В статье рассмотрены актуальные проблемы конституционного статуса личности, в особенности касающиеся достоинства личности.
Ключевые слова: человек, права и свободы, личность, достоинство, Конституция Российской Федерации, конституционная ценность.
Particular Aspects of Personal Dignity through the Prism of Implementation of Strategy of National Development of Russia
I.Yu. Krylatova
Krylatova Irina Yu., Assistant Professor of the Constitutional Law Department of the Ural State Law University, Candidate of Legal Sciences.
The article deals with topical problems of constitutional personal status, particularly concerning the personal dignity.
Key words: human, rights and freedoms, personality, dignity, Constitution of the Russian Federation, constitutional value.
Статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации закрепляют положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Смысл и содержание прав и свобод человека определяют стратегические векторы развития законодательной, исполнительной, судебной власти и местного самоуправления. Расстановка национальных приоритетов и учет специфики деятельности указанных органов власти невозможны без обращения к "базису" прав и свобод - неприкосновенности человеческого достоинства.
Актуальность данной темы в рамках стратегии национального развития вызвана дефицитом внимания к разработке и изучению аксиологических и нормативно-правовых аспектов достоинства личности. В настоящее время в российском обществе идет глубокое переосмысление норм и правил поведения. С одной стороны, происходит стремительная ломка старой парадигмы, а с другой - мучительный поиск новых целей, идеалов, ценностей. Приоритетным направлением указанного процесса, несомненно, должно стать более глубокое и внимательное обращение к теме человеческого достоинства.
Опасения нивелирования актуальности достоинства личности связаны, по мнению ученых, как с выхолащиванием значимости данного аспекта человеческой жизнедеятельности <1>, так и с отсутствием лейтмотива достоинства человека как базового начала упрочения духовности и демократической правовой государственности в рамках формулирования концепции "национальной идеи" <2>.
--------------------------------
<1> Conor O'Mahony. There is no such thing as a right to dignity, Int. Jnl. Of Constitutional Law. Vol. 10, 2, 551 - 574 (2012). URL: http://proxylibrary.hse.ru:3348/content/10/2/551.full?sid=9622327c-8619-4935-8d0c-b2373aa58d0f.
<2> Невинский В.В. Конституция Российской Федерации и достоинство человека (воспоминание о будущем) // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 48 - 54.
Общетеоретическим проблемам достоинства и отдельным аспектам их реализации посвящены работы таких российских авторов, как: В.Е. Гулиев, Ф.М. Рудинский, Н.А. Придворов, А.В. Хованская, В.В. Невинский, О.В. Власова, В.Я. Марченко, В.В. Кузнецов, И.Н. Штанько, И.А. Колоцей, Ш.Р. Магадов и др.
Среди зарубежных исследователей можно выделить J. Waldron, M.P. Lagon, J. Donnelly, C. O'Mahony, C. Mc-Crudden, D. Feldman, S. Pinker, P. Carozza, D. Kretzmer, B. Lewaszkiewicz-Petrykowska, M. Nowiski и др.
Разнообразный спектр исследовательских интересов перечисленных авторов вместе с тем не позволяет сделать однозначного вывода о том, чем является достоинство личности, так необходимого для дальнейшего исследовательского и нормотворческого процесса.
Достоинство индивида определяется так: феномен правосознания и культуры, явление, конституционная ценность, качество личности, практический императив, идеал или ценностная идея, позитивная идентичность, модус существования или презентация самосознания, право (право на достоинство, право на достойную жизнь), статус, база (основа всех прав человека), правовой ориентир <3> и т.д.
--------------------------------
<3> См. подробнее: Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации с комментариями. М.: Проспект, 2007. С. 103; Паладьев М.А. Конституционное право человека на честь и достоинство: основания, содержание, защита: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2006; Шаракшанэ С.А. Достоинство человека: опыт философско-антропологического осмысления: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2010; Подолько О.Е. Достоинство: личностное измерение и риск ответственности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2011; Waldron J. The Rule of Law and Human Dignity, public lecture in Cambridge Law Faculty, 2011. URL: www.youtube.com/watch?v=X3cyYnle0ec; и др.
Открытый перечень свидетельствует об отсутствии единообразного подхода в научных кругах в определении достоинства личности.
Иными словами, международное сообщество, апеллируя принципом универсальности достоинства личности <4>, на доктринальном уровне "не пришло к общему знаменателю". Возможна ли унификация данного явления?
--------------------------------
<4> "Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства..." (преамбула Всеобщей декларации прав человека: принята Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml); "участвующие в настоящем Пакте государства. принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, признавая, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. соглашаются о нижеследующих статьях..." (Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года 2200 A(XXI). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
Рассмотрим один из приоритетных подходов, определяющих достоинство человека как конституционную ценность.
Отнесение достоинства личности к категории конституционных ценностей обнажает глубинные пласты конституционно-правовой аксиологии, в рамках которой "для правовой реальности важно найти меру юридизации этических по своей природе ценностей" <5>. Достоинство, несомненно, содержит в себе морально-нравственный стержень, сближающий его с этикой, так как оно может быть определено как совокупность качеств биологического, нравственно-религиозного, национально-культурного и социального характера, который человек ценит в себе, ориентируясь на определенный стандарт жизни в обществе, которые также индивидуализируют человека как личность и выделяют его из живой природы <6>.
--------------------------------
<5> Гаджиев Г.А. Онтология права: критическое исследование юридического концепта действительности. М.: Норма; Инфра-М, 2013. С. 115.
<6> Невинский В.В. Обеспечение достоинства человека: от философской идеи к конституционному принципу современного государства // Достоинство человека: от философской идеи к конституционному принципу современного государства: Материалы межрегионального научно-практического семинара / Под ред. В.В. Невинского. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1999. С. 21.
Введение конституционалистами категории конституционных ценностей направлено на защиту важнейших общественных отношений, при которых ценности закрепляют важнейшие цели, установки, условия, достижение которых является необходимым условием стратегического направления развития страны и личности <7>. В рамках последних научных исследований конституционные ценности представлены формулой:
--------------------------------
<7> Малый А.Ф., Пермиловский М.С. Теория основ конституционной аксиологии // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 4. С. 4; Ройзман Г.Б. Ценности в конституционном праве в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. С. 8; Мамонов В.В. Конституционные ценности современной России // Вестник Саратовской государственной академии. 2013. N 4 (93). С. 127.
Конституционная ценность (с учетом переменной - отношений, которые следует идентифицировать в качестве конституционной ценности) = содержание конституционной нормы + ориентир + абсолютность (отсутствие ограничений действия правила в пространстве, по времени, кругу лиц). При имплементации данной конструкции к достоинству личности бесспорно можно отметить, что достоинство имеет нормативное закрепление, ориентированное на закрепление определенной специфики отношений. Однако при определении каждым человеком своего достоинства происходит процесс постоянного сопоставления (оценки) индивидуальной составляющей с определенными динамично изменяющимися стандартами жизни в обществе.
На этапе соотнесения учеными выделяются следующие сущностные элементы понятия "человеческое достоинство": инвариантная, базовая часть (остающаяся неизменной при тех или иных преобразованиях), включающая достоинство личности как человека, достоинство конкретной личности, и вариативная часть, обладающая сложной структурой и динамичным содержанием, которое изменяется в зависимости от гендерного (полового), профессионального, образовательного, культурного, национально-религиозного, расового, и ряда других признаков, а также от внешних социально-культурных факторов: от уровня развития и цивилизованности общества, от доминирующих в обществе социальных ценностей, существующего политического режима <8>.
--------------------------------
<8> Хашем Т.А. Защита человеческого достоинства в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
Не последнюю роль в понимании человеческого достоинства играет внутренняя стратегия развития государства, его приоритеты. В частности, как отмечает в своей оксфордской статье Conor O'Mahony со ссылкой на R. Dworkin, при понимании закрепления в праве достоинства личности каждая страна придерживается подхода baseline и bad faith. В первом случае нарушения достоинства являются настолько предосудительными, что начинают носить универсальный характер и признаются неприемлемыми всем сообществом. Во втором нарушения "накладываются" на определенный культурный контекст каждой страны, государство в этом случае нарушает права человека через призму самостоятельно им установленной концепции человеческого достоинства <9>. В связи с этим возникает вопрос: возможна ли адаптация достоинства личности применительно к государственно-правовым стандартам?
--------------------------------
<9> Conor O'Mahony. There is no such thing as a right to dignity, Int. Jnl. Of Constitutional Law. Vol. 10, 2, 551 - 574 (2012). URL: http://proxylibrary.hse.ru:3348/content/10/2/551.full?sid=9622327c-8619-4935-8d0c-b2373aa58d0f.
Таким образом, при рассмотрении достоинства личности в контексте конституционной ценности неизменно возникает проблема его абсолютности. Об относительном характере могут свидетельствовать как действия самого человека, так и внутренняя политика государства. Может быть, в этой связи, принимая за основу ценностно-методологический подход к формализации достоинства личности, данный феномен более тяготеет (по аналогии с доверием в праве) к правовому идеалу. Ведь, как отмечает А.Н. Кокотов, "правовой идеал тем и хорош, что он постоянно меняется, повышая, как правило, искомые обществом стандарты регулирования... аккумулирует представления о желаемом" <10>. Как любой идеал, достоинство человека может быть представлено как абсолютная недостижимая ценность (в конституционном или международно-правовом измерении), к которой должны стремиться все члены общества, и внутренняя национальная стратегия развития каждой отдельно взятой страны. Ценность и значимость достоинства личности состоит в том, чтобы задавать абсолютный стандарт дальнейшего закрепления, реализации и защиты прав человека с учетом национальных особенностей.
--------------------------------
<10> Кокотов А.Н. От легальности к легитимности через принцип доверия. Конституционный принцип доверия в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. N 5 (102). С. 100.
Конституционные ценности как правовые ценности в момент освоения их личностью обладают определенными концентрированными характеристиками, которые присущи социальным и нравственным отношениям, а именно: иерархичность и интенсивность. Рассматривая достоинство индивида под данным углом зрения, справедливо ли будет отметить некую неловкость в выстраивании иерархии личностей, соотнесении в процессе оценки достоинства одного человека по отношению к другому? Не будет ли здесь иметь место нарушение статьи 19 Конституции Российской Федерации о гарантировании равенства всех перед законом и судом. Ответ на поставленный вопрос особенно сложен в связи с тем, что в настоящее время идет дальнейшая поэтапная разработка dignity clause (положений о достоинстве) в первую очередь через призму равенства прав и свобод человека. Эта тенденция прослеживается в серии международно-правовых документов и судебной практике <11>, она позволяет задать вопрос: "Можно ли утверждать, что достоинство личности - это не что иное, как равенство и защита от дискриминации?" Возможно, самым точным ответом в данном случае может выступать позиция В.В. Невинского, согласно которой "необходимо говорить не о равенстве людей вообще, а о равноценности достоинства всех людей" <12>.
--------------------------------
<11> См.: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: принята Резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации: принята Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: принята Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml; Ghaidan v. Godin-Mendoza, 2 A. C. 557, 605 (2004); National Coalition for Gay and Lesbian Equality v. Minister for Justice, 1 S.A. 6, [28] (1999) и др.
<12> Невинский В.В. Гражданин и основополагающие принципы Конституции ФРГ: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1994. С. 90.
Таким образом, многообразие коннотаций понятий "достоинство личности", "человеческое достоинство" свидетельствует о полисемантичности, комплексности. Данное явление имеет несколько смысловых значений, вызывающих трудности его правовой формализации. Отсутствие четкой трансформации данного правового явления в нормативное русло отражает его размытость, а зачастую и иллюзорность, позволяющие относить его к особым категориям в рамках конституционной аксиологии.
Литература
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
2. Гаджиев Г.А. Онтология права: критическое исследование юридического концепта действительности. М.: Норма, Инфра-М, 2013.
3. Кокотов А.Н. От легальности к легитимности через принцип доверия. Конституционный принцип доверия в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. N 5 (102).
4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: принята Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml.
5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: принята Резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml.
6. Малый А.Ф., Пермиловский М.С. Теория основ конституционной аксиологии // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 4. С. 4.
7. Мамонов В.В. Конституционные ценности современной России // Вестник Саратовской государственной академии. 2013. N 4 (93).
8. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации: принята Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml.
9. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года 2200 A(XXI). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
10. Невинский В.В. Гражданин и основополагающие принципы Конституции ФРГ: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1994.
11. Невинский В.В. Конституция Российской Федерации и достоинство человека (воспоминание о будущем) // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 48 - 54.
12. Невинский В.В. Обеспечение достоинства человека: от философской идеи к конституционному принципу современного государства // Достоинство человека: от философской идеи к конституционному принципу современного государства: Материалы межрегионального научно-практического семинара / Под ред. В.В. Невинского. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1999.
13. Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации с комментариями. М.: Проспект, 2007.
14. Паладьев М.А. Конституционное право человека на честь и достоинство: основания, содержание, защита: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2006.
15. Подолько О.Е. Достоинство: личностное измерение и риск ответственности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2011.
16. Ройзман Г.Б. Ценности в конституционном праве в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012.
17. Хашем Т.А. Защита человеческого достоинства в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
18. Шаракшанэ С.А. Достоинство человека: опыт философско-антропологического осмысления: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2010.
|