Воскресенье, 24.11.2024, 18:08
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » БУХГАЛТЕРАМ И ЮРИСТАМ » Юридическая пресса

Побежимова Н.И. Перспективы формирования международного административного права в современных условиях

В статье рассматриваются проблемы модернизации административного права и перспективы его дальнейшего развития, анализируется действующая система административного права и предлагается разработка концепции международного административного права.

Ключевые слова: административное право, предмет, метод, система административного права, международное административное право.

Prospects of international administrative law formation in modern conditions

N.I. Pobezhimova

Pobezhimova Nelli I., Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Professor of the Department of Administrative Law and Proceedings of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Professor.

The article deals with the problems of modernization of administrative law and the prospects for its further development; analyzes the current system of administrative law and the proposed development of the concept of international administrative law.

Key words: administrative law, the subject method, the system of administrative law, international administrative law.

В последние годы наиболее активно обсуждаются проблемы реформирования системы административного права и в целом ряде публикаций высказываются конструктивные предложения, направленные на его модернизацию, разработку "адекватной современным условиям как общей концепции развития административного права Российской Федерации" <1>, так и на дальнейшее развитие теории административного права, реформирование отрасли административного права, ее подотраслей и институтов <2>.

--------------------------------

<1> Кирин А.В. О реформировании системы административного права // Журнал российского права. 2012. N 3. С. 51 - 56.

<2> Фатьянов А.А. К вопросу о реформировании системы административного права // Административное право и процесс. 2012. N 11. С. 3 - 5.

К сожалению, опубликованная в 2015 г. монография Д.В. Осинцева "Система административного права (методология, наука, регламентация)" <3> не способствовала разработке и построению современной системы административного права, вызвав лишь массу вопросов по предлагаемым автором основополагающим проблемам о предмете и методах административно-правового регулирования.

--------------------------------

<3> Осинцев Д.В. Система административного права (методология, наука, регламентация): Монография. М.: Инфра, 2015. 229 с.

Следует заметить, что большая часть исследований представителей науки административного права, начиная с работ И.Т. Тарасова, а затем А.И. Елистратова, предложивших систему административного права, состоящую из общей и особенной части, в разные периоды развития российского государства и с разной степенью проработки вопросов, касались выстраивания российской системы административного права, проблем ее реформирования. Однако и в XXI в. вопрос о соотношении общей и особенной ее частей остается дискуссионным: при этом одна группа ученых - авторов учебников по административному праву считает, что административное право должно включать как общую, так и особенную часть <4>, другая - только общую часть <5>, а третьи полагают, что в современном правоведении уже "разрабатываются новые концепции развития и совершенствования общей и особенной частей административного права" <6>.

--------------------------------

<4> Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М.: Норма, 2008; Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005.

<5> Административное право России: Научно-практический курс / П.И. Кононов. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2011.

<6> Административное право: Учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 5-е изд., пересмотр. М.: Норма; Инфра-М, 2015. С. 17.

По нашему мнению, представителям административного права не следует отказываться от особенной части административного права, т.к. она позволяет закрепить те теоретические положения, которые были предметом изучения в общей ее части.

И это только одна из тех больших, но так до конца и не решенных проблем, касающихся административного права, его содержания и системы, которую необходимо рассматривать во всех ее ипостасях: как объемную отрасль права, состоящую из подотраслей, институтов, административно-правовых норм, дисциплину - административное право, преподаваемую в соответствии с Государственными образовательными стандартами и учебными планами во всех вузах, готовящих кадры юристов, и как науку административного права.

Дискуссионной является и проблема концепции о комплексной отрасли права. С одной стороны, ученые утверждают, что понятие "комплексная отрасль права" по отношению к конкретной отрасли права является некорректным и это можно рассматривать лишь как результат комплексных актов <7>, а с другой - что в данном случае речь идет не о разделении самого права на публичное, частное и комплексное, а только о разграничении правоотношений на публичное, комплексное (публично-частное и частно-публичное) и частное <8>.

--------------------------------

<7> Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 8-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство Юридического института, 2012. С. 374.

<8> Лупарев Е.Б. Административные правоотношения // Административное право. М., 2013. Т. 2. С. 24.

Предметом обсуждения при определении административных правоотношений являются и проблемы взаимодействия административного права как одной из ведущих публично-правовых отраслей права с частным правом, и их разграничения <9>.

--------------------------------

<9> Побежимова Н.И. Административное право - отрасль публичного права и его взаимодействие с гражданским правом // Актуальные проблемы публичного права в России и за рубежом: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию проф. А.Б. Зеленцова / Отв. ред. А.М. Волков. М.: РУДН, 2011.

Следует заметить, что не закончены диспуты о полицейском праве, его месте в системе современного административного права, "о наличии между гражданами полицейских правоотношений, возникающих, в частности, в общественных местах, в общественном транспорте" <10>. Определяя структуру и содержание административного права, Ю.М. Козлов подверг резкой критике реанимацию полицейского права, однако впоследствии в подготовленном и опубликованном в 2013 г. сборнике "Современные проблемы административного и полицейского права" "представлены ретроспективные взгляды на полицейское право и ставятся задачи по модернизации современной административно-правовой науки" <11>. Не смолкают научные споры, посвященные памяти В.Д. Сорокина, проходящие ежегодно на двух широко представленных форумах на базе Небугского клуба административистов и Санкт-Петербургского университета МВД РФ, об административном процессуальном праве, о его широком и узком понятии, о его месте и роли среди отраслей и подотраслей административного права <12>.

--------------------------------

<10> Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и сервис, 2004; Соловей Ю.П. Полицейское право и его место в системе современного административного права // Полицейское право. 2005. N 1; Кононов П.И. Основные категории административного права и процесса. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 13.

<11> См.: Современные проблемы административного и полицейского прав: Сборник статей. Омск: Омская юридическая академия, 2013. С. 2.

<12> Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. М., 1968; Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб.: Издательство Юридического института, 2002; Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М.: Юридическая литература, 1964; Административное процессуальное право / Под ред. И.Ш. Килясханова. М.: Юнити, 2004 и др.

О формировании новой отрасли российского права, ее основных институтах и нормах, необходимости разработки оптимальной ее нормативной модели говорится в трудах А.П. Шергина <13> и А.В. Кирина <14>. Появилась еще и концепция судебного административного права, автором которой является А.Б. Зеленцов <15>.

--------------------------------

<13> Шергин А.П. Административно-деликтное право и законодательство (Статьи, выступления, размышления): Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2015.

<14> Кирин А.В. Административно-деликтное право (теория и законодательные основы). М., 2012.

<15> Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории. 2-е испр. и доп. М.: РУДН, 2009; Зеленцов А.Б. Административная юстиция (судебное административное право) в схемах и с комментариями. М.: РУДН, 2014.

При рассмотрении характера социальной среды, "на которую направляется управленческая воля государства", В.А. Юсупов выделяет следующие подсистемы административного права:

а) административно-управленческое право;

б) административно-деликтное право;

в) административно-договорное право;

г) административно-процессуальное право <16>.

--------------------------------

<16> Труды по административному праву. В 3 т. / В.А. Юсупов. М.: Евразийская академия административных наук, 2014. Т. 3. С. 337.

О предмете административно-управленческого права как о подотрасли административного права утверждается в других трудах В.А. Юсупова <17>.

--------------------------------

<17> Юсупов В.А. Предмет административно-управленческого права // Вестник Евразийской академии административных наук. 2015. N 4. С. 7 - 11.

При рассмотрении проблем административного права следует обратить внимание и на то определенное место в правовой системе, которое занимает административное право зарубежных стран <18>, являясь самостоятельной отраслью права, имея свой предмет исследования, обусловленный особенностями правовых систем зарубежных государств <19>, которое ошибочно рассматривать как международное административное право.

--------------------------------

<18> См.: Административное право зарубежных стран. М., 1996; Административное право зарубежных стран. М., 2003.

<19> См.: Никеров Г.И. Административное право США. М., 1977; Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988.

Эти же проблемы стали предметом основательного анализа и глубокого изучения на прошедших в 2015 г. конференциях в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках ежегодных Козловских чтений и в Институте государства и права Российской Академии наук (во вновь возобновившихся Лазаревских чтениях).

При изучении отечественной правовой системы очень важно иметь четкое представление не только о предмете административного права, но и о том месте, которое административное право занимает в этой системе, о ее роли как одной из важнейших публично-правовых отраслей, о перспективах его развития.

Обсуждению этих и многих других вопросов о направлениях развития административного права в современных условиях был также посвящен состоявшийся в октябре 2014 г. проблемный семинар, проведенный в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Административное право было рассмотрено на нем, с одной стороны, как "опорная" конструкция публичного права, а с другой - как "обеспечивающая" конструкция отраслей публичного права. Предметом обсуждения были изменения в системе административного права, изменения административного законодательства, разработка научных концепций по вышеназванным проблемам.

На этой же встрече Ю.А. Тихомировым был поставлен вопрос и о необходимости формирования международного административного права. Однако, как отмечали выступающие, эту проблему нельзя назвать новой, т.к. она была поставлена для обсуждения российскими учеными еще в начале XX в., но с тех пор заметного ее продвижения по истечении целых двух веков так и не наблюдается.

В настоящее время перед наукой административного права стоит задача теоретического обоснования статусных содержательных характеристик административного права XXI века, перспектив его дальнейшего развития в рамках мирового правового пространства. При создании нового мира административного права и разработке его концепции, которая базируется на современных идеях, доктринах, концепциях, необходимо, на наш взгляд, определить перспективы развития административного права как базовой отрасли в рамках как конкретного государства, так и на мировом уровне. Мы разделяем мнение ученых, что международное административное право призвано защищать на международной арене те же интересы, которые в пределах государства защищает внутреннее административное право, а ключевой задачей международного сообщества во главе с ООН, которая была обозначена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его выступлении на юбилейной Ассамблее ООН, является "обеспечение мира и стабильности, формирования пространства равной и неделимой безопасности не для избранных, а для всех" <20>.

--------------------------------

<20> Мир без экспорта революций. Выступление В.В. Путина на юбилейной Ассамблее ООН // Российская газета. 2015. 29 сентября.

В то же время, как нам представляется, вряд ли можно согласиться с прозвучавшим на вышеназванном семинаре мнением, что в России уже наблюдается процесс формирования международного административного права <21>, хотя уже опубликованы ряд монографических работ, учебников, учебных пособий по международному уголовному праву, по международному экономическому праву, по международному гуманитарному праву. Сделаны лишь некоторые первые шаги в решении такой актуальной проблемы, к которой мы относим разработку такой новой науки и отрасли права, как международное административное право <22>.

--------------------------------

<21> См.: Модернизация административного права // Журнал российского права. 2014. N 11. С. 143 - 150.

<22> Побежимова Н.И. Перспективы развития административного права // Современные парадигмы юридической компаративистики в аспекте развития национальных правовых систем: Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции / Ростовский государственный экономический университет. Ростов н/Д, 2012. С. 63 - 68; Побежимова Н.И. Международное административное право и его место в правовой системе российского права // Теория и практика административного права и процесса: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина (Небугские чтения) (пос. Небуг Краснодарского края, 7 - 9 октября 2012 г.) / Отв. ред. проф. В.В. Денисенко. Краснодар: Издательство ИП Солодовникова А.Н., 2013. Ч. 1. С. 101 - 109; Побежимова Н.И. К вопросу о международном административном праве // Современные проблемы административного и полицейского права: Сборник статей. Омск: Омская юридическая академия, 2013. С. 164 - 174.

О необходимости ускорения позитивного развития современного административного права и достижения им нового уровня, соответствующего общепризнанному стандарту правового государства, прогрессивным представлениям о роли и значимости этой отрасли права в правовой системе России мы находим в трудах В.М. Манохина. Эта же точка зрения обозначена во многих работах Ю.Н. Старилова, который считает, что в современных условиях административное право "должно развиваться с учетом требований международных правовых институтов, на основе принципов интернационализации правовых систем мира" <23>. При разработке Концепции развития российского законодательства было отмечено, что административные аспекты международных отношений приобретают все большую значимость в условиях интеграции государств. В то же время была высказана озабоченность отсутствием в учебной литературе исследований, посвященных использованию регуляторов административного права в международной среде. Среди этих регуляторов назывались:

- влияние международно-правовых норм на национальное административное право, в т.ч. когда в конвенциях, международных договорах есть нормы-ориентиры о правах и обязательствах национальных органов, правовых режимах, нормы-дефиниции;

- воздействие модельных законов и иных актов международных объединений;

- регулирующее влияние международных стандартов и нормативов.

--------------------------------

<23> Административное право: Учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2009. С. 17.

В связи с этим при разработке международного административного права ставится задача по объединению усилий и дальнейшему взаимодействию представителей науки всех отраслей как публичного, так и частного права не только России, но и других государств для поступательного движения в современных условиях и происходящих в мире процессов глобализации, развития мирового рынка, усиливающейся конкуренции по пути правового государства и гражданского общества.

Вне сомнения, разработка столь нового направления в правовой системе России, к которой относится обоснование и создание международного административного права, потребует много времени и усилий юридического сообщества и в первую очередь представителей наук международного и административного права.

Для решения вышеназванной задачи, по нашему мнению, необходимо будет обосновать доктрину дальнейшего развития международного права, а также, с одной стороны, его взаимодействия с административным правом, а с другой - их разграничения. Необходимо также определить задачи, цели, принципы создания международного административного права, его составные части, систему, предмет и метод правового регулирования, роль международного административного права по регулированию административных отношений как внутри страны, так и на международной арене.

Анализ и разработка правовых форм международного сотрудничества, их совершенствования, по нашему мнению, не могут не учитывать происходящих в мире процессов глобализации, регионализации, мирового финансового и экономического кризисов, многие из которых могут быть предметом изучения международного административного права. Как подчеркивает В.Е. Чиркин, на развитие государства и права важное влияние в настоящее время оказывают такие процессы, как модернизация, глобализация и интеграция, и каждый из них может иметь как положительные, так и отрицательные стороны: глобализация иногда жестко ломает привычный уклад, социокультуру, в то время как интеграция может приводить к излишней зависимости <24>. России, как и другим государствам, приходится вписываться в этот новый глобальный мир, выстраивать с ним взаимовыгодные отношения для решения возникающих проблем, использовать адекватные правовые инструменты, которые уже не ограничиваются только национальным правовым полем.

--------------------------------

<24> Чиркин В.Е. Наднациональные и межгосударственные образования и наднациональное право // Юридическая мысль. 2015. N 4. С. 111 - 118.

Никто не возьмется отрицать, что глобализация и интеграция являются генеральными направлениями современной экономики и права. Как показывает международная практика, ключевой целью подлинной интеграции является создание единого пространства, которое должно быть скреплено не только экономическими, но и правовыми и социокультурными связями. Обеспечение интеграции в открытый мир потребует активной интеграции государств во все мировые процессы для решения экономических и политических задач и прежде всего по борьбе с терроризмом и обеспечению мира и безопасности на планете.

Отмечая значимость интеграционных процессов, Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что "Москва предлагает "интеграцию интеграций", основанную на универсальных, прозрачных принципах международной торговли". Большие перспективы, как он подчеркнул, Россия видит в гармонизации интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и ЕС <25>. Россия в настоящее время становится активным участником процесса международно-правового нормотворчества, и существует объективная потребность в более тесном сближении и унификации национального законодательства с международными стандартами, в проведении мероприятий, направленных на создание согласованной структурной перестройки экономики стран - членов ЕврАзЭС.

--------------------------------

<25> Выступление В.В. Путина на юбилейной Ассамблее ООН // Российская газета. 2015. 29 сентября.

Интеграционная стратегия основывается на мировых примерах региональной интеграции, реализуемых в XX - XXI веках в Европе, Азии, Америке. Яркими примерами такой интеграции стало создание Европейского союза (ЕС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Европейско-Азиатского экономического сотрудничества (ЕвроАзЭС).

Вновь созданные региональные организации международного характера, такие как ШОС, БРИКС, ЕвроАзЭС и другие, по мнению некоторых ученых, могут создавать и создают свое региональное международное право, которое подчинено нормам "общего" международного права. В соответствии с этой концепцией В.Е. Чиркин выделяет особый статус Европейского союза и приходит к выводу о том, что только в ЕС создано и существует особое наднациональное право <26>. Причем автор не дает разъяснения, а что же он понимает под национальным правом, тем более, как он подчеркивает, под "особым национальным правом". Не содержится в данной статье и ответа на возникающий вопрос: а чем же оно (это особое национальное право) отличается от сущности и содержания международного права, есть ли разница и какая между традиционным понятием "международное право" и понятием "наднациональное право" и что же это за "особое наднациональное право", которое регулирует деятельность Европейского союза и реализуется только применительно к ЕС?

--------------------------------

<26> Чиркин В.Е. Указ. соч.

Как известно, в действующих правовых системах отсутствует понятие "наднациональное право" и провести разграничения между наднациональным и международным правом не представляется возможным.

В таком случае получается такая сложная и ничем не объяснимая схема: национальное право, наднациональное право, международное право.

В современных сложившихся условиях, по нашему мнению, речь, скорее всего, может идти не о наднациональном праве, а о создаваемых в мире наднациональных органах, деятельность которых имеет наднациональный характер.

За последнее время появилось значительное количество работ, анализирующих правовой статус Европейского союза, в которых он рассматривается только как "полноценный субъект международного права, персонифицирующий беспрецедентные в истории интеграционные процессы в Европе и имеющий значительное влияние на процессы глобального масштаба" <27>. Были опубликованы монографии и учебники, посвященные Европейскому праву, среди которых нельзя не отметить работы Б.Н. Топорнина "Европейское право" <28>, М.М. Бирюкова "Европейское право. Краткий курс" <29>, а также учебник для вузов "Европейское право", написанный большим авторским коллективом, руководителем которого является Л.М. Энтин. В последней из поименованных работ европейское право рассматривается как "особая относительно самостоятельная и автономная правовая система, охватывающая правовые установления европейской системы прав человека и европейское интеграционное право, регулирующее отношения, складывающиеся в процессе интеграции" <30>.

--------------------------------

<27> Калиниченко П.А., Трубачева К.И. Европейский союз на постсоветском пространстве: право, интеграция, геополитика: Монография. М.: Рос-НОУ, 2012. С. 8; Калиниченко П.А. Европейский союз: право и отношения с Россией: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012.

<28> См.: Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.

<29> См.: Бирюков М.М. Европейское право. Краткий курс. М., 2003.

<30> Европейское право: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: Норма, 2011. С. 27.

Однако в современной науке еще так и не сложилось понимание правовой природы ни европейского административного права, ни международного административного права. Так, в работах по международному праву подчеркивается, что международное право может рассматриваться как особая правовая система и в доктрине ее существует две точки зрения по вопросу о том, является ли международное право самостоятельной правовой системой: дуалистическая и монистическая. Согласно одной из них оно образует вместе с внутригосударственным правом единую правовую систему. Согласно другой - международное право и внутригосударственное право - две различные правовые системы <31>. Различие взглядов на соотношение международного и внутригосударственного права особенно ярко проявляется при обсуждении таких вопросов, как вопрос о правах человека и вопрос о внутренней компетенции государств. Таким образом, поскольку речь идет о соотношении международного права и внутригосударственного права, то решение этой проблемы представляет особый интерес при разработке международного административного права.

--------------------------------

<31> Международное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Издательство "Проспект", 2008. С. 23.

Административное право - сложная базовая отрасль права, объемлющая большой и очень широкий спектр управленческих отношений, пределы которого в условиях происходящих процессов глобализации и интеграции четко так и не определены. Как отмечается в отечественной литературе, эти процессы хотя и в разной степени, но затрагивают практически все национальные государства и правовые системы.

Мировое сообщество и суверенные государства в настоящее время столкнулись с новыми вызовами и угрозами, такими как новые формы терроризма, создание целых террористических государств, как, например, появившееся Исламское государство (ИГ), распространение оружия массового уничтожения, расползание и укоренение транснациональных преступных сетей, наркобизнес, голод, нищета, массовые миграционные переселения, международные и внутренние вооруженные конфликты, коррупция международных масштабов. Эти и многие другие проблемы не могут быть решены в рамках одного государства, и для их решения требуется объединение усилий мирового сообщества, дальнейшее развитие международных управленческих отношений.

В России, так же как и во многих других государствах, продолжается поиск идеальной, адекватной новым экономическим реалиям и мировым вызовам системы и структуры реализующих их органов государственной власти, создание "нового мира" административного права, основанных на доктринах правового государства. В то же время, как считают многие представители административного права, и автор разделяет их позицию в этом вопросе, нужна реформа не только и не столько органов исполнительной власти, но и реформа самого механизма властвования, перестройка отношений, складывающихся между исполнительной властью, ее органами, должностными лицами и гражданами, а также предпринимательским сообществом. Вышеназванные реформы проводятся с учетом изучения исторического опыта российских реформ, реформ, реализуемых другими государствами, и осуществляются они в России одновременно с перестройкой управленческих отношений на международном уровне.

Большое значение в настоящее время придается укреплению правовых связей Российской Федерации с зарубежными государствами, расширению международного сотрудничества России в области борьбы с международными преступлениями и многочисленными правонарушениями.

Российское административное право, предметом которого являются общественные отношения в сфере государственного управления, в настоящее время своими теоретическими наработками и опытом практического регулирования системы управления внутренними делами государства не только служит источником и генератором управления и формирования системы права России, но также способствует установлению и регулированию целого ряда межгосударственных отношений, возникающих в мире.

Современное административное право нуждается в переосмыслении его назначения и той роли, которое оно по праву призвано играть в жизни каждого государства, общества, гражданина. Перед наукой административного права стоит задача приведения сложившегося к настоящему времени административного права в соответствие с международными правовыми стандартами и выстраивания международного административного права.

В современных условиях административно-правовые отношения затрагивают многие вопросы, которые ранее традиционно входили в предмет исследования международного права, и задачей ученых является четкое выделение тех правовых отношений, которые представляют свой самостоятельный предмет - предмет международного административного права, к которому мы относим общественные отношения управленческого характера, связанные с развитием интеграции и глобализации, функционированием системы эффективного публичного управления, защитой прав и свобод человека и гражданина, обеспечением общественной безопасности и законности.

В связи с этим представителям науки административного права (как в России, так и в зарубежных государствах) необходима разработка целого ряда новых вопросов и обоснования таких новых проблем, как:

- понятие Международного административного права (МАП), его места и роли в существующей правовой системе;

- понятие предмета, методов и системы Международного административного права (МАП);

- отличие Международного административного права от национального административного права;

- общая характеристика Международного административного права (МАП) с учетом происходящих в мире процессов модернизации, глобализации и интеграции;

- выстраивание источников, принципов и функций Международного административного права;

- взаимодействие Международного административного права с Международным правом (МП) и Административным правом (АП);

- разграничение предметов ведения Международного административного права (МАП), Международного права (МП), Административного права (АП);

- определение, обоснование и разработка механизма международного административно-правового регулирования;

- формирование понятия субъекта международного административного права;

- определение государства, его задач, целей, функций, полномочий и ответственности в качестве основного субъекта международного административного права;

- определение форм и методов управленческих действий и их особенностей в рамках функционирования субъектов Международного административного права.

Необходима будет и разработка таких новых концепций, к которым следует отнести концепцию новых правовых форм сотрудничества государств, концепцию об иммунитетах государств и их собственности, концепцию нового международного интеграционного правопорядка, концепцию юридической ответственности и др. И это далеко не полный круг вопросов, подлежащих исследованию при разработке, обосновании и реализации такой новой науки и отрасли права, к которой мы относим международное административное право. Как нам представляется, разработка новой науки и новой отрасли - Международное административное право (МАП) - необходима в настоящее время для дальнейшего развития современных государств, выстраивания их взаимовыгодных и мирных отношений в рамках права, для защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государств.

Литература

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М.: Норма, 2008.

2. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005.

3. Административное право России: Научно-практический курс / П.И. Кононов. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2011.

4. Административное право: Учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2009.

5. Административное право: Учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 5-е изд., пересмотр. М.: Норма; Инфра-М, 2015.

6. Административное процессуальное право / Под ред. И.Ш. Килясханова. М.: Юнити, 2004.

7. Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и сервис, 2004.

8. Бирюков М.М. Европейское право. Краткий курс. М., 2003.

9. Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988.

10. Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: РУДН, 2009.

11. Зеленцов А.Б. Административная юстиция (судебное административное право) в схемах и с комментариями. М.: РУДН, 2014.

12. Калиниченко П.А. Европейский союз: право и отношения с Россией: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012.

13. Калиниченко П.А. Европейский союз на постсоветском пространстве: право, интеграция, геополитика: Монография / П.А. Калиниченко, К.И. Трубачева. М.: Рос-НОУ, 2012.

14. Кирин А.В. Административно-деликтное право (теория и законодательные основы). М., 2012.

15. Кирин А.В. О реформировании системы административного права // Журнал российского права. 2012. N 3.

16. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 8-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство Юридического института, 2012.

17. Кононов П.И. Основные категории административного права и процесса. М.: Юрлитинформ, 2013.

18. Лупарев Е.Б. Административные правоотношения // Административное право. М., 2013. Т. 2.

19. Никеров Г.И. Административное право США. М., 1977.

20. Осинцев Д.В. Система административного права (методология, наука, регламентация): Монография. М.: ИНФРА, 2015.

21. Побежимова Н.И. Административное право - отрасль публичного права и его взаимодействие с гражданским правом // Актуальные проблемы публичного права в России и за рубежом: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию проф. А.Б. Зеленцова / Отв. ред. А.М. Волков. М.: РУДН, 2011.

22. Побежимова Н.И. Международное административное право и его место в правовой системе российского права // Теория и практика административного права и процесса: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина (Небугские чтения) (пос. Небуг Краснодарского края, 7 - 9 октября 2012 г.) / Отв. ред. проф. В.В. Денисенко. Краснодар: Издательство ИП Солодовникова А.Н., 2013. Ч. 1.

23. Побежимова Н.И. К вопросу о международном административном праве / Н.И. Побежимова // Современные проблемы административного и полицейского права: Сборник статей. Омск: Омская юридическая академия, 2013.

24. Побежимова Н.И. Перспективы развития административного права / Н.И. Побежимова // Современные парадигмы юридической компаративистики в аспекте развития национальных правовых систем: Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Ростовский государственный экономический университет, 2012.

25. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М.: Юридическая литература, 1964.

26. Соловей Ю.П. Полицейское право и его место в системе современного административного права // Полицейское право. 2005. N 1.

27. Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. М., 1968.

28. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб.: Издательство Юридического института, 2002.

29. Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.

30. Труды по административному праву. В 3 т. М.: Евразийская академия административных наук, 2014. Т. 3.

31. Фатьянов А.А. К вопросу о реформировании системы административного права // Административное право и процесс. 2012. N 11. С. 3 - 5.

32. Чиркин В.Е. Наднациональные и межгосударственные образования и наднациональное право // Юридическая мысль. 2015. N 4.

33. Шергин А.П. Административно-деликтное право и законодательство (статьи, выступления, размышления): Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2015.

34. Юсупов В.А. Предмет административно-управленческого права // Вестник Евразийской академии административных наук. 2015. N 4.

Категория: Юридическая пресса | Добавил: medline-rus (02.05.2017)
Просмотров: 391 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%