Воскресенье, 24.11.2024, 17:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » БУХГАЛТЕРАМ И ЮРИСТАМ » Юридическая пресса

Бучнева М.В. К вопросу об административной ответственности за пропаганду наркотиков

Статья посвящена борьбе с пропагандой наркотиков. Рассмотрен вопрос распространения информации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах через ИТС Интернет. Сформулировано предложение по совершенствованию действующей системы нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности в части законодательного закрепления понятия "пропаганда".

Ключевые слова: наркоситуация, массовое потребление наркотиков, пропаганда и незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Revisiting administrative responsibility for drugs propaganda

M.V. Buchneva

Buchneva Maryam V., Investigator of the 6th Department of the Investigative Service of the Directorate of the Federal Drug Control Service of Russia for the City of Moscow; Postgraduate Student of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

The article is devoted the fight against drug propaganda. The question of the dissemination of information on narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors through the Internet is considered. Proposals for improving the current system of legal regulation of acts-drug activities of the legislative consolidation of the concept of "propaganda" are formulated.

Key words: drug situation, the mass consumption of drugs; propaganda and illegal advertising of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors.

Во всем мире активно набирает рост транснациональная проблема массового потребления и распространения наркотиков. Согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности, за последние несколько лет "общее число потребляющих наркотики в мире составляет от 155 до 250 млн. человек. Это от 3,5% до 5,7% всего населения в возрасте от 15 до 64 лет <1>. Показатели статистического наблюдения в ФРГ свидетельствуют о том, что каждый четвертый взрослый гражданин в стране хотя бы раз пробовал нелегальные наркотики. Постоянно появляются все новые психоактивные вещества, такие как "дизайнерские наркотики", которые очень популярны среди молодежи и потребляются в местах массового досуга. Зачастую списки всех запрещенных веществ не успевают пополняться. Только с 2012 г. в Германии в Закон о наркотических веществах было внесено более двадцати новых синтетических субстанций, в их числе каннабиноиды, амфетамин, феназепам и др. Полицейская статистика, опубликованная Федеральным управлением уголовной полиции Германии за 2013 г., указывает на увеличение более чем в два раза количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков <2>. Аналогичную отрицательную статистику, связанную с ростом числа наркопотребителей и преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, можно проследить в большинстве стран мира. Злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот в последнее время во многих странах, особенно развитых, приняли катастрофические размеры. Официальная пресса США, Германии, Франции, Англии, Швеции почти ежедневно сообщает о смерти своих граждан, последовавшей в результате злоупотребления наркотическими и психотропными веществами <3>.

--------------------------------

<1> Статистические данные приведены в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях введения обязательного медицинского освидетельствования на предмет потребления наркотических средств или психотропных веществ для отдельных категорий граждан", внесенного И.А. Яровой в 2014 г., N 157425-6.

<2> Серебренникова А.В. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств в Германии // Наркоконтроль. 2015. N 1.

<3> Денисова Л.В. Отношение к смерти и наркомания, XXI век и наркотики: пути решения проблемы // Материалы межведомственной научно-практической конференции. Омск: Омская академия МВД России, 2002. С. 35.

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров приобретает все большие масштабы и в нашей стране, несмотря на усилия Правительства Российской Федерации, принимаемые законодательные акты и работу органов государственной власти в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Наркоситуация, сложившаяся в Российской Федерации в 2015 г., не претерпела резких изменений по сравнению с предыдущими годами, а наркопроблема продолжает оставаться одной из основных угроз безопасности личности, общества и государства в стране.

Согласно сведениям за 2015 г., представленным директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН) В.П. Ивановым, число наркоманов в Российской Федерации с конца 80-х гг. выросло в 146 раз, а за последние пять лет от наркотиков погибли около 350 тыс. молодых людей <4>. Анализ наркоситуации на территории города Москвы за 1 полугодие 2015 г. показал рост числа граждан, состоящих на всех видах учета по поводу потребления наркотиков (на 4%), рост числа зарегистрированных несовершеннолетних наркопотребителей (на 12%). Всего за 6 месяцев 2015 г. было зарегистрировано 10 755 наркопреступлений, что на 17% больше, чем в аналогичном периоде 2014 г. <5>.

--------------------------------

<4> ФСКН: В России снижается число наркопотребителей, 26.06.2015 // URL: pda.segodnia.ru.

<5> URL: www.fsknmsk.ru.

На сегодняшний день нормативно-правовую основу сферы оборота наркотиков составляют ст. 41, п. "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации, нормы международных договоров (Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г., Единая Конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. и др.), Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), федеральных законов и законов субъектов Федерации (в частности, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон о наркотических средствах и психотропных веществах), Закона города Москвы от 28 февраля 2007 г. N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве", положения разработанной ФСКН России и утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия) и др.

Озабоченность масштабами наркотизации населения, разрушающей здоровье миллионов граждан и подрывающей жизнеспособность всего российского общества, заставляет обратиться к коренным причинам возникновения и роста проблемы злоупотребления наркотиками, в частности, одной из таких причин является пропаганда запрещенных веществ. В условиях нынешней информационной цивилизации, к которой пришло и российское общество, особый интерес представляют исследования теоретиков о влиянии пропагандистских механизмов на сознание общества. Анализу пропаганды уделяется внимание в различных междисциплинарных исследованиях, указывающих на ее огромную роль в формировании уровня правового сознания граждан. Так, видный политический и общественный деятель В.В. Жириновский, подчеркивая важность проблемы пропаганды в российском обществе, на парламентских слушаниях, посвященных проблеме незаконного оборота наркотиков в России, в своем докладе заметил: "...дайте министра пропаганды, чтобы действительно его выступления каждую неделю к чему-то приводили" <6>.

--------------------------------

<6> Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности и целостности России: Материалы парламентских слушаний. М.: Издательство Государственной Думы, 2002. С. 22.

Несомненно, особую роль в развитии наркопроблемы в России сыграли средства массовой информации. Впервые официальный запрет прозвучал в ст. 46 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах, декларирующей ответственность физических и юридических лиц за пропаганду в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и культивирование наркосодержащих растений. В настоящее время указанная статья также включает запрет на пропаганду опасных психоактивных веществ, уголовная ответственность за незаконный оборот которых была установлена в ст. 234 УК РФ (введенной Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Под опасными психоактивными веществами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, которые вызывают у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, и в отношении которых ФСКН, МВД России и иными правоохранительными органами не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом <7>.

--------------------------------

<7> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенного Президентом РФ в 2014 г., N 638953-6.

Примечательно, что ст. 46 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах долгое время не имела механизмов для реализации ввиду отсутствия в административном и уголовном законодательстве ответственности за пропаганду наркотиков.

Ситуация коренным образом изменилась с принятием в 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП). В соответствии со ст. 6.13 КоАП была установлена административная ответственность граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (далее по тексту - наркотиков). На сегодняшний день санкция статьи включает административные штрафы с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, а также приостановление деятельности при привлечении к ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц. Однако случаи применения судами санкций за указанные нарушения немногочисленны, а размеры наказаний по-прежнему остаются невысокими. Так, Ковровским городским судом Владимирской области, расширительно истолковавшим демонстрацию в торговой секции центра "Рок-атрибутика" для свободной розничной продажи населению товаров, содержащих изображения листа наркотикосодержащего растения "конопля", запрещенного к распространению в России, был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.13 КоАП индивидуальный предприниматель <8>. Аналогичное решение было принято судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с которым продавец товаров с изображением листьев конопли был подвергнут административному наказанию в виде штрафа 4000 руб. с конфискацией 14 пряжек с изображением листьев растений (конопли) <9>. Следует заметить, что максимальный штраф, предусмотренный для гражданина при совершении им правонарушения, предусмотренного ст. 6.13 КоАП, составляет 5000 руб., в то время как, например, во Франции и Германии за рекламирование наиболее опасных видов наркотиков законодателем предусмотрены наказания в виде тюремного заключения сроком до пяти лет лишения свободы или крупный штраф <10>.

--------------------------------

<8> Постановление Ковровского городского суда Владимирской области от 06.12.2012 // СПС "КонсультантПлюс".

<9> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 г. Производство по делам об административных правонарушениях // СПС "КонсультантПлюс".

<10> Незаконный оборот наркотиков: глобальные тенденции и проблемы: Сборник докладов Международного комитета по контролю над наркотиками / Сост. и вступ. статья: А.В. Федоров. М.: Астрея-центр, 2007. С. 84.

В этой связи представляются уместными предложения по дополнению УК новой статьей, устанавливающей уголовную ответственность за пропаганду либо рекламу незаконных потребления или оборота наркотиков, новых психоактивных веществ, растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. При этом ответственность за иные способы пропаганды и незаконной рекламы указанной продукции, имеющие меньшую степень общественной опасности, должна сохраниться в КоАП.

В целях надлежащей квалификации правонарушений по ст. 6.13 КоАП и в целях формирования единообразной практики применения правовых норм необходимо нормативно определить понятия пропаганда и незаконная реклама, отграничить эти два вида противоправных действий, приобретающих особую значимость в современных условиях активного использования населением информационных технологий.

Так, в отличие от пропаганды, понятие рекламы имеет нормативное закрепление, что представляется правильным. Согласно ст. 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров не допускается. Под незаконной рекламой наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, а также их частей понимается распространение любым способом и в любой форме аналогичной информации, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к нему <11>.

--------------------------------

<11> Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (постатейный) / Р.В. Амелин, Е.А. Бевзюк, Ю.В. Волков, Н.И. Воробьев, Ю.Н. Вахрушева, А.Н. Жеребцов, О.В. Корнеева, Ю.А. Марченко, О.В. Степаненко, А.А. Томтосов // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

Под пропагандой же общепринято понимать деятельность физических лиц или юридических лиц, направленную на распространение сведений о способах и методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения таких средств (веществ и их прекурсоров), способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а равно и деятельность по производству и распространению соответствующей книжной продукции, продукции средств массовой информации, по непосредственному распространению указанных сведений с помощью информационно-телекоммуникационных сетей или другими способами (см. ч. 1 ст. 46 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах). Однако такое доктринальное определение имеет существенные недостатки. Во-первых, оно не охватывает весь круг субъектов административной ответственности, а именно должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Во-вторых, рассматриваемая дефиниция не охватывает документированную информацию, формально не содержащую сведения о способах и методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения таких средств (веществ и их прекурсоров), способах и местах культивирования наркосодержащих растений, но формирующую положительное отношение к незаконному потреблению наркотиков.

Некоторые ученые дают расширительное толкование пропаганды наркотиков как деятельности по популяризации и распространению идеи наркокультуры в общественном сознании, независимо от способа передачи информации <12>.

--------------------------------

<12> Слободчук С.В. Административная ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками: Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. С. 29.

Безусловно, в целях формирования единообразной правоприменительной практики представляется крайне необходимым законодательно закрепить понятие пропаганды.

Автором статьи предлагается понимать под пропагандой применительно к рассматриваемым деликтным отношениям распространение физическим лицом, должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом:

1) информации о способах изготовления, хранения, переработки, производства, сбыта, пересылки или перевозки наркотиков, новых психоактивных веществ, культивирования и сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и местах приобретения вышеуказанных средств и веществ;

2) любой другой информации, способствующей формированию положительного отношения к культуре потребления наркотиков и их незаконного оборота.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 6.13 КоАП, будут составлять каждое противоправное деяние в отдельности, т.е. ответственность может наступить за пропаганду наркотиков и за их незаконную рекламу, а также в случае одновременного или последовательного осуществления указанных деяний.

Законодатель в диспозиции ст. 46 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах, устанавливая запрет на пропаганду и незаконную рекламу наркотиков, называет главные способы осуществления такой пропаганды и рекламы, в их числе производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей. Приведенный перечень способов пропаганды и незаконной рекламы не является исчерпывающим.

Особую значимость имеет распространение информации о наркотиках и потенциально опасных психоактивных веществах, запрещенных в гражданском обороте на территории России, в информационно-телекоммуникационных сетях. Сегодня пристального внимания заслуживает набирающая обороты угроза наркологической безопасности общества, наносимая с использованием сети Интернет. Именно интернет-пользователь любого возраста может без каких-либо преград получить детальные инструкции, позволяющие в домашних условиях изготовить практически любые наркотики и психотропные вещества, в т.ч. из лекарств, свободно продаваемых в аптеках. На таких сайтах зачастую умышленно преуменьшается вред от употребления наркотиков, что способствует вовлечению в незаконные потребление и оборот новых потребителей. Благодаря развитию Интернета приходится говорить об интернациональной онлайн-торговле наркотиками, осуществляемой по всему миру.

Важными достижениями в решении проблем пропаганды наркотиков можно считать обширную работу, проводимую ФСКН. Служба постоянно оповещает о своей деятельности в средствах массовой информации, выпускает научно-методический журнал "Сборник ФСКН России" и видеоуроки о вреде потребления наркотиков, проводит круглые столы по проблемам незаконного оборота наркотиков. Также специальные подразделения ФСКН, обладая полномочиями по включению адресов интернет-страниц в Единый реестр запрещенных ресурсов, осуществляют постоянный поиск интернет-ресурсов, содержащих информацию с пропагандой потребления наркотиков и о способах и местах приобретения запрещенных веществ. В 2011 г. службой была создана "горячая линия" по приему сообщения о противоправном конвенте на базе Региональной общественной организации "Центр Интернет-Технологии" (РОЦИТ). В результате обработки информации, поступающей на "горячую линию" от граждан, ежегодно выявляются и берутся в разработку службой Госнаркоконтроля сотни ресурсов, представляющих оперативный интерес.

В качестве резюме необходимо обратить внимание законодателя, представителей научной среды и общественности на следующее. Во-первых, действующее законодательство в России не предусматривает эффективных механизмов предотвращения и пресечения пропаганды наркотиков. Правовая база противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков отстает от масштабов и способов совершения рассматриваемых правонарушений. В этой связи положительно рассматривается внесенный в 2014 г. в Государственную Думу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ", предлагающий установление уголовной ответственности за пропаганду либо рекламу незаконных потребления или оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых психоактивных веществ, растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком на 2 года. На наш взгляд, установление уголовной ответственности за пропаганду и рекламу наркотиков, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, приведет к положительной динамике снижения числа граждан, как при их первичном употреблении, так и при их систематическом потреблении наркотиков. Во-вторых, представляется необходимым усовершенствовать нормативно-правовое регулирование антинаркотической деятельности в части законодательного закрепления понятия пропаганды, наряду с понятием незаконной рекламы, в примечании к ст. 6.13 КоАП или к ст. 46 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах. Одно из возможных определений было предложено в настоящем исследовании. В-третьих, следует уделить особое внимание проблеме информатизации страны, которая должна быть оценена на самом высоком уровне. Ее следует рассмотреть с различных аспектов, не только со стороны жесткого контроля, но и со стороны поощрения и содействия созданию разработок в сфере информационных технологий, расширения сферы их применения в работе экспертно-криминологических, оперативных подразделений, с целью выявления пропаганды запрещенной к распространению информации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. В-четвертых, следует понимать, что борьба с наркоманией как асоциальным явлением требует усилий не только государственных органов, наделенных властными полномочиями, но и каждого гражданина в отдельности. Должное внимание нужно уделить социально-психологическим аспектам формирования наркомании, развитию устойчивой политико-правовой позиции у граждан, сопровождающейся негативным отношением к наркотикам. Следует отметить, что на фоне многих европейских государств, частично легализовавших оборот наркотиков (Чехии, Голландии, Португалии, Испании), сознание российских граждан все больше подвергается либеральным преобразованиям, что приводит к непониманию природы противодействия распространению наркотиков. Безусловно, государством должны быть предприняты меры, направленные на пресечение подобных тенденций в обществе. В частности, в Стратегии в качестве одной из основных задач по сокращению масштабов немедицинского потребления наркотиков выделено формирование негативного отношения в обществе к этому противоправному деянию, в т.ч. путем противодействия деятельности по пропаганде наркотиков и других психоактивных веществ.

Литература

1. Денисова Л.В. "Отношение к смерти и наркомания", XXI век и наркотики: пути решения проблемы // Материалы межведомственной научно-практической конференции. Омск: Омская академия МВД России, 2002. С. 35.

2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (постатейный) / Р.В. Амелин, Е.А. Бевзюк, Ю.В. Волков, Н.И. Воробьев, Ю.Н. Вахрушева, А.Н. Жеребцов, О.В. Корнеева, Ю.А. Марченко, О.В. Степаненко, А.А. Томтосов // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс", 2014.

3. Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности и целостности России: Материалы парламентских слушаний. М.: Издательство Государственной Думы, 2002. С. 22.

4. Незаконный оборот наркотиков: глобальные тенденции и проблемы: Сборник докладов Международного комитета по контролю над наркотиками / Сост. и вступ. статья: А.В. Федоров. М.: Астрея-центр, 2007. С. 84.

5. Серебренникова А.В. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств в Германии // Наркоконтроль. 2015. N 1.

6. Слободчук С.В. Административная ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками: Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. С. 29.

Категория: Юридическая пресса | Добавил: medline-rus (03.05.2017)
Просмотров: 293 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%