В настоящей статье раскрывается понятие многостороннего банка развития, проводится классификация их видов, определяется место таких банков развития в праве.
Ключевые слова: многосторонние банки развития, региональные банки развития, правовое регулирование инвестиций, международные финансовые организации.
Multilateral development banks: the concept, features and types
S.V. Kuznetsov
В настоящее время активно растет число многосторонних банков развития, которые становятся инструментами перераспределения экономического влияния в мире. Только последние инициативы создания в 2014 г. Нового банка развития по итогам VI саммита БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в 2015 г. как реализации инициативы Китая ярко демонстрирует указанные тенденции.
Генезис многосторонних банков развития
Истоки регулирования многосторонних экономических отношений между государствами предпринимались еще на ранних стадиях становления мирового капиталистического хозяйства, когда возникла потребность в общих правилах международной торговли и осуществления валютных операций. В начале XX века были основаны отдельные международные организации: Лига наций в 1919 г., в функции которой входило информирование об экономическом положении стран-членов и создание условий для широкого обсуждения актуальных экономических проблем, Банк международных расчетов в 1929 г., задача которого заключалась в регулировании международной кредитной сферы и взаимных расчетов промышленных стран <1>. С середины XX века на стыке гуманитарных наук начала свое формирование наука о мировом развитии - девелопменталистика, в рамках которой разрабатывались актуальные концепции развития в глобальной парадигме <2>, находившая свое воплощение на практике. Мир был условно разделен на развитые и развивающиеся страны, и первые должны были взять на себя ответственность за помощь вторым, что было необходимо в интересах всего человечества. Было решено, что такая помощь может быть оказана через многосторонние банки развития, которые были признаны важными субъектами девелопменталистики и необходимыми инструментами реализации глобальных задач современности, среди которых борьба с бедностью, обеспечение безопасности человечества, содействие экологическому благополучию Земли и др. <3>.
--------------------------------
<1> См.: Стренина М.А. Международные финансовые институты и их взаимодействие с Россией: Учеб. пособие. М., 1998. 98 с.
<2> См.: Содействие международному развитию: Курс лекций / Под редакцией В.И. Бартенева и Е.Н. Глазуновой. 2012. 408 с.
<3> Jannik Lindbaek, Guy Pfeffermann and Neil Gregory The evolving role of multilateral development banks: History and prospects // http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.195.4112&rep=rep1&type=pdf.
История многосторонних банков развития началась с момента создания Всемирного банка в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Его первоначальной целью стала реконструкция разрушенной во время Второй мировой войны инфраструктуры ее участников, однако после завершения послевоенного восстановления Всемирный банк занялся предоставлением финансовой помощи развивающимся странам <4>. Наряду с ним с аналогичной целью были созданы три первых региональных банка развития: Межамериканский банк развития (далее - МАБР) в 1959 году, Африканский банк развития (далее - АфБР) в 1964 году и Азиатский банк развития (далее - АзБР) в 1966 году для содействия развитию стран в своих регионах. То есть крупнейшие многосторонние банки развития были основаны в 60-х годах XX в., что было обусловлено развитием регионального сотрудничества и интеграции, повышением роли развивающихся стран, их борьбой за новый экономический порядок, необходимостью учитывать специфику региональных социально-экономических проблем, потребностью в капиталовложениях <5>. Региональные интеграционные группировки использовали многосторонние банки развития для углубления межгосударственного сотрудничества, конвергенции экономик, развития экспортно-ориентированных производств. По такому принципу были учреждены субрегиональные банки развития, например, Карибский банк развития в 1969 году, Центрально-Американский банк экономической интеграции в 1960 году, Европейский инвестиционный банк в 1957 году <6>. Со временем архитектура многосторонней помощи, в которой ранее доминировали многосторонние банки развития, усложняется и эволюционирует: появляются специализированные фонды развития <7>, агентства развития, экспортно-импортные банки, долговые агентства, финансовые корпорации, суверенные фонды, которые выполняют похожие функции.
--------------------------------
<4> См.: Международные институты в глобальной архитектуре содействия развитию: Учеб.-темат. пособие / Ю.К. Зайцев, О.В. Перфильева, М.Р. Рахмангулов и др.; отв. ред. М.В. Ларионова. М., 2010. 212 с.
<5> См.: Ковалев М.М., Румас С.Н. Банки развития: новая роль в XXI веке: Монография. Минск: Изд. центр БГУ, 2016. 151 с.
<6> См.: Абалкина А. Роль многосторонних банков развития в содействии экономической интеграции // https://mpra.ub.uni-muenchen.de/49967/1/MPRA_paper_49967.pdf.
<7> Johannes F. Linn Realizing the Potential of the Multilateral Development Banks // http://www.brookings.edu/research/articles/2013/09/multilateral-development-banks-linn.
Понятие многостороннего банка развития
П.М. Спивачевским предложено определение многостороннего банка развития как межгосударственной банковской организации, капитал которой сформирован государствами-участниками на многосторонней основе, выполняющей функции коллективного инвестиционного института интеграционной группировки <8>. Приведенное определение представляется спорным. Так, является дискуссионным понимание многостороннего банка развития в качестве банковской организации, а также в качестве коллективного инвестиционного института. Все же более обоснованным и корректным представляется предложенное в зарубежной литературе определение банков развития как специализированных финансовых институтов, обеспечивающих долгосрочное финансирование таких проектов, которые создают значительные позитивные внешние эффекты (экономические и социальные), но при этом не могут быть полностью профинансированы частным инвестором <9>.
--------------------------------
<8> См.: Спивачевский П.М. Банки развития и их роль в формировании единого евразийского экономического пространства: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2012. 17 с.
<9> Panizza Ugo, Eduardo Levy Yeyati, Alejandro Micco ("Should the Government be in the Banking Business? The Role of State-Owned and Development Banks" Working Papers 1014, Inter-American Development Bank, Research Department, 2004. (Цитата по: Солнцев О.Г., Хромов М.Ю., Волков Р.Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта // http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2009/2/01).
Банк развития является финансовым институтом развития, что является более общим понятием и включает в себя также фонды развития, финансовые программы помощи, агентства развития и др. В зарубежной доктрине международные финансовые институты развития понимаются как наднациональные субъекты международного права, созданные на основе договоров стран-участниц, для поддержания экономического и социального развития региона <10>. Е.С. Сазонова международные финансовые институты развития определяет как инвестиционно-кредитные институты, основным направлением деятельности которых является некоммерческое кредитование инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, с преимущественным участием государственного капитала <11>.
--------------------------------
<10> Japan Credit Rating Agency, Ltd. Multilateral Development Banks.
<11> См.: Сазонова Е.С. Институты развития как инструмент государственной инвестиционной политики: общая характеристика и особенности правового регулирования // Предпринимательское право. 2013. N 4. С. 51 - 55.
Российский законодатель практически не оперирует термином "финансовый институт развития", вместо которого в отношении многосторонних банков развития используются термины: "международная финансовая организация" <12>, "международная валютно-финансовая организация" <13>, а также "международные организации развития".
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 12.07.1999. N 28. Ст. 3493; Постановление Правительства РФ от 28.01.2005 N 43 "О порядке работы с проектами, реализуемыми Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций" // Собрание законодательства РФ. 07.02.2005. N 6. Ст. 458.
<13> Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. 15.07.2002. N 28. Ст. 2790.
Полагаем необходимым выделить признаки многосторонних банков развития, которые отличают их от сходных институтов развития.
Во-первых, стоит отметить учредительный характер такого банка, который предполагает наличие действующего международного соглашения между государствами-членами (например, Соглашения о Новом банке развития от 15 июля 2014 г. (г. Форталеза, Бразилия)). Данный документ определяет правовой статус многостороннего банка развития, его основные функции и доступные ему правовые средства. У банка может быть также устав, наличие которого, однако, не является обязательным. Для того чтобы имплементировать учредительный договор в правовую систему Российской Федерации, необходимо его ратифицировать и принять соответствующий закон. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 29-ФЗ "О ратификации Соглашения о Новом банке развития" <14>.
--------------------------------
<14> Собрание законодательства РФ. 9.03.2015. N 10. Ст. 1399.
Вторым признаком является постоянный характер деятельности, который подтверждается наличием постоянно действующего исполнительного органа, так как именно он выступает от имени организации в отношениях с контрагентами. Для каждого многостороннего банка развития установлен свой порядок избрания такого исполнительного органа, чтобы соблюсти баланс интересов государств-участников таких банков. Так, например, постоянно действующим исполнительным органом Азиатского банка инфраструктурных инвестиций является Президент, который выбирается "супербольшинством" <15> голосов стран-участников банка (ст. 29 Статей соглашения о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций).
--------------------------------
<15> Согласно ст. 28 Статей соглашения о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, супербольшинство голосов определяется как голоса двух третей от общего числа управляющих, представляющих не менее трех четвертей от общего количества голосов участников.
Третьим признаком является управление, построенное по корпоративному принципу, так как государства участвуют в банках развития на основе членства, оплатив свою долю в капитале банка и внеся членские взносы. Государства-члены соответствующим образом формируют органы управления, которые призваны представлять интересы каждой страны с учетом баланса интересов всех стран-участниц банка. Порядок выбора коллегиальных органов определяется для каждого многостороннего банка развития отдельно его участниками в учредительном договоре или уставе.
Четвертый признак состоит в том, что на территории каждого государства-члена многосторонний банк развития обладает полной правосубъектностью и имеет право на заключение договоров, приобретение недвижимого и движимого имущества и распоряжения им. При этом банк развития имеет целевую правоспособность, которая устанавливается в учредительных договорах или уставах организаций и может предусматривать не только цели и направления деятельности банков, но и конкретные виды услуг, которые может предоставлять та или иная организация. Могут быть установлены и запреты. Так, банкам развития может быть запрещено привлекать средства во вклады, открывать и вести банковские счета физических лиц.
Пятый признак заключается в том, что многосторонние банки развития не принадлежат определенной юрисдикции, ввиду чего они не связаны обязательными указаниями банковского законодательства какой-либо из стран. Напротив, управление финансовыми активами банка осуществляется в соответствии с соглашениями, достигнутыми странами-учредителями при создании банка. Кроме того, для банков развития устанавливается ряд иммунитетов: имущественного, налогового, валютного, процессуального характера.
Шестой признак состоит в некоммерческом характере многосторонних банков развития. Наличие в наименовании организации термина "банк" не свидетельствует о коммерческой природе данных образований и об осуществлении деятельности в целях извлечения прибыли. Несмотря на то что международные банки развития могут осуществлять ряд банковских операций, в их числе привлечение денежных средств от стран-участниц в форме единовременных платежей при вступлении в организацию, а также регулярных членских взносов, размер которых определяется в зависимости от финансовой эффективности и стабильности государства, размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на различных финансовых площадках, выдача банковских гарантий, предоставление иных финансовых продуктов, банковские операции для банков развития выступают лишь правовыми средствами для достижения их некоммерческой цели, а именно: оказания помощи значимым проектам на условиях чуть ниже рыночных. Многосторонний банк развития не является конкурентом коммерческим банкам развития и не предоставляет кредиты там, где проект может быть реализован без привлечения финансирования со стороны многостороннего банка развития за счет "коммерческих" кредитов.
Седьмой признак гласит, что любой проект, осуществляемый международным банком развития, проходит несколько стадий оценки и должен отвечать высоким мировым стандартам в области экологии, социального и нравственного развития, что определяется в рамках установления соответствия конкретным правилам и принципам, которые принимаются самими банками. То есть принципы деятельности многосторонних банков развития являются важной основой деятельности таких институтов, которые всесторонне соблюдаются на практике. Так, многие многосторонние банки развития имеют "зеленые офисы" для гарантии осуществления проектов, как минимум не наносящих вред экологии. Исламский банк развития осуществляет свою деятельность исключительно в соответствии с принципами шариата (ст. 1 Статей соглашения об Исламском банке развития).
Некоторые исследователи в качестве дополнительного признака международных финансовых институтов развития рассматривают тесную связь с Организацией Объединенный Наций <16>. Представляется, что выделение такого признака является справедливым лишь для некоторых организаций, имеющих статус специализированных учреждений ООН, в частности к Новому банку развития могут присоединиться страны ООН.
--------------------------------
<16> См.: Купреев С.С. К вопросу о юридической природе международных финансовых организаций // Международное публичное и частное право. 2008. N 1. С. 16 - 21.
Вопрос о наднациональном характере многосторонних банков развития является в доктрине дискуссионным. Некоторые исследователи <17> исходят из того, что признаками наднациональности обладают лишь специализированные учреждения ООН, поскольку они носят универсальный характер и способны оказывать регулирующее воздействие на поведение стран-участниц. Другие исследователи <18> считают, что наднациональность - черта, присущая всем без исключения международным финансовым институтам развития. Третья группа исследователей <19> приходит к выводу о том, что международные банки развития, получающие свою правоспособность в результате соглашения государств и действующие в соответствии с проявлением воли последних, не могут иметь приоритета над суверенными правами своих членов. Мы полагаем, что многосторонний банк развития - это наднациональная финансовая организация.
--------------------------------
<17> См.: Там же.
<18> См.: Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1998. С. 74; Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 1999. С. 41 - 42; Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). М.: ОМЕГА-Л, 2006. С. 21 - 31.
<19> См.: Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2004. С. 344 - 345.
Виды многосторонних банков развития
Многосторонние банки развития можно классифицировать по различным основаниям. По региональному признаку их можно разделить на международные банки развития, межрегиональные, региональные и субрегиональные банки развития.
К международным банкам развития относятся банки, входящие в группу Всемирного банка, деятельность которых направлена на решение глобальных проблем современности. К международным банкам развития можно также отнести амбициозный проект Китая - Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, созданный в 2015 году.
Межрегиональные банки развития обычно преследуют цели политико-экономического характера и объединяют страны для участия не по региональному, а по идеологическому принципу. В частности, к межрегиональным банкам развития можно отнести Новый банк развития, созданный в 2014 году, в который входят страны - члены БРИКС, Международный инвестиционный банк, созданный в 1970 году с целью объединения стран бывшего социалистического лагеря, и др.
П.В. Кучерявый обосновывает роль региональных банков развития как наиболее значимого в настоящее время источника финансирования инвестиционных проектов в развивающихся странах по сравнению с иными действующими в этих странах международными финансовыми организациями <20>. И.В. Рыбалкина выделяет новый вектор деятельности региональных банков развития в условиях глобализации, состоящий в стимулировании субрегионального сотрудничества и интеграции <21>. К региональным банкам развития относятся АфБР, АзБР, МАБР, Европейский банк реконструкции и развития и др.
--------------------------------
<20> См.: Кучерявый П.В. Региональные (субрегиональные) банки развития в мировой экономике: критерии оценки их инвестиционной деятельности: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2012. 23 с.
<21> См.: Рыбалкина И.В. Азиатский банк развития и экономика стран региона: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2012. 26 с.
Формирование субрегиональных многосторонних банков развития происходит на основе осознания потребностей в дополнительных финансовых ресурсах для ускорения экономического роста и углубления интеграции стран <22>. Необходимость создания субрегиональных институтов возникает там, где региональные банки не в полной мере выполняют свои задачи, или когда объем финансирования региональных банков не позволяет удовлетворить потребность стран региона в инвестициях для осуществления крупномасштабных проектов. Важным фактором появления субрегиональных институтов развития может служить наличие многосторонних субрегиональных организаций, которые нуждаются в дополнительных инструментах финансирования для реализации своих задач. Субрегиональные институты развития действуют прежде всего в интересах интеграционных объединений, преследуют цели углубления торгово-экономического и иного межгосударственного сотрудничества стран субрегиона и отдают предпочтение реализации проектов субрегионального значения перед финансированием национальных инвестиционных проектов стран, входящих в такой субрегион. Основными направлениями деятельности субрегиональных банков развития являются: инфраструктура, сельское хозяйство, энергетика, защита окружающей среды. К субрегиональным банкам развития относятся, например: Черноморский банк торговли и развития, Карибский банк развития, Восточно-африканский банк развития, Западно-африканский банк развития и др.
--------------------------------
<22> См.: Ощепкова О.С. Становление субрегиональных финансово-кредитных институтов на примере Черноморского банка торговли и развития: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. 170 с.
Альтернативной классификацией многосторонних банков развития является классификация по типу и целям участников.
Так, выделяются банки развития, ориентированные на стран-доноров, в которых среди значительного числа участников представлены экономически благополучные страны, не нуждающиеся в финансовой помощи, выступающие донорами банка и имеющие право вето на принимаемые решения. По такому принципу выстроена работа Международного банка реконструкции и развития.
Выделяются многосторонние банки развития, ориентированные на стран-заемщиков, участниками которых выступают в основном страны-получатели помощи, в то время как страны-доноры представлены по минимуму и не обладают правом вето. По такому принципу построены многие региональные банки, например МАБР.
В третьей группе находятся многосторонние банки развития, в которых отсутствует деление на страны-получатели помощи и страны-доноры и все участники пользуются займами. Такая модель является характерной для субрегиональных финансовых институтов развития, например для Андской корпорации развития <23>, созданной в 1968 году.
--------------------------------
<23> Chris Humphrey. Altruists or Bankers? A Comparative Study of How Multilateral Development Banks React to Changing External Circumstances. London. 2009. P.
Место и роль многосторонних банков развития
в современном мире
В современном мире возрастает значение многосторонних банков развития в предоставлении глобальных и региональных общественных благ в сфере изменения климата, поддержки систем здравоохранения, предотвращения социальной фрагментации, обеспечения экономического развития и финансовой стабильности, борьбы с протекционизмом в торговле <24>, то есть происходит расширение перечня задач многосторонних банков развития. Они также выступают активными субъектами борьбы с коррупцией на глобальном и региональном уровнях <25>.
--------------------------------
<24> См.: Зайцев Ю.К. Многосторонние механизмы содействия международному развитию: Дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2013. 199 с.
<25> См.: Шугуров М.В. Многосторонние банки развития (МБР): формирование режима "перекрестного" исполнения решений о санкциях (crossdebarment regime) // Международное право и международные организации. 2013. N 3.
При этом многосторонние банки развития играют двоякую роль в мировой экономике. С одной стороны, они выступают объединяющими инструментами, попыткой решить общие важные для развития региона и общества в целом задачи. Экспертами выделены два направления влияния многосторонних банков развития на формирование единого экономического пространства: прямое влияние, оказываемое ими посредством кредитно-инвестиционной деятельности, управления специальными фондами, а также косвенное - за счет генерации мультипликативного эффекта <26>. Между тем есть и другая сторона вопроса: многосторонние банки развития всегда выступали инструментами оказания политического и экономического влияния, и в настоящее время с этой точки зрения в современном мире происходит перераспределение такого влияния. В частности, если ранее Всемирный банк не имел конкурентов как международный банк развития, то в XIX веке у него появляется конкурент - Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, который является подтверждением стремления Китая продемонстрировать изменение геополитической обстановки и заявить о себе как об основном игроке международного финансового рынка <27>. Американские эксперты расценивают создание таких новых многосторонних банков развития в качестве угрозы <28> и попытки изменить сложившуюся Бреттон-Вудскую систему.
--------------------------------
<26> См.: Спивачевский П.М. Банки развития и их роль в формировании единого евразийского экономического пространства: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2012. 17 с.
<27> The Asian Infrastructure Investment Bank A New Multilateral Financial Institution or a Vehicle for China's Geostrategic Goals // http://ec.europa.eu/epsc/pdf/publications/strategic_note_issue_1.pdf.
<28> Nelson R.M. Multilateral Development Banks: Overview and Issues for Congress // https://www.fas.org/sgp/crs/row/R41170.pdf.
Таким образом, многосторонние банки развития можно определить как некоммерческие корпоративные наднациональные кредитно-финансовые организации, деятельность которых направлена на решение общественно-значимых экономических, политических или социальных задач, которые страны-члены сочли для себя значимыми, и для реализации которых они объединили свои ресурсы путем формирования имущественной основы многостороннего банка развития в пропорции, определенной учредительным договором. Многосторонние банки развития являются инструментами экономической глобальной и региональной интеграции, с одной стороны, и инструментом перераспределения политического и экономического влияния - с другой.
Список литературы
1. Купреев С.С. К вопросу о юридической природе международных финансовых организаций // Международное публичное и частное право. 2008. N 1. С. 16 - 21.
2. Кучерявый П.В. Региональные (субрегиональные) банки развития в мировой экономике: критерии оценки их инвестиционной деятельности: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2012. 23 с.
3. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1998.
4. Сазонова Е.С. Институты развития как инструмент государственной инвестиционной политики: общая характеристика и особенности правового регулирования // Предпринимательское право. 2013. N 4. С. 51 - 55.
5. Спивачевский П.М. Банки развития и их роль в формировании единого евразийского экономического пространства: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2012. 17 с.
|