Воскресенье, 24.11.2024, 15:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » БУХГАЛТЕРАМ И ЮРИСТАМ » Юридическая пресса

Горелова О.А. Срок полномочий судьи в контексте обеспечения его независимости

Раскрываются теоретические аспекты несменяемости судей, в частности мировых судей, в России на примере Орловской области. Рассматриваются основные позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу.

Ключевые слова: несменяемость судей, неприкосновенность судей, прекращение полномочий судей, правосудие.

The judge's term of office in ensuring his independence

O.A. Gorelova

Gorelova O.A., Orel, State University - Educational Research and Production.

The article presents some theoretical aspects of irremovability of judges (in particular justices of the peace) in Russia on the example of the Orel region. The main positions of the RF Constitutional Court on this subject are considered.

Key words: irremovability, immunity of judges, termination of office of judges, justice.

Судьи в России стали несменяемыми после реформы 1864 г. - вследствие желания законодателя "возвысить судебную власть, дать ей самостоятельность и утвердить в народе уважение к закону" <1>. Независимость назначенных верховной властью судей от усмотрения министра юстиции была только конкретным проявлением принципа отделения судебной власти от административной. По Судебным уставам 1864 г. судьи не могли быть ни уволены без прошения (кроме случаев, указанных в законе), ни переведены без их согласия из одной местности в другую. Однако скоро началось колебание принципа - сперва в форме назначения "исправляющих должностей", т.е. судебных следователей. В результате реформы на Кавказе министр юстиции получил право увольнять судей без прошения и переводить их на низшие должности, но только "по испрошению на то всякий раз Высочайшего разрешения", а мировых судей позволено было понижать в должности в дисциплинарном порядке.

--------------------------------

<1> Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России: Курс лекций. Новосибирск, 2000. С. 89.

А.Ф. Кони так писал о несменяемости судей: "Положение, при котором судья может совсем не помышлять о своем завтрашнем дне, а думать лишь о завтрашнем дне судимого им обвиняемого, есть одно из лучших ручательств правильности приговоров" <1>.

--------------------------------

<1> Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (общие черты судебной этики) // Кони А.Ф. Избранные произведения. М., 1956.

Несменяемость судьи означает, что судья может быть лишен своего статуса только в законном порядке и на законных основаниях. Более того, судью нельзя переводить в другой суд или на другую должность без его согласия. Несменяемость служит важной гарантией независимости судьи. Ни председатель Конституционного Суда, ни какое бы то ни было иное должностное лицо или орган не вправе своим решением снять с должности судью, который осуществляет правосудие по собственному убеждению, подчиняясь исключительно Конституции РФ, руководствуясь только ею и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", не внимая ничьим указаниям или советам <1>.

--------------------------------

<1> Витрук Н.В. Комментарий к ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" / Под ред. Н.В. Витрука, Л.В. Лазарева, Б.С. Эбзеева. М., 1996.

Средством обеспечения независимости судей является законодательное установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. 12 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"). Прекращение или приостановление полномочий судьи возможно только на основании и в порядке, которые предусмотрены в ст. ст. 12 - 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей).

Исходя из ст. 11 Закона о статусе судей мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. Если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Закрепление сроков полномочий судей на законодательном уровне является основанием прекращения их полномочий. При этом В. Туманов, занимавший должность председателя Конституционного Суда РФ в 1995 - 1997 гг., полагает, что несменяемость судьи состоит именно в неограниченности срока его полномочий: "Все российские судьи назначаются без ограничения срока, они несменяемы" <1>.

--------------------------------

<1> Розанова А. Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Баглая Марата Викторовича "К 10-летию Конституции Российской Федерации: защита конституционных прав и свобод граждан" // Итоги. 2000. N 40.

В соответствии со ст. 10 Закона Орловской области от 9 февраля 2000 г. N 141-ОЗ "О мировых судьях в Орловской области" (далее - Закон о мировых судьях в Орловской области) мировой судья первоначально назначается сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру. При последующих назначениях на должность мировой судья назначается сроком на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Законодательное закрепление сроков полномочий судьи не только не вполне соответствует истинному содержанию конституционного принципа несменяемости судей, но имеет и другие изъяны (которые мы продемонстрируем на примере Орловской области).

1. Согласно ст. 9 Закона о мировых судьях в Орловской области губернатор не позднее одного месяца с момента поступления необходимых документов принимает решение о том, представлять или не представлять Орловскому областному совету народных депутатов кандидатуру мирового судьи Орловской области. Однако в Законе не указаны условия, в соответствии с которыми кандидат на должность судьи может быть не представлен депутатам на утверждение. Полагаем, что губернатор должен производить отбор претендентов по своему усмотрению.

2. Решение вопроса о продлении срока полномочий мирового судьи зависит от депутатов, каждый из которых при голосовании может использовать собственные критерии оценки. В результате мировому судье может быть отказано в продлении срока полномочий не только потому, что он систематически нарушает закон, но и потому, что депутаты дали низкую оценку его качествам, профессиональным или личным. Данная норма, по сути, допускает произвольный отказ в назначении мирового судьи на следующий срок.

3. Ограниченность срока полномочий мирового судьи (первый срок - три года, затем - пять лет; в Орловской области выбран нижний допустимый предел повторных сроков по Закону о статусе судей) заставляет его думать не о законных и справедливых решениях (приговорах), а в первую очередь о показателях своей работы: стабильности, соблюдении процессуальных сроков и др. Получается, что мировой судья в настоящее время остался едва ли не единственным представителем судейского сообщества, чьи полномочия всегда ограничены сроком.

Итак, закрепленный в законодательстве порядок назначения и переизбрания мировых судей: 1) не вполне соответствует конституционному принципу несменяемости судей; 2) препятствует беспристрастному рассмотрению дел; 3) не позволяет мировому судье сосредоточиться на своих прямых обязанностях; 4) снижает привлекательность мировой юстиции для квалифицированных кадров; 5) не вполне согласуется с единством статуса судей в РФ; 6) несправедлив по отношению к добросовестному мировому судье.

Законодательное закрепление порядка назначения судей на должность, в частности ограничение первых сроков пребывания в должности, неоднозначно оценивается учеными. Соотношение принципа несменяемости судей и ограничения их полномочий определенным сроком создало своего рода конституционно-правовую проблему.

Статья 121 Конституции РФ, провозглашая принцип несменяемости судей, не содержит указания на срок их полномочий. Вместе с тем в статье сказано, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом. В ст. 15 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" закреплено, что в случае, если судья избран или назначен на определенный срок, его полномочия прекращаются по истечении этого срока. Таким образом, несомненно, что установленный срок полномочий ограничивает действие принципа несменяемости судьи. Более того, назначение (избрание) судей на определенный срок вообще несовместимо с этим принципом, а следовательно, в некоторой степени лишает судей независимости.

В доктрине высказывается мысль о том, что избрание мировых судей на конкретный срок должно сопровождаться внесением изменений в ст. 121 Конституции, поскольку фактическое закрепление ограничения срока пребывания мировых судей в должности тремя годами в течение первого срока ставит вопрос об их сменяемости. Ограничение срока полномочий судей не только не вытекает из Конституции РФ, но и противоречит ей.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 марта 2009 г. N 6-П указал, что принимаемое квалификационной коллегией судей в процедуре голосования решение об отказе судье, первоначальный трехлетний срок полномочий которого истек, в рекомендации на ту же должность без ограничения срока полномочий должно быть мотивированным, т.е. содержать указание на причины, наличие которых препятствует его назначению на должность судьи и которые, соответственно, могут стать предметом судебного контроля при проверке законности и обоснованности данного решения по существу. Таким образом, Конституционный Суд рассматривает трехлетний срок как испытательный, в течение которого результаты деятельности судьи все время оцениваются и по прошествии которого нужно либо предъявить судье претензии, либо автоматически назначать его на пожизненный срок.

Сторонники приведенной позиции полагают, что наличие первого трехлетнего срока пребывания в должности вполне обоснованно. Ведь наиболее справедливым представляется прекращение принципа несменяемости при обнаружении неспособности судьи исполнять возложенные на него функции, иными словами, нельзя, чтобы этот конституционный принцип служил частным интересам конкретной личности, он должен действовать в интересах судебной системы в целом и способствовать вынесению правосудных решений. При этом законодатель предусмотрел механизмы определения неспособности человека к исполнению полномочий судьи, которая может быть обусловлена двумя видами причин: физическими и нравственными. Одним из таких механизмов и является ограничение срока пребывания судьи в должности в течение первого срока тремя годами, по прошествии которых он приобретает право быть избранными на неограниченный срок.

За последние 15 лет в России сроки пребывания судей в должности менялись неоднократно. Поправками к ст. 11 Закона о статусе судей был установлен предельный возраст пребывания в должности судьи (за исключением судей Конституционного Суда РФ) - 65 лет. Впоследствии этот возраст увеличили до 70 лет, и одновременно был принят Закон, снимающий возрастные ограничения для замещения должности председателя Верховного Суда РФ. Кроме того, председатель Верховного Суда РФ и его заместители теперь могут назначаться на должность по истечении срока их полномочий более двух раз подряд <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6.1 и 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 24. Ст. 3083.

Т.Г. Морщакова отмечала: "Нельзя продлять полномочия действующим судьям и нельзя сокращать полномочия действующих судей - в соответствии с принципом несменяемости это исключается. Вы можете в дальнейшем для будущих судей установить другие сроки, для тех, кто придет потом, после того как уйдут эти, назначенные на других условиях. Но это не соблюдается никем. Или такой пример, как полномочия председателей судов, которые они обретают на 6 лет по закону, а после этих 6 лет они могут быть назначены на этот срок второй раз. То есть это просто искажение принципа несменяемости, пусть в отношении председателей судов, но они же тоже судьи" <1>.

--------------------------------

<1> Горелик К. 15-летний юбилей Концепции судебной реформы в России (говорят авторы концепции). Интервью с Т. Морщаковой // Радио "Свобода". Программа "Дорога свободы". 21 октября 2006 г.

Другим ограничением принципа несменяемости является досрочное прекращение полномочий судей в результате совершения ими дисциплинарного проступка. Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 июля 2011 г. N 19-П по делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 19, 21 и 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко пришел к выводу, что надлежащее исполнение судьей принятых на себя обязательств, вытекающих из конституционно-правового статуса судьи, обеспечивается предоставлением ему гарантий судейского иммунитета, включая неприкосновенность, которая по общему правилу не позволяет привлекать его к какой-либо ответственности за выраженное при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение (п. 2 ст. 16 Закона о статусе судей). Вместе с тем эти гарантии не носят абсолютного характера и не исключают возможности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения его полномочий, в случае совершения им при осуществлении правосудия дисциплинарного проступка, который противоречит статусу судьи.

Справедливость такого подхода подтверждается и рядом международных документов. В частности, возможность установления срока полномочий судей допускается п. 12 Основных принципов независимости судебных органов (одобрены Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г.). В п. 18 Основных принципов сказано, что судьи могут быть временно отстранены от должности или уволены как в силу неспособности выполнять обязанности судьи, так и по причине поведения, не соответствующего занимаемой ими должности.

В то же время, как указал Конституционный Суд в Определении от 11 марта 2005 г. N 3-О по жалобе гражданина Смакова Рината Миргалимовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (в редакции Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 года), пункта 3 статьи 6.1 и абзаца второго пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 15 декабря 2001 года), из принципа несменяемости судей не вытекает право судьи на пожизненное занятие этой должности, т.е. его несменяемость не тождественна бессрочности пребывания в должности. Поэтому предельный возраст пребывания в должности судей федеральных судов, включая судей высших судов страны и мировых судей, в настоящее время составляет (как уже было отмечено) 70 лет. А срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов.

По этому вопросу Конституционный Суд РФ в Определении от 27 декабря 2005 г. N 491-О по запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" указал, что не могут расцениваться как нарушающие предписания ряда статей Конституции положения Закона о статусе судей, допускающие установление законами субъектов РФ срока полномочий и предельного возраста пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, отличающихся от установленных для судей федеральных судов, поскольку право субъекта Федерации самостоятельно решать эти вопросы, также обусловленное особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов, предполагает одновременно и обязанность субъекта РФ вводить такие срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи, которые гарантировали бы эффективное осуществление правосудия, соблюдение конституционных принципов независимости и несменяемости судей, а также обеспечивать надлежащие условия материального (социального) обеспечения судей при уходе в отставку.

Приведенное толкование принципа несменяемости судей соответствует и положениям Основных принципов независимости судебных органов, согласно которым судьи, назначаемые или выборные, имеют гарантированный срок полномочий до обязательного выхода на пенсию или истечения срока полномочий, если таковой установлен (п. 12).

Принцип несменяемости дает честному, строго исполняющему свои обязанности судье возможность спокойно и беспристрастно осуществлять свою деятельность.

Список литературы

Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России: Курс лекций. Новосибирск, 2000.

Витрук Н.В. Комментарий к ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" / Под ред. Н.В. Витрука, Л.В. Лазарева, Б.С. Эбзеева. М., 1996.

Горелик К. 15-летний юбилей Концепции судебной реформы в России (говорят авторы концепции). Интервью с Т. Морщаковой // Радио "Свобода". Программа "Дорога свободы". 21 октября 2006 г.

Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (общие черты судебной этики) // Кони А.Ф. Избранные произведения. М., 1956.

Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6.1 и 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 24. Ст. 3083.

Розанова А. Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Баглая Марата Викторовича "К 10-летию Конституции Российской Федерации: защита конституционных прав и свобод граждан" // Итоги. 2000. N 40.

References

Belkovec L.P., Belkovec V.V. Istoriya gosudarstva i prava Rossii: Kurs lekcij. Novosibirsk, 2000.

Gorelik K. 15-letnij yubilej Koncepcii sudebnoj reformy v Rossii (govoryat avtory koncepcii). Interv'yu s T. Morshhakovoj // Radio "Svoboda". Programma "Doroga svobody". 21 oktyabrya 2006 g.

Koni A.F. Nravstvennye nachala v ugolovnom processe (obshhie cherty sudebnoj ehtiki) // Koni A.F. Izbrannye proizvedeniya. M., 1956.

O vnesenii izmenenij v stat'i 6.1 i 11 Zakona Rossijskoj Federacii "O statuse sudej v Rossijskoj Federacii": Federal'nyj zakon ot 8 iyunya 2012 g. N 66-FZ // SZ RF. 2012. N 24. St. 3083.

Rozanova A. Internet-konferenciya Predsedatelya Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii Baglaya Marata Viktorovicha "K 10-letiyu Konstitucii Rossijskoj Federacii: zashhita konstitucionnyx prav i svobod grazhdan" // Itogi. 2000. N 40.

Vitruk N.V. Kommentarij k FKZ "O Konstitucionnom Sude RF" / Pod red. N.V. Vitruka, L.V. Lazareva, B.S. Ehbzeeva. M., 1996.

Категория: Юридическая пресса | Добавил: medline-rus (05.05.2017)
Просмотров: 345 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%