образования:
- поддержка международной студенческой академической мобильности;
- поддержка международной академической мобильности преподавателей;
- признание документов о высшем образовании;
- принятие перезачета зачетных (учебных) единиц трудоемкости;
- поддержка совместных образовательных программ.
Международная студенческая академическая мобильность развивает кругозор студента. По мнению профессора В.М. Курицына, академическая мобильность студентов способствует развитию уважения к другим культурам, их пониманию, выработке плюралистической позиции [6, с. 87].
Международная академическая мобильность преподавателей является инструментом передачи транснациональных знаний, умений, навыков и компетенций, а также зарубежного и международного опыта. По мнению старшего преподавателя Института права Университета Хитоцубаси Юкико Симми, формирование и расширение практики стажировок преподавателей оказывает прямое влияние на качество преподавания и исследований [15].
Признание документов о высшем образовании позволяет выпускнику получить опыт трудовой деятельности, а также продолжить обучение в другом государстве. В этом заинтересованы многие, особенно бизнесмены - в целях получения лучших кадров. Для вузов здесь открывается возможность сравнивать и совершенствовать работу, быстрее достигать успехов в адаптации новых знаний, выбирать более квалифицированных преподавателей, расширять сотрудничество [7].
Перезачет зачетных (учебных) единиц трудоемкости позволяет студенту продолжить обучение в другом зарубежном или российском вузе. В целях унификации процесса зачета единиц трудоемкости европейскими экспертами в сфере высшего образования было предложено использовать систему ECTS (European Credit Transfer System).
Наконец, совместные образовательные программы позволяют студенту получить образование по различным направлениям, созданным на базе одного или нескольких вузов. Совместные программы являются фундаментом для сотрудничества вузов; в совместных соглашениях, заключаемых на двусторонней или многосторонней основе вузами, определяются юридические, экономические, педагогические условия и контуры реализации будущей совместной образовательной программы.
Развитие международных процессов в сфере высшего образования оказало прямое влияние на содержание конституционного права на получение высшего образования в Российской Федерации.
Характеристика содержания права на высшее образование, в том числе и конституционного, отражена в ряде научных работ отечественных ученых-правоведов. Например, Л.А. Дольникова, рассматривая содержание конституционного права на образование, понимает под образованием "процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков" [3, с. 37]. Т.С. Румянцева определяет конституционное право на образование как совокупность (систему) норм, регулирующих общественные отношения, связанные с получением образования [14, с. 56]. По мнению И.Е. Фарбера, конституционное право на образование - это субъективное право, используемое в различных формах обучения [16, с. 98].
Заслуживает внимания определение С.С. Алексеева, который, абстрагируясь от права на высшее образование, утверждает, что права человека - это субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах [1, с. 21].
Развивая суждение С.С. Алексеева, О.Ю. Назарова отмечает, что субъективный смысл права на высшее образование - в совокупности возможностей получения образования, реализуемых в конкретных правоотношениях [8, с. 25].
Краткий анализ научного осмысления сущности конституционного права на получение высшего образования говорит о том, что это - субъективное право, содержанием которого является совокупность и пределы реальных правовых возможностей индивида - отдельные правомочия обучающегося, в той или иной мере обеспеченные государством, посредством реализации которых он удовлетворяет личные потребности в сфере высшего образования.
В Российской Федерации действовали два нормативных правовых акта, регулирующие субъективные правомочия обучающегося в вузе: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" [10] и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" [11]. Эти нормативные правовые акты, которые в настоящее время утратили силу, содержали следующие субъективные правомочия обучающегося: на получение образования, на обучение по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением и др.
Ныне действующий Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [9] (далее - ФЗ об образовании в РФ) расширил правомочия обучающегося.
В соответствии со ст. 34 ФЗ об образовании в РФ к новым правомочиям обучающегося относятся следующие права.
1. Право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
3. Право на участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией.
4. Право на направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств.
Посредством данных четырех правомочий обучающегося реализуются международные правовые стандарты в сфере высшего образования. Для подтверждения данного тезиса необходимо раскрыть содержание данных правомочий, а также соотнести их с международными правовыми стандартами в сфере высшего образования.
1. "Право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)..."
В соответствии с локальным нормативным актом вуза в отношении обучающегося, который прошел обучение и (или) получил образование соответствующего уровня, осуществляется зачет освоенных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Ему выдается справка установленного образца. Данная правовая норма применяется в отношении студентов, которые прошли обучение в иностранных вузах.
Процесс зачета учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) соответствует международному правовому стандарту в сфере высшего образования - принятию перезачета зачетных (учебных) единиц трудоемкости - и направлен на его реализацию.
2. "Право на развитие своих творческих способностей и интересов..."
Познавательная и созидательная деятельность студента не может быть ограничена какими-либо административными и иными границами. Процесс обучения в вузе предусматривает удовлетворение образовательных потребностей студентов, направленных на создание новых ценностей, познание каких-либо событий, явлений, фактов и т.д. посредством различных мероприятий, реализация которых предполагает в том числе и посещение определенных мест за рубежом, участие в зарубежных выставках и симпозиумах, конкурсах, изучение литературных источников в иностранных библиотеках и многое другое.
Данное правомочие обучающегося соответствует международным правовым стандартам в сфере высшего образования - поддержке международной студенческой академической мобильности и поддержке совместных образовательных программ - и направлено на их реализацию.
3. "Право на участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности..."
Студент должен иметь возможность участвовать в реализации научных проектов не только в вузе, в котором он получает высшее образование, но и в других вузах или научных организациях, в том числе и за рубежом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" [12] научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Процесс проведения научных исследований подразумевает участие студента в международных научно-исследовательских мероприятиях (конференциях, практических и поисковых исследованиях), а также участие в работе иностранных научных организаций, находящихся на территории Российской Федерации.
В целях сотрудничества российских вузов с иностранными вузами в ч. 1 ст. 15 ФЗ об образовании в РФ предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких вузов, в том числе иностранных, а также с использованием ресурсов научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных и иных организаций. Студент имеет право участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, которая осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Таким образом, данное правомочие обучающегося соответствует международным правовым стандартам в сфере высшего образования - поддержке международной академической мобильности студентов и поддержке совместных образовательных программ - и направлено на их реализацию.
4. "Право на направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации..."
Данное правомочие обучающегося предполагает миграцию студента как на территории государства, так и за его пределами. Студент может в рамках получаемой в вузе специальности пройти обучение по той же образовательной программе в зарубежных вузах или научных организациях, а также иметь возможность обучаться в филиалах зарубежных вузов, расположенных на территории Российской Федерации. Чаще всего это осуществляется на основе двусторонних договоров вузов. Результатом прохождения обучения является выдача диплома или свидетельства того вуза, в котором студент проходил обучение. Международный академический студенческий обмен направлен на повышение эффективности качества образовательных программ университетов, он содействует межкультурному и межконфессиональному диалогу, реализации различных образовательных проектов и т.д.
Данное правомочие обучающегося соответствует международным правовым стандартам в сфере высшего образования - поддержке международной студенческой академической мобильности, признанию документов о высшем образовании и поддержке совместных образовательных программ - и направлено на их реализацию.
Итак, интеграция российского высшего образования в международную образовательную среду и влияние международных образовательных процессов на отечественную систему высшего образования детерминировали содержание субъективного конституционного права на получение высшего образования.
По мнению автора, в содержание субъективного конституционного права на получение высшего образования входят правомочия обучающегося, посредством которых реализуются международные правовые стандарты в сфере высшего образования, что, в свою очередь, прямо влияет не только на качество образования, но и на реализацию конституционного права на получение высшего образования в России.
Библиографический список
1. Алексеев С.С. Теория права. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: БЕК, 1995. 320 с.
2. Всемирная рекомендация о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании [Электронный ресурс]: принята в г. Париже 13 нояб. 1993 г. // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс". Режим доступа: локальный.
3. Дольникова Л.А. Конституционное право на образование советских граждан: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Саратов, 1984. 187 с.
4. Европейское пространство высшего образования [Электронный ресурс]: совместная Декларация европ. министров образования: принята в г. Болонья 19 июня 1999 г. // Справочно-правовая система "Гарант". Режим доступа: локальный.
5. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе [Электронный ресурс]: принята в г. Лиссабоне 11 апр. 1997 г., ETS N 165 // Справочно-правовая система "Гарант". Режим доступа: локальный.
6. Курицын В.М. Международное сотрудничество и академическая мобильность преподавателей и студентов // Высш. образование в России. 2012. N 10. С. 87 - 92.
7. Мотова Г. Транснациональное образование. Проблема признания диплома [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/transnacionalnoe_obrazovanie_problema_priznanija_diploma.html (дата обращения: 24.07.2015).
8. Назарова О.Ю. О природе права на образование // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер. "Гуманитар. науки". 1999. N 3(13). С. 24 - 25.
9. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. N 273-ФЗ // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс". Режим доступа: локальный.
10. Об образовании [Электронный ресурс]: Закон Рос. Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 // Справочно-правовая система "Гарант". Режим доступа: локальный.
11. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: Федер. закон от 22 авг. 1996 г. N 125-ФЗ // Справочно-правовая система "Гарант". Режим доступа: локальный.
12. О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс]: Федер. закон от 23 авг. 1996 г. N 127-ФЗ // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс". Режим доступа: локальный.
13. Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана [Электронный ресурс]: принята в г. Бангкоке 16 дек. 1983 г. // Справочно-правовая система "Гарант". Режим доступа: локальный.
14. Румянцева Т.С. Конституционное право на образование в социалистических странах: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 1984. 236 с.
15. Симми Ю. Приглашенные преподаватели: циркуляция умов и интернационализация высшего образования // Междунар. высш. образование = International Higher Education. 2014. Вып. 77. С. 15 - 17.
16. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. 180 с.
|