В центре внимания автора находятся риски, связанные с определением юридического значения внутренних установлений религиозных организаций Гражданским кодексом РФ (статьи 123.26 и 123.27). В статье внутренние установления рассматриваются и анализируются в качестве норм, регулирующих коммерческие отношения. Анализ произведен на примере торговых договоров, актуальных в силу их подробной регламентации внутренними установлениями отдельных религиозных организаций. Автор последовательно рассматривает такие проистекающие из внутренних установлений риски, как признание договора заключенным в противоречии с целями деятельности религиозной организации, превышение полномочий органом религиозной организации, нарушение совершаемой сделкой требований закона. В статье предложен ряд практических шагов, связанных с совершенствованием российского законодательства и толкованием существующих правовых норм.
Ключевые слова: закон, договор, внутренние установления, религиозные организации, недействительность, риски.
Legal significance of internai statutes of religious organizations in regulation of commercial relations
P.V. Sergeev
The author focuses on the risks associated with the inclusion of internal statutes of religious organizations in the Civil Code of the Russian Federation (articles 123.26 and 123.27). The article analyses the internal statutes as the rules governing commercial relations. The analysis is carried out through the example of trade agreements, urgent by virtue of their detailed regulation of internal statutes of religious organizations. The author consistently examines such risks as the recognition of a contract concluded in contradiction with the aims of activities of the religious organization, breach of the conditions of office of the agency of a religious organization, a violation of the requirements of the law to make transactions. The author proposes a number of practical measures connected with improving the Russian legislation and interpreting the applicable legal norms.
Key words: law, contract, internal regulations, religious organizations, invalidity, risks.
Постепенная реализация основных положений Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации за последние несколько лет существенно изменила Гражданский кодекс Российской Федерации (далее так же - ГК РФ). Прошло уже более двух лет с момента вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", предусматривающего очередной блок поправок, закономерно вызвавших глубокий интерес у научного сообщества. Однако в многочисленных работах, посвященных проблемам реформирования гражданского законодательства либо комментированию обновленного Кодекса, практически осталось без внимания, вероятно, одно из самых незаурядных изменений Гражданского кодекса РФ - включение в него статей 123.26 и 123.27, оперирующих таким понятием, как "внутренние установления религиозных организаций". Что скрывается под юридической конструкцией внутренние установления? Каковы правовые последствия инкорпорирования столь непривычного словосочетания в такой фундаментальный законодательный акт, как Гражданский кодекс? Как внутренние установления влияют на коммерческий оборот? В данной статье мы попытаемся ответить на эти вопросы.
В первую очередь стоит отметить, что нормативные правовые акты не дают какой-либо дефиниции внутренних установлений религиозных организаций. В теории же под внутренними установлениями обычно понимают нормы религиозного права, положения локальных актов религиозной организации [1, с. 8], обычаи, традиции и правила поведения [2, с. 567] (например, статус внутренних установлений у мусульман имеет Книга правил [3, с. 353 - 370]). Подобное понимание обнаруживается и в судебных актах (например, в Определении Конституционного Суда РФ от 11.07.2002 N 209-О, Кассационном определении Московского городского суда от 27.02.2014 N 4г/2-892/14 и др.). При этом действующее законодательство не содержит в себе каких-либо требований к форме внутренних установлений, исходя из чего можно допустить их существование как в письменной, так и в устной форме.
Если же исследовать значение включения внутренних установлений религиозных организаций в канву норм Гражданского кодекса РФ, то прежде всего необходимо обратиться к тексту самих новелл.
Статья 123.26 Гражданского кодекса РФ указывает, что "гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и Законом о свободе совести и о религиозных объединениях... Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону". Совокупное прочтение приведенных формулировок без какой-либо двусмысленности позволяет квалифицировать внутренние установления религиозных организаций в качестве норм, определяющих объем их гражданской правоспособности религиозной организации наряду с уставом. Более того, по сути, законодатель придает внутренним установлениям идентичное с уставом значение в регулировании хозяйственной деятельности религиозной организации, в то же время разграничивая их в качестве самостоятельных единиц. Ведь согласно указанной статье религиозные организации действуют в соответствии с "уставом и внутренними установлениями", и не чем иным, как "уставом религиозной организации и внутренними установлениями" определяется порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов (абзац 3 пункта 2 рассматриваемой статьи). При этом прослеживающийся в Федеральном законе от 05.05.2014 N 99-ФЗ и в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (п. 7.1.5) замысел максимально решить через положения ГК РФ вопросы участия некоммерческих организаций именно в гражданских отношениях также дает понять, что все касающееся регламентации отношений по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, то есть вопросов, выходящих за предмет гражданского законодательства, является предметом не ГК РФ, а иных законов [4, с. 66 - 74]. То есть внутренние установления как составляющая ГК РФ не должны рассматриваться в качестве регулятора какой-либо иной, кроме обусловленной нормами этого Кодекса, деятельности. О том же говорит пункт 6 статьи 50 ГК РФ, согласно которому правила ГК РФ не применяются к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности. В целом это соотносимо и с мировыми стандартами кодификации. Например, в таких зарубежных нормативных правовых актах, как Германское гражданское уложение <1> и Гражданский кодекс Франции <2> религиозные организации вообще не фигурируют в качестве субъектов со сколь-либо отличным от иных правовым статусом.
--------------------------------
<1> Германское право. Часть I. Гражданское уложение / Пер. с нем. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. 552 с.; URL: http://lawdiss.org.ua/books/519.doc.html (дата обращения: 12.11.2014).
<2> Гражданский кодекс Франции. URL: http://www.twirpx.com/file/820082/ (дата обращения: 12.08.2015).
Таким образом, рассмотрение вопроса исходя из замысла законодателя, фактического содержания закона и даже с компаративистских позиций позволяет утверждать, что включение в Гражданский кодекс РФ положений о внутренних установлениях религиозных организаций свидетельствует о придании им гражданско-правового значения, которое не ограничивается регулированием их основной деятельности (скорее, наоборот) и может оказывать влияние на любые права и обязанности религиозной организации, проистекающие из гражданского законодательства.
Что же влечет за собой для правоприменителя включение внутренних установлений в систему гражданско-правового регулирования? Попробуем ответить на этот вопрос на примере построения договорных отношений с религиозной организацией в процессе осуществления торговой деятельности, так как именно этот вид хозяйственной деятельности подвержен наиболее подробной регламентации во многих религиозных учениях, что уже доказывалось нами в более ранних исследованиях [5, с. 54 - 73].
По нашему мнению, включение в Гражданский кодекс РФ вышеобозначенных статей, прежде всего, порождает новые риски при заключении торговых договоров с религиозными организациями.
Во-первых, существует риск квалификации договора, заключенного с нарушением внутренних установлений, в качестве сделки, противоречащей целям деятельности религиозной организации. Согласно статье 173 Гражданского кодекса РФ сделка является оспоримой при ее совершении в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах. Однако необходимо различать последствия совершения таких сделок субъектами, обладающими общей и специальной правоспособностью. Религиозные организации, являясь некоммерческими, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (абзац 2 пункта 3 статьи 50 ГК РФ). На этом основании до 01.09.2013 следовало исходить из того, что сделки религиозной организации "...должны соответствовать целям деятельности этой организации, которые определены в учредительных документах. Сделки, совершенные за пределами специальной правоспособности юридического лица, ничтожны в силу статьи 168 ГК РФ" <3>. После 01.09.2013 основания для квалификации таких сделок по статье 168 Гражданского кодекса РФ не отпали, но вступившие в силу изменения предопределили вариативность последствий ее применения.
--------------------------------
<3> Определение ВАС РФ от 25.04.2012 N ВАС-5111/12 по делу N А27-3251/2010.
Итак, сделка, противоречащая целям деятельности религиозных организаций, определенным уставом, может быть признана недействительной, но не в соответствии со статьей 173, а на основании статьи 168 ГК РФ. Цели же деятельности религиозной организации, уже в силу самого закона (ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ), определяются такими абстрактными понятиями, как исповедание и распространение веры. Содержание подобных понятий применительно к практической деятельности раскрывается не иначе как через внутренние установления конкретной религиозной организации. Например, торговля мясопродуктами из свинины, осуществляемая исламской религиозной организацией, прямо противоречит цели исповедания и распространения веры в греховность такой торговли, являющейся частным проявлением исламской веры в целом, раскрываемым в сакральных текстах религиозной организации, и, соответственно, превышением пределов специальной правоспособности, так как исламское вероисповедание в любом случае является определенной уставом целью деятельности данной религиозной организации. Кроме того, необходимо учитывать, что на практике большинство исламских религиозных организаций включает в свои уставы или основы вероучения примерно следующие условия: "Мусульманская религиозная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с откровением Всевышнего Аллах "аль-Кур'ана", с "Сунной" Посланника Аллаха Мухаммеда ("да благословит его Аллах и приветствует"), с нормами Шариата..." <4>. С учетом того что приемлемость отсылочного характера положений устава подтверждается судебной практикой (например, Определением ФАС Поволжского округа от 20.11.2008 по делу N А06-2214/08), при инкорпорировании в устав подобного условия нарушение при совершении сделки любой из непротиворечащих закону норм Шариата (а они, как известно, достаточно строго регламентируют торговлю) должно влечь за собой квалификацию такой сделки как совершенной в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах. Схожие нормы содержит и устав Русской Православной Церкви: "Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения" <5>.
--------------------------------
<4> Устав мечети мусульманской религиозной организации г. Каменки. URL: http://www.islam-kamenka.ru/index/0-3 (дата обращения: 06.09.2011).
<5> Устав Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133115.html (дата обращения: 18.06.2016).
Таким образом, в контексте статьи 168 ГК РФ любое из непротиворечащих действующему законодательству внутренних установлений в силу придаваемого им Гражданским кодексом РФ статуса может рассматриваться в зависимости от конкретных условий как отсылочное положение устава или как норма, определяющая его содержание, и являться причиной признания договора недействительным.
Во-вторых, возрастает риск признания сделки недействительной в соответствии со статьей 174 Гражданского кодекса РФ. В силу указанной статьи полномочия органа, действующего от имени юридического лица без доверенности, на совершение сделки могут быть ограничены любыми регулирующими деятельность юридического лица документами и данные ограничения могут повлечь недействительность сделки, при условии что другая сторона сделки знала или должна была знать об этих ограничениях. Не вызывает сомнений, что к числу таких документов относятся и документы, содержащие внутренние установления религиозных организаций (например, Кодекс канонического права Римской Католической Церкви, каноном 638 которого определено: "Для действительности отчуждения и любой сделки, которые могут привести к ухудшению имущественного положения юридического лица, требуется письменное разрешение правомочного настоятеля и согласие его совета" <6>. Более того, на определение внутренними установлениями порядка осуществления полномочий органа управления учредителем религиозной организации прямо указывает пункт 3 статьи 123.27 ГК РФ. Таким образом, совершение от лица религиозной организации сделки в противоречии с документально закрепленными внутренними установлениями религиозной организации, ограничивающими полномочия на ее совершение, порождает риск признания такой сделки недействительной. При этом вопрос о том, знал или не знал контрагент о наличии ограничений в полномочиях, осложняется тем, что многие религиозные нормы являются общеизвестными, многократно опубликованными, цитируемыми средствами массовой информации, а сама принадлежность к определенной конфессии предполагает знание ее вероучения. Например, лица, исповедующие ислам, должны по умолчанию исходить из того, что всякому, кто имеет связь с торговлей, необходимо знать обязательные составные части (арканы) и условия (шуруты) торговой деятельности [6, с. 12].
--------------------------------
<6> Кодекс канонического права // Официальный сайт Ватикана. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.vatican.va/archive/codiuris-canonici/russian/codex-iuris-canonici_russian.pdf (дата обращения: 11.12.2014).
В качестве выхода из этой ситуации можно предложить внесение изменений в действующее законодательство по аналогии со статьей 18 Закона Италии от 20 мая 1985 г. N 222 "Положения о церковных учреждениях и имуществе в Италии и о содержании католических священнослужителей, работающих в епархиях", в соответствии с которой не влечет юридических последствий, связанных с недействительностью сделки с религиозной организацией, ограничение полномочий представителя или органа религиозной организации для третьих лиц, которые не могли знать об этих ограничениях, если они не вытекают из Кодекса канонического права или реестра юридических лиц, в который должны вноситься сведения о полномочиях органов и представителей религиозных организаций <7>. Замена в приведенной конструкции Кодекса канонического права основами вероучения (их обязательное предоставление в регистрирующий орган предусмотрено пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях") позволит конкретизировать источники информации о полномочиях лиц, действующих от имени религиозных организаций, что будет способствовать соблюдению интересов как сообщества верующих, так и контрагентов религиозных организаций.
--------------------------------
<7> Legge 20 maggio 1985, n. 222. Disposizioni sugli enti e beni ecclesiastici in Italia e per il sostentamento del clero cattolico in servizio nelle di cesi. URL: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:1985-05-20;222 (дата обращения: 18.04.2014).
В-третьих, договор с религиозной организацией может быть признан недействительным даже при его несоответствии внутренним установлениям, не связанным с целями деятельности, определенными учредительными документами организации, или полномочиями подписанта. Формулировка статьи 123.26 Гражданского кодекса РФ в целом сопоставима с формулировкой статьи 15 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях": и та и другая сводятся к утверждению, что религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями. Ключевое слово в данном случае "действуют". В силу ст. 153 ГК РФ действие юридического лица, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, является сделкой. Таким образом, сделки, являясь действиями религиозных организаций, и собственно договоры также должны совершаться в соответствии с внутренними установлениями в силу прямого указания сразу двух федеральных законов. Несоблюдение данного требования закона может быть квалифицировано как совершение сделки с нарушением требований закона по все той же статье 168 Гражданского кодекса РФ.
На наш взгляд, последний из перечисленных рисков имел место и до включения рассматриваемых изменений в Гражданский кодекс РФ в силу наличия аналогичного положения в статье 15 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Правовой принцип, согласно которому специальная правовая норма, регулирующая конкретное правоотношение, имеет приоритет в юридической силе перед общей правовой нормой, требует признать, что регулирование коммерческой деятельности религиозных организаций осуществляется нормами гражданского законодательства (в данном случае - это общие правовые нормы) только в той части, которая не урегулирована "специальными нормами, то есть нормами законодательства о религиозных объединениях и признаваемыми государством внутренними установлениями" <8>. В качестве примера из зарубежной практики разрешения схожих вопросов можно привести Постановление ЕСПЧ от 31.01.2012 по делу "Союз "Добрый пастырь" (Sindicatul "Pastorul cel Bun") против Румынии" (жалоба N 2330/09). Суть рассматривавшегося дела сводилась к тому, что в июле 2008 года, румынский окружной суд отклонил требование созданного членами религиозной организации профессионального союза о признании его правосубъектности и включении в реестр профсоюзов. Национальный суд признал недопустимым осуществление юридически значимого действия вопреки внутренним установлениям церкви. Однако Европейский суд данную позицию не поддержал, сославшись среди прочего на то, что суд не рассматривал вопрос о том, соответствовали ли церковные правила, запрещающие членство в профсоюзе, национальным и международным нормам о праве работников вступать в профсоюз. Таким образом, хотя Европейский суд и признал решение национального суда неправильным, он все же косвенно подтвердил, что непротиворечащие светским законам внутренние установления религиозных организаций могут ограничивать право на совершение религиозной организацией тех или иных юридически значимых действий.
--------------------------------
<8> Понкин И.В. О наличии правовых оснований для направления дела "Профсоюз "Добрый пастырь" против Румынии" (жалоба N 2330/09) на рассмотрение Большой Палаты Европейского суда по правам человека (выступление). URL: http://www.strasbourg-reor.org/?topicid=915 (дата обращения: 18.08.2015).
В связи с объективным наличием обозначенных рисков перед современной доктриной встает целый ряд вопросов, первым из которых является обоснованность самого наличия в Гражданском кодексе РФ статей 123.26 и 123.27 в действующей редакции с учетом всех pro et contra. Вопрос этот весьма неоднозначен и попытка его разрешения с большой долей вероятности приведет к столкновению диаметрально противоположных точек зрения. Так, например, в Законе РСФСР "О свободе вероисповеданий" подобные нормы отсутствовали, при этом Резолюцией ПАСЕ от 22.06.2005 N 1455 "О выполнении обязанностей и обязательств Российской Федерацией" данный Закон был признан самым прогрессивным законом о свободе совести за всю историю России. С другой стороны, наличие вышеобозначенных норм способствует более серьезному подходу к оформлению коммерческих отношений с религиозными организациями, обязательному учету их внутренних установлений, осуществлению взаимовыгодной коммерческой деятельности без угрозы для традиционного уклада религиозной организации. Несомненно, что несоблюдение в процессе осуществления хозяйственной деятельности религиозной организацией основополагающих вероучительных установлений будет нарушать интересы верующих. Можно сказать, что отказ от обязательного учета в хозяйственной деятельности внутренних установлений религиозных организаций не соответствовал бы самой природе социальных обязательств государства, так как не обеспечивал бы защищенность граждан от возникновения ситуаций, когда государство предоставляет гарантии правовой защиты требований религиозной организации, вытекающих из соглашений, предмет которых самым кощунственным образом противоречит проповедуемому вероучению (например, соглашение, по которому организация свидетелей Иеговы является распространителем материалов, пропагандирующих гемотрансфузию). Вместе с тем, рассматривая вопрос об актуальности сохранения санкционированного государством дуализма регулирования деятельности религиозной организации, нельзя не отметить, что существующая в настоящее время редакция статьи 15 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статьи 123.26 Гражданского кодекса РФ неизбежно порождает для правоприменителей некоторые трудности в оформлении торговых связей с религиозными организациями, связанные с определением установлений, имеющих значение в гражданских правоотношениях, толкованием и применением религиозных норм, и требует значительной конкретизации.
Все вышеизложенное требует от современной юридической науки более глубокого исследования внутренних установлений религиозных организаций, включающего в себя не только их анализ в качестве самостоятельной категории, но и системное изучение их регулирующего воздействия в целях нахождения способов минимизации связанных с ним рисков.
Список литературы
1. Черняева Д.В. Регулирование труда работников религиозных организаций в РФ: проблемы решенные и нерешенные // Трудовое право. 2003. N 6.
2. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Е.Н. Сидоренко. М., 2004. 752 с.
3. Яворчук Н.Н. Трудовой договор с религиозной организацией // Российский ежегодник трудового права. 2007. N 3.
4. Денисов С.А. Некоммерческие корпорации в проекте новой редакции ГК РФ // Вестник гражданского права. 2012. N 4.
5. Сергеев П.В. Коммерческая деятельность религиозных организаций // Коммерческое право. 2012. N 2.
6. Гаджиев М.П. Основы торговой деятельности. Махачкала, 2008. 96 с.
|