Воскресенье, 24.11.2024, 17:52
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » БУХГАЛТЕРАМ И ЮРИСТАМ » Юридическая пресса

Максимов А.А. Некоторые проблемы конституционно-правового обеспечения равенства социальных прав и свобод мужчин и женщин

В статье рассматриваются закрепленные Конституцией России социальные права и свободы человека и гражданина в контексте их социополовой реализации. На основании эмпирических данных Всероссийской переписи населения 2010 года и содержания регулирующих рассматриваемую сферу общественных отношений нормативных правовых актов отмечены признаки гендерной сегрегации как в части правового регулирования социальных прав и свобод, так и в части их фактического применения, причем в сфере здравоохранения и социального обеспечения указанные признаки проявляются равностепенно. Высказаны предложения по исправлению (доработке) законодательства с целью выравнивания сложившейся социополовой дифференциации.

Ключевые слова: гендерное равноправие, социальные права и свободы, социальное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь, равноправие мужчин и женщин.

Some Problems of Constitutional Legal Provision of Equality of Social Rights and Freedoms of Men and Women

A.A. Maksimov

Maksimov Alexander A., Head of the Department of Administrative, Financial and Information Law of the Northern Institute (Branch) of the All-Russian State University of Justice, Candidate of Legal Sciences.

This article deals with the Russian Constitution enshrined social rights and freedoms of man and citizen in the context of their gender implementation. Based on the empirical data of the population census of 2010 and regulated the content of the scope of public relations normative legal acts, there are signs of gender segregation both in terms of legal regulation of social rights and freedoms, and their actual use, and health and social services such signs appear is equal. Suggestions to remedy the (revision) legislation in order to align the existing gender differentiation.

Key words: gender equality, social rights and freedoms, social security, health and medical care, equality between men and women.

Социальные права и свободы как собирательная категория представляют собой группу прав, направленных на обеспечение и защиту общественно значимых материальных и иных благ. В структуре социальных прав можно выделить: во-первых, право на охрану здоровья и медицинскую помощь (в том числе право на благоприятную окружающую среду) и, во-вторых, право на социальное обеспечение.

Для начала предлагается рассмотреть право на охрану здоровья и медицинскую помощь (далее также - право на охрану здоровья), которое непосредственно установлено ч. 1 ст. 41 Конституции России. Также Конституция России определяет, что медицинская помощь осуществляется государственными, муниципальными и частными учреждениями здравоохранения (ч. ч. 1 и 2 ст. 41), причем в государственных и муниципальных учреждениях - бесплатно. Конституция РФ конкретизирует сферу государственной деятельности по обеспечению охраны здоровья: принятие и реализация федеральных программ укрепления здоровья населения, развитие физической культуры и спорта, способствование санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию (ч. 2 ст. 41). Экологическое благополучие Конституцией России закреплено отдельно - ст. 42 и заключается в праве на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Формами обеспечения права на охрану здоровья выступает запрет сокрытия должностными лицами сведений, фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41), а также право на возмещение ущерба, который нанесен здоровью или имуществу человека вследствие экологического правонарушения (ст. 42).

Правовое регулирование рассматриваемых отношений на основе положений Конституции России продолжено в Федеральных законах от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" <1> (далее - Закон N 323-ФЗ) и от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <2> (далее - Закон N 7-ФЗ) и проч.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

<2> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 323-ФЗ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, а также гарантирует защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Частью 2 ст. 18 указанного Закона установлено, что право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. В свою очередь, согласно абз. 2 ст. 3 Закона N 7-ФЗ, в качестве основного принципа охраны окружающей среды установлена необходимость соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

Закон N 323-ФЗ гарантирует каждому вне зависимости от пола право получения консультаций по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования (ч. 1 ст. 51). Также данным Законом устанавливаются гарантии репродуктивных прав женщин (ст. ст. 52 и 56), права отцов на присутствие с согласия матерей при рождении ребенка (ч. 2 ст. 51) и проч.

Однако государственная политика в области здравоохранения по обеспечению и защите здоровья населения содержательно имеет серьезное количество гендерных "перекосов" посредством опущения из объекта целенаправленного медицинского воздействия отдельных немаловажных факторов <3>. Зачастую понятие "женское здоровье" связывают исключительно с репродуктивной системой - как формой защиты материнства и детства, которая является приоритетной для системы здравоохранения, так как лежит в основе демографических показателей страны <4>. Однако подобный подход исключает должное внимание к проблемам здоровья женщин фертильного возраста, что приводит к определенной несоразмерности государственной политики в отношении здоровья женщин в зависимости от возраста.

--------------------------------

<3> См.: Стародубов В.И. Репродуктивные проблемы демографического развития России. М.: Менеджер здравоохранения, 2012; Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010. М.: ПРООН, 2010. С. 83.

<4> См.: Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // СЗ РФ. 2012. N 44. Ст. 6021; Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2335.

Характерными проблемами мужского здоровья является ранняя смертность, которая находится в тесной взаимосвязи с алкоголизмом <5>. Алкоголизация населения России (которая в последнее время имеет тенденцию становиться массовой вне зависимости от пола) <6> является определенной реакцией общества на социальную действительность. Немаловажна пассивность государства в обеспечении защиты здоровья мужчин. Большинство заболеваний мужчин связаны с мужской половой системой, однако данные заболевания остаются без должного внимания со стороны как медицинских учреждений, так и самих пациентов <7>.

--------------------------------

<5> См.: Демографический ежегодник России. 2015: Статистический сборник / Росстат. М., 2015. С. 179.

<6> Женщины и мужчины России. 2014: Статистический сборник / Росстат. М., 2014. С. 53.

<7> См.: Мужчины бальзаковских лет: пять болезней, подстерегающих мужчин после пятидесяти // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2011/09/15/a524843.html (дата обращения: 01.02.2016).

По мнению большинства экспертов <8>, в Российской Федерации гендерная методология не получила должного распространения и активного использования для анализа современной ситуации и формирования стратегии развития российского здравоохранения, ввиду чего внедрение комплексного гендерного подхода <9> в сферу здравоохранения представляется объективно необходимым. Последующее поступательное развитие системы здравоохранения и оказания медицинской помощи в свете равноправия полов, учета влияния гендерных факторов, введения гендерной статистики болезней и проч. позволит достичь действенного равноправия мужчин и женщин в пользовании медицинскими услугами, создаст основу дальнейшего развития государственных программ по охране здоровья с учетом гендера.

--------------------------------

<8> Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010. М.: ПРООН, 2010. С. 85 - 87.

<9> Здоровье и здравоохранение в гендерном измерении / Под общ. ред. Н.М. Римашевской. М.: Агентство "Социальный проект", 2007. С. 177 и след.

Таким образом, правовое регулирование права на охрану здоровья и медицинскую помощь с точки зрения соблюдения принципа равноправия полов представляется следующим:

во-первых, рассматриваемое право является всеобщим, так как предоставлено Конституцией России каждому (ч. 1 ст. 41);

во-вторых, охрана окружающей среды как существенный элемент охраны здоровья человека осуществляется на основе приоритета прав человека на благоприятную окружающую среду, то есть гендерно не дифференцированно (ч. 1 ст. 18 Закона N 323-ФЗ);

в-третьих, мужчина и женщина в равной степени имеют доступ к медицинской помощи, вправе потреблять медицинские услуги наравне в соответствии с реальными потребностями, а также обладают правом получать качественные медицинские услуги вне зависимости от пола (ч. 2 ст. 5 Закона N 323-ФЗ);

в-четвертых, государственная политика по обеспечению охраны здоровья, конкретизируя вопросы репродуктивного здоровья женщин, игнорирует репродуктивное здоровье мужчин, что позволяет судить о неравномерном использовании гендерных факторов при формировании государственных программ в сфере здравоохранения, требующих гендерного нивелирования.

Следующим в используемой в настоящем исследовании системе социальных прав является право на социальное обеспечение. Конституция России в ч. 1 ст. 39 устанавливает гарантии социального обеспечения по возрасту, по причине болезни, инвалидности, по потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях. Одновременно с этим Конституцией РФ определены только две основные формы социального обеспечения: государственная пенсия и социальное пособие (ч. 2 ст. 39). Конституция России поощряет добровольное социальное страхование, а также создание любых иных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39).

В настоящий момент правовое регулирование социального обеспечения многообразно и насчитывает довольно большое число нормативно-правовых актов различной юридической силы. В абсолютном виде система социального обеспечения представлена в двух формах: социального содержания и социальной помощи. Правовое регулирование социальной помощи в России достаточно объемное и разветвленное. Проанализируем основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в данной области, с точки зрения соблюдения равноправия полов:

во-первых, социальная помощь в сфере трудовых отношений - пособие по безработице, а также стипендии, выплачиваемые безработным гражданам при профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации по направлению органов службы занятости согласно абз. 2 ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <10>, не подлежит дифференциации в зависимости от пола; государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях согласно ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <11>, гендерно нейтральны;

--------------------------------

<10> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

<11> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 551.

во-вторых, социальная помощь ветеранам, инвалидам и другим социально незащищенным категориям граждан, а также целевая помощь представляются гендерно нейтральными (ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <12>, ст. ст. 2 - 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" <13>, ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <14>, абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <15>, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" <16> и проч.);

--------------------------------

<12> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.

<13> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.

<14> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

<15> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

<16> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872.

в-третьих, социальная помощь в сфере семейных отношений - либо гендерно нейтральна, либо гендерно равноправна. Например, социальная поддержка многодетных семей гендерно не дифференцирована (ч. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей") <17>, равно как и обязательное социальное страхование в связи с материнством (ст. 1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" <18> и ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством") <19>. В свою очередь, дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в своем действии направлены на мужчин и женщин равностепенно (ч. ч. 1 и 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей") <20>. Равенство прав родителей ребенка в получении различных социальных пособий в связи с воспитанием подтверждено решением Конституционного Суда РФ от 06.02.2009 N 3-П <21>.

--------------------------------

<17> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 19. Ст. 1044.

<18> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.

<19> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.

<20> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.

<21> Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. N 1.

Социальное содержание на данный момент представлено в форме пенсионного обеспечения: государственной и трудовой пенсии. Государственная пенсия представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, гарантированную Конституцией России и предоставляемую гражданам в целях компенсации им заработка (дохода) в определенных законом <22> случаях, никоим образом гендерно не дифференцированных (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

--------------------------------

<22> Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.

Основанием формирования трудовой пенсии является обязательное пенсионное страхование, которое в соответствии со ст. ст. 6 и 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <23> осуществляется в отношении всех граждан вне зависимости от пола. Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Подобный либеральный подход к возрасту наступления пенсионного обеспечения женщин (сокращение необходимого для пенсионного обеспечения срока трудозанятости женщин) обусловливается осуществлением женщинами функций по деторождению, воспитанию детей и выполнению иных социально значимых функций.

--------------------------------

<23> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21.12.2000 N 276-О установил, что гендерная дифференциация возраста выхода на пенсию по старости и необходимого трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях и на льготных условиях, основанная на физиологических и других различиях между мужчиной и женщиной, конституционна. Свое решение Конституционный Суд РФ аргументировал тем, что применение подобной дифференциации исходит из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством, что согласуется с положением ч. 1 ст. 38 Конституции России, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав <24>.

--------------------------------

<24> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Данное решение Конституционного Суда РФ основано на Кодексе законов о труде РСФСР, что, однако, никоим образом не умаляет юридической значимости его правовой позиции.

Рассмотренная гендерно-возрастная дифференциация, хотя и является законной, социально не обоснована. Возрастно-половой состав населения неравномерен - гендерно равное число лиц в возрасте до 44 - 49 лет сменяется тенденцией женского преобладания после 50 лет (см. график 1 <25>). В итоге доля пенсионеров мужского пола, по данным официальной статистики, составляет 33% <26>, что объективно вызвано высокой мужской смертностью.

--------------------------------

<25> См.: Возрастно-половой состав и состояние в браке // Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: официальный сайт. Т. 2. С. 7 - 8. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-01.pdf.

<26> Женщины и мужчины России. 2014: Статистический сборник / Росстат. М., 2014. С. 162.

 

Подобный гендерный дисбаланс порождает достаточно серьезные последствия - при сложившихся обстоятельствах мужчины (с учетом средней продолжительности жизни по стране) <27> фактически не доживают до пенсии или имеют возможность воспользоваться данным правом относительно короткие сроки (расчетный период пользования пенсионным обеспечением - 19 лет).

--------------------------------

<27> См.: Возрастно-половой состав и состояние в браке // Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: официальный сайт. Т. 2. С. 14. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-01.pdf.

Сложившееся положение вещей требует исправления, однако сложно реализуемо. Российская Федерация придерживается общемировой тенденции к повышению возраста выхода на пенсию, ввиду чего не представляется возможным снизить пенсионный возраст выхода на пенсию мужчин, так как это потребует еще большего его снижения в отношении женщин. Одновременно с этим понижение возраста выхода на пенсию само по себе не способно выступить качественным показателем по снижению мужской смертности, так как решение данной проблемы исходит из сферы здравоохранения и охраны труда. В итоге правовое регулирование социальных прав и свобод с точки зрения соблюдения принципа равноправия прав полов оценивается следующим образом:

во-первых, Россия является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни для каждого (ч. 1 ст. 7). Реализация данной государственной политики осуществляется посредством конституционных гарантий социального обеспечения населения (ч. 1 ст. 39);

во-вторых, государственная политика социальной помощи носит как всеобщий, так и адресный характер, однако данная узкосоциальная направленность не имеет дискриминационных с точки зрения равноправия полов составляющих;

в-третьих, на основе проведенного анализа социального содержания представляется, что равноправие полов по данной форме социального обеспечения законодательно установлено и обеспечено. Процессуальные особенности назначения трудовых пенсий не содержат гендерно дискриминационных положений, однако оцениваются в качестве гендерно дисбалансированных, но не требующих законодательного корректирования.

Подытоживая настоящее исследование, следует отметить, что правовое регулирование социальной сферы жизни общества требует серьезной гендерной сбалансированности государственной политики, исключающей любые социополовые диспропорции.

Литература

1. Демографический ежегодник России. 2015: Статистический сборник / Росстат. М., 2015. 263 с.

2. Женщины и мужчины России. 2014: Статистический сборник / Росстат. М., 2014. 217 с.

3. Здоровье и здравоохранение в гендерном измерении / Под общ. ред. Н.М. Римашевской. М.: Агентство "Социальный проект", 2007. 240 с.

4. Стародубов В.И. Репродуктивные проблемы демографического развития России. М.: Менеджер здравоохранения, 2012. 320 с.

5. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010. М.: ПРООН, 2010. 152 с.

6. Мужчины бальзаковских лет: пять болезней, подстерегающих мужчин после пятидесяти // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2011/09/15/a524843.html.

7. Возрастно-половой состав и состояние в браке // Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Т. 2. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-01.pdf.

Категория: Юридическая пресса | Добавил: medline-rus (03.05.2017)
Просмотров: 434 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%