В статье затронуты основные вопросы правового регулирования деятельности субъектов среднего предпринимательства. Раскрывается понятие "субъекты среднего предпринимательства" и обобщаются критерии отнесения к ним. Рассматривается вопрос подтверждения статуса таких субъектов. Излагаются цели создания единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки. Проанализированы основные принципы, цели и меры государственной политики в области развития среднего предпринимательства. В работе рассмотрено понятие поддержки субъектов среднего предпринимательства и принципы такой поддержки. Автор предлагает внести некоторые изменения в действующее законодательство о малом и среднем предпринимательстве.
Ключевые слова: субъекты среднего предпринимательства, поддержка субъектов МСП, реестр субъектов МСП.
Legal regulation of mediumsized businesses
A.Ju. Prohorskaya
The article addresses the principal issues of medium-sized businesses regulation. It defines the "medium-sized business" and the criteria of qualifying as such, and discusses how this status can be confirmed. It clarifies the purposes of creating a single SME register and a register of supporteligible SMEs. The work reviews the key principles, objectives and measures of the government policy for medium-sized business development. It explains the idea of support to medium-sized businesses and the principles of such support. The author proposes some amendments to the applicable SME laws.
Key words: medium-sized business entities, support of MSE, MSE registry.
Развитие среднего предпринимательства является необходимым условием для успешного становления экономики страны. Оно играет значительную роль при решении наиболее острых экономических и социальных задач. Не требуя значительных затрат со стороны государства, средний бизнес стабилизирует социальную ситуацию в стране, решая проблемы, связанные с занятостью населения.
Среднее предпринимательство решает вопросы экономического роста и перехода к инновационному развитию. Благодаря таким субъектам бизнеса сглаживается проблема, связанная с восстановлением после кризисных явлений. С одной стороны, они довольно мобильны по сравнению с крупным бизнесом и готовы подстраиваться под изменения экономики, но с другой - достаточно устойчивы в сравнении с малыми предприятиями.
Среднее предпринимательство помогает развитию здоровой конкуренции, расширению ассортимента продукции, повышению качества товаров. Также необходимо отметить, что средний бизнес является основным налогоплательщиком.
Вместе с тем вклад среднего бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве развитых стран. Кроме того, положение средних предприятий в нынешних условиях не улучшается, а, скорее, ухудшается. В последние годы видно уменьшение количества таких организаций. По данным Росстата, в 2010 году всего было зарегистрировано 25170 средних предприятий, в 2012 году - 13767, а в 2014 году - 13691 <1>.
--------------------------------
<1> Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. М., 2015. С. 11.
Значительную роль в становлении и развитии субъектов среднего предпринимательства играет государство. В связи с этим и возникла необходимость осветить вопрос правового регулирования субъектов среднего предпринимательства.
Понятие среднего предпринимательства и его критерии
Упоминание среднего предпринимательства в законодательстве появилось относительно недавно, только с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <2> (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве или Закон об МСП). Легальное определение неразрывно связано с малым предприятием и закреплено в статье 3 рассматриваемого Закона. Под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Критерии отнесения к среднему предприятию установлены в статье 4 рассматриваемого Закона. Обобщенно выделяют следующие:
--------------------------------
<2> Собрание законодательства РФ. N 31. Ст. 4006.
1) критерий юридической принадлежности к определенной организационно-правовой форме;
2) критерий независимости;
3) критерий численности работников;
4) критерий доходности;
5) критерий легитимации.
Как уже указывалось автором <3>, данное определение обобщает только количественные показатели и не берет в расчет качественные критерии. Такой подход, на наш взгляд, носит формальный характер и не учитывает организации, которые, по сути, являются средними, но по установленным критериям не попадают в ряд таковых. Использование качественных показателей позволяет учитывать специфику развития среднего предприятия. Но необходимо учитывать, что использование такого приема в нормативном правовом акте является недостаточным, так как позволяет применять субъективный подход к определению размера предприятия. Таким образом, исключать количественные показатели из Закона считается нецелесообразным, но возможно дополнить их качественными критериями для отражения реальной категории предприятия.
--------------------------------
<3> См., например: Прохорская А.Ю. Критерии дифференциации понятий малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2016. N 7. С. 14 - 18.
Также для уточнения понятия среднего предпринимательства автор предлагает ввести дифференциацию численности работников в зависимости от отрасли промышленности, в которой осуществляет свою деятельность субъект среднего предпринимательства. Полагаем, что для ряда отраслей, таких как промышленность, строительство, сельское хозяйство, научно-техническая сфера, среднесписочная численность работников должна утверждаться Правительством Российской Федерации.
Реестры субъектов среднего предпринимательства
На сегодняшний день законодательство не предусматривает отдельной процедуры регистрации в качестве субъектов среднего предпринимательства <4>. Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих установленным законам условиям, вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведется с 1 августа 2016 года федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Информация из реестра может быть использована в целях подтверждения принадлежности хозяйствующих субъектов к категории субъектов среднего предпринимательства, поиска контрагентов, проработки дополнительных мер поддержки среднего предпринимательства. Реестр формируется автоматически - на основе тех данных, которые поступают в ФНС России в рамках предоставления предпринимателями налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с предоставлением дополнительных документов. Сведения, которые находятся в данном реестре, закреплены в пункте 3 статьи 4.1 Закона о малом и среднем предпринимательстве. Внесение информации и ее исключение из указанного реестра осуществляются Федеральной налоговой службой на основании:
--------------------------------
<4> Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. N 12. С. 8.
- сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (или индивидуальных предпринимателей);
- представленных данных за прошедший календарный год о среднесписочной численности работников, о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности, и данных, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов;
- информации, представленной лицами, определенными пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <5> (поставщики);
--------------------------------
<5> Собрание законодательства РФ. N 1 (часть I). Ст. 28.
- сведений, представленных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Также существуют реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки. Их ведут органы исполнительной власти всех уровней, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП); корпорация развития МСП и ее дочерние общества; организации, образующие инфраструктуру поддержки таких субъектов. Включение юридического лица в такой перечень подтверждает факт предоставления государственной или муниципальной поддержки субъекту среднего предпринимательства. Его цель - обеспечить персонифицированный учет государственной поддержки, оказанной органами исполнительной власти по линии малого и среднего предпринимательства. Реестр содержит полные сведения о том, кому, в каком объеме и на каком основании была оказана помощь. Исчерпывающие данные содержатся в пункте 2 статьи 8 Закона о поддержке малого и среднего предпринимательства.
Ведение всех указанных реестров направлено на систематизацию информации о субъектах среднего предпринимательства, ее консолидацию, следовательно, повышение доступности поддержки таких субъектов.
Основные принципы, цели и меры государственной политики
в области развития среднего предпринимательства
Государственная политика в области развития среднего предпринимательства в Российской Федерации направлена на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Законом о малом и среднем предпринимательстве. Рассмотрение основных целей государственной политики предполагает анализ положений российского законодательства в области развития среднего предпринимательства и эффективности направлений государственной политики.
Основными целями государственной политики в области развития среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития таких субъектов;
3) обеспечение конкурентоспособности;
4) оказание содействия в продвижении товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Рассмотрим некоторые из перечисленных целей подробнее.
Первая цель сформулирована как "развитие субъектов среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации". Полагаем, в данный пункт необходимо внести изменения по причине несоответствия правилам формальной логики: недопустимо определять одну цель через другую. Представляется, что цель государства должна состоять в обучении субъектов среднего предпринимательства правилам ведения хозяйственной деятельности в условиях добросовестной конкуренции.
Далее хотелось бы остановиться на такой цели, как обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства. Возможность предпринимателя конкурировать зависит от привлекательности товара и методов деятельности предприятия. С экономической точки зрения, понятие "конкуренция" сводится к процессу соперничества предприятий за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей доходности <6>. Полагаем, что предприниматель должен самостоятельно заботиться о повышении заинтересованности потребителя к своему товару и использовать необходимые механизмы для реализации поставленной цели. Тогда как главная задача государства заключается в обеспечении единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защите конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
--------------------------------
<6> Наумова О.Н. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг // Вектор науки ТГУ. 2012. N 1 (19). С. 164 - 165.
Закрепленная в пункте 5 рассматриваемого Закона цель по увеличению количества субъектов среднего предпринимательства, на взгляд автора, нуждается в конкретизации. Данное положение направлено на увеличение количественных показателей, что, по нашему мнению, не отражает реального положения. При существенном исправлении критериев отнесения к субъектам среднего предпринимательства может значительно измениться их количество. Хотя объективным показателем успешности мер государственной поддержки можно считать продолжительность функционирования средних предприятий и увеличение их доходности. В связи с вышесказанным, представляется возможным внести изменение в данный пункт и сформулировать цель как "устойчивое и длительное развитие субъектов среднего предпринимательства".
Особого внимания заслуживает последняя из указанных целей - увеличение доли уплаченных субъектами среднего предпринимательства налогов. Полагаем, что данная цель не совсем корректна, так как при формальном подходе к ее реализации субъекты среднего предпринимательства столкнутся с увеличением налоговой нагрузки, что негативно повлияет на реализацию всех ранее поставленных целей. Полагаем, что увеличение доли уплаченных налогов не может быть целью государственной политики в области развития субъектов среднего предпринимательства. В связи с чем предлагается исключить данный пункт из Закона об МСП.
После определения основных целей законодатель переходит к перечислению принципов государственной политики в области развития среднего предпринимательства в Российской Федерации. При их рассмотрении будем использовать определение, данное В.И. Далем, где под принципом понимается "научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают". Закон об МСП закрепляет следующие принципы:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность органов власти за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов среднего предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в области развития среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов;
4) обеспечение равного доступа субъектов среднего предпринимательства к получению поддержки.
В науке высказывалось мнение, поддерживаемое автором, что перечисленные положения, скорее, являются задачами государства, а не принципами <7>.
--------------------------------
<7> Клочкова Е.В. Правовое регулирование и статус субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Курск, 2013. С. 47.
Если рассматривать данные положения как задачи, то вызывает сомнение разграничение полномочий по поддержке между органами разного уровня. Регулирование деятельности МСП осуществляется довольно длительное время. За этот период времени была создана система государственной поддержки на всех уровнях. Оснований для изменения сложившейся системы автор не видит.
Следующая задача, связанная с введением ответственности за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП, без обозначения таких условий, по мнению автора, не может выполняться. В связи с этим мы предлагаем ввести понятие "благоприятные условия для развития субъектов МСП" или перечислить такие условия в нормативном правовом акте. При наличии конкретных положений и меры ответственности за нарушение данная задача может быть реализована.
Участие представителей субъектов среднего предпринимательства в реализации государственной политики, экспертизе проектов нормативных правовых актов, на наш взгляд, является важнейшей задачей. Но при реализации данной нормы необходимо сделать обязательными решения таких представителей. В этом случае не будут приниматься акты, ограничивающие права субъектов среднего предпринимательства.
Четвертой задачей государственной политики в области развития среднего предпринимательства является обеспечение равного доступа таких субъектов к получению поддержки. Для решения этой задачи законодатель установил механизм, который не предусматривает прямого обращения субъектов за поддержкой, а позволяет сделать это через специальную инфраструктуру. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже.
В целях реализации государственной политики в области развития среднего предпринимательства федеральными законами могут предусматриваться специальные меры поддержки таких субъектов. К ним относятся:
1) упрощенный порядок составления статистической отчетности;
2) льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
3) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
4) меры по обеспечению финансовой поддержки;
5) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов среднего предпринимательства.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые меры, закрепленные в Законе об МСП, но не распространяющие свое действие на субъекты среднего предпринимательства. Например, специальные налоговые режимы предусмотрены только для субъектов малого предпринимательства. Полагаем, что отмеченные в научной литературе проблемы, такие как: "запутанность и сложность, чрезмерное налоговое бремя, нестабильность законодателя" <8> негативно влияют не только на развитие малых предприятий, но и на стабилизацию работы вновь созданных средних.
--------------------------------
<8> Трунина В.Ф., Горбунова А.А. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса РФ и пути их решения // МНИЖ. 2015. N 4 - 2 (35). С. 59 - 61.
В связи с этим автору представляется разумным закрепить на время становления средних предприятий специальный налоговый режим, который позволит таким организациям наладить свою работу и выйти на независимое функционирование.
Также автор полагает, что для реализации закрепленной в Законе цели по обеспечению конкурентоспособности законодателю необходимо расширить субъектный состав участников государственных и муниципальных закупок путем включения в качестве поставщиков субъектов среднего предпринимательства. А также распространить данную норму не только на закупку товаров для государственных и муниципальных нужд, но и для нужд иных юридических лиц. Таким образом, предлагается внести изменения в пункте 5 статьи 7 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и изложить его в следующей редакции:
"5) особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд отдельных юридических лиц, закрепленных в законодательстве Российской Федерации".
В рассматриваемом Законе специально подчеркнуто, что могут быть установлены иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов, рассмотренных ранее.
Понятие и принципы поддержки субъектов среднего
предпринимательства
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это часть государственной социально-экономической политики, совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных мер, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Законом о малых и средних предприятиях <9>.
--------------------------------
<9> Андреев В.К. Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства как институт развития // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 2. С. 119 - 128.
Понятие "поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" закреплено в Законе об МСП и означает деятельность органов государственной и муниципальной власти, организаций, образующих инфраструктуру поддержки таких субъектов, осуществляемая в целях развития МСП в соответствии с государственными программами, а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и его дочерних обществ.
К основным принципам поддержки субъектов среднего предпринимательства относятся следующие принципы.
1. Заявительный порядок обращения за оказанием поддержки.
Данная норма предполагает обращение субъектов среднего предпринимательства за поддержкой и предоставление документов, подтверждающих их соответствие критериям отнесения к субъектам МСП. Указанное правило закреплено в части 2 статьи 14 рассматриваемого Закона. В то же время указанная норма поясняет, что не допускается требовать предоставление документов, которые находятся в распоряжении государственных органов. Автор полагает, что в связи с созданием Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и в целях повышения доступности поддержки необходимо внести изменения в данную статью и закрепить право требования только заявления о необходимости поддержки, так как соответствие критериям орган государственной власти может проверить самостоятельно.
2. Доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов среднего предпринимательства. Такой инфраструктурой является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют в качестве поставщиков для осуществления закупок товаров для обеспечения государственных нужд при реализации программ поддержки субъектов МСП.
Через элементы инфраструктуры государственная поддержка доводится до получателей. Следует отметить, что все виды поддержки в равной степени оказываются как субъектам среднего предпринимательства, так и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов среднего предпринимательства. Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства ведется единый реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, функционируют по четырем основным направлениям:
- финансовая инфраструктура;
- консультационная инфраструктура;
- имущественная инфраструктура;
- инновационно-производственная инфраструктура.
3. Равный доступ субъектов среднего предпринимательства к участию в государственных программах (подпрограммах).
Рассматриваемый принцип предполагает, с одной стороны, запрет создания каких-либо преимущественных условий в получении поддержки конкретным субъектам среднего предпринимательства, и, с другой стороны, запрет создания каких-либо препятствий в получении поддержки каким-либо конкретным субъектом МСП. Разумеется, равный доступ к получению поддержки должен быть обеспечен только тем субъектам, которые соответствуют критериям, предусмотренным федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов МСП <10>.
--------------------------------
<10> Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2008. С. 37.
4. Оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <11>.
--------------------------------
<11> Собрание законодательства РФ. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.
Автор полагает, что включение данного пункта несколько сужает понятие "основные принципы". Поддержка оказывается с соблюдением требований и иных федеральных законов. В связи с вышесказанным целесообразней, на наш взгляд, было бы изложить данный пункт в следующей редакции:
"4) оказание поддержки с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации".
5. Открытость процедур оказания поддержки.
Закрепление данного принципа обеспечивает гласность и прозрачность процедур оказания поддержки, что, в свою очередь, предотвращает злоупотребления правом, а также повышает эффективность использования бюджетных средств.
Список литературы
1. Андреев В.К. Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства как институт развития // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 2.
2. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. N 12.
3. Клочкова Е.В. Правовое регулирование и статус субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Курск, 2013.
4. Наумова О.Н. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг // Вектор науки ТГУ. 2012. N 1 (19).
5. Прохорская А.Ю. Критерии дифференциации понятий малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2016. N 7.
6. Трунина В.Ф., Горбунова А.А. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса РФ и пути их решения // МНИЖ. 2015. N 4 - 2 (35).
|