Воскресенье, 24.11.2024, 15:31
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » БУХГАЛТЕРАМ И ЮРИСТАМ » Юридическая пресса

Борсученко С. Уголовно-исполнительная система: понятие и содержание

Необходимо отметить, что в настоящее время ключевые вопросы и основные понятия уголовно-исполнительного права остались без внимания законодателя. Так, на законодательном уровне должным образом не сформулировано понятие персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, не урегулирован на уровне закона правовой статус персонала уголовно-исполнительных инспекций, нет единого нормативного правового акта, который бы регулировал службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ. В легальном определении нуждается и само понятие уголовно-исполнительной системы, так как достаточно часто в юридической литературе УИС, ФСИН и система учреждений и органов, исполняющих наказания, употребляются как синонимы.

Определение УИС и ее структура

Согласно ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" (в ред. от 20.04.2015) уголовно-исполнительная система включает в себя:

- учреждения, исполняющие наказания;

- территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации. Таким образом, деятельность субъектов, входящих в уголовно-исполнительную систему, и раскрывает ее понятие.

Под уголовно-исполнительной системой следует понимать деятельность:

- Федеральной службы исполнения наказаний;

- ее территориальных органов;

- исправительных учреждений;

- уголовно-исполнительных инспекций;

- следственных изоляторов;

- государственных унитарных предприятий исправительных учреждений;

- медицинских учреждений;

- научных и образовательных организаций;

- объединенной редакции, которая издает журналы "Преступление и наказание", "Ведомости УИС", газету "Казенный дом".

По решению Правительства РФ этот перечень могут дополнять и другие субъекты, необходимые для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Правовой статус ФСИН

Не урегулирован должным образом и правовой статус ФСИН России, возглавляющей уголовно-исполнительную систему.

Согласно п. 1 ч. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314) (в ред. от 27.11.2015 N 578) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

ФСИН России подведомственна Минюсту России.

Однако ФСИН России, наделенная определенной самостоятельностью, в структуру Минюста не входит. Минюст России осуществляет контрольные полномочия. Контрольные функции Минюста России в уголовно-исполнительной сфере определены указами Президента РФ и утвержденными Президентом РФ положениями <1>. На основании указанных актов Минюст России осуществляет функции по координации и контролю деятельности подведомственной ему ФСИН, а министр юстиции представляет доклады Президенту РФ и в Правительство РФ о состоянии дел в уголовно-исполнительной системе.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 22.06.2010); Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313) (в ред. 31.12.2015); Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314) (в ред. от 27.11.2015).

В соответствии с п. 1 ч. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России выполняет функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, однако надзорными полномочиями в уголовно-исполнительной сфере наделена исключительно Прокуратура РФ <2>. ФСИН России осуществляет ведомственный контроль.

--------------------------------

<2> Закон РФ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. ред. от 28.11.2015).

Некорректно, по нашему мнению, сформулирован п. 3 ч. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, поскольку согласно ст. 16 УИК РФ ФСИН России не входит в систему учреждений и органов, исполняющих наказания, в связи с чем исполнение уголовных наказаний не может быть отнесено к ее задачам.

Система учреждений и органов, исполняющих наказания

В настоящее время в структуру УИС входят следующие учреждения и органы, исполняющие наказания:

- уголовно-исполнительные инспекции;

- исправительные учреждения (исправительные колонии: колонии-поселения, колонии общего, строго и особого режимов, специализированные колонии особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения);

- следственные изоляторы (выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ), а также осужденных к лишению свободы на срок не свыше шести месяцев (ч. 1 ст. 74 УИК РФ)).

Остается открытым вопрос целесообразности назначения и исполнения наказаний в виде принудительных работ и ареста, а следовательно, строительства и функционирования исправительных центров (ч. 7.1 УИК РФ) и арестных домов (ч. 8 ст. 16 УИК РФ) <3>.

--------------------------------

<3> Борсученко С.А. Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы России на современном этапе // Место и роль уголовно-исполнительной системы в механизме российского государства: Материалы Межвузовской научно-практической конференции (10 марта 2011 года) / Под общ. ред. Р.А. Ромашова. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2011.

Категория: Юридическая пресса | Добавил: medline-rus (06.05.2017)
Просмотров: 430 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%