Воскресенье, 24.11.2024, 18:00
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » БУХГАЛТЕРАМ И ЮРИСТАМ » Юридическая пресса

Вайпан В.А., Егорова М.А. Основные принципы и направления правового регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства по Стратегии-2030

В статье дается общая оценка Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года; анализируются ее основные принципы; указывается на положительные и отрицательные стороны содержащихся в ней механизмов правового регулирования хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; предлагаются новые направления для совершенствования правового регулирования отношений в данной сфере предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: принципы права, субъекты малого и среднего предпринимательства, предпринимательская деятельность, государственное регулирование, государственный контроль (надзор), саморегулирование.

Main Principles and Areas of Legal Regulation in the Sphere of Small and Medium-Sized Entrepreneurship under 2030 Strategy

V.A. Vaypan, M.A. Egorova

Vaypan Viktor A., Deputy Dean and Assistant Professor of the Entrepreneurial Law Department of the Law Faculty of the Lomonosov Moscow State University (MSU), Candidate of Legal Sciences, Honored Lawyer of the City of Moscow.

Egorova Mariya A., Deputy Dean, acting head of the Department of entrepreneurship and corporate law of the M.M. Speransky law faculty / school of Institute of law and national security of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Doctor of Law, Assistant Professor.

The article gives a General assessment of the Strategy of development of small and medium enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030; analyzes its main principles; indicates positive and negative sides contained in it mechanisms of legal regulation of economic activity of subjects of small and average business; suggests new directions for improvement of legal regulation of relations in the sphere of entrepreneurial activity.

Key words: principles of law, subjects of small and medium entrepreneurship, entrepreneurial activity, state regulation, state control (supervision), self-regulation.

Малый и средний бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики России. Поэтому государство уделяет его поддержке повышенное внимание. К сожалению, в последние годы сформировалась отрицательная динамика развития малого и среднего предпринимательства в России. Доля малых и средних предприятий (далее - МСП) в ВВП страны составляет всего около 20%. Для того чтобы переломить негативные тенденции, распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия-2030). Этот документ содержит долгосрочную позитивную программу деятельности органов государственной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Стратегию-2030 можно рассматривать как механизм, который позволит скоординировать действия органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки и обеспечить на этой основе соответствие принимаемых мер ожиданиям бизнеса и общества в целом по отношению к созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан.

Стратегия-2030 базируется на организационных и нормативных правовых основах государственной поддержки МСП, которые сложились к настоящему времени в России. Основная цель Стратегии-2030 - развитие сферы МСП как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики. Исходя из этого предполагается, что ее реализация к 2030 г. позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), оборот малых и средних предприятий - в 2,5 раза, а производительность труда в этом секторе - в два раза. Конечно, с учетом текущего состояния МСП такие задачи представляются сверхсложными и потребуют огромных усилий для их решения.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах, которые можно охарактеризовать как близкие к идеальным.

1. Малый бизнес прежде всего. Суть этого принципа заключается в том, что при принятии государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в первую очередь должны учитываться интересы представителей малых и средних предприятий. При этом основной вектор государственного регулирования предпринимательской деятельности должен состоять во всемерном упрощении и сокращении норм регулирования предпринимательской деятельности. Однако сложно представить, как будет реализовываться данный социально справедливый подход в условиях значительного преобладания публичного интереса в правотворческой и правоприменительной деятельности органов власти.

2. Работать легально выгодно. Данный принцип нацелен на обеспечение минимального взаимодействия МСП с регулирующими органами. Вместе с тем фактическая реализация данного принципа затруднена, поскольку действующая правовая система основана на непосредственном и всеобъемлющем контроле (надзоре) органов государственной власти за деятельностью МСП, и исключить или существенно минимизировать такое взаимодействие в нынешних условиях практически невозможно, это требует изменения всей правовой системы России.

3. Содействовать ускоренному развитию. Этот принцип весьма важен для поддержки инновационных и перспективных предприятий. Он предусматривает нацеленность на оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше.

4. Создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно. Предусматривается формирование системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства. Суть принципа не совсем ясна, поскольку стимулы в первую очередь связаны с перераспределением бюджетных средств от налоговых и иных поступлений, связанных с развитием предпринимательской деятельности, и последующим стимулированием чиновников, непосредственно влияющих на поддержку МСП. Реализация этого принципа потребует изменения бюджетной и налоговой системы, а возможно, и системы стимулирования чиновников. Вряд ли в качестве стимулов может выступать лишь общее стремление к процветанию МСП и развитию территорий.

5. Обеспечить гарантированные и стабильные правила игры. Весьма важный принцип, который нацелен на обеспечение предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы и планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу. К сожалению, в условиях хаотичного и значительного нормотворчества реализация этого принципа будет постоянно тормозиться практикой принятия нормативных правовых актов органами власти для решения сиюминутных задач.

В Стратегии-2030 достаточно тщательно проработаны правовые механизмы, обеспечивающие повышение качества государственного регулирования в сфере МСП. Можно выделить следующие основные направления правового регулирования в сфере МСП, заложенные в Стратегию-2030.

1. Наиболее широко обсуждаемым способом повышения эффективности деятельности малых и средних предприятий является снижение административной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов: 1) формирование и ведение единого реестра проверок; 2) обеспечение 3-летнего моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства; 3) внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах; 4) повышение эффективности межведомственного взаимодействия контрольно-надзорных органов государственной и муниципальной власти.

Не вполне ясен тезис о необходимости апробации риск-ориентированного контроля. Надо напомнить, что данный способ контроля регламентирован Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1> еще в 2008 г. Если он до сих пор (за восемь лет) не был даже апробирован, то это как минимум странно.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Представляется, что в первую очередь необходимо развивать механизмы информационного взаимодействия, унифицировать документацию, предоставляемую субъектами МСП при их регистрации и проведении ежегодной отчетности, с теми документами, которые востребуются при проведении контрольно-надзорных мероприятий при проведении государственных и муниципальных проверок деятельности МСП. Это должно позволить проводить проверку, что называется, "из кабинета" за счет обеспечения единого информационного пространства между органами исполнительной власти и контрольно-надзорными органами.

2. В части устранения административных барьеров в сфере подключения объектов, эксплуатируемых субъектами МСП, к сетям инженерно-технического обеспечения необходимо установление правил недискриминационного доступа при подключении имущественных объектов к системам водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и упрощенных правил по осуществлению такого подключения для МСП и утверждение единых типовых форм договоров на такое подключение.

Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства <2> установлено, что оказание поддержки субъектам МСП органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции. Одним из таких механизмов является государственная и муниципальная преференции. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции является наличие программы развития субъектов МСП, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам. Здесь необходимо принимать во внимание, что ФАС России указывает на необходимость наличия в программах поддержки субъектов МСП: 1) критериев участия субъектов МСП в таких программах; 2) условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, обеспечивающих субъектам МСП равный доступ к участию в указанных программах <3>.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 23.06.2016) // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

<3> Разъяснение ФАС России "О порядке предоставления государственной преференции в виде права заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" // СПС "КонсультантПлюс".

"Четвертый антимонопольный пакет" установил, что предоставление государственных или муниципальных преференций без предварительного согласия антимонопольного органа должно осуществляться в соответствии с государственными программами (подпрограммами) РФ, государственными программами (подпрограммами) субъектов РФ и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

3. Еще одним направлением развития МСП Стратегия-2030 называет упрощение процедур доступа малых и средних предприятий к использованию объектов движимого и недвижимого имущества. В отношении субъектов МСП наибольшую значимость приобретает упрощение данных процедур при размещении торговли в нестационарных торговых объектах (ст. 10 Федерального закона о государственном регулировании торговой деятельности <4>). Сегодня эта процедура вызывает жесткую критику субъектов МСП в связи с массовым сносом нестационарных торговых объектов в Москве. Правительством Москвы было признано, что имелись определенные нарушения не только законодательства о торговой деятельности, но и земельного законодательства. Необходима строгая формализация данной процедуры, которая должна проводиться с учетом реальных интересов субъектов МСП. По крайней мере в отношении субъектов МСП должны быть установлены определенные льготы и преференции. В этом смысле введение общих правил для всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от их размера и контролируемой доли рынка, как это предлагает Минпромторг РФ <5>, неприемлемо. Правила должны носить дифференцированный характер для субъектов МСП и для иных субъектов, особенно для представителей крупного бизнеса, такого как торговые сети. Однако при установлении правил в отношении передислокации нестационарных торговых объектов принцип "меняется место - сохраняется бизнес" должен распространяться на всех хозяйствующих субъектов без исключения.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

<5> Письмо Минпромторга России от 27 января 2014 г. N ЕВ-820/08 "О нестационарной торговле" // СПС "КонсультантПлюс".

4. Вне всякого сомнения, развитие механизмов обратной связи и общественного мониторинга решений в сфере развития МСП приобретает особое значение. В этой связи нельзя обойти вниманием такой важный правовой механизм регулирования деятельности субъектов МСП, как саморегулирование. Во многих областях малого и среднего предпринимательства действует обязательное саморегулирование (аудиторская, оценочная деятельность, деятельность арбитражных управляющих, отдельные виды проектно-строительной деятельности и т.д.).

В этих областях деятельность саморегулируемых организаций подвергается жесткой критике, указывается на их неэффективность, обилие нарушений в виде злоупотребления правом, создания ими барьеров входа на рынок, что в итоге приводит к сокращению числа субъектов МСП. Не внесла существенных корректив и принятая Правительством РФ Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, несмотря на то что она содержит ряд перспективных нововведений. В идеале саморегулируемая организация может обеспечить все необходимые условия для развития МСП в целом путем создания механизмов защиты прав каждого отдельного своего члена и их общих интересов в целом. Думается, что добровольное саморегулирование наряду с обязательным саморегулированием должно занять центральное место в совершенствовании правовых механизмов регулирования деятельности субъектов МСП. Главным аргументом для субъектов МСП является то, что с установлением механизмов саморегулирования в пределах конкретного рынка и отрасли в целом государство будет постепенно устраняться от регулирования исполнения контрольных и надзорных функций, которые будут исполняться структурами саморегулируемых организаций. В итоге взаимоотношения государства и субъектов МСП сведутся к исполнению контрольно-надзорных функций государственных и муниципальных органов лишь в отношении самих саморегулируемых организаций, что приведет и к существенной либерализации бизнеса, и к высвобождению соответствующих публичных контролирующих органов.

5. Для успешной реализации заложенных в Стратегии-2030 принципов и направлений правового регулирования малого и среднего предпринимательства потребуются существенное изменение в положительную сторону отношения к бизнесу, корректировка правотворчества и акцент на правоприменении в этой сфере. К сожалению, нередко в стратегиях и программах формулируются правильные задачи, а в нормативных правовых актах и практике их применения реализуется нечто другое. Мы зачастую находимся в устоявшейся "правовой колее" и продолжаем по инерции принимать нормативные правовые акты, усложняющие ведение предпринимательской деятельности субъектами МСП. Нередко мотивируя это благой целью улучшения нормативной правовой основы для развития МСП.

Как известно, законодательной основой регулирования деятельности субъектов МСП является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в который в 2015 г. были внесены существенные изменения, прежде всего в части правовых критериев отнесения к субъектам МСП, формирования вновь создаваемого Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, организации новой Корпорации развития малого и среднего предпринимательства.

В целом же в конце 2015 г. и в 2016 г. в законодательство РФ были внесены сотни изменений, касающихся деятельности МСП. Часть этих новшеств можно оценить положительно. Они облегчают ведение бизнеса, снимают административные барьеры (например, "надзорные каникулы", право на обращение к нотариусу для оказания помощи в государственной регистрации, полномочия региональных органов на уменьшение налоговых ставок для субъектов МСП). В то же время некоторые, напротив, ухудшают положение МСП (к примеру, введены штраф за предоставление недостоверных сведений при государственной регистрации, ежеквартальный отчет по НДФЛ, увеличен размер страховых взносов, индивидуальным предпринимателям в сфере производства необходимо соблюдать новые требования по охране труда и т.д.).

Эти десятки поправок, как правило, носят существенный характер и так или иначе требуют повышенного внимания и затрат предпринимателей, что, несомненно, не может не сказываться отрицательно на состоянии бизнеса. На любые новые изменения законодательства, в том числе совсем не обязательные, малый бизнес чутко реагирует и, как правило, воспринимает негативно, поскольку в любом случае такие изменения требуют дополнительных издержек. Поэтому законодателям нужно помнить, что бизнесу мешают постоянные изменения законодательства и правил игры.

Предпринимательское сообщество не в состоянии надлежащим образом выполнить все правовые предписания, которыми их "пичкает" государство. Поэтому представляется, что необходимо прекратить вносить неоправданные, хаотичные и безудержные изменения в законодательство о предпринимательской деятельности, в том числе касающиеся деятельности МСП. А усилия государства сконцентрировать на эффективности правоприменения и фактической поддержке малого и среднего предпринимательства.

Литература

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 23.06.2016) // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

2. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

3. Разъяснение ФАС России "О порядке предоставления государственной преференции в виде права заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" // СПС "КонсультантПлюс".

Категория: Юридическая пресса | Добавил: medline-rus (03.05.2017)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%