Неоднородная правовая природа принципа недискриминации порождает необходимость изучения особенности его применения к конкретным правоотношениям как с точки зрения доктрины международного права, так и практики.
Становление принципа недискриминации неразрывно связано с процессом формирования международного права. Учитывая тот факт, что в доктрине отсутствует единый подход в отношении вопроса соотношения международного публичного права и международного частного права, стоит отметить, что появление совокупности новых норм и принципов, среди которых также был принцип недискриминации, и соответствующих отраслей неразрывно связано с "распадом" международного права на две составные части: международное публичное право и международное частное право <1>, и конкретизацией принципа в отдельной отрасли права.
--------------------------------
<1> Международное публичное право: Учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов [и др.]; Отв. ред. К.А. Бекяшев. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. С. 11; Международное право: [Учеб. по специальностям "Правоведение (междунар. право)", "Междунар. отношения", "Междунар. экон. отношения" / Б.М. Ашавский, К.Г. Борисов, В.Г. Бояршинов; Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов]. Дипломат. акад.; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т). 2-е изд., доп. и перераб. М.: Междунар. отношения, 1998. С. 23.
В частности, международное публичное право заложило соответствующие основы для его формирования в принципе суверенного равенства государств <2>. Как справедливо отмечал швейцарский юрист, советник саксонского курфюрста Фридриха Августа II, посол Саксонии в Швейцарии Эммер де Ваттель, "необходимым следствием этого равенства является следующее: то, что дозволено одной нации, дозволено также всякой другой, а недозволенное одной также не дозволено другой" <3>. В сфере международного частного права также отмечается наличие двух составляющих принципа недискриминации - национального режима и режима наибольшего благоприятствования. В частности, Г.К. Дмитриева утверждает о применении в России и других странах вышеуказанных режимов в отношении иностранных физических и юридических лиц <4>. Если обратиться к нормативному закреплению, то впервые принцип недискриминации как обычно-правовая норма был отражен в Барселонской конвенции 1921 г.
--------------------------------
<2> Международное право: [Учеб. по специальностям "Правоведение (междунар. право)", "Междунар. отношения", "Междунар. экон. отношения" / Б.М. Ашавский, К.Г. Борисов, В.Г. Бояршинов; Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов]. Дипломат. акад.; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т). 2-е изд., доп. и перераб. М.: Междунар. отношения, 1998. С. 479.
<3> Ваттель Э. Право народов / Пер. с франц. М., 1960. С. 31 - 32.
<4> Международное частное право: Учеб. / Отв. ред. Г.К. Дмитриева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. С. 201.
Дальнейшее закрепление происходило в рамках отрасли международного публичного права - международного экономического права, в которой, по утверждению Б.М. Ашавского <5>, М.М. Богуславского <6> и Е.Т. Усенко <7>, сформировался не просто принцип недискриминации, а принцип экономической недискриминации. В советской международно-правовой литературе также встречается позиция Г.Е. Бувайлика, который предлагал выделить "принцип недопустимости экономической дискриминации государств" <8>. Несмотря на все многообразие терминов и межотраслевую природу содержательная часть принципа недискриминации сводится к праву государства требовать предоставления общих и одинаковых условий для всех государств.
--------------------------------
<5> См.: Ашавский Б.М. К вопросу о международном экономическом праве // Советский ежегодник международного права. М., 1986. С. 23.
<6> См.: Богуславский М.М. Международное экономическое право. М., 1986. С. 103 - 104.
<7> См.: Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1982. С. 387 - 389.
<8> Бувайлик Г.Е. Правовое регулирование международных экономических отношений. Киев, 1977. С. 304 - 307.
Однако в рамках международного торгового права, подотрасли международного экономического права принцип недискриминации получил конкретизацию в Генеральном соглашении по тарифам и торговле 1947 г. <9> и позже был унаследован Всемирной торговой организацией (далее - ВТО) посредством включения в пакет Соглашений ВТО <10> и воплощения непосредственно в праве ВТО <11>.
--------------------------------
<9> Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г., включенное в Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (далее - ГАТТ 1994 г.), продолжает действовать как часть ГАТТ 1994 г. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/legal_e.htm (дата обращения: 10.02.2015).
<10> Пакет Соглашений ВТО включает все многосторонние торговые соглашения и торговые соглашения с ограниченным кругом участников (приложения 1 - 4: приложение 1 (приложение 1A (например, ГАТТ 1994 г.), приложение 1B (Генеральное соглашение по торговле услугами) (далее - ГАТС); приложение 1C (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) (далее - ТРИПС); приложение 2 (Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров); приложение 3 (Механизм обзора торговой политики); приложение 4 (Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам)).
<11> Pauwelyn J. Conflict of Norms in Public International Law. How WTO Law Relates to Other Rules of International Law. Cambridge Studies in International and Comparative Law. 2003. P. 25.
Учитывая то, что право ВТО входит в систему международного торгового права и является совокупностью норм и принципов, регулирующих торговлю товарами, услугами и защиту прав интеллектуальной собственности <12>, на основе которых "обеспечивается правопорядок в международной торговой системе" <13>, именно в принципах заключается выражение норм права и направление их регулирующего воздействия <14>. Для характеристики принципа права ВТО "фундаментальное значение имеют два элемента - идейное начало и нормативность" <15>. Вывод Р.Л. Боброва и ряда исследователей о том, что "нельзя толковать принципы права как категории, отвлеченные от нормы, категории, выражающие только руководящие идеи и качественные особенности данной системы права" <16>, весьма полезен для раскрытия содержания категории специальных принципов динамично развивающегося института международного торгового права - права ВТО. Одним из ключевых принципов права ВТО является именно принцип недискриминации. Во-первых, дискриминация в области торговли вызывает негативные последствия для экономических и политических отношений между странами <17>. Во-вторых, дискриминация приводит к дестабилизации рынка, поддерживая дорогостоящие товары и услуги более низкого качества.
--------------------------------
<12> Van den Bossche P., Zdouc W. The Law and Policy of the World Trade Organization. 3rd edition. 2013. P. 35.
<13> Смбатян А.С. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО: избранные решения (1952 - 2005 гг.) / А.С. Смбатян. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. III.
<14> Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М., 2003. С. 11.
<15> Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М.: Спарк, 2002. С. 67.
<16> Бобров Р.Л. О понятии основных принципов международного права // Советский ежегодник международного права. М., 1959. С. 502 - 503.
<17> Lamy P. Managing Global Security: the Strategic Importance of Global Trade. Speech to the International Institute for Strategic Studies, Geneva. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/news_e/sppl_e/sppl66_e.htm (дата обращения: 09.02.2015).
Важность устранения дискриминации подчеркивается в преамбуле Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (далее - Соглашение о ВТО) <18>, где "устранение дискриминационного режима (англ. - discriminatory treatment; франц. - discriminations; исп. - trato discriminatorio) в международных торговых отношениях" определено как одно из двух средств достижения целей ВТО.
--------------------------------
<18> Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
Принцип недискриминации означает, что государства должны обеспечить общие условия торговли для всех государств, их товаров и лиц <19>. В этой связи государства - члены должны устранить дискриминационный режим в международной торговле (преамбула ГАТТ 1994 г.). В ст. XIX, XX ГАТТ 1994 г. указывается, что государства-члены не вправе применять чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров таким образом, который мог бы стать средством произвольной или неоправданной дискриминации между государствами.
--------------------------------
<19> Почкаева М. Дискриминация в торговле и международное право // Внешняя торговля. 1968. N 9. С. 20 - 21; Шабан И.С. Принцип недискриминации в международных экономических отношениях // Международное право на службе мира и сотрудничества государств. М.: Междунар. отношения, 1981. С. 143 - 144; Василенко В.А., Усенко Е.Т. Принцип недискриминации в сфере международных экономических отношений // Советский ежегодник международного права. 1983. М.: Наука, 1984. С. 25 - 43.
В связи с тем что принцип недискриминации в торговле не запрещает улучшать общие условия торговли для государств, их товаров и лиц, они могут порождать различные дискриминационные условия. В целях противодействия применению дискриминационного режима право ВТО предусматривает нормы, регулирующие недискриминацию: обязанность для государств-членов по предоставлению режима наибольшего благоприятствования (далее - РНБ) и национального режима. Соответственно, принцип недискриминации означает, что государство-член, которое предоставляет режим наибольшего благоприятствования любой стране, предоставляет его и другим членам и нечленам ВТО (обязанность по предоставлению РНБ); государство-член предоставляет одинаковый режим как в отношении товаров, услуг и поставщиков услуг других членов, так и в отношении национальных товаров, услуг и поставщиков услуг (обязанность по предоставлению национального режима).
Принцип недискриминации отражен в специальных положениях пакета Соглашений ВТО <20>. Так, нормативное закрепление обязанности по предоставлению национального режима находит отражение в ст. III ГАТТ 1994 г., ст. XVII ГАТС <21>, ст. 3 ТРИПС <22> и ст. 2 Соглашения по торговым аспектам иностранных инвестиций (далее - ТРИМС) <23>, обязанность по предоставлению РНБ предусмотрена в ст. I ГАТТ 1994 г., ст. II ГАТС и ст. 4 ТРИПС. "Национальный режим - это естественная вершина режима наиболее благоприятствуемой нации, если речь идет о том, чтобы реализовать главный в международной торговле принцип - принцип недискриминации" <24>.
--------------------------------
<20> Смбатян А.С. Всемирная торговая организация: уникальность и адекватность // Право ВТО. 2012. N 1. С. 8; Малянова А.Н. Становление и развитие права Всемирной торговой организации: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2008. С. 69.
<21> ГАТС (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
<22> ТРИПС (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
<23> Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/legal_e.htm (дата обращения: 10.02.2015).
<24> Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Науч. ред. В.М. Шумилов. М.: Междунар. отношения, 2001. С. 195 - 196.
Именно принцип предоставления национального режима и принцип режима наибольшего благоприятствования являются ключевыми опорами ГАТТ и системы ВТО <25>. Эти принципы также используются в качестве метода обеспечения и реализации остальных принципов и поддержания стабильного правопорядка в международной торговой системе <26>.
--------------------------------
<25> Там же. 2001. С. 190.
<26> Шумилов В.М. Феномен права ВТО и законодательство России // Современный юрист. 2013. N 2(3). С. 88 - 106.
Принцип недискриминации также рассматривается в качестве основополагающего принципа Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер (далее - Соглашение по СФС мерам) <27> наряду с такими его базовыми принципами, как суверенное право государств-членов вводить СФС меры; применение СФС мер исключительно в случае необходимости для охраны жизни или здоровья людей, животных или растений; применение СФС мер на основе научных принципов и достаточного научного обоснования.
--------------------------------
<27> Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
Применительно к сфере санитарного и фитосанитарного регулирования этот принцип означает, что СФС меры не должны служить средством произвольной или неоправданной дискриминации между государствами-членами и не применяются таким способом, который являлся бы скрытым ограничением международной торговли (ст. 2.3 Соглашения по СФС мерам). Таким образом, Соглашение по СФС мерам конкретизирует общие обязанности государств-членов по недискриминации, предусмотренные ГАТТ 1994 г. (обязанность по предоставлению РНБ; обязанность по предоставлению национального режима). Так, ст. 2.3 Соглашения по СФС мерам гласит, что "члены обеспечивают, чтобы их санитарные или фитосанитарные меры не служили средством произвольной или неоправданной дискриминации между членами, в которых преобладают идентичные или схожие условия, включая их собственную территорию и территорию других членов. Санитарные и фитосанитарные меры не применяются таким способом, который являлся бы скрытым ограничением международной торговли".
Именно нарушение этого принципа является предметом практически каждой торговой претензии (англ. - specific trade concern; франц. - problemes commerciaux specifiques (PCS); исп. - preocupaciones comerciales especificas) <28>, рассматриваемой на заседаниях Комитета по санитарным и фитосанитарным мерам и Органа по разрешению споров ВТО (далее - ОРС ВТО).
--------------------------------
<28> Ст. 12.2 Соглашения по СФС мерам; Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/sps_e/sps_e.htm (дата обращения: 10.02.2015).
Подача жалобы со стороны Европейского союза в отношении Российской Федерации по спору "Российская Федерация - Меры в отношении импорта живых свиней, свинины и другой свиноводческой продукции" (англ. - Russian Federation - Measures on the Importation of Live Pigs, Pork and Other Pig Products from the European Union; франц. - Federation de Russie - Mesures visant l'importation de porcins vivants, de viande de pore et d'autres produits du pore en provenance de l'Union europeenne; исп. - Federacion de Rusia - Medidas relativas a la importacion de porcinos vivos, carne de porcino y otros productos de porcino procedentes de la Union Europea) <29> обусловила необходимость комплексного рассмотрения этого принципа в сфере нетарифного регулирования - применения СФС мер и изучения его толкования со стороны Апелляционного органа для введения правомерных СФС мер, соответствующих праву ВТО.
--------------------------------
<29> Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds475_e.htm (дата обращения: 10.02.2015).
Так, ст. 2.3 Соглашения по СФС мерам стала предметом рассмотрения в споре "Австралия - Лосось" (англ. - "Australia - Measures Affecting Importation of Salmon"), где Канада заявила, что Австралия нарушила это положение при введении импортных требований на определенные виды рыбы (англ. - salmonids), импортируемые с территории Канады, не обеспечив мер внутреннего контроля по передвижению мертвой рыбы в пределах Австралии. Третейская группа сформулировала три требования, которые должны быть установлены для признания нарушения ст. 2.3, т.е. принципа недискриминации в сфере СФС мер:
(1) мера является средством дискриминации между территориями членов, отличных от другого члена, вводящего меру, или между территорией члена, вводящего меру, и территорией другого члена;
(2) дискриминация является произвольной или необоснованной;
(3) идентичные или схожие условия преобладают на территории сравниваемых членов <30>.
--------------------------------
<30> Australia - Measures Affecting Importation of Salmon. WT/DS18/R (12 June 1998), para. 7.111.
Кроме того, первое требование означает дискриминацию между различными продуктами. Это существенным образом отличается от общих положений по недискриминации, предусмотренных в ст. I и III ГАТТ 1994 г. и ст. 2.1 Соглашения по техническим барьерам в торговле <31>, которые применяются только к аналогичным продуктам. Ст. 2.3 Соглашения по СФС мерам признает, что именно сходство рисков, а не продуктов имеет значение при соблюдении принципа недискриминации в рамках СФС мер. Таким образом, когда различные продукты несут одинаковый или аналогичный риск для здоровья, они подвергаются одинаковому недискриминационному режиму. Однако для признания недискриминации необходимо установление и доказывание остальных требований.
--------------------------------
<31> Соглашение по техническим барьерам в торговле (ВТО, Уругвайский раунд много сторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
В связи с этим следует учитывать, что, во-первых, установление нарушения принципа недискриминации также означает применение СФС мер в качестве скрытых ограничений международной торговли. Согласно спору "США - Бензин" (англ. - "US - Gasoline") под скрытым ограничением следует понимать охватываемые меры, равнозначные произвольной или неоправданной дискриминации в международной торговле, применяемые под видом меры, формально соответствующей условиям перечисленных исключений в ст. XX ГАТТ 1994 г. <32>. Во-вторых, нарушение принципа недискриминации напрямую повлечет нарушение положений ст. 5.5 Соглашения по СФС мерам - "каждый член избегает произвольного или неоправданного проведения различий в уровнях защиты, которые он считает надлежащими в различных ситуациях, если такие различия приводят к дискриминации или скрытому ограничению международной торговли" <33>. Соответственно, в целях соблюдения принципа недискриминации государства-члены при установлении более высокого уровня санитарной или фитосанитарной защиты, отличного от международных стандартов, руководств и рекомендаций, разработанных соответствующими международными организациями, включая Комиссию "Кодекс Алиментариус", Международное бюро по эпизоотии и соответствующие международные и региональные организации, действующие в рамках Международной конвенции по защите растений, должны провести собственную оценку риска (англ. - risk assessment; франц. - evaluation des risques; исп. - evaluation del riesgo) и подготовить научное обоснование (англ. - scientific evidence; франц. - preuves scientifiques; исп. - testimonios cientificos).
--------------------------------
<32> United States - Standards for Reformulated and Conventional Gasoline. WT/DS2/AB/R (29 April 1996), para. 25.
<33> Australia - Measures Affecting Importation of Salmon. WT/DS18/AB/R (20 October 1998), para. 252; WT/DS18/R (12 June 1998), para. 8.160.
Вышеуказанные требования по соблюдению принципа недискриминации должны быть учтены в споре "Российская Федерация - Меры в отношении импорта живых свиней, свинины и другой свиноводческой продукции" во взаимосвязи с положениями национального права: Федерального закона от 21.07.2012 N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." <34> и Доклада рабочей группы РФ (далее - ДРГ РФ) <35>. Например, согласно п. 904 ДРГ РФ приняла обязательства по проведению оценки риска в случае введения более строгих требований, предъявляемых к здоровью животных. В связи с тем что в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовое регулирование оценки риска, целесообразно разработать собственную систему оценки риска при отходе от международных стандартов для обоснования применения принципа недискриминации.
--------------------------------
<34> Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2012. N 30. Ст. 4177.
<35> СЗ РФ. 2012. N 37. Ст. 4986.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М.: Спарк, 2002. 378 с. (Anufrieva L.P. Sootnoshenie mezhdunarodnogo publichnogo i mezhdunarodnogo chastnogo prava: pravovye kategorii. M.: Spark, 2002. 378 s.).
Ашавский Б.М. К вопросу о международном экономическом праве // Советский ежегодник международного права. М., 1986. С. 29 - 47 (Ashavskij B.K. K voprosu o mezhdunarodnom jekonomicheskom prave // Sovetskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. M., 1986. S. 29 - 47).
Бобров Р.Л. О понятии основных принципов международного права // Советский ежегодник международного права. М., 1959. С. 502 - 503 (Bobrov R.L. O ponjatii osnovnyh principov mezhdunarodnogo prava // Sovetskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. M., 1959. S. 502 - 503).
Богуславский М.М. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 1986. 304 с. (Boguslavskij M.M. Mezhdunarodnoe jekonomicheskoe pravo. M.: Mezhdunardnye otnoshenija, 1986. 304 s.).
Василенко В.А., Усенко Е.Т. Принцип недискриминации в сфере международных экономических отношений // Советский ежегодник международного права. 1983. М.: Наука, 1984. С. 25 - 43 (Vasilenko V.A., Usenko E.T. Princip nediskriminacii v sfere mezhdunarodnyh jekonomicheskih otnoshenij // Sovetskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. 1983. M.: Nauka, 1984. S. 25 - 43).
Ваттель Э. Право народов / Пер. с франц. М.: Госюриздат, 1960. 719 с. (Vattel' Je. Pravo narodov / Per. s franc. M.: Gosjurizdat, 1960. 719 s.).
Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М.: Международные отношения, 2003. 248 с. (Zenkin I.V. Pravo Vsemirnoj torgovoj organizacii. M.: Mezhdunarodnye otnoshenija, 2003. 248 s.).
Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Науч. ред. В.М. Шумилов. М.: Международные отношения, 2002. 580 с. (Karro D., Zhjujar P. Mezhdunarodnoe jekonomicheskoe pravo / Nauch. red. V.M. Shumilov. M.: Mezhdunarodnye otnoshenija, 2002. 580 s.).
Малянова А.Н. Становление и развитие права Всемирной торговой организации: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2008. С. 69 (Maljanova A.N. Stanovlenie i razvitie prava Vsemimoj torgovoj organizacii: Dis. ... kand. jurid. nauk: 12.00.10. M., 2008. S. 69).
Международное публичное право: Учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов [и др.]; Отв. ред. К.А. Бекяшев. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 1008 с. (Mezhdunarodnoe publichnoe pravo: Ucheb. / L.P. Anufrieva, K.A. Bekjashev, E.G. Moiseev, V.V. Ustinov [i dr.]; Otv. red. K.A. Bekjashev. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2009. 1008 s.).
Международное право: Учеб. для обучающихся по спец. "Правоведение (междунар. право)", "Междунар. отношения" и "Междунар. экон. отношения" / Дипломат. акад. МИД РФ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений МИД РФ [Б.М. Ашавский, К.Г. Борисов, В.Г. Бояршинов и др.; Отв. ред.: Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов]. Москва: Международные отношения, 1995. 607 с. (Mezhdunarodnoe pravo: Ucheb. dlja obuchajushhihsja po spec. "Pravovedenie (mezhdunar. pravo)", "Mezhdunar. otnoshenija" i "Mezhdunar. jekon. otnoshenija" / Diplomat. akad. MID RF; Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnoshenij MID RF [B.M. Ashavskij, K.G. Borisov, V.G. Bojarshinov i dr.; Otv. red.: Ju.M. Kolosov, V.I. Kuznecov]. Moskva: Mezhdunarodnye otnoshenija, 1995. 607 s.).
Международное частное право: Учеб. / Отв. ред. Г.К. Дмитриева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. 688 с. (Mezhdunarodnoe chastnoe pravo: Ucheb. / Otv. red. G.K. Dmitrieva. 3-е izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2010. 688 s.).
Почкаева М. Дискриминация в торговле и международное право // Внешняя торговля. 1968. N 9. С. 20 - 21 (Pochkaeva M. Diskriminacija v torgovle i mezhdunarodnoe pravo // Vneshnjaja torgovlja. 1968. N 9. S. 20 - 21).
Смбатян А.С. Всемирная торговая организация: уникальность и адекватность // Право ВТО. 2012. N 1. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=664 (Smbatjan A.S. Vsemirnaja torgovaja organizacija: unikal'nost' i adekvatnost' // Pravo VTO. 2012. N 1. [Jelektronnyj resurs]. Jelektron. dan.).
Смбатян А.С. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО: избранные решения (1952 - 2005 гг.). М.: Волтерс Клувер, 2006. 244 с. (Smbatjan A.S. Mezhdunarodnye torgovye spory v GATT/VTO: izbrannye reshenija (1952 - 2005 gg.). M.: Volters Kluver, 2006. 244 s.).
Шабан И.С. Принцип недискриминации в международных экономических отношениях // Международное право на службе мира и сотрудничества государств. М.: Международные отношения, 1981. С. 142 - 158 (Shaban I.S. Princip nediskriminacii v mezhdunarodnyh jekonomicheskih otnoshenijah // Mezhdunarodnoe pravo na sluzhbe mira i sotradnichestva gosudarstv. M.: Mezhdunarodnye otnoshenija, 1981. S. 142 - 158).
Шумилов В.М. Феномен права ВТО и законодательство России // Современный юрист. 2013. N 2(3). С. 88 - 106. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. http://www.center-bereg.ru/o834.html (Shumilov V.M. Fenomen prava VTO i zakonodatel'stvo Rossii // Sovremennyj jurist. 2013. N 2(3). S. 88 - 106 [Jelektronnyj resurs]. Jelektron. dan.).
Cottier T., Oesch M. International Trade Regulation: Law and Policy in the WTO, the European Union and Switzerland: Cases, Materials and Comments. Staempfli Publishers, 2005. 1072 p.
Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.). [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/2541158/ (Marrakeshskoe soglashenie ob uchrezhdenii Vsemirnoj torgovoj organizacii (Marrakesh, 15 aprelja 1994 g.). [Jelektronnyj resurs]).
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант". http://base.garant.ru/2541542/ (General'noe soglashenie po torgovle uslugami (GATS), (VTO, Uragvajskij raund mnogostoronnih torgovyh peregovorov, 15 aprelja 1994 g.). [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Garant").
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант". http://base.garant.ru/4059989/ (Soglashenie po torgovym aspektam prav intellektual'noj sobstvennosti (TRIPS) (VTO, Uragvajskij raund mnogostoronnih torgovyh peregovorov, 15 aprelja 1994 g.). [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Garant").
Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/legal_e.htm (дата обращения: 10.02.2015) (Soglashenie po torgovym aspektam inostrannyh investicij. Oficial'nyj sajt VTO. [Jelektronnyj resurs]).
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант". http://base.garant.ru/4059953/ (Soglashenie po primeneniju sanitarnyh i fitosanitarnyh mer (VTO, Uragvajskij raund mnogostoronnih torgovyh peregovorov, 15 aprelja 1994 g.). [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Garant").
Соглашение по техническим барьерам в торговле (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант". http://base.garant.ru/4059957/ (Soglashenie po tehnicheskim bar'eram v torgovle (VTO, Uragvajskij raund mnogostoronnih torgovyh peregovorov, 15 aprelja 1994 g.). [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Garant").
Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/legal_e.htm (дата обращения: 10.02.2015) (Oficial'nyj sajt VTO. [Jelektronnyj resurs]).
Lamy P. Managing Global Security: the Strategic Importance of Global Trade. Speech to the International Institute for Strategic Studies, Geneva. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/news_e/sppl_e/sppl66_e.htm (дата обращения: 10.02.2015).
|