Воскресенье, 24.11.2024, 15:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » БУХГАЛТЕРАМ И ЮРИСТАМ » Юридическая пресса

Новикова Н.В. Государственная политика России в сфере образования и ее влияние на функции трудового права

На основе анализа государственных программ развития образования и социально-экономического развития России на период до 2020 г. рассматриваются вопросы взаимосвязи задач образовательной политики и функций трудового права. Автор подчеркивает, что трудовое законодательство не всегда учитывает складывающуюся практику организации системы обучения и дополнительного профессионального образования для нужд работодателя и не совсем соответствует законодательству об образовании. Следовательно, задачей трудового права становится поиск новых способов стимулирования работников к профессиональному развитию, а работодателей - к инвестированию в образование.

Ключевые слова: политика в сфере образования, функции трудового права, взаимосвязь права на труд и права на образование, потребности работодателей в подготовке кадров.

The state educational policy and its influence on labour law functions

N.V. Novikova

Novikova N.V., Perm, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

By analyzing Russian government programmes for the development of education and social and economic development up to the year 2020, the author investigates the interrelation of educational policy tasks and labour law functions. The article emphasizes that labour legislation doesn't always address the current system of education and further professional training, and doesn't fully correlate with educational legislation. Therefore, there is a new task of labour law - seeking new ways of encouraging employees to professional growth and of promoting employers to invest more in education.

Key words: educational policy, labour law functions, correlation of right to labour and right to education, employer requests for staff training.

Успешное развитие российской экономики, которое служит приоритетным направлением деятельности нашего государства, напрямую зависит от того, насколько эффективно функционирует система образования. Сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только потому, что связана с реализацией гражданами конституционного права на образование, но и потому, что является отраслью экономики, определяющей будущее государства. Кроме того, образование есть область общественной жизни, где тесно переплетаются интересы государства и общества, включая не только отдельных граждан, но и работодателей. Вот почему образовательная политика и масштабные реформы в этой сфере, проводимые в настоящее время российским правительством, вызывают общественный интерес.

Государственная политика в сфере образования - это совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединенных общей целью - поступательным развитием российского образования. Данная политика включает в себя нормативную, финансово-экономическую, управленческую, кадровую, научную, международную составляющие <1>. Ее элементами являются также идеалы, ценности, цели, задачи, принципы <2>. В числе первоочередных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования провозглашен принцип приоритетности образования (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее - Федеральный закон об образовании). Базовыми принципами государственной образовательной политики, имеющими, на наш взгляд, непосредственное отношение к трудовому праву, являются также обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека (подп. 8 п. 1 ст. 3 Федерального закона об образовании). Так, внедрение непрерывного образования сотрудников "позволит повысить способность компаний управлять изменениями (в том числе вызванными кризисными явлениями в экономике), способствует инновационному развитию и наращиванию интеллектуального потенциала" <3>.

--------------------------------

<1> Козырин А.Н. Государственная политика Российской Федерации в области образования: понятие и законодательные принципы. 2010. URL: http://www.lexed.ru.

<2> Иванова В.И. Государственная политика в сфере образования как показатель эффективности политической модернизации в современной России // Известия Тульского гос. ун-та. Сер. "Гуманитарные науки". 2012. N 2. С. 272.

<3> Головина С.Ю. Модернизация основных институтов трудового права в свете построения постиндустриального общества // Парадигма трудового и социального права в эпоху построения постиндустриального общества: Сб. науч. тр. по итогам III Междунар. науч.-практ. конф., 23 - 24 октября 2015 г. / Под ред. К.Л. Томашевского. Минск, 2015. С. 47.

Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте. Данный доклад готовится в рамках реализации государственной программы развития образования, принимаемой Правительством РФ на определенный период. В настоящее время исполнительная власть руководствуется программой, принятой на период с 2013 по 2020 г. <1>. Цели программы - обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Во исполнение поставленных целей уже сегодня система профессионального образования подвергается изменениям: определены его уровни; исчезло понятие начального профессионального образования; появилось понятие профессионального обучения; введена система профессионально-общественной аккредитации; закреплены требования об обязательном включении в состав государственных экзаменационных комиссий представителей работодателей (не менее 50% общего состава комиссии), о привлечении к учебному процессу подготовки почти по всем направлениям ведущих специалистов-практиков (не менее 5% общего числа преподавателей); введены профессиональные стандарты, разрабатываемые работодателями, и т.д.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (ред. от 14 апреля 2016 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru.

Анализ программы развития образования позволяет сделать общий вывод о том, что современная государственная политика направлена на модернизацию российского образования. Главная ее задача - обеспечить конкурентоспособность России. Основным условием конкурентоспособности страны является инновационный путь развития ее экономики, которое, в свою очередь, невозможно без инвестиций в человека и образование. Такая последовательность в общем выводе о смыслах проводимой модернизации имеет практическое и теоретическое значение для трудового права и его функций.

Под функциями трудового права понимается внешнее проявление реализации основных задач этой отрасли права <1>. Трудовое право, как известно, выполняет две основные функции - социальную и экономическую. Если их рассмотреть сквозь призму образовательной политики, то можно не только понять, почему те или иные нормы, связанные с гарантиями реализации работниками права на образование, а работодателями - права на определение необходимости подготовки и дополнительного профессионального образования, включены в трудовое законодательство, но и обозначить перспективные направления совершенствования этих норм.

--------------------------------

<1> Завгородний А.В., Коробченко В.В., Кузьменко А.В. и др. Трудовое право России: Учеб. для вузов / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафронова. М., 2008. С. 68.

Социальную функцию трудового права чаще всего отождествляют с защитой экономически слабой стороны трудового договора - работника от злоупотреблений работодателя. Однако считаем возможным предложить более широкое толкование социальной функции: трудовое право должно не только обеспечивать защиту интересов работника, но и способствовать его профессиональному развитию, повышению социального статуса через продвижение в карьере, сохранению здоровья, возможности выполнять семейные обязанности и, конечно, повышению уровня его образования.

Анализ социальной функции трудового права в широком ее понимании помогает обнаружить непосредственную взаимосвязь прав работника на труд и на образование. Авторитетные советские ученые в области трудового права (А.С. Пашков, К.П. Уржинский, А.Е. Пашерстник, Ю.П. Орловский) изучали данную взаимосвязь. При этом праву на образование отводилась первичная роль, потому что способность к квалифицированному и творческому труду не появляется сама собой. Если работник стремится к профессиональному росту, он обязан постоянно развиваться и как личность, и как специалист в какой-либо сфере деятельности.

Правовые нормы должны способствовать осуществлению работником права на образование, включая повышение квалификации, профессиональную переподготовку. В ст. 197 ТК РФ установлена норма о договорном порядке реализации этого права. Однако не совсем ясно, что под ним понимать - то ли правовую возможность, то ли притязание. Анализ ряда норм ТК РФ (ст. ст. 1, 2, 41, 53, 57, 63, 65, 81, 83, 129, 173 - 177, 179, 187, 196 - 208), прямо или косвенно влияющих на реализацию работником прав на труд и на образование, позволяет утверждать, что право на образование, будучи конституционным, статутным, входит в структуру трудового правоотношения и неоднородно по своему содержанию (оно обладает признаками скорее законного интереса, чем субъективного права, в некоторых случаях является юридической обязанностью). В этом смысле возникает много вопросов к содержанию норм ТК РФ в части обеспечения задачи непрерывного образования работника в течение всей жизни, как это рекомендовано МОТ <1>. Например, ТК РФ закрепляет гарантии для лиц, совмещающих работу с получением образования. Вместе с тем С.Ю. Головина справедливо отмечает, что без соответствующего волеизъявления работодателя у работника, реализующего право на образование, могут возникнуть затруднения, поскольку предусмотренные гл. 26 ТК РФ гарантии и компенсации предоставляются при условии получения образования соответствующего уровня впервые (ст. 177 ТК РФ) <2>.

--------------------------------

<1> Рекомендации МОТ 2004 г. N 195 "О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение". URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_r195_ru.htm.

<2> Головина С.Ю. Правовое сопровождение непрерывного профессионального образования и профессиональной мобильности работников в условиях инновационной экономики // Бизнес, менеджмент и право. 2015. N 1. С. 125 - 126.

Образовательная политика современной России оказывает влияние также на экономическую функцию трудового права. Последняя призвана содействовать решению проблем занятости и экономико-производственных вопросов, стоящих перед работодателем. Данная функция реализуется главным образом путем обеспечения равенства трудовых прав и свободы труда в конкретном сегменте рыночной экономики; закрепления в нормах трудового права системы материального стимулирования труда для повышения эффективности производства; предоставления работодателю полномочий по организации и управлению трудом работников в рамках принадлежащей ему локально-нормативной, правоприменительной и директивной власти <1>. Экономическая функция проявляется и в нормативном закреплении возможности работодателя определять необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд (ст. 196 ТК РФ), поскольку количественный и качественный состав рабочей силы является важнейшим ресурсом, обеспечивающим выполнение производственных задач.

--------------------------------

<1> Трудовое право России: Учеб. / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 85.

Подготовка кадров происходит в основном в образовательных организациях. Введение в действие Федерального закона об образовании позволило приступить к реализации образовательных программ профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, переподготовки) иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии создания ими специализированных структурных подразделений (п. п. 1, 5, 6 ст. 31 Федерального закона об образовании) и получения лицензии (за исключением индивидуальных предпринимателей, которые ведут образовательную деятельность без привлечения педагогических работников, т.е. лично).

Также в последнее время в России активно создаются корпоративные университеты, возрождается институт наставничества, к преподаванию привлекаются опытные работники организаций. Однако в современном трудовом праве отсутствуют нормы, регулирующие данную деятельность. Возникающие в этой сфере вопросы решаются пока на уровне локального нормотворчества и коллективного договора, но в ТК РФ должны содержаться хотя бы нормы общего характера, чтобы система корпоративного обучения получила легальное закрепление и основу для развития.

Интересно, что экономическая функция трудового права реализуется также через установление на уровне кодифицированного акта обязанности работников (например, педагогических работников в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 48 Федерального закона об образовании) повышать свой уровень образования, квалификации. Вместе с тем в соответствии с ч. 4 ст. 196 ТК РФ обязанность по профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности, возлагается на работодателя. Это противоречие необходимо устранить и предусмотреть в ст. 21 ТК РФ обязанность работника повышать свой профессиональный уровень, если это является условием выполнения им определенных видов деятельности. Наделение этой обязанностью как работников, так и работодателей позволит, на наш взгляд, расширить содержание экономической функции трудового права, поскольку для обеспечения современного высокотехнологичного производства и решения социальных или других задач государства требуются высокая квалификация работников и непрерывное обновление их профессиональных знаний.

О влиянии реализуемой государством политики в сфере образования на функции трудового права свидетельствует также ряд программных документов, направленных на удовлетворение потребностей работодателей в качественной подготовке специалистов в рамках государственной системы образования. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Правительством РФ в 2008 г., поставлена задача привлечения работодателей к разработке федеральных государственных образовательных стандартов и участию в независимой оценке качества реализации образовательных программ <1>.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (ред. от 8 августа 2009 г.) // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

В упомянутой выше Федеральной целевой программе развития образования эти идеи также нашли свое отражение. В частности, для развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг предусмотрены мероприятия по обеспечению условий для формирования и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях, совершенствованию системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов.

Работодателям, их объединениям также предоставлено право разрабатывать проекты профессиональных стандартов, которые сегодня широко внедряются в практику реализации трудовых отношений <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (ред. от 23 сентября 2014 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru.

Таким образом, работодатели, их объединения становятся активными участниками проводимой в нашей стране образовательной политики, а трудовое право прямо или косвенно способствует реализации задач государства в этой сфере. Несмотря на то что в ТК РФ имеется комплекс норм, обеспечивающих повышение уровня профессиональной подготовки работников и их профессиональной мобильности, требуется привести их в соответствие со складывающейся практикой организации системы обучения и дополнительного профессионального образования для нужд работодателя, а также с законодательством об образовании.

Список литературы

Головина С.Ю. Модернизация основных институтов трудового права в свете построения постиндустриального общества // Парадигма трудового и социального права в эпоху построения постиндустриального общества: Сб. науч. тр. по итогам III Междунар. науч.-практ. конф., 23 - 24 октября 2015 г. / Под ред. К.Л. Томашевского. Минск, 2015.

Головина С.Ю. Правовое сопровождение непрерывного профессионального образования и профессиональной мобильности работников в условиях инновационной экономики // Бизнес, менеджмент и право. 2015. N 1.

Завгородний А.В., Коробченко В.В., Кузьменко А.В. и др. Трудовое право России: Учеб. для вузов / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафронова. М., 2008.

Иванова В.И. Государственная политика в сфере образования как показатель эффективности политической модернизации в современной России // Известия Тульского гос. ун-та. Сер. "Гуманитарные науки". 2012. N 2.

Козырин А.Н. Государственная политика Российской Федерации в области образования: понятие и законодательные принципы. 2010. URL: http://www.lexed.ru.

Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (ред. от 8 августа 2009 г.) // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (ред. от 23 сентября 2014 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru.

Рекомендации МОТ 2004 г. N 195 "О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение". URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/-normes/documents/normativeinstrument/wcms_r195_ru.htm.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (ред. от 14 апреля 2016 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru.

Трудовое право России: Учеб. / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

References

Golovina S.Yu. Modernizaciya osnovnyx institutov trudovogo prava v svete postroeniya postindustrial'nogo obshhestva // Paradigma trudovogo i social'nogo prava v ehpoxu postroeniya postindustrial'nogo obshhestva: Sb. nauch. tr. po itogam III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 23 - 24 oktyabrya 2015 g. / Pod red. K.L. Tomashevskogo. Minsk, 2015.

Golovina S.Yu. Pravovoe soprovozhdenie nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya i professional'noj mobil'nosti rabotnikov v usloviyax innovacionnoj ehkonomiki // Biznes, menedzhment i pravo. 2015. N 1.

Ivanova V.I. Gosudarstvennaya politika v sfere obrazovaniya kak pokazatel' ehffektivnosti politicheskoj modernizacii v sovremennoj Rossii // Izvestiya Tul'skogo gos. un-ta. Ser. "Gumanitarnye nauki". 2012. N 2.

Kozyrin A.N. Gosudarstvennaya politika Rossijskoj Federacii v oblasti obrazovaniya: ponyatie i zakonodatel'nye principy. 2010. URL: http://www.lexed.ru.

Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 g. N 1662-r "O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda" (red. ot 8 avgusta 2009 g.) // SZ RF. 2008. N 47. St. 5489.

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22 yanvarya 2013 g. N 23 "O Pravilax razrabotki, utverzhdeniya i primeneniya professional'nyx standartov" (red. ot 23 sentyabrya 2014 g.). URL: http://www.pravo.gov.ru.

Rekomendacii MOT 2004 g. N 195 "O razvitii lyudskix resursov: obrazovanie, podgotovka kadrov i nepreryvnoe obuchenie". URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/-ed_norm/-normes/documents/normativeinstrument/wcms_r195_ru.htm.

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. N 295 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2013 - 2020 gody" (red. ot 14 aprelya 2016 g.). URL: http://www.pravo.gov.ru.

Trudovoe pravo Rossii: Ucheb. / Pod red. S.P. Mavrina, E.B. Xoxlova. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2007.

Zavgorodnij A.V., Korobchenko V.V., Kuz'menko A.V. i dr. Trudovoe pravo Rossii: Ucheb. dlya vuzov / Pod obshh. red. E.B. Xoxlova, V.A. Safronova. M., 2008.

Категория: Юридическая пресса | Добавил: medline-rus (05.05.2017)
Просмотров: 819 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%